Методический инструментарий




Тюркин А., ЭПОАПК-11

Программа социологического исследования

На тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ»

Методологическая часть

Проблемная ситуация:

Сегодня много говорится о патриотизме вообще и о необходимости совершенствования патриотического воспитания, в частности. Причин, побуждающих к тому, обнаруживается немало. Как справедливо заметил когда-то историк Николай Яковлевич Данилевский: «Русский патриотизм проявляется только в критические минуты. Именно такие критические минуты, правда, растянувшиеся на десятилетия, переживает Россия. В череде острейших проблем государство с запоздалым удивлением обнаружило, что происходит «постепенная утрата» нашим обществом традиций российского патриотического сознания».

Сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества повлияли так, что значительной части молодёжи не присущи такие традиционные для нашего общества нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей.

Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии.

Объект исследования: студенты Самарского государственного экономического университета.

Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов СГЭУ.

Цель исследования: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.

Задачи исследования:

— изучить содержательную сторону направленности личности, основы отношения студентов СГЭУ к окружающему социуму;

— выяснить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций студентов СГЭУ;

— выявить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».

— определить, что студенты понимают под патриотизмом.

Теоретическая интерпретация основных понятий:

Студенческая молодежь — это особая категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования.

Патриотизм — 1) любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению её духовных богатств. Кроме того, патриотизм проявляется в умении радоваться отечественным достижениям, в стремлении преодолевать общие беды и трудности; 2) принципиальная политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.

Эмпирическая интерпретация понятий:

Представление студентов о патриотизме включает в себя:

— Любовь к своему языку, культуре, природе.

— Готовность жертвовать своими интересами во благо страны, встать на защиту этих интересов.

— Готовность оказать помощь незащищенным слоям населения.

— Чувство гордости за свою страну.

Качества гражданского патриота:

— Стремление изменить свою страну к лучшему.

— Осознание своей свободы и ответственности за свои решения.

— Способность конструктивно критиковать деятельность государства.

Отношение студентов к власти:

— Участие в выборах на различных уровнях и референдумах.

— Оценка деятельности государства и ее результатов.

— Поддержка ее решений, популярность среди молодежи.

Стратегия исследования: аналитическая.

 

 

Гипотезы:

1. Патриотизм в сознании студентов понимается как безусловная любовь к своей стране и возможность жертвовать своими интересами ради общегосударственных.

2. Студенты обладают качествами, присущими гражданскому патриоту, поскольку воспитаны в условиях демократии и гражданского общества, согласно Конституции РФ.

3. Студенты вовлечены и принимают активное участие в общественной жизни.

Процедурная часть

Методология исследования: количественная.

Метод сбора информации: анкетный опрос.

Методический инструментарий

Анкета, включающая в себя 14 вопросов.

АНКЕТА

Дорогие друзья! Просим Вас принять участие в анонимном исследовании на тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ"

Просим Вас ответить на вопросы анкеты в соответствии с Вашим мнением. Ваши ответы помогут нам выявить отношение молодых людей к основным понятиям патриотизма, а также исследовать проявление патриотических чувств к городу, в котором Вы живете. Большое спасибо за ответы!

1.Укажите, пожалуйста, свой пол:

а) мужской

б) женский.

2. Пожалуйста, укажите Ваш возраст:

а) младше 18 лет

б) 18–21

в) 22 и старше.

3. Ваше семейной положение:

а) женат (а)

б) не женат (а)

4. Ваше экономическое положение:

а) работаю

б) учусь

в) безработный

5. Считаете ли вы себя патриотом:

а) да

б) нет

в) частично
г) затрудняюсь ответить.

6. Являетесь ли Вы местным жителем города Самара:

1) да, я здесь родился (ась)

2) нет, приезжий (ая).

7. Как долго Вы проживаете в городе Самара:

1) с момента рождения

2) сравнительно недавно переехал (а)

3) проживаю в другом городе, периодично приезжаю в Самару в момент учебы/ работы

4) другое:____.

8. Чувствуете ли вы привязанность к своему городу:

а) да

б) нет

в) затрудняюсь ответить.

9. Связываете ли Вы свою жизнь со своим городом:

1) да

2) нет

3) затрудняюсь ответить.

10. Что из нижеперечисленного вызывает у Вас чувство гордости за вашу Родину? (Возможно несколько вариантов ответа.):

а) большая территория

б) многовековая история

в) богатство природы и ресурсов

г) мудрость президента и его политика

д) культура, язык и традиции

е) ничего из перечисленного

ж) другое:______.

11. Каковы Ваши условия проживания в городе:

а) проживаю с родителями

б) проживаю отдельно в своей квартире

в) проживаю в общежитии

г) другое:___.

12. Что Вы понимаете под «патриотизмом»? Можно выбрать несколько позиций:

а) любовь к Родине

б) любовь к своей семье, близким

в) любовь к родному городу, поселку, деревне

г) стремление к безопасному глобальному миру

д) любовь ко всему человечеству, гуманизм

ж) уважение к своей Родине, гордость за свою страну

з) стремление к социальной справедливости.

 

13. Кто в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических качеств:

а) школа

б) родители

в) окружающие люди, друзья

г) СМИ

д) органы власти

ж) другое: ______.

14. В чем проявляется истинный патриотизм? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций):

а) в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы

б) в активном участии в деятельности патриотических организаций

в) в поддержке желания местных властей увеличить благополучие родного края

г) работе с полной отдачей сил по своей специальности

д) в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма

ж) в готовности пожертвовать личным временем, участвуя в каких-либо мероприятиях по улучшению, например экологической обстановки в городе

з) свое:____.

Благодарим Вас за участие в исследовании!

В результате анализа анкетного опроса получится узнать, понимают ли студенты истинный смысл понятия «патриотизм», имеет ли эта тема какое-то значение в формировании мировоззрения молодого поколения нашей страны. Кроме того, изучая ответы респондентов, можно понять знают и любят ли они свой город, в котором живут; какой личный вклад привносят они в улучшение этого места; являются ли опрошенные действительно патриотами своего родного края.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: