Тема: «Имена и логики классов».




Основы наименования.

С увеличением числа прецедентов полезных для жизни появляется необходимость поиска подходящих произведений, в такой работе полезны коды, к числу которых относятся и имена.

Первая причина появления имен – необходимость обозначать важные для выживания действия (имена процедур). Действия неотделимы от объектов, которые в них вовлечены. От названия действия следует называние таких объектов. Имена должны применяться многократно, что приводит к необходимости проверок «правильно употреблено или нет». В основе таких проверок лежит распознавание образов. Под таким названием есть раздел науки и техники, в котором накоплен богатейший опыт такого вида работ.

В большинстве случаев человек распознает объекты, процессы, свойства, отношения и другие образования через признаки, которые он воспринимает, оценивает с помощью своих органов чувств и приборов. Как это происходит при применении органов чувств показано на следующем рисунке:

 

человек среда

 
 
Сис-ма идентиф. оценочных средств


C

О

З

Р1
Н

А N’r Nr

Р2
Н

И

Е

   
 
 
 

 


П Rk Rk

g1k g2k gik gjk glk : :
g1k’ g2k’ gik’ gjk’ glk’ : :
О

Д

Рm
С

О

З

Рn
Н

А

Н

И

Е

 

На рисунке демонстрируется в упрощенной форме, как человек производит проверку правильности в употреблении Nr для указания на объект Rk.

Так как человек использует органы чувств, то в работе участвует только система идентификации оценочных средств, которой владеет человек в момент взаимодействия. Это система в своей основе локализована в мозговых структурах. Она содержит средства, которые получены им в процессе эволюции, как и те, которые приобрел в процессе жизни за счет работы и учебы. Можно считать, что эта система содержит библиотеку процедур, среди которых есть и те, которые реагируют, идентифицируют и оценивают конкретные признаки.

g – соответствующие признаки;

Pm отвечает за работу с признаком gik

При проверке правильности указания включаются в работу определение процедуры, проверяется наличие или отсутствие признаков, закрепленных за словом Nr в словаре. Копия такого словаря есть в голове у человека. Если наблюдаемые признаки соответствуют словарному значению (которое в голове), значит имя употреблено правильно. В такой работе участвует как сознание, так и подсознание. За образованное восприятия отвечает подсознание, за работу со знаками – сознание.

Типология имен.

 

ИМЯ

денотат
Референция Способ указания

Типология имен должна опираться на то, и в каких случаях приходится указывать человеку с помощью имен в окружающей его среде. Основное назначение имени – указание. Общее название – денотат (реально существующее нечто)

 

ДЕНОТАТ

 

Объект Процесс

(Москва) СвойстваОтношения

единичное Их группы конкретное

общее (классы) абстрактное

пустое временное (производные в

(кентавр) переменное Понятие математике)

устойчивое

 

В приведенное типологии на особом месте стоят понятия. Понятие имеет устойчивое содержание. В типичном случае это определенный набор признаков, которые должны обязательно наблюдаться, если на денотат указывают конкретным именем понятия.

Понятие принято строго определять через определение. (Определение может быть разным). Правильное употребление имен приводят к семиотической определенности восприятия знаков. Что в этот момент показано на рисунке:

 

 
 


Субъект среда

R
G
M
N
R’’
G’’
N’
G’
R’

 

Сознание

 

 

Подсознание

 

 

И на этой схеме представлены субъект (человек) и его окружение (среда), в которой он видит текст, в котором употребляется понятие с именем N. Понятие задано знаком текста, обозначающий референт, денотат (R). Также наблюдаем. Будем считать, что рядом с ним толковый словарь, который открыт на странице с определением G понятия N. Кроме того, рядом с человеком находится модель M референта R. Все это окружение человека находит свое представление в сознании, подсознании. В сознании – с одним штрихом, в подсознании – с двумя.

Если отражение референта в правом полушарии осознанно переводится в рисунки схемы структуры, то результат такой работы и приводит к построению R, а потом – M.

Представим, что процесс взаимодействия со средой начинается с чтения текста, а конкретно с фокусировки зрения на знаке N. С этого момента начинается построение всей схемы, будут переходы по стрелкам до тех пор, пока не сложится наблюдаемая на рисунке картина.

Вывод: если в этой картине присутствуют все узлы и строить в голове больше нечего, то достигнута семиотическая определенность. Если построения еще не завершены, то построения доведены до некоторой степени или нет, зависит от того, какая стоит задача. Если такой задачей является перевод с одного языка на другой, то должна быть достигнута минимально необходимая ступень семиотической определенности (прежде чем начнется регистрация самого перевода).

Многие стрелки на схеме переходят через границы и возвращаются назад, такие переходы – диалог в той или иной форме.

У понятий всегда устойчивое значение, такому значению соответствует конкретный экземпляр (вариант) схемы. Понятие как феномен сосредоточено в мозговых структурах человека, его модели выходят в словари.

За каждым понятием всегда стоит класс. В большинстве случаев класс определяется через набор признаков, которые должны присутствовать у элементов класса.

Н: K1 = g11 g12… g1i … g1m

K2 = g21 g22… g2i… g2n

Класс состоит из элементов, полезно рассматривать класс в контексте всех классов, которые известны человеку. Множество всех классов – универсум. Если есть универсум, то появляется возможность употреблять «не» и «нет», в противном случае этих частичек не было бы.

За такой возможностью стоят 2 схемы:

  Универсум U
1.

 

 

 

Универсум U     а  
2.

 

 

а не есть K1

Между наборами признаков, через которые определяются классы, могут наблюдаться различные соотношения, например, все признаки. К1 отличны от К2; все признаки К1 входят в К2; часть К1 совпадает с К2 и так далее.

Утверждение о соотношениях признаков переносится на утверждение о классах, появляется возможность говорить об элементах классов, о соотношениях между классами, что человек явно ил неявно постоянно делает. Можно говорить об этом правильно, неправильно. Логики классов должны следить за правильными разговорами об элементах и классах, таких логик известно и применяется много. Например, логики предикатов, разного рода силлогистики.

Отношения между классами, элементами принято изображать круговыми диаграммами в рамках универсума. Эти отношения:

 

Универсум U    
Универсум U а    
3. 4.

 

Универсум U
  Универсум U
5. 6.

 

Универсум U
7.

 

С классами связаны разного рода работы: классифицирование, классифицировать проще, если достаточно принять устойчивые наборы признаков, за которыми стоят уже сложившиеся понятия.

На практике применяют разные виды понятий:

 

понятие

 

(нет «не»)

положительное отрицательное (есть «не»)

абсолютное относительное

собирательное разделительное

абстрактное конкретное

пустое непустое

единичное общее

 

регистрирующие нерегистрирующие

Абсолютные – только имена признаков; относительные – признаки и хотя бы одно отношение; собирательные – собираются в группу; разделительные – для того чтобы группы разделять.

Реальность такова, что приходится использовать множество понятий, чтобы повысить эффективность работы с понятиями из них строят системы понятий.

При объединении в систему между понятиями появляются отношения. За такими отношениями стоят отношения между классами, но не только. Существуют следующие отношения между понятиями:

 

Понятия

Несравнимые

Сравнимые

Совместные Несовместные

Равнозначные Соподчиненные

Перекрещивающиеся Противоположные (есть «не»)

Подчиняющие Противоречивые

и подчиненные и противоречащие

 

Несравнимые – если они не встречаются ни в каких работах одновременно, принадлежат разным системам.

Совместимые значит родственные, в той или иной форме у них есть общие признаки.

Равнозначные – совпадают на круговых диаграммах.

Перекрещивающиеся – какие-то элементы классов являются общими.

Подчиняющие и подчиненные – на круговых диаграммах один класс внутри другого.

Соподчиненные – элементы разные, но входят в общий класс.

Противоположные – значения признаков находятся на концах интервала.

Противоречивые – если одно – да, то другое – нет, делит универсум на два класса.

Вывод: системы понятий строят как специальный вид ценностей, в каждой науке система понятий конкретнее, не имеют неопределенностей, часто называются терминами (с одним значением и не более).

 

Определение.

Определение – это операция установления границ понятия, позволяющая представить и зарегистрировать «границы» так, чтобы с их помощью была возможность проверки правомерности конкретного употребления понятия.

У работы по определению понятий много различных типов. Тип зависит в первую очередь от того, какой тип понятия определяется. Наиболее распространенными способами определения являются следующие:

1. перечень признаков (лексическое);

2. «род» и отличительный признак (родовидовое);

3. процедура классификации (операциональное);

4. процедура построения определенного (генетическое);

5. вывод из определенного набора аксиом (аксиоматическое);

6. указание контекста (ов), детализируя его (контекстуальное);

7. синонимическое тождество;

8. указание (остенсивное) и другие.

2: род всегда определяет класс, он может быть, и не задан набором признаков. А потом к нему будут присоединены отличительные признаки, образовывается подкласс – вид.

3: следующий способ тоже раскрыт на работу, но через работу по измерению, идентификации обычно реально существующих референтов. Физика как наука базируется на операционных определениях. Физические величины определяются операционно через процедуру изменения.

4: внимание сосредоточено на работе. До выполнения процедуры объекта не было, а после завершения процедуры объект появился или «породился» в соответствии с заложенными в процедуру «генами».

6: этот способ вообще не называет определенный объект, а использует ссылки на этот объект в ряде контекстов.

7: очень часто определение применяют для сокращения кода. Одним словом называют набор слов. Синонимические тождества применяют для подстановок.

8: похожим образом определяются остенсивные определения, показывают пальцем на объект, находящийся в конкретном окружении.

Поскольку процессы определения, и в первую очередь работа, а во вторую очередь – результат, типологию можно расширить и записать правила.

Типы:

1. Реальные (существующие в референтах), номинальные (опора только на язык).

2. Явные (родовидовые, генетические, …), неявные (аксиоматические, контекстуальные).

3. Полные (гарантирующие), неполные (присутствует неопределенность).

4. Рекуррентные (n + 1 в предшествующие), рекурсивные (в «само себя») …

Правила:

1. соразмерности (объемы определенного (Dfd) и определяющего (Dfn) должны совпадать).

2. запрет «круга» - понятие a определяется с использованием понятия b, а понятие b с использованием a.

3. насколько можно воздержаться от использования отрицательных признаков.

4. определение должно быть как можно более ясным.

5. определять нужно так, чтобы можно было решать поставленную задачу.

 

Пример 1.

 
 


Обобщение Ограничение

 

 

В работе берут понятия, раскрывают в них содержание, потом строят более общее или частное.

 

Пример 2.

 

Дихортомическое деление
Деление А=BvCvD A

 

 

Суждение.

Понятия используются в суждениях, частным случаем в которых может быть определение. Например, определение через тождество. В логике базовым суждением является слово.

Структура

               
 
Субъект (S)
 
связка
 
Предикат (P)
 
   
S есть / не есть P


В зависимости от того, что произведено с конкретными базовыми суждениями различают следующие типы суждений:

1. простые (категорические), сложные;

2. атрибутивные, с отношениями существования;

3. утвердительные, отрицательные;

4. общие, частные, единичные;

5. соединительные, разделительные, условные.

 

Тема: «Силлогистика».

В логике выделяют категорические суждения в набор, конкретное применение которых изучает силлогистика. Она работает со следующими базовыми суждениями:

ü общеутвердительные: все S есть P – SaP

ü частноутвердительные: некоторые S есть P – SiP

ü общеотрицательные: все S не есть P – SoP

ü частноотрицательные: некоторые S не есть P – SeP

Вернемся к моделям, которые используют для интерпретации категорических высказываний и их совокупностей. Для этого также воспользуемся круговыми диаграммами без ссылок на универсум.

       
   


SaP

               
       


SiP

               
       


SoP

 

 

                       
           


SeP

 

 

Круговые диаграммы при представлении моделей дают возможность наглядно проверять, выходят элементы за границы классов или нет. Для одного категорического суждения они позволяют провести анализ всех отношений между двумя классами. В конкретной задаче обычно число суждений Больше одного. Уже для трех суждений использование круговых диаграмм начинает терять наглядность.

Для двух суждений число вариантов моделей – 28; для трех – 28*14и так далее.

В любом случае существуют два варианта проверки вывода на правильность:

1. интерпретация на моделях;

2. через признаки и свойства правильных выводов.

Например, в силлогистике известны свойства, которым должен удовлетворять правильный вывод на двух посылках (на двух посылках 256 вариантов выводов). Эти выводы систематизированы по четырем группам. Для каждой группы (из 64 вариантов) только часть (около ⅓) правильны.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: