Содержание
Введение………………………………………………..............................3
Из истории……………………………………………...........................4-5
Выдающиеся люди данной профессии……………................................6
Профессиограмма……………………………………...........................7-9
Профессии экологического профиля………………..............................10
Заключение……………………………………………...........................11
Список литературы…………………………………..............................12
Введение
Профессия Инженер-исследователь относительно редкая. Ей трудно конкурировать со строителями, металлургами, нефтяниками. Но лесное хозяйство отличается от других отраслей тем, что многие люди, сами того не замечая, участвуют в лесопользовании: отдыхают в лесу, собирают его дары.
Но можно сказать с уверенностью, что профессия лесовода не утратила своей популярности за прошедшее столетие.
Лес — сложный биологический механизм, а лесовод — одна из самых почетных профессий в мире. Лесовод не просто любит природу, лес, но и активно вторгается в его жизнь, меняет лик Земли. Там, где активно работает лесовод, встают леса.
В наше время всё большую актуальность приобретает тема экологии. В современном мире тема экологии стала глобальной проблемой. Экологическая проблема – проблема взаимоотношений общества и природы, сохранения окружающей среды. Запросы людей с каждым становятся больше, а ресурсов всё меньше. Каждому из нас необходимо чувство любви к природе, уважения к ней, способность предвидеть последствия своего поведения в природной среде. Любить природу – значит, заботиться о ней.
У меня возник вопрос, а как обстоят дела в лесном хозяйстве района, в котором я живу.
Объект исследования: Профессии и профессиональная предрасположенность.
Предмет исследования: Профессия: Инженер-исследователь
Используемые методы: Сбор и анализ информации по теме с использованием различных литературных источников, сбор и анализ статистических данных.
Гипотеза: При четком и правильном выборе и изучении профессии, может получиться хороший специалист своего дела. Профессия обеспечит конкурентоспособность в условиях рыночной экономики.
Цель работы: Изучение особенностей становления профессии инженер-иссдедоаптель.
Задачи: 1. Изучить научную литературу по выбранной теме.
2. Познакомиться с историей становления экологии.
3. Рассказать о деятельности известных людей в данной профессии.
4. Показать основные пути получения профессии.
Из истории
Лес требует ухода и охраны. Этим и занимаются техники и инженеры лесного хозяйства. Профессия лесоводов - одна из самых старейших. В нашей стране её возраст определяется несколькими столетиями. Лесное хозяйство находится в постоянном диалектическом развитии. Развивается оно быстро в связи с тем, что базируется на многих смежных науках (биохимия, радиотехника, авиация, электронно-вычислительная и космическая техника).
Если разделить лесную территорию на кварталы, уже нетрудно разобраться в тех лесах, что их составляют. Это делают таксаторы. Они должны разведать, какие в лесу древесные породы и где они растут, каков их запас, высота, возраст, диаметр, описать подрост и подлесок, почвы, вычислить объёмы валежника и сухостоя, отметить участки, поражённые вредителями. В зависимости от этих условий они разграничивают лес. Все эти сведения наносят на специальные лесные карты -планшеты и планы лесонасаждений и записывают в таксационные описания, прилагаемые к картам. С помощью этих материалов лесоустроители рубят просеки, которые образуют лесные кварталы, лесоводы находят нужный участок леса, планируют свои работы по уходу за ним и определяют допустимый размер пользования лесными богатствами, объём лесозаготовок, места охоты, сбора ягод и грибов, пастьбы скота, сенокошения. Несколлько лесных обходов - это уже технический участок.
Техник - лесовод должен обладать навыками лесника и знаниями лесничего. Чаще всего участковый техник и становится с годами лесничим. Лесничий - лесной хозяин, которому государство под личную ответственность доверило огромное природное богатство - лес. Лесничий намечает участки леса в рубку, следит за правильностью рубки и использованием заготовленной древесины, охраняет лес, вырубает излишние, сажает новые леса, ухаживает за ними.
Профессия: Инженер-исследователь
Допустим, инженер-изобретатель придумал новый вид резины. Ее образцы передают инженеру-исследователю, и тут происходит самое интересное. Он изучает все, что только можно: какие у этой резины свойства, как она взаимодействует с другими веществами, какую температуру выдерживает, тонет или всплывает на поверхность воды…
День за днем инженер-исследователь испытывает подопытный образец, чтобы отыскать его недостатки и достоинства. Конечно, все эксперименты проводятся по установленной технологии, а их результаты тщательно
документируют. В этом деле не обойтись без усидчивости, внимательности, скрупулезности и ответственности!
Когда все необходимые данные о резине будут получены, инженер-исследователь передаст наработки инженеру-испытателю. А тот сделает из нее автомобильную шину и будет наблюдать за ее поведением «в деле». И только если она хорошо себя покажет, этот вид шин пустят в массовое производство. Вот такая интересная цепочка!
Вначале Инженер-исследователь роводит испытания новых, полезных для человечества материалов и технологий. Ведь мало изобрести материал.
Сначала необходимо изучить его свойства, затем то, как он взаимодействует с другими материалами, и наконец, как разработка поведет себя на практике! В технологической цепочке инженер – исследователь принимает работу от инженера-изобретателя и передает её инженеру-испытателю. Я Потом инженер исследователь тестирует материалы и технологии, находит их сильные и слабые места, проверяет их соответствие техническому заданию и безопасности. Составляется нормативно-техническая документация, поэтому,инженер – исследователь должен помнить все законы, документы, методики, а также стандарты и правила, которые касаются исследований и разработок.
Выдающиеся люди данной профессии
Известный русский лесовод Г. Ф. Морозов сказал однажды: "Если не было бы совсем лесов, а человечество нуждалось бы в древесине, то люди изобрели бы лес. Очевидно такой, какой существует в природе." Но лес требует ухода и охраны. Этим занимаются техники и инженеры лесного хозяйства. Профессор Г.В.Крылов говорит, что "у лесоводов должен быть ум математика, биолога и экономиста одновременно, торс - атлета, ноги - быстроходного бегуна, руки - хирурга, глаза- индийского охотника, художника, слух - музыканта, сердце - храбреца и эстета".
Профессиограмма
Тип и класс профессии:
Профессия относится к типам систем «Человек-природа», «Человек-техника».
Работа инженера –исследователя относится к классу «эвристических», она связана с анализом, контролем и планированием. Эта профессия требует высокой эрудиции, оригинальности мышления, стремления к развитию.
Инженер –исследователь -профессиональная квалификация специалиста в области лесного хозяйства с высшим профессиональным образованием.
Содержание деятельности
Объектами профессиональной деятельности инженера исследователя являются леса и лесопарки, технологические процессы по воспроизводству, улучшению породного состава и качества лесных насаждений, повышению их продуктивности, а также охрана, защита и рациональное использование земель лесного фонда. Выполняет работы
по лесовосстановлению, мелиорации лесных массивов, ведению семенного хозяйства и выращиванию посадочного материала.
Вооруженный специальными знаниями, инженер лучше других работников леса видит, как развиваются деревья и растения, чего
им не хватает, какие изменения происходят в лесу. Он – основной проводник науки в лесном хозяйстве, он определяет технологию труда, его организацию. Такому инженеру необходимо иметь план лесного хозяйства, составленный таксатором или лесничим, проверять его, составлять на его основе планы работы в лесу. На основе составленного плана рубок определяет порядок отвода лесосек, производит их денежную оценку. Участвует в инвентаризации лесосечного фонда и лесопродукции, следит за правильностью лесосечных работ, соблюдением противопожарных правил в лесу, лесной политики, использование лесов, охране и защите лесов, лесовосстановлении и семеноводстве, федеральном государственном лесном надзоре (лесной охране).
Требования к знаниям и умениям специалиста:
В настоящее время инженер-исследователь, желающий построить карьеру на территории России, имеет хорошие перспективы для развития собственных талантов и повышения уровня квалификации. Начиная со студенческих лет будущие высококвалифицированные специалисты находят места для стажировки, подрабатывают лаборантами или техниками на кафедрах в ВУЗах. И к моменту получения диплома об окончании высшего учебного заведения они уже имеют практический опыт, что положительно влияет на выбор работодателей.
Рассматриваемая профессия в Российской Федерации с каждым годом получает все больше перспектив на карьерный рост. Это связано с тем, что многие сферы деятельности, которые нуждаются в таких сотрудниках, стремительно развиваются за счет коммерческих вложений, а также государственных грантов. Поэтому далеко не уникальны случаи, когда уже через 5-7 лет трудовой деятельности молодые профессионалы получают должности руководителей проектов. Амбициозные сотрудники, предлагающие смелые и перспективные идеи, получают возможность их реализации.
Итак, инженер-исследователь – это специалист, занимающийся инженерно-исследовательской деятельностью в самых разных областях науки и инженерии. Он участвует в НИР и ОКР по разработке новой продукции и технике, принимает участие в проведении испытаний и подготовке нормативно-технической документации.
Для успешного освоения профессии инженера исследователя необходимы базовые знания по следующим дисциплинам: ботаника, дендрология, геология и почвоведение, геодезия, физиология, метеорология и климатология, генетика, селекция растений, лесомелиорация ландшафтов, основы лесопаркового хозяйства, лесоведение, лесоводство, лесная пирология, фитопатология, энтомология, мемориальные и национальные парки, классические традиции и стили, современные течения и новинки в мире лесного хозяйства, лесная зоология, озеленение населенных пунктов, заповедное дело, организация труда, планирование, административная работа и многим другим вещам и т.п.
9
Квалифицированный инженер лесного хозяйства должен уметь:
Данная профессия предъявляет определенные требования к качествам человека, который желает связать свою жизнь с исследовательской деятельностью. Таким образом, можно выделить следующие профессионально-значимые личностные качества:
1. Логический и теоретический тип мышления.
2. Любознательность.
3. Скрупулёзность.
4. Усидчивость и терпеливость.
5. Аналитические способности.
6. Целеустремленность.
7. Ответственность.
8. Технические способности.
9. Умение концентрироваться.
10. Хорошая память.
11. Организованность.
12. Четкость и собранность.
Требование к индивидуальным особенностям специалиста
Профессионально важные качества, обеспечивающие успешность
в профессии:
Как и любая сфера человеческой деятельности, профессия инженера-исследователя сочетает в себе определенные достоинства и недостатки, которые сопровождают специалиста на протяжении всей его трудовой деятельности.
Для начала обозначим положительные стороны профессии. К ним относятся:
· Возможность новых открытий, полезных для человечества;
· Интересная профессия;
· Возможность продвижения по карьерной лестнице.
Что касается отрицательных сторон в работе такого рода специалиста, то сюда причисляют:
· Высокий уровень ответственности;
· Внимательность к мелочам;
· Длительная и кропотливая работа;
· Нет возможности ошибиться;
· Вероятность работы сверх установленного времени.
Условия труда
Специалисты лесного хозяйства занимаются как офисной, так
и полевой работой. На полевых работах нужно много двигаться и они создают довольно большую физическую нагрузку. Значительная часть леса недоступна для автомобилей, поэтому приходится много передвигаться пешком. По этой причине для работы требуется физическая выносливость и хорошее здоровье.
Медицинские противопоказания
• болезни, связанные с потерей сознания;
• аллергические заболевания;
• психические и нервные заболевания;
• нарушение функций опорно-двигательного аппарата.
Базовое образование
Профессия инженерисследователь – профессиональная квалификация специалиста в области лесного хозяйства с высшим образованием.
Пути получения профессии
ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет науки и технологий имени академика М.Ф. Решетнева».
Области применения профессии
Специалисты с профессией инженера лесного хозяйства могут работать в таких организациях, как: в лесничествах, леспромхозах, лесопитомниках.
Перспективы карьерного роста специализация и освоение смежных областей
Человек с профессией инженер –исследователь может осваивать смежные специализации, такие как: инженер по лесным мелиорациям, инженер по озеленению, агроном, дизайнер, архитектор, мастер участка озеленения, техник лесного хозяйства.
Области применения профессии
Специалисты с профессией инженера лесного хозяйства могут работать в таких организациях, как: в лесничествах, леспромхозах, лесопитомниках.
Заключение
Лесное хозяйство и использование лесных ресурсов в значительной степени обеспечивает занятость населения (создает рабочие места и обеспечивает людей средствами к существованию), причем в первую очередь там, где эта занятость наиболее важна, а проблемы, связанные с безработицей, наиболее болезненны - в сельских населенных пунктах. В лесном хозяйстве очень много ручного, слабо механизированного труда, причем некоторые виды работ вообще с трудом поддаются механизации (лесовосстановление, уход за молодыми лесами, противопожарное обустройство и борьба с лесными пожарами, создание инфраструктуры для отдыха и туризма, охрана лесов, лесоустройство и другие). С одной стороны это плохо, поскольку лесной труд обычно тяжел и утомителен. С другой стороны это хорошо - поскольку позволяет, и даже делает необходимым, обеспечивать работой большое количество людей самой разной квалификации, даже тех, кто не имеет необходимого профессионального образования. Это очень важно для тех деревень и поселков, где постоянной, устойчивой работы нет или почти нет: развивающееся лесное хозяйство является, или может стать, источником такой работы. Для многих деревень в лесных регионах России, особенно в зоне рискованного земледелия, развитие полноценного лесного хозяйства является практически единственным шансом сохраниться и выжить.
При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень непостоянное.
Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что самое важное в будущем, что я считаю совершенно необходимым для себя. В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для меня важны, а какими можно и пренебречь. Знание себя, мира профессий и рынка труда поможет мне поставить перед собой реалистичную цель и наметить пути ее достижения.
Профессия инженер – исследователь современная и востребованная. Данная профессия обеспечит конкурентоспособность в условиях рыночной экономики. Гипотеза подтвердилась.
Список литературы
Дмитриева К.А. Выбор профессии. – М.: Просвещение, 2017.
Иванов А.В. Практикум для школьных лесничеств Приморского кая: учебное пособие. – Владивосток: Всемирный фонд дикой природы, 2018. – 6 с. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://wwf.ru/upload/iblock/0b6/practicum_school-forest-units.pdf
Инженер по охране и защите леса. – [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.openclass.ru/node/487464
Лесопатолог [Электронный ресурс] Режим доступа: https://www.profguide.io/professions/lesopatolog.html
Перспективные профессии. Древесина против нанотехнологий. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://profarea.ru/articles/perspektivnye-professii-drevesina-protiv-nanotehnologij.html
Реестр профстандартов. [Электронный ресурс] Режим доступа:https://profstandart-rosmintrud.ru/reestr-profstandartov/#14 Лесное хозяйство, охота
Резапкина Г.В. Я и моя профессия: Программа профессионального самоопределения для подростков / Г.В. Резапкина. – М., 2004.
Резапкина Г.В. Психология и выбор профессии: программа предпрофильной подготовки. Учебно-методическое пособие. – М.: Генезис, 2017.
Твоя профессиональная карьера. Учебник для 8 – 9 классов общеобразовательных учреждений / Под ред. С.Н. Чистяковой, Т.И. Шалавиной - М.: Просвещение, 2003. – 159 с.