Тема: «Воспитательный процесс как часть целостного педагогического процесса»
Цель: познакомить студентов с воспитательным процессом, проанализировать его сущность, основные понятия и составляющие.
Задачи:
¾ образовательная: рассмотреть сущность воспитательного процесса; раскрыть функции, закономерности, сложности, задачи воспитательного процесса, объяснить понятия: «воспитательный процесс», «воспитание», «самовоспитание», «перевоспитание», «воспитанность»;
¾ развивающая: развивать продуктивное проблемное мышление, формировать умение анализировать и обобщать изучаемый материал, ориентироваться в основных понятиях по теме;
¾ воспитательная: формировать научное мировоззрение, педагогический такт по отношению друг к другу, пытаться раскрыть внутренний потенциал студентов, воспитывать их личностные качества: активность, целеустремлённость.
Оборудование: конспект лекции, пояснительные примеры, записи на доске.
Литература:
1) Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. ¾ СП(б): Питер,2000. ¾ С. 32-33.
2) Коджаспирова Г.М. Педагогика: Учеб. для студ. образоват. учреждений сред. проф. образования. ¾ М.: Гуманит. изд. Центр ВЛАДОС, 2003. ¾ С.88-95.
План
1. Определение воспитательного процесса и его функции.
2. Сложности воспитательного процесса.
3. Закономерности воспитательного процесса.
4. Задачи воспитательного процесса.
Ход занятия:
I. Организационный момент.
II. Постановка цели и задач.
III. Изучение нового материала (изложение лекционного материала).
1. Определение воспитательного процесса и его функции.
Целостный педагогический процесс прежде всего представлен двумя его взаимообусловленными частями: воспитанием и обучение. Как отдельная составляющая педагогический процесса воспитание на теоретическом уровне было выделено немецким педагогом И. Ф. Гербартом, который в начале XIX в. выпустил а свет свой основной труд «Общая педагогика, выведенная из цели воспитания».
|
Воспитательный процесс – процесс взаимодействия, в котором в соответствии с целями и задачами самой личности и общества совершается организованное воспитательное влияние и взаимодействие, с целью формирования личности, организации и стимулирования активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальными и духовным опытом, ценностями и отношениями.
Структура воспитательного процесса представляет собой взаимосвязь основных элементов: целей и содержания, методов и средств, а также достигнутых результатов.
Функции воспитательного процесса:
- организация многообразной и разносторонней деятельности учащихся;
-охрана физического и психологического здоровья воспитанников;
- использование общения со сверстниками и взрослыми в целях формирования системы ценностных отношений к окружающему миру и людям и социализации воспитанников;
- специальное формирование общественно ценных нравственных, волевых, эстетических и физических качеств;
- осуществление превентивного (предупреждающего) воздействия для коррекции и преодоления девиантного (отклоняющегося) поведения.
Воспитательный процесс направлен не только на воспитание, но и на перевоспитание – корректировку поведения ребенка, устранение ошибочных суждений и оценок, преодоление девиантного (отклоняющегося) поведения. Перевоспитание начинается с определения уровня воспитанности и причин неправильного поведения и выработку на этой основе программы.
|
Процесс воспитания должен привести личность к необходимости и потребности в самовоспитании – сознательной и целенаправленной деятельности по формированию у себя определенных социально значимых качеств и преодолению негативных. Самовоспитание связано с наличием у личности истинного знания о себе, правильной самооценки, самосознания, четко поставленных целей, идеалов, личностных смыслов, что формируется в процессе воспитания.
Сложность воспитательного процесса.
Воспитательный процесс сложен в силу того, что в нем проявляется действие множества нередко противоречивых факторов.
Факторы | Объяснение |
многофакторность и стихийность | Влияние на ребёнка этих факторов трудно отследить и полностью учесть в каждом конкретном случае. На ребенка стихийно влияют различные факторы: природная среда, жизненный мир и иерархия общественных ценностей; семья, школа и вуз, детские и молодежные организации; повседневная и профессиональная деятельность, искусство и средства массовой информации; |
процесс воспитания длителен, непрерывен и устремлен в будущее | идёт на протяжении всей жизни человека; |
динамичность, подвижность воспитательного процесса | нет повторяющихся ситуаций и результаты одного и того же педагогического действия вариативны. Этим объясняется, что педагогика, особенно в области воспитания, никогда не будет подобна книге рецептов и предписаний: каждая конкретная педагогическая ситуация, каждый конкретный ребенок требует отдельного, приемлемого для данного случая решения, но на основе общепедагогических и психологических знаний воспитателя; |
субъект-субъектный характер педагогического взаимодействия | наиболее ярко проявляется именно в воспитательном процессе, так как все в нем построено на отношениях, эмоциях, симпатиях и антипатиях участников взаимодействия, их справедливости или несправедливости, честности или лживости, ответственности или безответственности и т. п. Все это трудно направить в необходимое русло. Воспитанник именно в воспитательном взаимодействии наиболее ярко проявляет свою готовность воспринимать воспитательное взаимодействие или сопротивляться ему, выставлять смысловые и другие заслоны, выступать субъектом собственного развития и самоизменения; |
Воспитание часто протекает с противодействием со стороны воспитанников | новые требования и новые установки противоречат сложившимся представлениям и опыту воспитанника; |
Результат воспитательного взаимодействия по отношению к различным детям вариативен и неопределен | один из общения с педагогом вынесет положительные установки, другой укрепится в своих неправильных позициях; |
индивидуальный подход | в процессе обучения индивидуальное воздействие желательно, но менее возможно в постоянной его организации. Воспитательное взаимодействие всегда должно ориентироваться на отдельного воспитанника с его индивидуальными особенностями; |
успех в воспитании достигается большим трудом | требует огромных усилий, терпения и последовательности в действиях воспитателя, высоких личностных качеств педагога; |
воспитательный процесс не может быть жестко регламентирован | А. С. Макаренко говорил, что воспитатель воспитывает всегда и всем: как ходит, как говорит, как молчит, как одет, как строит свои отношения с другими людьми и т. д., а это невозможно уложить ни в какие рамки. |
|