Несколько слов об истории римских катакомб




Истоки и образцы из других культур

Исторически христианская иконография возникает внутри мира греко-римского изобразительного искусства имперской эпохи как некий «технический язык», наделенный своими особыми функциями, движимыми религиозной целью.

От древнегреческого мира христианство наследует идеал красоты, понимаемой как суть, совершенство, мера и гармония вселенной противопоставляющейся в античном мире постоянной угрозе хаоса, нависшей над отдельным человеком, как и над всем. Идеал соразмерности, выражающийся в понятиях «золотого сечения» и «канона», сохраняется и преображается христианской культурой: например, основной мерой для изображения человека будет уже не размер его головы (то есть разума), как в греческих статуях, а размер головы вместе с нимбом, то есть святость, подобие человека Творцу
Интересное влияние оказывают так называемые «фаюмские портреты» (огромный корпус около 750 погребальных изображений, написанных в Египте в I-IV вв. н.э.). Они являются живыми, физиогномическими портретами конкретных людей, помещаясь на погребальных пеленах мумии на месте лица и заменяя, таким образом, традиционные египетские золотые маски бога Осириса.
художник; он работает либо по сырому грунту (<a tempera>), либо ждет, когда основа хорошо просохнет. На грунт он резцом наносит линии гео етризованного рисунка или, особенно с IV в., кистью - светлые контуры. Быстро набросать композицию в этих условиях нелегко. Выбор краски

неизменен; чаще всего применяются краски минерального или растительного происхождения, разведенные в воде. Колорит крайне скуден: к белому, красному и зеленому изредка добавляются голубые и черные цвета.

Другое средство экономии дорогостоящих материалов - монохромный фон (часто просто грунт), остающийся нетронутым художником.


Использование золотого фона подчеркивает, как в иконе, сакральность изображения; также техника энкаустики, характерная для них, станет традиционной для иконописи первых веков.

Несколько слов об истории римских катакомб

Нельзя забывать, что в этот период христианство еще не получило официального статуса, скорее, было под сильным подозрением, и верные Христу не только искали образы и символы, чтобы наглядно выразить свою веру, но также старались скрыть от посторонних взглядов свою религиозную принадлежность.

Катакомбы использовались как кладбища до начала V века, когда они стали просто культовыми местами, где почиталась память мучеников. В Риме существует целый подземный город: 45 гипогеев, в большинстве носящих имена древних владельцев (только пять из них открыты для посещения туристов), длиною в сотни километров.

Древние памятники христианского искусства и иконографии находятся в катакомбах или подземельях, вырытых древними христианами для погребения мертвых и отправления богослужения во времена гонений. Таких катакомб найдено доселе в разных местах очень много: в Риме и его окрестностях до 60, в Отриколи, Реньяно, Сполетто, Кьюзи, Лукке, Падуе, Брешии, Милане, Кастеллямаре, Неаполе, Мессине; в Испании — в Арконе и Эльвире; во Франции — в Арле, Отене, Клермоне и Лионе; в Кельне, в Эфесе, в Центральной Азии, в Африке, на острове Кипр, в Сирии, Фригии, Палестине, Египте и в Крыму. Общее число их простирается свыше 70, но не все они имеют одинаковую древность и, главное, одинаковую научную важность. Наиболее богаты археологическим содержанием и лучше других обследованы катакомбы римские.
Обычай погребения мертвых в катакомбах был довольно распространен в дохристианской древности как на Западе, так и на Востоке, и это положение с каждым годом все более и более подтверждается вновь открываемыми памятниками древности. Под влиянием этого дохристианского обычая явился и христианский обычай погребения в катакомбах. Ни трупосожжение, ни иные способы погребения не соответствовали характеру воззрений христиан на тело и загробную жизнь и в древнехристианской погребальной практике не применялись, как это доказывают памятники древней письменности. Но, приняв катакомбный способ погребения, древние христиане все-таки не пошли по пути рабского подражания иудеям и язычникам и внесли сюда немало отличий, по которым мы теперь можем узнавать христианские катакомбы. Не говоря пока об отличиях гробниц с надписями и символами, которые с полною очевидностью свидетельствуют об их происхождении, отметим лишь одну общую отличительную черту их устройства, вызванную основными чертами характера христианства как религии. Катакомбы дохристианские устраивались в виде отдельных камер разных форм, расположенных по склонам гор; по стенам камеры высекались гробницы в один, два или несколько рядов — один над другим. Если требовалось расширить помещение камеры, то высекали другую — над нею или под нею и соединяли их посредством лестниц; таким образом являлась камера в несколько этажей. Подобные гробницы найдены в Этрурии, на острове Мальта, близ Сиракуз, на южном берегу Сицилии и в Кирене.

Очень интересно здесь отметить отношение между языческими и христианскими циклами и их взаимное влияние: иногда сами художники, приглашенные расписывать гипогеи, не были верующими, и, кроме того, опасность открытой христианской исповеди и само отсутствие христианской изобразительной традиции побуждали постепенно создавать некий «язык для посвященных», понимаемый на разных уровнях, и до конца – только маленьким кругом христиан.

Для создания нового языка выбираются знаки (рыба, монограмма ХР, якорь, голубь, агнец, добрый пастырь), исторические сцены (Ветхого и Нового Завета) или даже мифологические образы (феникс, Геркулес, Орфей).
Рядом с изображениями часто помещаются надписи, язык которых также рассчитан на посвященных.

К числу раннехристианских символов относятся рыба, якорь, корабль, виноградная лоза, агнец, корзина с хлебами, птица-феникс и целый ряд других. Рыба является одним из наиболее ранних и широко распространенных христианских символов, имевших многообразное толкование. Кроме того, рыба воспринималась как символ крещения. Одним из древнейших символов Евхаристии является изображение рыбы со стоящей у нее на спине корзиной с хлебами и вином: это изображение находится в катакомбах Кал-листа. К числу евхаристических символов относятся два павлина, пьющие из чаши. Корабль, руль, парус и якорь были символами Церкви как спасительного Ноева ковчега. Птица-феникс служила символом воскресения и бессмертия. Образ Доброго Пастыря — юноши в пастушеской одежде с ягненком или козленком на плечах — был символом Христа. Другим важнейшим христологическим символом был агнец, нередко изображавшийся в круге или с нимбом вокруг головы. Все перечисленные символы имели языческое происхождение, однако, будучи включены в христианский обиход, они превратились в ту тайнопись, при помощи которой христиане напоминали друг другу об основных истинах веры.

На фреске в катакомбах Домициллы Орфей изображен сидящим на камне с лирой в руках; вокруг него располагаются птицы и животные (голуби, павлин, змея, лошадь, лев, овца, черепаха, заяц), слушающие его пение. Фигура Орфея вписана в восьмиугольник, по краям которого расположены сцены декоративного характера, а также сцены из библейской истории: Даниил во рву львином, Моисей, изводящий воду из скалы.
Наконец, заметное место в живописи катакомб занимают ветхозаветные и христианские сюжеты. Наиболее распространенные сюжеты из Ветхого Завета; жертвоприношение Авраама; Иона, выбрасываемый китом на берег; Даниил, окруженный львами;
Если рассматривать катакомбы как единый ансамбль, а в их настенных росписях видеть единую программу, то центральной фигурой этой программы оказывается Христос. Изображения Христа в катакомбах могут быть разделены на три категории: символические (Доброго Пастыря и т.д.); в виде молодого человека греко-римского типа, с короткими волосами и без бороды (условно назовем этот тип изображения Христа «античным»); в виде человека средних лет с бородой и удлиненными волосами (назовем этот тип «иконографическим»). «Античный» тип Христа присутствует во фресках II—IV веков, в частности в сцене беседы Христа с самарянкой из катакомб на Виа Дино Компаньи;. «Иконографический» тип встречается в целом ряде других фресок начиная с конца IV века. Наиболее ранняя из известных науке подобных фресок находится в катакомбах Коммодиллы: здесь Христос представлен с длинной бородой, длинными вьющимися волосами; Его взор устремлен не на зрителя, а в сторону. Этот тип более позднего происхождения, чем «античный»: он получает широкое распространение в послеконстантиновскую эпоху.
На фреске из катакомб Марцеллина и Петра (между IV и VI вв.) Христос представлен в виде мужчины средних лет с удлиненной клинообразной бородой, большими глазами, длинными волосами, расчесанными на прямой пробор. Спаситель восседает на троне без спинки; Его правая рука поднята в благословляющем жесте; в левой руке развернутый свиток; вокруг головы нимб; возле нимба греческие буквы А и О. (альфа и омега). Одет Он в коричневый гиматий; на Его ногах легкие сандалии; под ногами прямоугольная подставка, написанная в соответствии с правилами «обратной перспективы». По двум сторонам Христа стоят апостолы Петр и Павел в светлых римских одеждах: Петр изображен в виде пожилого человека, с седой короткой бородой и короткими волосами; Павел — лысеющий, с длинной темной клинообразной бородой; правая рука Петра указывает на Спасителя, правая рука Павла прижата к сердцу. В нижнем ряду изображены мученики Горгоний, Петр, Марцеллин и Тибуртий: все они одеты в римские тоги, лица их обращены вверх, ко Христу, правыми руками они указывают на Христа. Посередине между ними, под троном Спасителя, изображен агнец с нимбом вокруг головы, с монограммой Христа над головой и буквами Альфа и Омега внутри нимба. Композиция свидетельствует о вполне сформировавшемся иконографическом каноне.
Важное место в иконографической программе катакомб занимает образ Божией Матери с Младенцем. Наиболее древнее изображение Божией Матери (II в.) находится в катакомбах Прискиллы: здесь Она представлена сидящей, с покрытой головой, в одежде римской женщины; на Ее руках Младенец; перед Ней стоит молодой человек в одежде пророка или философа (предположительно пророк Исайя или Иосиф Обруч-ник). В сцене поклонения волхвов в катакомбах Марцеллина и Петра Дева Мария изображена в трехчетвертном обороте, без головного убора: Она восседает на троне, держа Младенца на руках; к Ней с дарами приближаются волхвы. На фреске в катакомбах Агнии Божия Матерь представлена в фас, в позе Оранты (с поднятыми вверх руками); на Ее голове пышные волосы,лишь слегка прикрытые покрывалом; на переднем плане, на уровне Ее груди, также в фас, изображен Младенец Иисус.

Наиболее близким к каноническому типу иконы Божией Матери является Ее изображение на фреске из катакомб Коммодиллы (V или VI в.): здесь Она представлена в темном одеянии, полностью закрывающем Ее голову и тело; лишь лицо, шея и руки остаются открытыми; Младенец со свитком в руке восседает у Нее на коленях; по сторонам от Нее изображены мученики Феликс и Адавкт; слева на переднем плане — вдова Коммодилла (богатая римлянка, в память которой устроен катакомбный храм).

Помимо Христа и Божией Матери, в живописи катакомб мы встречаем изображения апостолов, мучеников, пророков и святителей (римских пап). Многофигурные композиции чередуются со сценами, в которых участвуют два или три персонажа, или с одиночными портретами; изображения символического характера сочетаются с живописью вполне реалистичной; христианские сюжеты соседствуют с античными.

Моисей перед Неопалимой купиной (фигура слева); Моисей, рассекающий Чермное море (в центре); Моисей изводящий воду из скалы (фигура справа)

25 Самсон и филистимляне

26 Урок медицины или Учитель с учениками (источник иконографии Тайной вечери)
Ангел на пути Валаама
42. История воскрешения Лазаря (Иисус указывает на гробницу)

Живопись катакомб являет мир раннехристианской Церкви во всем его многообразии. Это Церковь, чья иконографическая традиция находится в процессе становления

В первые века христианской истории, несмотря на трудные внешние обстоятельства, Церковь создает целую систему символов и канонов, почерпнутых как из современных ей культур, так и из числа основных событий ветхо- и новозаветной истории спасения, которые обретут самостоятельную жизнь в иконах лишь начиная с VI века. Христианское искусство не просто изображает религиозные сюжеты, оно воплощает – с разными акцентами, продиктованными местными культурными особенностями – единую истину: нерушимое общение, установленное Богом с человеком во Христе, выражает новое достоинство человека, усыновленного Богом, и мистическое единство всех верующих во Христе.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-01-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: