Сознательное и бессознательное в учениях З. Фрейда и К. Юнга.




ПЗ 11-12

Социальное пространство-время – это восприятие пространства и времени общества, зависящее от уровня развития сознания общества, от НТП.

Социальное время — это интуитивное ощущение течения социальной жизни, переживаемое современниками. Это ощущение зависит от интенсивности социальных из­менений. Если в обществе изменений мало, социальное время течет медленно; если изменений много, время ускоряет свой ход. Согласно «социальным часам», десятилетия застоя равны году революционной перестройки.

 

Социальное время более тесно связано с уровнем научно-технического прогресса, оно формирует темп жизни общества, а также представления об историческом процессе и летоисчислении.

 

Проблема сознания и языка в философии

1. Что такое сознание?

2. Сознательное и бессознательное в учениях З. Фрейда и К. Юнга.

3. Проблема языка в современной философии. Взаимосвязь мышления и слова.

 

Сознание - это человеческая форма деятельности, которая ориентирована на отражение и преобразование окружающей действительности. Сначала человек отражает действительность в образах сознания, мыслеформах и чувствах. Затем он стремится воздействовать на окружающий мир, при этом процесс воздействия также порождает определенные образы сознания, мыслеформы и чувства.

Сознание – это высшая, свойственная только людям и связанная с речью функция мозга, заключающаяся в обобщённом и целенаправленном отражении действительности, в предварительном мысленном построении действий, и предвидении их результатов, в разумном регулировании и самоконтролировании поведения человека.

В узком смысле слова сознание – это способность человека отражать окружающий мир, оценивать его, давать самооценку, вырабатывать определенную программу поведения. Как правило, все эти процессы происходят на уровне осознания и самосознания. Таким образом, говоря, что человек пребывает в сознании, мы имеем в виду, что в данный момент он осознает, что с ним происходит.

 

 

Сознательное и бессознательное в учениях З. Фрейда и К. Юнга.

Одним из первых в современной науке и философии проблему соотношения сознательного и подсознательного (бессознательного) поставил и рассмотрел Зигмунд Фрейд (1856-1939), основоположник психоанализа, венский психиатр, психолог, мыслитель.

· структура человеческой личности

По Фрейду, личность разделена на Оно, Я (Эго) и Сверх-Я (Супер-эго).

Оно – сфера бессознательного, подчинённая лишь принципу наслаждения. Импульсивные влечения, страсти. Она лишена сомнений, противоречий, отрицания. Фрейд назвал Оно "истинной психической реальностью", поскольку она отражает внутренний мир субъективных переживаний и не знает об объективной реальности.

Может проявлять себя в снах, случайных оговорках, описках, забываниях, либо же в нервозах, психозах и т.д.

Супер-эго (Сверх-Я) – система внешних запретов и правил; внутренняя репрезентация традиционных ценностей и идеалов общества в том виде, в каком они интерпретируются для ребенка родителями и насильственно прививаются посредством наград и наказаний, применяемых к ребенку. Сверх-Я – это моральная сила личности, оно представляет собой скорее идеал, чем реальность, и служит скорее для совершенствования, чем для удовольствия.

Основная задача – оценить правильность или неправильность чего-то, исходя из моральных стандартов, санкционированных обществом.

Эго (Я) – индивидуальное. Я появляется в связи с тем, что потребности организма требуют соответствующих взаимодействий с миром объективной реальности. Голодный человек должен искать, найти и съесть пищу прежде, чем будет снижено напряжение голода. Это означает, что человек должен научиться различать образ пищи, существующий в памяти, и наличное восприятие пищи, существующей во внешнем мире. Когда эта дифференциация осуществлена, необходимо преобразовать образ в восприятие, что осуществляется как определение местонахождения пищи в среде. Иными словами, человек соотносит существующий в памяти образ пищи с видом или запахом пищи, приходящими через органы чувств. Основное различие между Оно и Я заключается в том, что Оно знает только субъективною реальность, в то время как Я различает внутреннее и внешнее.

· теория подсознания и его роль в жизни человека

Термин «подсознание» использовался в ранних работах Фрейда по созданию психоанализа, но со временем он был заменён им на термин «бессознательное », предназначенный им в основном для обозначения области вытесненного содержания (преимущественно — социально неодобряемого).

Фрейд считал, что большая часть психики человека бессознательна, что человек находится в постоянном стремлении к удовлетворению своих влечений, желаний, а общество составляет враждебное окружение, стремится ограничить/полностью лишить человека удовлетворения его страстей

· раннее учение о либидо

ЛИБИДО (лат. libido – желание, стремление, влечение, страсть) по Фрейду –психическая энергия, которая является подосновой всех трансформаций и перемещений сексуального влечения. Стремление, вожделение – это основа всякой психической жизни. Изначально либидо не имеет никакого определенного содержания, оно обладает лишь направленностью, интенцией. В раннем учении Фрейда понятие «либидо» обозначает сексуальную энергию.

· позднее учение об инстинктах жизни и смерти (танатос)

Влечение к жизни — понятие психоанализа, обозначаемое также термином «Эрос»; комплекс влечений, включающий сексуальные влечения и влечение к самосохранению (инстинкт самосохранения), стремящийся соединить части органического в некое единство.

Концепция влечения к жизни у Зигмунда Фрейда претерпела ряд различных трактовок. В так называемой первой дуалистической теории влечений (до 1920 года) Фрейд противопоставил сексуальным инстинктам влечение к самосохранению (инстинкты Я). Во второй дуалистической теории влечений (после 1920 года) Фрейд объединил систему сексуальности и инстинкты самосохранения в рамках одного первичного влечения к жизни и противопоставил их влечению к смерти.

Понятие инстинкт смерти служит для обозначения наличия в живом организме стремления к восстановлению первичного (неживого, неорганического) состояния. Противопоставляется влечению к жизни.

 

Дальнейшее свое развитие психоанализ получил в учении Карла Густава Юнга (1875-1961), ученика и оппонента Фрейда.

· структура личности по К. Г. Юнгу

Личность в целом, или психика, как называет ее Юнг, состоит из нескольких дифференцированных, но взаимосвязанных систем. Наиболее важные: Я, личное бессознательное и его комплексы, коллективное бессознательное и его архетипы, маска, анима и анимус, тень. Кроме этих взаимосвязанных систем, существуют установки – интроверсия и экстраверсия, и функции – мышление, чувство, ощущение и интуиция. Наконец, существует самость – центр всей личности.

Я – это сознающий ум. Оно строится из сознательных перцепций, воспоминаний, мыслей и чувств. Я отвечает за чувство самотождественности и непрерывности и с точки зрения индивидуального человека рассматривается как центр сознания.

Личное бессознательное – это регион, примыкающий к Я. Оно состоит из переживаний, некогда бывших сознательными, но вытесненных, подавленных, забытых или игнорируемых, и из переживаний, которые при появлении своем были слишком слабы, чтобы произвести впечатление на уровне сознания. Содержание личного бессознательного, подобно материалу предсознательного у Фрейда, доступно сознанию; между личным бессознательным и Я идет сильное "двустороннее движение".

Комплекс – это организованная группа или констелляция чувств, мыслей, перцепций, воспоминаний, существующая в личном бессознательном.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: