Раздел 1. Название раздела




ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Пояснительная записка раскрывает:

- направленность образовательной программы;

- новизну, актуальность, педагогическую целесообразность;

- цели и задачи образовательной программы;

- отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области;

- возраст детей, участвующих в реализации данной образовательной программы;

- сроки реализации образовательной программы (продолжительность образовательного процесса, этапы);

- формы и режим занятий;

- ожидаемые результаты и способы их проверки;

- формы подведения итогов реализации образовательной программы (выставки, фестивали, соревнования, учебно-исследовательские конфе­ренции и т.д.).

Направленность программы «НАЗВАНИЕ» по содержанию яв­ляется (спортивно-технической, научно-технической, физкультурно-спортивной, художественно-эстетической, туристско-краеведческой, эколого-биологической, военно-патриотической, социально-экономи­ческой, социально-педагогической); по функциональному предназ­начению — (досуговой, учебно-познавательной, предпрофессиональной, специальной, общекультурной, прикладной); по форме организа­ции — (индивидуально ориентированной, групповой, клубной, студий­ной, кружковой, для самодеятельных коллективов, общедоступной, массовой); по времени реализации — (краткосрочной, годичной, двух-, трехгодичной, длительной подготовки).

Программа разработана на основе (или «с учетом»)... (требова­ний, программ или методических разработок каких авторов).

Указывается, какие требования взяты за основу при разработке про­граммы: квалификационные требования на какой-либо спортивный раз­ряд, требования определенного уровня смотров, фестивалей, олимпи­ад, соревнований, выставок и т.п. — т.е. такие системы критериев, кото­рые могут заменить государственный образовательный стандарт, не преду­смотренный для дополнительного образования.

Новизна программы состоит в том, что...

Далее, используя отражающие степень новизны слова «впервые», «конкретизировано», «дополнено», «расширено», «углублено» и т.п., кратко поясняется, что существенного автор внес при разработке про­граммы в сравнении с известными аналогами по содержанию, методам и организационным формам реализации предлагаемого материала (при­чины этих новшеств поясняются в рубрике «Педагогическая целесооб­разность»).

 

Актуальность программы обусловлена тем, что в настоящее время... К числу наиболее актуальных проблем относится...

Поясняется потребность общества и детей данного возраста и катего­рии в решении задач, которым посвящена программа, и предпосылки в решении этих задач.

При этом следует учитывать, что программы дополнительного обра­зования детей должны быть направлены на:

- создание условий для развития ребенка;

- развитие мотивации к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессиональ­ного самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, ее интеграции в систему мировой и отечественной культур;

- интеллектуальное и духовное развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с се­мьей.

Педагогическая целесообразность программы объясняется...

Кратко поясняется, почему именно предлагаемые в программе сред­ства наиболее действенны для тех детей, на которых она рассчитана. Ка­кие изменения произойдут в детях, если их включить в предлагаемые виды деятельности, если они усвоят предлагаемое содержание, если их работа будет организована в предлагаемых формах.

Образовательные программы должны быть разработаны с учетом со­временных образовательных технологий, которые отражаются в:

- принципах обучения (индивидуальность, доступность, преемствен­ность, результативность);

- формах и методах обучения (активные методы дистанционного обу­чения, дифференцированное обучение, занятия, конкурсы, соревнова­ния, экскурсии, походы и т.д.);

- методах контроля и управления образовательным процессом (тес­тирование, анкетирование, анализ результатов конкурсов, соревнова­ний и др.);

- средствах обучения (перечень необходимого оборудования, инстру­ментов и материалов в расчете на объединение детей).

Пример: Эффективным для (литературного) развития детей яв­ляется такое введение нового теоретического материала, которое выз­вано требованиями творческой практики. Ребенок должен уметь сам сформулировать задачу, новые знания теории помогут ему в процессе решения этой задачи. Данный метод позволяет на занятии сохранить высокий творческий тонус при обращении к теории и ведет к более глубокому ее усвоению.

 

Цели программы:

1. Обучить... (чему).

2. Сформировать (какие) умения (какой) деятельности.

3. Воспитать (какое) отношение к (чему).

Задачи:

1…..

2....

3…….

Цель может быть одна или несколько. Во втором случае они должны быть взаимосвязанными, взаимодополняющими.

Цели и задачи могут различаться следующим образом:

1) в целях задаются предполагаемые результаты по направлениям развития детей, а задачи намечают промежуточные (этапные) результа­ты;

2) цели ставятся по обучению, воспитанию и развитию детей, а за­дачи — по направлениям предполагаемых в них изменений.

В любом случае количество задач должно быть большим, чем количе­ство целей (ведь они «расшифровывают» цели).
Формулировки целей и задач должны удовлетворять следующим требованиям:

- предполагать получение конкретного результата (формулироваться глаголом совершенного вида: сформировать, научить, воспитать и т.п.);

- быть направлены на изменения в детях (их знаниях, умениях, отношениях и т.п.), а не в.окружающих их обстоятельствах (условиях, средствах воспитания и т.д.);

- относиться к ведущим индивидуально-личностным свойствам ре­бенка, существенно влияющим на стиль его поведения, деятельности, общения;

- быть реальными с учетом особенностей детей, режима работы, срока и средств, на которые рассчитывается программа.

-

Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что...

Специфика предполагаемой деятельности детей обусловлена... Практические занятия по программе связаны с использованием вычислительной техники... Программа ориентирована на применение широкого комплекса... В структуру программы входят (сколь­ко?) образовательных блоков: (теория, практика, проект). (Или: «Содержание курса объединено в тематических модулях, каждый из которых реализует отдельную задачу. ..»). Все образовательные блоки предусматривают не только усвоение теоретических знаний, но и формирование деятельностно-практического опыта.

Практические задания способствуют развитию у детей творческих способностей, умения создавать (авторские модели). (И л и: «В основе практической работы лежит выполнение творческих заданий по созданию...»).

Раскрываются особенности реализации программы, заложенные в от­боре содержания и его структуре (акцентирование наиболее важных идей, логика прохождения, линейная, концентрическая или спиральная по­следовательность освоения: содержания).

Какие методы предусматриваются в программе при реализации дан­ного содержания и почему (как они связаны с особенностями содержа­ния, детей, условий реализации программы).

Какие формы организации деятельности детей являются характер­ными для данной программы, каковы принципы их отбора.

Все пояснения должны относиться к путям повышения результатив­ности программы.

При этом надо учитывать, что содержание образовательных программ должно соответствовать:

— достижениям мировой культуры, российским традициям, куль­турно-национальным особенностям региона;

— определенному уровню и направленности дополнительных обра­зовательных программ;

— целям и задачам образовательных учреждений дополнительного образования детей;

— современным образовательным технологиям.

Например, методика организации теоретических и практических занятий может быть представлена следующим образом.

На занятиях дети знакомятся с... Освоение материала в основном происходит в процессе практической творческой деятельности. Законо­мерности использования средств (каких?) могут быть представлены в виде правил, алгоритмов. Так, в работе над (чем?) дети всегда должны добиваться (точности употребления терминов), стремиться к (логическо­му изложению материала), выделять (композиционные части текста), применять (знания, нормы литературного языка).

Прохождение каждой новой теоретической темы предполагает по­стоянное повторение пройденных тем, обращение к которым диктует практика. Такие методические приемы, как «забегание вперед», «возвра­щение к пройденному»,... придают объемность «линейному», последо­вательному освоению материала в данной программе.

Для того чтобы подвести детей... лет к освоению..., предлагается метод... (далее кратко описываются особенности применения этого мето­да).

Ребенок должен не только грамотно и убедительно решать каждую из возникающих по ходу его работы творческих задач, но и осознавать саму логику их следования. Поэтому важным методом обучения (чему?) явля­ется разъяснение ребенку последовательности действий и операций, в основе чего лежит... Например,...

Так описываются характерные для реализации программы методы и методические приемы.

Возраст детей, участвующих в реализации данной образова­тельной программы: от... до... лет. Дети_ лет способны

на (каком?) уровне выполнять предлагаемые задания...

Далее дается краткая характеристика особенностей возраста детей, которые должны учитываться при реализации программы, чтобы она была результативной.

Могут быть выделены возрастные группы с описанием их особенно­стей, которые учитываются при реализации программы.

Наконец, может быть обоснована целесообразность разновозрастно­го состава группы с указанием особенностей работы с каждым из возра­стов (или возрастных групп).

Сроки реализации образовательной программы (продолжитель­ность образовательного процесса, этапы).

Например:...5 лет, которые делятся на три периода (1, 2 — 3 и 4— 5-й годы обучения). При этом продолжительность периодов является ориентировочной — она определяется не временем, а достигнутыми результатами, которые определяются... {какими способами?). Первый пе­риод является вводным и направлен на первичное знакомство с..., вто­рой — на базовую подготовку детей, третий посвящен подготовке твор­ческих проектов.

Формы занятий: (основные, характерные для данной програм­мы).

О формах занятий уже говорилось в рубрике «отличительные особен­ности». Но там речь идет именно о формах, которые отличают данную программу. Здесь же перечисляются основные и вспомогательные формы занятий. При необходимости их можно прокомментировать. Формы за­нятий определяются количеством детей, особенностями материала, ме­стом и временем занятия, применяемыми средствами и т.п. При выделе­нии форм занятий они должны быть объединены единым критерием классификации.

Как правило, выделяют следующие группы форм организации обу­чения:

- по количеству детей, участвующих в занятии, — коллективная (иногда выделяется особо фронтальная работа педагога сразу со всей группой в едином темпе и с общими задачами), групповая, индивидуальная;

- по особенностям коммуникативного взаимодействия педагога и де­тей — лекция, семинар, лабораторная работа, практикум, экскурсия, олимпи­ада, конференция, мастерская, лаборатория, конкурс, фестиваль, отчетный концерт и т.д.;

- по дидактической цели — вводное занятие, занятие по углублению знаний, практическое занятие, занятие по систематизации и обобщению знаний, по контролю знаний, умений и навыков, комбинированные формы за­нятий.

Пример. Занятия по данной программе состоят из теоретической и практической частей, причем большее количество времени занимает... часть. Форму занятий можно определить как (творческую, самостоятель­ную, студийную,...) деятельность детей.

 

Или: Занятия включают в себя организационную, теоретическую и практическую части. Организационная часть должна обеспечить на­личие всех необходимых для работы материалов и иллюстраций. Теоре­тическая часть занятий при работе должна быть максимально компакт­ной и включать в себя необходимую информацию о теме и предмете знания.

Режим занятий.

Сколько занятий в неделю, продолжительность одного занятия, необходимость разбиения на подгруппы или индивидуальные заня­тия.

Ожидаемые результаты освоения программы. Воспитанник будет знать:

 

Воспитанник будет уметь:

Воспитанник сможет решать следующие жизненно-практиче­ские задачи:

Воспитанник способен проявлять следующие отношения:

Если программа рассчитана на несколько лет (этапов), то результаты ее освоения и способы их проверки должны быть определены по годам (этапам) реализации программы.

Способы проверки результатов освоения программы:...

Формы и методы контроля, специфичные для системы дополнитель­ного образования: конкурсы, смотры, соревнования, выставки, фести­вали, отчетные концерты, конференции и т.п. При необходимости про­верить степень сформированное™ индивидуально-личностных качеств детей описываются их специфические проявления в особенностях дея­тельности, поведения, общения, характерных эмоциональных состоя­ниях, а также ситуации, которые должны быть созданы для того, чтобы пронаблюдать эти проявления.

Пример. Подведение итогов по результатам освоения материала дан­ной программы может быть в форме... во время проведения..., когда ра­боты детей по конкретной теме... В процессе просмотра работ происхо­дит обсуждение оригинальности замысла и его воплощения автором, сравнение различных... В конце года готовится (большая выставка твор­ческих работ), в которой участвуют...

 

Учебно-тематический план

 

 

 

№ п/п Раздел, тема Количество часов
Всего Теоретические занятия Практические занятия
         
1.1        
1.2        
1.3        
         
2.1        
2.2        
2.3        
         
  ИТОГО      

 

Количество учебных часов, отводимых на одну тему, не должно быть большим, чтобы не снижать значимость программы как учебно-техноло­гического и управленческого документа

Содержание курса

Содержание дополнительной образовательной программы раскрыва­ется через краткое описание тем (теория и практика):

- краткое описание тем или разделов;

- краткую характеристику форм занятий по каждой теме;

- описание методического обеспечения каждой темы (приемы и ме­тоды организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, техническое оснащение занятий).

Содержание разделов и тем излагается в последовательности, строго соответствующей структуре тематического плана.

Название каждой темы программы должно начинаться со слова «Тема» и указанием порядкового номера.

Характеристика содержания темы в программе осуществляется с по­мощью предложений телеграфного стиля, основой которых являются клю­чевые слова (словосочетания), отражающие предметы и аспекты содер­жания программы и определяющие ее понятийно-терминологический аппарат.

Совокупность ключевых слов, включенных в текст программы, долж­на обеспечивать достаточный уровень полноты и глубины раскрытия со­держания каждой темы.

Стиль изложения материала учебной программы должен быть яс­ным и четким. Не допускается использование фраз, имеющих многозначное толкование, а также пространных предложений со сложной структурой.

Предложения, отражающие самостоятельные фрагменты темы, дол­жны начинаться с абзаца.

Раздел 1. Название раздела

Тема 1.1. Название темы

Содержание материала:...

Формы занятий:...

Методическое обеспечение: (приемы и методы организации учебно-воспитательного процесса, дидактический материал, тех­ническое оснащение занятий).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: