СИДОРОВА У. В.
Уч.г.
РУКОВОДСТВО
По курсу
«Философия научного знания»
Уважаемые студенты магистерской формы обучения!
Для подготовки к зачету по дисциплине «Философия научного знания» вам предлагается освоить теоретический материал в виде лекционного курса и материала учебников, а также ознакомиться с первоисточниками – научными философскими текстами. На этой основе вам предстоит выполнить практические задания, по результатам которых вы сможете получить экзаменационную (зачетную) оценку, набрав сумму баллов по накопительной системе (60-100).
Баллы по видам работы
Вид выполненной работы | Количество набранных баллов | |
Анализ статей (9) (аудиторно; дистанционно) | ||
Тестирование (только аудиторно) | ||
Эссе | Текст (аудиторно; дистанционно) | |
Итоговая оценка
Суммированные баллы, полученные за все выполненные формы работы, соответствуют шкале, принятой в БРС.
Количество набранных баллов | Оценка за экзамен/зачет |
60––100 | зачтено |
Менее 60 | 2 (неудовлетворительно)/ незачтено |
ПРОГРАММА КУРСА
1. Программа курса «Философия научного знания»
Раздел I. Общие проблемы философии и методологии науки
- ПРЕДМЕТНАЯ СФЕРА ФИЛОСОФИИ НАУКИ. НАУКА В КУЛЬТУРЕ СОВРЕМЕННОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ
- ВОЗНИКНОВЕНИЕ НАУКИ И ОСНОВНЫЕ СТАДИИ ЕЕ РАЗВИТИЯ
- СТРУКТУРА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ
- ДИНАМИКА НАУКИ КАК ПРОЦЕСС ПОРОЖДЕНИЯ НОВОГО ЗНАНИЯ
- МЕТОДОЛОГИЯ НАУЧНОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
- НАУЧНЫЕ ТРАДИЦИИ И НАУЧНЫЕ РЕВОЛЮЦИИ. ТИПЫНАУЧНОЙ РАЦИОНАЛЬНОСТИ
- ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО ЭТАПА РАЗВИТИЯ НАУКИ
- СОЦИАЛЬНО-ГУМАНИТАРНЫЕ НАУКИ: СТАНОВЛЕНИЕ, ОСОБЕННОСТИ, МЕТОДОЛОГИЯ
- НАУКА КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ
Раздел II. Философско-методологические проблемы областей научного знания
1. Философско-методологические основы математики и информатики
2. Философско-методологические проблемы физики и астрономии
3. Философско-методологические проблемы наук о Земле
4. Философско-методологические проблемы экологии
5. Актуальные философские проблемы современной биологии
6. Проблемы антропогенеза
7. Философия здоровья
8. Философия техники (Философские проблемы техники и технических наук)
9. Социально-культурное бытие химических знаний
10. Философские проблемы социально-гуманитарного познания
11. Социальное и гуманитарное как методологическая проблема обществознания
12. Проблемы общей методологии социальных и гуманитарных наук
13. Философия истории (Историософия: структура предмета и дискурса)
14. Постнеклассические модели истории
15. Философия экономики
16. Философия политики: основные течения новейшей философии политики
17. Методологические проблемы политики
18. Философия образования
19. Методология исторических наук
20. Философско-методологические проблемы юриспруденции
21. Философия права
22. Философско-методологические проблемы социальной экологии
23. Типология современной художественной культуры: философско-мировоззренческие основания
24. Методологические подходы в истории науки
25. Философско-методологические проблемы современного литературоведения.
26. Современное синергетическое мировоззрение
2. Освоение материала предполагается в следующем виде:
По разделу I. Общие проблемы философии и методологии науки
· лекционного материала и материала учебников;
· материала научных статей и их устный (письменный) анализ по соответствующему плану;
· тестирования по материалу базового понятийно-категориального и общего историко-философского содержания курса философии науки.
По разделу II. Философско-методологические проблемы областей научного знания:
· Эссе (текст)
3. Формы работы, предполагающие контроль и отчетность по разделу I. Общие проблемы философии и методологии науки
Работа по статьям
· Научные статьи известных философов и исследователей посвящены проблематике философии науки в спектре, охватывающем все актуальные проблемы философско-научного знания и методологии науки в данной области.
· Работа по статьям предполагает устный (письменный) анализ-аннотацию по предложенному плану прочитанной статьи.
Статьи для семинаров-коллоквиумов
(тексты статей прилагаются, см. в отдельной папке)
План аннотаций статей для письменного анализа
Общий план (для письменного анализа) (более подробно см. в отдельной папке)
1. Блок-схема: основная идея автора, ключевые аргументы, раскрывающие основную идею, вывод автора.
2. Краткое освещение вопросов к статьям, предложенных для устного обсуждения.
3. Ключевые слова статьи, отражающие специфику понятийного аппарата автора (10 единиц).
4. Объем аннотации 3-5 стр. А4 (при интервале1, кегль 14).
5. Эссе-рефлексия: Личностный анализ предложенных статей и собственное мнение по сформулированным проблемам.
4. Формы работы, предполагающие контроль и отчетность по разделу II. Философско-методологические проблемы областей научного знания:
Написание эссе-размышления над собственным научным исследованием (требования к эссе см. в отдельном файле)
Тестирование
1. Проходит только аудиторно (предпоследнее/последнее семинарские занятия семестра).
2. Допустимо пользоваться лекционным материалом и материалом учебников.
3. Количество баллов: 6-20 (ниже 6 – тест не зачтен).
Контакты преподавателя
Сидоровой Ульяны Владимировны:
e-m:suvlad_11@mail.ru
С.т. 8 904 300 2992