№ п/п | Наименование компонента научного аппарата | Содержание | Примеры формулировок |
Тема исследования и ее формулировка | Выбор темы исследования осуществляется с учётом: а) актуальности научной проблемы; б) научных и профессиональных интересов исследователя; в) склонностей исследователя к тому или иному типу исследований, уровня его подготовленности и профиля образования, опыта трудовой деятельности; г) научных интересов руководителя и направлений исследований научной школы, в рамках которой выполняется работа. Формулировка темы впоследствии, как правило, неоднократно уточняется вплоть до последних этапов, предшествующих представлению результатов исследования. Это естественный ход научного поиска. Сама формулировка темы должна быть проблемной, отражающей цель и предмет исследования. Например, "Формирование учебной деятельности младшего школьника: вероятностный подход". Здесь исследователь заявляет новое направление в формировании учебной деятельности. Или "Формирование этической деятельности студента - будущего педагога" - здесь исследователем выделена новая, неизученная сторона профессиональной деятельности учителя — этическая деятельность. Формулировка темы должна быть достаточно конкретной, по возможности содержать небольшое количество слов, чтобы смысл темы воспринимался на слух. | ||
Обоснование актуальности темы исследования | Выделяют несколько способов обоснования актуальности исследования: - выясняется по отдельным фактам состояние вопроса на практике и определяется тема; - анализируются данные специального обследования, выполненного самим автором или другими учеными: имеем факты - из них следует то-то; - выявляются причины, порождающие какой-либо результат. Например, как скажется внедрение компьютерного обучения на развитие интеллектуальной сферы школьников? Отсюда следует актуальность темы; - анализируются тенденции развития практики, ее нужды; - обоснование идет по линии выявления потребностей развития, как практики, так и теории. Актуальность лучше доказывать по следующим четырем направлениям: во-первых, выясняется, существует ли потребность в данном исследовании у большинства людей; во-вторых, есть ли такая потребность у общества; в-третьих, рассматривается состояние практики: если есть потребность в чем-то, что необходимо выяснить, насколько удовлетворительно решается массовой практикой данный вопрос; в-четвертых, выясняется разработанность предполагаемого вопроса в теории. В сжатом изложении в разделе «Актуальность темы исследования» показывается, какие задачи стоят перед практикой обучения и воспитания и перед педагогической наукой в аспекте избранного исследователем направления в конкретных социально-экономических условиях развития общества; что по крупному счёту (в самом общем конспективном изложении) сделано предшественниками, и что осталось нераскрытым, что предстоит сделать. На этой основе формируются противоречия. Научные теории развиваются в результате раскрытия и разрешения противоречий, обнаруживающихся в предшествующих теориях или в практической деятельности людей. Различают противоречия: - внутри теории; - между теорией и практикой; - в практике обучения, воспитания, развития. | 1) на основе изучения литературы мы обнаружили, что надо восполнить такой-то пробел; 2) вскрыть, что исследовано, а что не исследовано, и сделать вывод, что необходимо вести исследование дальше, но следует видеть, нужно ли оно для совершенствования объекта; 3) рассмотреть, с каких теоретических позиций решалась наша проблема до сих пор. Приходим к выводу, что можно решить ее с иных позиций, т.е. увидеть устарелость некоторых идей и обосновать свою тему. | |
Проблема исследования | Проблема - это: а) задача, препятствие; б) вопрос, решение которого представляет интерес (теоретический и практический). «Сущность проблемы - противоречие между установленными фактами и их теоретическим осмыслением, между разными объяснениями, интерпретациями фактов. Научная проблема не выдвигается произвольно, а является результатом глубокого изучения состояния практики и научной литературы... » (Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования. - М: Изд. центр «Академия», 2003. - С. 52). В основе всякой проблемы лежит противоречие между тем, что есть, и тем, чего человек хочет добиться. "Ситуация разрыва" между целями и средствами - вот что порождает проблему. Проблема возникает там, где назревшие вопросы остаются без ответа. Проблема, как известно, - это вопрос науки, для решения которого назрели объективные возможности. Проблема - это не просто вопрос, а такой вопрос, для ответа на который в предшествующем знании нет готовых средств. Проблема есть методологический прием не только постановки вопроса, но и поисков его решения. В сфере познания сердцевину проблемы образует противоречие между знанием и незнанием, между теорией и практикой в конкретный момент. | Проблема в исследовании формулируется в виде вопроса, например,: какие условия необходимы для развития аналитических умений у будущих педагогов? какие средства обеспечат формирование профессиональной идентичности у будущих офицеров? | |
Объект исследования | Под объектом исследованияпонимается реальность, воспринимаемая через призму накопленных наукой знаний. | Объектом психолого-педагогической науки являются процессы развития, формирования свойств личности, учебно-воспитательный, управленческий процессы, процессы психолого-педагогического сопровождения развития ребенка и другие, связи, отношения, свойства явления. | |
Предмет исследования | это аспект, сторона, с которой исследователь познает объект. Один и тот же объект может изучаться с разных сторон. Предмет исследования есть не просто сторона объекта, а сторона, отражающая целостные свойства объекта, то есть изменение предмета влечет за собою изменения объекта и наоборот. Например, в процессе обучения можно выделить содержательную, процессуальную, организационную, мотивационную стороны. Естественно, изменение, допустим, процессуальной стороны (привнесение новых методов обучения, новых технологий) приведет к изменению всего процесса обучения. Предмет - это та область объекта, из которой вычерпывается новое знание, ищутся закономерности и пр. Главное назначение предмета состоит в том, чтобы выделить такую сторону объекта исследования, познание которой обеспечит совершенствование объекта в целом. Часто предмет исследования совпадает с темой исследования либо близок к нему по звучанию. | Предметом психолого-педагогического исследования, например, могут быть: прогнозирование, диагностика, мониторинг, механизмы, тенденции развития; содержание образования; формы и методы педагогической деятельности; диагностика учебно-воспитательного процесса; пути, условия, факторы совершенствования обучения и воспитания; характер психолого-педагогических требований и взаимодействия между педагогами и учащимися; особенности и тенденции развития педагогической науки и практики; педагогические взаимоотношения и др. | |
Цель исследования | это то, что в самом общем виде нужно достигнуть в итоге работы над диссертацией. В некоторых диссертационных советах принято, чтобы диссертант формулировал объект и предмет исследования после его цели. Думается, это не совсем правильно — цель деятельности можно ставить лишь на конкретном объекте, предмете. Цель исследования - это то, что намерены достигнуть в результате исследования. | а) разработка новых методик, технологий, содержания воспитания и обучения; б) определение путей, средств, условий совершенствования управления учебно-воспитательным процессом; в) определение форм и методов работы детских и молодежных организаций; г) разработка новых теоретических и практических положений, которые стимулируют развитие нового содержания, форм, методов образования; д) разработка модели педагогического явления; е) теоретическое обоснование явления и др. | |
Задачи исследования | Важным этапом исследования является конкретизация общей цели системой задач. Задача представляет собой этап, звено достижения цели. Задачи исследования — частные, относительно самостоятельные по отношению к общей цели. Научной, по определению А.И. Ракитова, считается задача, в результате решения которой происходит: - создание научной теории; - получение новых знаний в рамках существующей теории; - создание новых научных правил (быть может, метода целиком); - получение эмпирических знаний. Необходимо различать научные и ненаучные (процессуальные) задачи. Формулировки научных задач начинаются, как правило, со слов: выявить, обосновать, разработать, определить, раскрыть и т.п. Формулировки процессуальных задач начинаются со слов: проанализировать, провести, изучить, систематизировать и т.д. Процессуальные задачи носят вспомогательный характер, они необходимы, так как помогают решать научные задачи. Например, если исследователь поставил задачу изучить литературу по своей проблеме, то он, конечно, продвинется в решении этой проблемы, станет более осведомленным в каких-то вопросах, но сама наука от решения этой задачи еще не получит новых знаний. Таким образом, можно условно представить два подхода к определению задач. | I. Задачи формулируются как самостоятельно законченные этапы исследования, например: - изучить литературу по проблеме; - провести теоретический анализ проблемы; - разработать модель изучаемого явления; - экспериментально проверить эффективность данной модели. II. Задачи формулируются как решение подпроблем, например: - определить основные характеристики данного педагогического явления; - охарактеризовать процесс развития данного явления; - разработать и обосновать критерии развития явления; - выявить условия эффективности развития явления; - разработать программу, систему средств, обеспечивающих эффективность развития явления. При описании научного аппарата исследования правильнее использовать второй вариант формулировки задач. | |
Гипотеза | Функция гипотезы - служить средством разрешения противоречия теории и практики. Для исследователя "гораздо выгоднее работать с плохими гипотезами, чем вовсе без гипотез, когда неизвестно, что надо проверять" (Н.К. Кольцов). Знание существует в виде двух подсистем: знания достоверные и вероятные. К первым относятся теории, ко вторым — гипотезы. В первоначальном значении слово "гипотеза" означало недоказанное утверждение: условие, принимаемое с целью последующего доказательства. Гипотеза - это научно обоснованное предположение. Д.И. Менделеев говорил: "Гипотезы - это тот компас, которым исследователь должен руководствоваться, чтобы не заблудиться в лесу фактов и океане мысли". Задача применения гипотезы - подняться выше имеющегося в наличии уровня знаний. В гипотезе необходимо показать то, что не очевидно в объекте и предмете, что исследователь видит в нем такого, чего не видят другие. Во всяком случае, то, что и так всем очевидно, что не требует доказательства -не является гипотезой. Гипотеза - предположение, которое следует подтвердить или опровергнуть. Чтобы разработать гипотезу, необходимо теоретическое изучение проблемы, знание сути проблемы, поэтому гипотеза уточняется по ходу работы. Гипотеза выступает в роли предположительного решения проблемы, основная идея - предположительный ответ на центральный вопрос проблемы. Основная функция системы высказываний в гипотезе заключается в раскрытии, развертывании и обосновании идеи. Возможны три типа гипотез. Первый тип - описательные гипотезы, в которых описываются причины и возможные следствия. Второй тип - объяснительные: в них дается объяснение возможным следствиям из определенных причин, а также характеризуются условия, при которых эти следствия обязательно последуют, т.е. объясняется, в силу каких факторов и условий будет данное следствие. Описательные гипотезы не обладают предвидением, а объяснительные обладают таким свойством. Выделяют также прогностическую гипотезу, которая, как считают А. И. Кочетов, Н. И. Агузов и др., делают допущения о возможном позитивном развитии явления, о трудностях и опасностях, которые могут возникнуть на практике при реализации идей исследования. Процесс образования гипотезы: - открытие какого-либо явления, которое пока невозможно объяснить; - всестороннее его изучение; - формулирование гипотезы как научного предположения о причинах, связях и пр.; - определение следствий, логически вытекающих из предполагаемой причины, если бы причина уже в действительности была найдена; - проверка того, насколько следствия соответствуют фактам действительности. Чтобы иметь право именоваться научной, гипотеза должна соответствовать определенным требованиям: - принципиальная проверяемость предположений гипотезы (ее максимальная общность выводится из более широкого класса явлений); - обязательное обладание предсказательной силой; - принципиальная (логическая) простота; - преемственная связь выдвигаемой гипотезы с предшествующим знанием. Как уже говорилось, гипотеза — это предположение, истинное значение которого не очевидно, т.е. требует доказательства. Во многих же исследованиях положения раздела, который назван «гипотеза», носит совершенно очевидный характер, и, если в них вычленить суть, звучать они будут одинаково: «если хорошо учить, воспитывать, то и результаты обучения, воспитания будут хорошими». |