Тезаурус по дисциплине «Дефектология»




(«Специальная педагогика и психология»)

Статистическая норма – это такой уровень психосоциального развития человека, который соответствует средним качественно-количественным показателям, полученным при обследовании представительной группы популяции людей того же возраста, пола, культуры и т.д. Обычно статистическая норма представляет собой определенный диапазон значений развития какого-либо качества (роста, веса, уровня развития интеллекта, отдельных его составляющих и т.п.), расположенных около среднего арифметического, как правило, в пределах стандартного квадратичного отклонения. Попадание в эту зону собственно средней статистической нормы означает уровень развития, свойственный не менее чем 68 % лиц данной возрастной категории, пола и т.д. Чем дальше какая-либо характеристика развития человека от зоны средних величин, тем с большим основанием можно квалифицировать данный случай как отклонение (рис.1 с.14).

Функциональная норма – индивидуальная норма развития, которая является отправной точкой и одновременно целью реабилитационной работы с человеком, независимо от характера имеющихся у него нарушений. (Путь развития человека неповторим, и любое отклонение можно считать отклонением только в сопоставлении с индивидуальным трендом (путем, тенденцией) развития каждого человека). Достигнутое состояние можно считать нормой, когда в процессе самостоятельного развития или в результате специальной коррекционно-педагогической работы наблюдается такое сочетание взаимоотношений личности и социума, при котором личность без длительных внешних и внутренних конфликтов продуктивно выполняет свою ведущую деятельность, удовлетворяет свои основные потребности и при этом в полной мере отвечает тем требованиям, которые предъявляет к ней социум в зависимости от возраста, пола, уровня психосоциального развития. Это гармоничный баланс между возможностями, желаниями и умениями, с одной стороны, и требованиями со стороны социума – с другой.

Именно обретение ребенком такого баланса, несмотря на различные первичные нарушения, и является основным критерием эффективности оказываемой ребенку помощи. Именно данное состояние можно рассматривать в качестве основного показателя душевного здоровья человека и рассматривать его в качестве критерия оптимального уровня социально-психологической адаптированности.

Идеальная норма это некое оптимальное развитие личности в оптимальных для нее социальных условиях; высший уровень функциональной нормы.

Атипия развитие, при котором возникают изменения в виде отклонений или нарушений в функционировании когнитивных, эмоциональных и регуляторных процессов психики.

Патология - отклонение в психике и поведении человека, возникающие в результате различных заболеваний.

Дизонтогенез – нарушения нормального онтогенеза (развития индивида в отличие о развития вида), возникающие в детском возрасте, когда морфологические системы организма еще не достигли зрелости. Виды психического дизонтогенеза:

· ретардация(задержанное развитие) – запаздывание или приостановка всех сторон психического развития или преимущественно отдельных компонентов;

· дисфункция созревания тип развития, занимающий промежуточное положение между собственно отклоняющимся развитием и нормальным онтогенезом. Связана с морфофункциональной возрастной незрелостью центральной нервной системы и взаимодействием незрелых структур и функций головного мозга с неблагоприятными факторами внешней среды;

· поврежденное развитие изолированное повреждение какой-либо анализаторной системы или структур головного мозга;

· асинхрония (искаженное развитие) – диспропорциональное психическое развитие при выраженном опережении темпа и сроков развития одних функций и запаздывании или выраженном отставании других.

Классификация видов психического дизонтогенеза В.В. Лебединского:

  1. Отклонения по типу ретардации (задержанное развитие) и дисфункции созревания:

· общее стойкое недоразвитие (умственная отсталость различной степени тяжести),

· задержанное развитие (задержка психического развития).

  1. Отклонения по типу повреждения:

· поврежденное развитие (органическая деменция),

· дефицитарное развитие (тяжелые нарушения анализаторных систем: зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата, речи, развитие в условиях хронических соматических заболеваний).

  1. Отклонения по типу асинхронии с преобладанием эмоционально-волевых нарушений:

· искаженное развитие (ранний детский аутизм),

· дисгармоническое развитие (психопатии).

Недостаток в развитии - несоответствие психологического и общего развития ребенка установленной норме развития для данного возраста или соответствующего вида деятельности; отставание от нормы развития в освоении общеобразовательных программ или учебных знаний в той или иной предметной области (неосвоение образовательного стандарта, неуспеваемость).

Физический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в развитии и (или) функционировании органа человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

Психический недостаток – подтвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушение речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе аутизм, последствие повреждения мозга, в том числе умственная отсталость, ЗПР, создающие трудности в обучении.

Сложный недостаток – совокупность физических и (или) психических недостатков.

Аномальные дети - дети, имеющие значительные (множественные) отклонения от нормального физического и психического развития, вызванные серьезными врожденными или приобретенными дефектами.

Лицо с ограниченными возможностями здоровья – лицо, имеющее физический и (или) психический недостатки, которые препятствуют освоению образовательных программ без создания специальных условий для получения образования.

Задержка психического развития (ЗПР) – особый тип аномалии, проявляющийся в нарушении нормального темпа психического развития ребенка. Выделяют 4 вида ЗПР:

1) конституционного происхождения (гармонический инфантилизм): эмоционально-волевая сфера детей находится на более ранней ступени развития; преобладает эмоциональная мотивация поведения, повышенный фон настроения, непосредственность и яркость эмоций при их поверхностности и нестойкости, легкая внушаемость; незрелость мотивационной сферы и личности в целом, преобладание игровых интересов; часто инфантильный тип телосложения.

Причины: врожденно-конституциональная этиология: обменно-трофические расстройства в течение внутриутробного развития; встречается у близнецов из-за патогенетической роли гипотрофических явлений, связанных с многоплодием.

2) соматогенного происхождения («домашние дети») обусловлена длительной соматической недостаточностью различного происхождения (хроническими инфекциями, аллергическими состояниями, врожденными и приобретенными пороками развития соматической сферы (например, сердца), детскими неврозами, астенией);

3) психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания, препятствующими правильному формированию личности (неполная или неблагополучная семья, психические травмы, гипо- или гиперопека, жестокость). Неблагоприятные условия среды, рано возникшие, длительно действующие и оказывающие травмирующее влияние на психику ребенка, могут привести к стойким сдвигам его нервно-психической сферы, нарушению сначала вегетативных функций, а затем и психических, в первую очередь эмоционального развития;

4) церебрастенического происхождения (церебрально-органического происхождения) обусловлена органическим поражением центральной нервной системы, которое носит очаговый характер, не вызывает стойкого нарушения познавательной деятельности и не приводит к умственной отсталости; возникает в результате патологии беременности (тяжелые токсикозы, инфекции, интоксикации, травмы, резус-конфликты), недоношенность, асфиксии и травмы при родах. Встречается наиболее часто, нередко обладает большой стойкостью. Проявляется в нарушении психических процессов.

Клинические формы нарушений речи:

1) периферического характера:

  • механическая дислалия (нарушения звукопроизношения связаны с различными нарушениями строения артикуляционного аппарата); функциональная дислалия (нарушение функции артикулирования – неправильные, неточные движения артикуляционного аппарата при сохранном строении органов артикуляции);
  • ринолалия – нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи, в первую очередь – голоса, вызванное нарушением строения артикуляционного аппарата в виде расщелин (незаращения) губы, альвеолярного отростка, десны, твердого и мягкого неба. Может быть открытой, когда воздушная струя при звукообразовании проходит не только через рот, но и через полость носа, и закрытой, проявляющейся при нарушениях нормальной проходимости носовой полости при аденоидах, опухолях, искривлениях носовой перегородки, хронических процессах в носоглотке;
  • ринофония – нарушения тембра голоса при нормальной артикуляции звуков речи, обусловленное дискоординацией участия ротовой и носовой полости в процессе фонации;
  • дисфония – расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляется либо в отсутствии фонации (афония), либо в нарушении силы, высоты и тембра голоса (дисфония). Может быть обусловлена органическими и функциональными расстройствами голосообразующего механизма центрального и периферического характера;

2) центрального характера:

  • дазартрия – нарушение звуковой системы языка (звукопроизношения, прсодики, голоса) в результате органического поражения центральной нервной системы. Нередко при дизартрии нарушения не ограничиваются только произносительной стороной, но касаются также лексико-грамматической стороны и понимания речи;
  • алалия – отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка (до формирования речи). При моторной алалии трудности касаются развития собственной речи при относительно сохранной возможности понимания обращенной речи. При сенсорной алалии наблюдается противоположная картина: нарушается в той или иной степени понимание речи окружающих;
  • афазия – полная или частичная утрата ранее сформированной речи в результате тяжелых травм головного мозга, воспалительных процессов и опухолей, затрагивающих речевые зоны. В основе механизма афазий лежит распад речевого стереотипа, в связи с чем утрачиваются навыки произношения или возможности понимания чужой речи. В детском возрасте (до 5-7 лет) нарушения речи пр поражениях мозга по типу афазий в основном стертые и в большей мере касаются слухоречевой памяти (Цветкова Л.С., 1988);
  • дисграфия, или аграфия – специфическое, соответственно частичное или полное расстройство процесса письма. Проявляется в нестойких оптико-пространственных образах букв, в искажениях звукослогового состава и структуры предложения. Письмо может нарушаться при поражении почти любого участка коры левого полушария мозга – заднелобных, нижнетеменных, височных и затылочных отделов;
  • дислексия (алексия) – стойкое нарушение чтения, связанное с недоразвитием в основном теменно-височно-затылочной области головного мозга.

Специальное образование – дошкольное, общее и профессиональное образование, для получения которого лицам с ограниченными возможностями здоровья создаются специальные условия.

Адаптация - (от лат. adaptio - приспособлять) в биологии понимают приспособление строения и функций организмов и их групп к условиям существования. В физиологии и медицине этот термин обозначает так же процесс привыкания. В социально-педагогическом аспекте подразумевается выработка наиболее адекватных форм поведения в условиях меняющейся микросоциальной среды. В широком междисциплинарном значении адаптация определяется как особая форма отражения системами внешней и внутренней среды, заключающаяся в тенденции к установлению с ними динамического равновесия.

Психологическая адаптация – процесс и результат приспособления человека как личности к жизни в обществе в соответствии с социальными требованиями; к своему внутреннему миру в соответствии с собственными потребностями, мотивами, интересами.

Интеграция (в контексте соц. психологии) – сотрудничество детей с атипией развития с нормально развивающимися детьми.

Коррекция (от лат. correctio - исправление) – система специальных и общепедагогических мер, направленных на ослабление или преодоление недостатков психического развития и отклонений в поведении у детей и подростков.

Компенсация – (от лат. compensatio - возмещение, уравновешивание) – это сложный, многоаспектный процесс перестройки или замещения нарушенных или недоразвитых функций организма (путем использования сохранных или перестройки частично нарушенных функций).

Реабилитация социальная (от лат. rehabilitatio – восстановление)– это процесс включения ребенка с отклонениями в развитии и поведении в социальную среду, в нормальную общественно полезную деятельность и адекватные взаимоотношения со сверстниками.

Патопсихология изучает изменения психической деятельности при патологических состояниях мозга, вызванных психическими и соматическими заболеваниями, в то время как специальная психология имеет дело с устойчивыми аномальными состояниями, вызванными не текущим болезненным процессом, а отдаленными последствиями каких-то органических повреждений или нарушений формирования психических функций в результате крайне неблагоприятных социальных условий. В некоторых случаях лица с недостатками развития могут становиться и объектами патопсихологии, например, появление психотических проявлений у умственно отсталых детей.

Клиническая психология, как и патопсихология, имеет дело с психологической проблематикой, связанной с текущими заболеваниями. Она занимается психологическими аспектами профилактики заболеваний, диагностикой психических болезней и вызванных соматическими заболеваниями патологических изменений психики, психологической коррекцией, способствующей выздоровлению, психологическими аспектами работы медицинского персонала, вопросами экспертизы и социально-трудовой реабилитации больных.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-03-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: