В соответствии с ФГОС ООО




 

1. Личностные результаты:

обучающиеся научатся:

- осознанно читать тексты, выбирая стратегии чтения и работы с текстом, для достижения положительного результата учебной деятельности, удовлетворения личностных познавательных интересов, развития и обогащения эмоциональной сферы личности;

- использовать полученный опыт восприятия и понимания информации для формирования собственной позиции, оценочного мнения на основе прочитанных текстов.

2. Метапредметные результаты:

обучающиеся овладеют:

- элементарными навыками работы с книгой;

- умениями ставить перед собой цель чтения и выбирать соответствующий цели вид чтения (поисковый/просмотровый, ознакомительный, изучающий/ аналитический);

- элементарными навыками чтения текстов разных стилей и типов речи (в первую очередь научно-учебных, научно-познавательных).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, обучающиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на поиск информации и понимание прочитанного, на основе умений:

- определять главную тему, общую цель или назначение текста;

- предвосхищать содержание текста по заголовку с опорой на имеющийся читательский и жизненный опыт;

- находить основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- находить в тексте требуемую информацию (явную): главную и второстепенную, фактическую и иллюстративную, тезисную и доказательную и т.п.;

- выделять термины, обозначающие основные понятия текста.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, обучающиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и интерпретацию информации, на основе умений:

- понимать смысл и назначение текста, задачу/позицию автора в разных видах текстов;

- выбирать из текста или придумывать заголовок, соответствующий содержанию и общему смыслу текста;

- формулировать тезис, выражающий общий смысл текста, передавать в устной и письменной форме главное в содержании текста;

- объяснять порядок частей, содержащихся в тексте;

- сопоставлять и объяснять основные текстовые и внетекстовые компоненты (в несплошных текстах);

- интерпретировать содержание: сравнивать и противопоставлять заключённую в тексте информацию разного характера, определять причинно-следственные и логические связи, делать выводы из сформулированных посылок о намерении автора / главной мысли текста;

- задавать вопросы по содержанию текста и отвечать на них;

- прогнозировать содержание текста;

- находить скрытую информацию в тексте;

- использовать словари с целью уточнения непонятного значения слова.

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, обучающиеся смогут осуществлять деятельность, направленную на понимание и преобразование информации, на основе умений:

- составлять план к тексту и структурировать текст, используя план;

-делать пометки, выписки, цитировать фрагменты текста в соответствии с коммуникативным замыслом;

- приводить аргументы/примеры к тезису, содержащемуся в тексте;

- преобразовывать (перекодировать) текст, используя новые формы представления информации (опорные схемы, таблицы, рисунки и т.п.).

Применяя стратегии чтения в работе с текстом, учащиеся смогут осуществить деятельность, направленную на оценку информации и рефлексию, на основе умений:

- откликаться на содержание текста: связывать информацию, обнаруженную в тексте, со своими представлениями о мире;

- оценивать утверждения, находить доводы в защиту своей точки зрения в тексте;

- использовать полученную из разного вида текстов информацию для установления несложных причинно-следственных связей и зависимостей, объяснения, обоснования утверждений / тезисов;

- оценивать не только содержание текста, но и его форму.

3. Предметные результаты:

обучающиеся получат возможность:

- использовать базовые умения и навыки смыслового чтения и работы с текстом на уроках разных предметных дисциплин при совершении интеллектуальных (познавательных) действий, для решения учебно-познавательных и учебно-практических задач, в ситуациях моделирования и проектирования;

- обогатить, углубить знания, расширить общий культурный кругозор на основе работы с информацией (текстами) в разных предметных областях.

 

СОДЕРЖАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫСМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫС ТЕКСТОМ»

Тема №1. Умеем ли мы читать? (Виды чтения).

Тема №2. Как выбрать книгу? (Виды чтения: просмотровое, ознакомительное).

Тема №3. Учимся ставить цель чтения («Знаю – хочу узнать – узнал»).

Тема №4. Что и о чём? (Углубление понятия о тексте).

Тема №5. С чего начинается текст? (Роль заглавия).

Тема №6. Зачем нужен эпиграф? (Роль заглавия и эпиграфа).

Тема №7. Внимание к слову.

Тема №8. Тематический конкурс чтецов.

Тема №9. Наши друзья и помощники (Словари и справочники).

Тема №10. Учимся читать учебный текст (Элементы учебного текста).

Тема №11. Главное и неглавное в тексте (Виды информации в учебном тексте).

Тема №12. Учимся читать учебный текст (Маркировка информации).

Тема №13. Практикум-диагностика (Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль).

Тема №14. Как читать несплошной текст? (Поиск и обработка информации в несплошных текстах).

Тема №15. Шифровка и дешифровка текста. (Поиск и нахождение информации в несплошных текстах.)

Тема №16. Как построен текст? (Строение текстов разных типов речи.)

Тема №17. Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов».

Тема №18. «Сцепления» в тексте. (Смысловые связи в тексте.)

Тема №19. Погружение в текст. (Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи.)

Тема №20. Погружение в текст. (Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи).

Тема №21. Воображение и прогнозирование. (Приёмы прогнозирования.)

Тема №22. Воображение и прогнозирование. (Прогнозирование содержания.)

Тема №23. Диалог с текстом. (Вопросы к тексту.)

Тема №24. Диалог с текстом. («Толстые» и «тонкие» вопросы.)

Тема №25. Диалог с текстом. (Выделение главной мысли.)

Тема №26. Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов».

Тема №27. Учимся читать «между строк». (Скрытая информация в тексте.)

Тема №28. Что помогает понять текст? (План текста.)

Тема №29. Что помогает понять текст. (Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты.)

Тема №30. Шифровка и дешифровка текста. (Обработка и перекодирование информации.)

Тема №31. Шифровка и дешифровка текста. (Обработка и перекодирование информации.)

Тема №32. Когда текст прочитан. (Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ)

Тема №33. Когда текст прочитан. (Оценка информации.)

Тема №34. Практикум-диагностика. (Тестовая работа по комплексному применению умений работать с информацией и текстом.)

Тема №35. Чему я научился. (Подведение итогов, оформление портфолио.)

Итоговый контроль: Представление портфолио «Мои достижения».

 

 


КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА «ОСНОВЫСМЫСЛОВОГО ЧТЕНИЯ И РАБОТЫС ТЕКСТОМ» ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

КЛАСС

№ занятия Дата занятия Тема занятия Основное содержание Характеристика основных видов деятельности обучающегося (на уровне учебных действий)
по плану измене ния      
 
1. 3.09     Умеем ли мы читать?   Виды чтения. Мониторинг качества чтения; анкетирование учащихся.
2. 10.09   Как выбрать книгу?   Виды чтения: просмотровое, ознакомительное. Турнир догадливых «Кто и зачем может читать эти книги?». Блиц-турнир «Из чего состоит книга». Составление памятки для просмотрового/ ознакомительного чтения.
3. 17.09   Учимся ставить цель чтения.   «Знаю – хочу узнать – узнал». Практикум: освоение стратегий смыслового чтения с применением технологий РКМЧП (приём «З-Х-У», Д. Огл).
4. 24.09   Что и о чём? Углубление понятия о тексте. Обучающий тренинг: сопоставление текстов на одну тему и выявление различий.
5. 1.10   С чего начинается текст? Роль заглавия. Устное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание Г. Граник: «Заголовок – это „входная дверь“ текста». Турнир догадливых «О чём сообщает заглавие?». Практикум: прогнозирование содержания текста по заглавию, составление плана текста, сопоставление прогноза с содержанием текста.
6. 15.10   Зачем нужен эпиграф? Роль заглавия и эпиграфа. Обучающий тренинг «Как подобрать заголовок?». Письменное сочинение-миниатюра: «Как я понимаю высказывание М. Шагинян: «Эпиграф не случаен – он необходим для автора, как «ключ» для композитора, в котором будет звучать произведение».
7. 22.10   Внимание к слову. Слово и его лексическое значение. Понимание слова как речевой единицы, несущей смысловую нагрузку. Тренинговые упражнения «Учимся видеть слово». Аукцион «Кто больше?». Игра «Правда ли, что?..». Устное сочинение.
8. 29.10   Тематический конкурс чтецов «Осенние страницы». Отбор стихотворений и прозаических отрывков по теме.   Работа с текстами: понимать смысловую, эстетическую стороны текстов, отражать это понимание в выразительном чтении.
9. 5.11   Наши друзья и помощники. Библиотечный урок. Презентация словарей и справочников: информация о словарях библиотекаря/учителя и/или представление интернет-ресурсов. Устное сочинение «Как я понимаю эпиграф к занятию». Подготовка группового проекта презентации словаря.
10. 12.11   Учимся читать учебный текст. Элементы учебного текста. Интеллектуальный марафон. Игры: • «Отгадай загадки» (определение понятия по признакам). • «Чёрный ящик» (определение понятия по признакам, начиная с второстепенных и заканчивая существенными). • «Установи закономерность» (подбор для каждого из понятий обобщающего слова и наиболее существенного признака: прилагательное – часть речи, обозначает признак предмета). • «Третий лишний» (классификация понятий по определённым признакам). Оформление результатов в портфолио.
11. 19.11   Главное и неглавное в тексте. Виды информации в учебном тексте. Практикум «Учимся читать учебный текст». Упражнение на поиск конкретной информации в подборке текстов.
12. 3.12   Учимся читать учебный текст. Маркировка информации. Обучающий тренинг «Учимся читать учебный (научно-популярный) текст». Оформление результатов в портфолио.
13. 10.12   Практикум-диагностика. Тестовая работа по применению умений работать с информацией и выделять главную мысль. Тест.
14. 17.12   Как читать несплошной текст? Поиск и обработка информации в несплошных текстах. Турнир догадливых.
15. 24.12   Шифровка и дешифровка текста. Поиск и нахождение информации в несплошных текстах. Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы». Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными.
16. 14.01   Как построен текст? Строение текстов разных типов речи. Решение исследовательских задач. Составление таблицы/опорной схемы/опорного конспекта по теории типов речи. Практикум-исследование «Как построен текст?».
17. 21.01   Ролевая игра «Заседание Учёного совета лексикографов». Отчёт комиссий лексикографов о возможностях разных словарей «Словари и справочники – спутники цивилизации». Защита групповых проектов, представляющих определённые виды словарей. Обсуждение и оценивание проектов.
18. 28.01   «Сцепления» в тексте. Смысловые связи в тексте. Интеллектуальная разминка. Интеллектуальные игры. Практикум-исследование учебного или научно-популярного текста. Практикум-исследование «Как связаны смысл и пунктуация.  
19. 4.02   Погружение в текст. Логико-смысловой анализ текста художественного или публицистического стиля речи. Практикум на основе комплексного анализа текста. Дополнительные задания к практикуму: Коллективное составление плана текста, запись плана. Устный пересказ текста по плану. Устное рассуждение «С чем ассоциируется для вас понятие родины?».
20. 11.02   Погружение в текст. Выделение тезиса и аргументов/примеров в тексте учебно-научного стиля речи. Составление граф-схемы. Практикум-исследование учебного (научно-популярного) текста. Фиксирование результата в портфолио.
21. 25.02   Воображение и прогнозирование. Приёмы прогнозирования. Интеллектуальная разминка. Игра «Бюро прогнозов». Творческое упражнение «Сочинялки».
22. 4.03   Воображение и прогнозирование. Прогнозирование содержания. Практикум «Сделай остановку и придумай продолжение». Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам». Практикум «Учимся задавать вопросы». Интеллектуальный марафон «Почемучки».
23. 11.03   Диалог с текстом. Вопросы к тексту. Умение их задавать. Разминка (в парах) «Сочиняем истории по вопросам». Практикум «Учимся задавать вопросы». Интеллектуальный марафон «Почемучки».
24. 18.03   Диалог с текстом. «Толстые» и «тонкие» вопросы. Интеллектуальная разминка «Верите ли вы, что…?». Аукцион вопросов: пояснение технологии задавания «тонких» и «толстых» вопросов. Самостоятельная работа в парах.
25. 25.03   Диалог с текстом. Выделение главной мысли. Интеллектуальный марафон «Почемучки».
26. 1.04   Игра-состязание «Аукцион вопросов и ответов». Диагностирование умения задавать вопросы к тексту, разные по характеру и форме. Командная игра.
27. 15.04   Учимся читать «между строк». Скрытая информация в тексте. Обучающий тренинг «Словам тесно, а мыслям - просторно». Игра (командная) «Моментальное фото». Фиксирование результатов деятельности (диплом/сертификат) в портфолио.
28. 22.04   Что помогает понять текст? План текста. Обучающий тренинг «Как составить план».
29. 29.04   Что помогает понять текст. Перекодирование информации: пометки, выписки, цитаты. Обучающий тренинг «Кто записывает, тот читает дважды».  
30. 6.05   Шифровка и дешифровка текста. Обработка и перекодирование информации. Мини-проект «Создаём и оформляем несплошной текст». Оформление результатов деятельности в портфолио.
31. 13.05   Шифровка и дешифровка текста. Обработка и перекодирование информации. Обучающий тренинг «Учимся читать таблицы и схемы». Упражнение на формирование умения дополнять таблицу недостающими данными.
32. 20.05   Когда текст прочитан. Обработка и предъявление информации: план текста и пересказ. Создание вторичного текста на базе другого (исходного текста). Устное изложение.
33. 27.05   Когда текст прочитан. Практикум-диагностика. Оценка информации. Тестовая работа по комплексному применению умений работать с текстом. Послетекстовые вопросы и задания. Диспут «Прочитав текст», тест.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: