Система образования города




 

Отрасли образования и культуры являются составным элементом структуры социально-культурной сферы. Муниципальная политика в сфере образования строится на основе государственной политики.

Основная экономическая функция сферы образования – воспроизводство «человеческого капитала». Выполняя эту функцию, образование опосредствованно осуществляет производственную и доходную функции, поскольку повышение уровня общего и профессионального образования обеспечивает экономию использования материальных ресурсов, более высокое качество продукции, увеличение производительности труда.

При определении границ образования как отрасли социально-культурной сферы используется следующая трактовка образования: образование представляет собой процесс и результат освоения знаний и навыков, включенный в контекст социализации личности.

Современная потребность в объектах образования определяется на основе нормативов обеспеченности населения, одобренных распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.07.2003 г. № 1063-р, которые носят рекомендательный характер. Нормативы дифференцированы для дошкольных и общеобразовательных учреждений, а также учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования. Потребность городов в объектах образования определяется на основе методики, одобренной распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.10.1999 г. № 1683-р, которая служит базой разработки региональных методик.

К образованию как отрасли относят:

– детское дошкольное воспитание в дошкольных учреждениях;

– общее среднее образование;

– подготовку кадров.

Подготовка кадров, в свою очередь, включает профессионально-техническое, среднее специальное и высшее образование.

Основной субъект образования как отрасли – образовательное учреждение. Оно самостоятельно ведет финансово-хозяйственную деятельность, имеет самостоятельный баланс и расчетный счет.

Деятельность муниципальных образовательных учреждений регулируется типовыми положениями об образовательных учреждениях соответствующих типов и видов, утверждаемыми Правительством РФ и разрабатываемыми на их основе уставами этих образовательных учреждений.

На территории города может располагаться большое количество образовательных учреждений различного профиля и форм собственности. Органы муниципального управления образованием взаимодействуют с немуниципальными образовательными учреждениями в целях представления и защиты интересов жителей города, обучающихся в этих учреждениях.

Источниками финансирования образования являются:

– государственный бюджет;

– поступления от платных образовательных услуг;

– научно-техническая деятельность образовательных учреждений и коммерческая реализация ее результатов;

– предпринимательская деятельность образовательных учреждений, не связанная с образованием и научно-технической деятельностью.

К функциям органов местного самоуправления в сфере образования отнесена организация процесса образования, включая

финансирование поддержания имущественных комплексов муниципальных учреждений.

Взаимодействие органов местного самоуправления с не-

муниципальными учреждениями выражается в том, что муниципальная власть заинтересована в развитии системы высшего образования на своей территории, поскольку это обеспечивает:

– подготовку местных квалификационных кадров;

– проведение прикладных научных исследований по проблемам жизни города и развитию территории;

– повышение имиджа территории и формирование (расширение) ее культурного слоя.

В соответствии с Федеральным законом «Об образовании»

к полномочиям органов местного самоуправления относятся:

– организация предоставления общедоступного и бесплатного школьного образования по основным образовательным программам, за исключением финансового обеспечения образовательного процесса, отнесенного к полномочиям субъектов РФ;

– организация предоставления дополнительного образования детям и бесплатного школьного образования;

– создание, реорганизация и ликвидация образовательных учреждений;

– обеспечение создания зданий и сооружений муниципальных образовательных учреждений, обустройство прилегающих к ним территорий;

– учет детей, подлежащих обязательному обучению по программам основного общего образования;

– опека и попечительство.

Реализация муниципальной политики в сфере образования

и науки в значительной мере определяется уровнем работы соответствующих муниципальных органов управления.

Функции муниципального органа управления образованием заключается в осуществлении:

– планирования, организации, регулирования и контроля

деятельности образовательных учреждений города;

– помощи в научно-методическом обеспечении муниципальных образовательных учреждений;

– контроля исполнения законодательства об образовании, соблюдения образовательных стандартов и нормативов;

– контроля условий аренды зданий, помещений и иного имущества подведомственных учреждений;

– координации деятельности немуниципальных образовательных учреждений;

– взаимодействия с учреждениями науки и высшей школы;

– анализа состояния и прогнозирования развития системы

образования на территории.

Субвенции местному самоуправлению на выполнение государственных полномочий по образованию определяются с акцентом на подушевое финансирование (в расчете на ученика с учетом системы расселения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: