Сложность воспитательного процесса.




Тема: «Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса»

Цель: познакомить студентов с воспитательным процессом, проанализировать его сущность, основные понятия и составляющие.

Задачи:

¾ образовательная: рассмотреть сущность воспитательного процесса; раскрыть функции, закономерности, сложности, задачи воспитательного процесса, объяснить понятия: «воспитательный процесс», «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание», «воспитанность»;

¾ развивающая: развивать продуктивное проблемное мышление, формировать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, ориентироваться в основных понятиях по теме;

¾ воспитательная: формировать научное мировоззрение, педагогический такт по отношению друг к другу, пытаться раскрыть внутренний потенциал студентов, воспитывать их личностные качества: активность, целеустремлённость.

Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, записи на доске.

 

Литература:

1) Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. ¾ СП(б): Питер,2000. ¾ С. 32-33.

2) Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ¾ М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. ¾ С.88-95.

План

1. Определение воспитательного процесса и его функции.

2. Сложности воспитательного процесса.

3. Закономерности воспитательного процесса.

4. Задачи воспитательного процесса.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

II. Постановка цели и задач.

III. Изучение нового материала (изложение лекционного материала).

 

 

1. Определение воспитательного процесса и его функции.

Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучение. Как отдельная составляющая педагогический процесса воспитание на теоретическом уровне было выделено немецким педагогом И. Ф. Гербартом, который в начале XIX в. выпустил а свет свой основной труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».

Воспитательный процесс – процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, с целью формирования личности, организации и стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальными и духовным опытом, ценностями и отношениями.

Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых резуль­татов.

 

       
   
 
   
 
   
 
 


Функции воспитательного процесса:

- организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;

-охрана физического и психологического здоровья воспитанников;

- использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;

- специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;

- осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.

Воспитательный процесс направлен не только на воспитание, но и на перевоспитание – корректировку поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного (отклоняющегося) поведения. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения и выработку на этой основе программы.

Процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитаниисознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко поставленных целей, идеалов, личностных смыслов, что формируется в процессе воспитания.

Сложность воспитательного процесса.

Воспитательный процесс сложен в силу того, что в нем проявляется действие множества нередко противоречивых факторов.

Факторы Объяснение
многофакторность и стихийность Влияние на ребёнка этих факторов трудно отследить и полностью учесть в каждом конкретном случае. На ребенка стихийно влияют различные факторы: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональ­ная деятельность, искусство и средства массовой информации;
процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее идёт на протяжении всей жизни человека;
динамичность, подвижность воспитательного процесса нет повторяющихся ситуаций и результаты одного и того же педагогического действия вариативны. Этим объясняется, что педагогика, особенно в области воспитания, никогда не будет подобна книге рецептов и предписаний: каждая конкретная педагогическая ситуация, каждый конкретный ребенок требует отдельного, приемлемого для данного случая решения, но на основе общепедагогических и психологических знаний воспитателя;  
субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия наиболее ярко проявляется именно в воспитательном процессе, так как все в нем построено на отношениях, эмоциях, симпатиях и антипатиях участников взаимодействия, их справедливости или несправедливости, честности или лживости, ответственности или безответственности и т. п. Все это трудно направить в необходимое русло. Воспитанник именно в воспитательном взаимодействии наиболее ярко проявляет свою готовность воспринимать воспитательное взаимодействие или сопротивляться ему, выставлять смысловые и другие заслоны, выступать субъектом собственного развития и самоизменения;
Воспитание часто протекает с противодействием со стороны воспитанников новые требования и новые установки противоречат сложившимся представлениям и опыту воспитанника;
Результат воспитательного взаимодействия по отношению к различным детям вариативен и неопределен один из общения с педагогом вынесет положительные установки, другой укрепится в своих неправильных позициях;  
индивидуальный подход в процессе обучения индивидуальное воздействие желательно, но менее возможно в постоянной его организации. Воспитательное взаимодействие всегда должно ориентироваться на отдельного воспитанника с его индивидуальными особенностями;  
успех в воспитании достигается большим трудом требует огромных усилий, терпения и последовательности в действиях воспитателя, высоких личностных качеств педагога;
воспитательный процесс не может быть жестко регламентирован А. С. Макаренко говорил, что воспитатель воспитывает всегда и всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одет, как строит свои отношения с другими людьми и т. д., а это невозможно уложить ни в какие рамки.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: