Тюркин А., ЭПОАПК-11
Программа социологического исследования
На тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ»
Методологическая часть
Проблемная ситуация:
Сегодня много говорится о патриотизме вообще и о необходимости совершенствования патриотического воспитания, в частности. Причин, побуждающих к тому, обнаруживается немало. Как справедливо заметил когда-то историк Николай Яковлевич Данилевский: «Русский патриотизм проявляется только в критические минуты. Именно такие критические минуты, правда, растянувшиеся на десятилетия, переживает Россия. В череде острейших проблем государство с запоздалым удивлением обнаружило, что происходит «постепенная утрата» нашим обществом традиций российского патриотического сознания».
Сложные социально-экономические процессы, связанные с реформированием российского общества повлияли так, что значительной части молодёжи не присущи такие традиционные для нашего общества нравственно-психологические черты как романтизм, самоотверженность, готовность к подвигу, честность, добросовестность, вера в добро и справедливость, стремление к правде и поиску идеала, к позитивной реализации не только личных, но и социально значимых интересов и целей.
Характерной особенностью развития современного отечественного образования является повышенный интерес к теоретическому изучению, методологическому осмыслению феномена патриотизма, его сущности и истоков, форм проявления, тенденций эволюции в устоях социального бытия, идеях, идеалах и ценностных ориентирах гражданина России, его влияния на образовательно-воспитательный процесс формирования молодого россиянина, живущего в третьем тысячелетии.
Объект исследования: студенты Самарского государственного экономического университета.
Предмет исследования: патриотизм как характеристика мировоззрения студентов СГЭУ.
Цель исследования: описать характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ.
Задачи исследования:
— изучить содержательную сторону направленности личности, основы отношения студентов СГЭУ к окружающему социуму;
— выяснить актуальность вопросов патриотизма в системе ценностных ориентаций студентов СГЭУ;
— выявить градацию личностных качеств, входящих в понятие «патриот».
— определить, что студенты понимают под патриотизмом.
Теоретическая интерпретация основных понятий:
Студенческая молодежь — это особая категория, специфическая общность людей, организационно объединенных институтом высшего образования.
Патриотизм — 1) любовь, уважение к родному Отечеству, народу, культуре, литературе, языку, выраженные в желании и готовности отстаивать государственные и общественные интересы, защищать и оберегать свою Отчизну, способствовать приумножению её духовных богатств. Кроме того, патриотизм проявляется в умении радоваться отечественным достижениям, в стремлении преодолевать общие беды и трудности; 2) принципиальная политическая позиция, основанная на чувстве долга и ответственности перед Отечеством.
Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества, государства, сопровождающийся констатацией достижения обучающимся гражданином установленных государством образовательных уровней.
Эмпирическая интерпретация понятий:
Представление студентов о патриотизме включает в себя:
— Любовь к своему языку, культуре, природе.
— Готовность жертвовать своими интересами во благо страны, встать на защиту этих интересов.
— Готовность оказать помощь незащищенным слоям населения.
— Чувство гордости за свою страну.
Качества гражданского патриота:
— Стремление изменить свою страну к лучшему.
— Осознание своей свободы и ответственности за свои решения.
— Способность конструктивно критиковать деятельность государства.
Отношение студентов к власти:
— Участие в выборах на различных уровнях и референдумах.
— Оценка деятельности государства и ее результатов.
— Поддержка ее решений, популярность среди молодежи.
Стратегия исследования: аналитическая.
Гипотезы:
1. Патриотизм в сознании студентов понимается как безусловная любовь к своей стране и возможность жертвовать своими интересами ради общегосударственных.
2. Студенты обладают качествами, присущими гражданскому патриоту, поскольку воспитаны в условиях демократии и гражданского общества, согласно Конституции РФ.
3. Студенты вовлечены и принимают активное участие в общественной жизни.
Процедурная часть
Методология исследования: количественная.
Метод сбора информации: анкетный опрос.
Методический инструментарий
Анкета, включающая в себя 14 вопросов.
АНКЕТА
Дорогие друзья! Просим Вас принять участие в анонимном исследовании на тему: «Характер и интенсивность патриотизма студентов СГЭУ"
Просим Вас ответить на вопросы анкеты в соответствии с Вашим мнением. Ваши ответы помогут нам выявить отношение молодых людей к основным понятиям патриотизма, а также исследовать проявление патриотических чувств к городу, в котором Вы живете. Большое спасибо за ответы!
1.Укажите, пожалуйста, свой пол:
а) мужской
б) женский.
2. Пожалуйста, укажите Ваш возраст:
а) младше 18 лет
б) 18–21
в) 22 и старше.
3. Ваше семейной положение:
а) женат (а)
б) не женат (а)
4. Ваше экономическое положение:
а) работаю
б) учусь
в) безработный
5. Считаете ли вы себя патриотом:
а) да
б) нет
в) частично
г) затрудняюсь ответить.
6. Являетесь ли Вы местным жителем города Самара:
1) да, я здесь родился (ась)
2) нет, приезжий (ая).
7. Как долго Вы проживаете в городе Самара:
1) с момента рождения
2) сравнительно недавно переехал (а)
3) проживаю в другом городе, периодично приезжаю в Самару в момент учебы/ работы
4) другое:____.
8. Чувствуете ли вы привязанность к своему городу:
а) да
б) нет
в) затрудняюсь ответить.
9. Связываете ли Вы свою жизнь со своим городом:
1) да
2) нет
3) затрудняюсь ответить.
10. Что из нижеперечисленного вызывает у Вас чувство гордости за вашу Родину? (Возможно несколько вариантов ответа.):
а) большая территория
б) многовековая история
в) богатство природы и ресурсов
г) мудрость президента и его политика
д) культура, язык и традиции
е) ничего из перечисленного
ж) другое:______.
11. Каковы Ваши условия проживания в городе:
а) проживаю с родителями
б) проживаю отдельно в своей квартире
в) проживаю в общежитии
г) другое:___.
12. Что Вы понимаете под «патриотизмом»? Можно выбрать несколько позиций:
а) любовь к Родине
б) любовь к своей семье, близким
в) любовь к родному городу, поселку, деревне
г) стремление к безопасному глобальному миру
д) любовь ко всему человечеству, гуманизм
ж) уважение к своей Родине, гордость за свою страну
з) стремление к социальной справедливости.
13. Кто в большей степени повлиял на формирование ваших патриотических качеств:
а) школа
б) родители
в) окружающие люди, друзья
г) СМИ
д) органы власти
ж) другое: ______.
14. В чем проявляется истинный патриотизм? (при необходимости, Вы можете выбрать несколько позиций):
а) в разговорах и беседах со знакомыми на патриотические темы
б) в активном участии в деятельности патриотических организаций
в) в поддержке желания местных властей увеличить благополучие родного края
г) работе с полной отдачей сил по своей специальности
д) в укреплении семьи и воспитании детей в духе патриотизма
ж) в готовности пожертвовать личным временем, участвуя в каких-либо мероприятиях по улучшению, например экологической обстановки в городе
з) свое:____.
Благодарим Вас за участие в исследовании!
В результате анализа анкетного опроса получится узнать, понимают ли студенты истинный смысл понятия «патриотизм», имеет ли эта тема какое-то значение в формировании мировоззрения молодого поколения нашей страны. Кроме того, изучая ответы респондентов, можно понять знают и любят ли они свой город, в котором живут; какой личный вклад привносят они в улучшение этого места; являются ли опрошенные действительно патриотами своего родного края.