А.С. Чертовикова – старший преподаватель кафедры общей психологии, кандидат психологических наук, майор внутренней службы




 

 

 

 

 

Рассмотрены и одобрены на заседании кафедры общей психологии
21 июля 2016 г., протокол № 12.

 

 

 

© ВИПЭ ФСИН России, 2016


Введение

Курс общей психологии – фундаментальный для базового образования в профессии психолога. Курс состоит из трех разделов: «Введение в психологию», «Субъект деятельности», «Субъект познания».

Раздел I – «Введение в психологию» – это первое серьезное знакомство обучающихся с психологической наукой и практикой. Основные понятия, направления, проблемы общей психологии и возможности их решения обсуждаются на лекциях, практических и семинарских занятиях, тесно взаимосвязанных, дополняющих друг друга.

Предлагаемые методические материалы составлены в соответствии с рабочей программой по курсу «Общая психология» и включают в себя программные вопросы по каждой теме в целом, позволяющие более глубоко усвоить наиболее сложный материал, список рекомендуемой литературы, вопросы для самоконтроля, тестовые задания по каждой теме, примерный перечень тематики контрольных работ.

Знания, умения и навыки, сформированные в процессе изучения первого раздела общей психологии, являются необходимой теоретической и практической базой для изучения последующих разделов курса «Общей психологии», а так же всех дисциплин профессионального цикла. В связи с этим, глубокая проработка каждой темы первого раздела может стать прочным фундаментом, без которого не возможен дальнейший профессиональный рост.

 

Методические рекомендации для самостоятельной работы
слушателей по основным темам курса

В качестве форм самостоятельной работы используются: подготовка к семинарским занятиям (конспектирование и индивидуальное консультирование у преподавателя), составление терминологического словаря, выполнение контрольной работы, подготовка к промежуточной аттестации (экзамену).

Организация самостоятельной работы складывается из следующих составляющих:

1. Запись и обработка лекций.

2. Подбор литературы и анализ литературных источников по соответствующим темам

3. Подготовка к семинарским занятиям.

4. Выполнение контрольной работы.

5. Подготовка к экзамену

Самостоятельная работа с лекционным материалом

В конце очередной лекции лектор выдает задание на самостоятельную подготовку по изучению теоретического материала, состоящее из двух частей:

1. Проработать материал лекции по конспекту, учебным пособиям и учебникам, а также воспользоваться учебными материалами, представленными
в электронном виде преподавателем.

2. Подготовиться к следующей лекции: прочитать, просмотреть по учебникам, учебным пособиям материал следующей лекции.

Обучающимся в часы самостоятельной подготовки и подготовки к экзамену необходимо:

– внимательно прочитать конспект лекции;

– дополнить конспект материалом из учебных пособий, учебников;

– выделить основные понятия, рассмотренные на лекции, и хорошо проработать их;

– основные определения выучить наизусть;

– отметить неясные и трудные для себя вопросы и попытаться разобраться в них с помощью учебных пособий, товарищей по группе, обратиться за консультацией к преподавателю;

– обязательно получить ответы на непонятные вопросы у лектора на следующей лекции или на консультации;

– для лучшего восприятия учебного материала следующей лекции необходимо ознакомиться с ним по учебным пособиям и учебникам. Выделить для себя интересные или непонятные вопросы и активно работать непосредственно на лекции.

Самостоятельная подготовка к семинарским занятиям:

Подготовка к семинарским занятиям строится в соответствии с планом
и содержанием занятиям. Обучающиеся получают перечень вопросов, которые будут рассматриваться на занятии, и рекомендации по подготовке. Семинарское занятие включает рассмотрение отдельных теоретических вопросов темы.

При подготовке к семинарскому занятию следует начать с повторения лекционного материала, с просмотра уже имеющихся конспектов произведений, вспомнить методические советы, данные преподавателем.

Работая с различными литературными источниками, следует акцентировать внимание на вопросах плана семинарского занятия и делать соответствующие выписки. Выписки следует делать таким образом, чтобы они отражали содержание выступления (сообщения, доклада) слушателя по соответствующему вопросу.

При подготовке к семинарским занятиям используются такие формы работы, как составление конспектов, разработка терминологического словаря по теме, поиск ответов на дополнительные вопросы по темам семинара, заполнение таблиц.

Самостоятельная подготовка к практическим занятиям

Для углубленного изучения тем лекций и семинаров проводятся практические занятия, на которых ставятся главные задачи – сформировать у обучающихся навык исследовательской работы по изучению общепсихологических феноменов.

Проведению практического занятия, как правило, предшествует подготовка теоретической части: рассмотрение обучающимися учебных вопросов самостоятельно и их обсуждение на занятии. Далее на основе изученного теоретического материала следует выполнение различных практических заданий.

Специфика содержания практических занятий по курсу «Общая психология» заключается в том, что на занятии широко используются методы индивидуальной и групповой работы с выполнением практических упражнений и заданий.

Предварительная подготовка к практическим занятиям проводится в следующей последовательности:

1. На предыдущем занятии записать тему следующего практического занятия, учебные вопросы и рекомендуемую литературу.

2. Тщательно изучить теоретический материал по теме занятия. При этом следует не ограничиваться только конспектом лекции, но и использовать рекомендованную литературу, учебно-методические пособия и т.п.

3. Выполнить практическую часть задания на самостоятельной подготовке.

Выполнение контрольной работы:

В качестве контрольной работы слушатели должны выбрать вариант из предложенного вариантов контрольных работ согласно последнему номеру зачетки, закрепить ее у преподавателя в период установочной сессии и подготовить по ней реферат.

Требования к оформлению контрольной работы

Контрольная работа должна включать:

- титульный лист;

- план;

- основное содержание;

- список литературы.

На титульном листе указываются (см. приложение):

- название учебного заведения и кафедры;

- наименование дисциплины;

- номер курса и учебной группы;

- фамилия, имя, отчество слушателя, место работы, должность, специальное звание;

- номер зачетной книжки.

Объем содержания контрольной работы должен составлять 8-10 листов машинописного текста (15-20 страниц рукописного текста, соответственно). Возможно оформление работы в тетради объемом 18 листов. В содержании должны быть выделены введение, основная часть и заключение.

В конце работы обязательно приводится список использованной литературы. Следует обратить внимание на правильное оформление библиографических данных и ссылок на литературные источники в тексте работы (если таковые имеются).

Контрольная работа предоставляется для проверки не позднее, чем за месяц до начала сессии и оценивается как «зачтено», либо «не зачтено». Обучающийся, получивший оценку «не зачтено», должен переделать работу в соответствии с замечаниями преподавателя. При этом оба варианта контрольной работы сохраняются.

При невыполнении контрольной работы или получении оценки «не зачтено» обучающийся к сдаче итогового экзамена не допускается.

Подготовка к промежуточной аттестации (экзамену):

В основу подготовки к экзамену положена программа учебной дисциплины «Общая психология». Работая с программой по дисциплине, целесообразно выявить наиболее трудные и менее усвоенные темы. Готовясь к экзамену, полезно просмотреть записи своих лекций, конспекты первоисточников, материалы подготовки к семинарам.

Вопросы к экзамену отражают основные разделы и темы программы. Подготовка к экзамену включает проработку основных теоретических вопросов программы и предложенных практических заданий. Перечень вопросов для подготовки дается обучающимся заранее. Экзамен включает ответы на теоретические вопросы билета и выполнение практического задания.

При самостоятельной подготовке к экзамену следует обращать внимание на теоретические положения, рассматриваемые на лекционных занятиях по соответствующим темам, а также на содержание материалов, подготовленных обучающимися к семинарским занятиям и при самостоятельном изучении тем курса.

 

 

Тема 1.1. Общая характеристика психологии как науки

Различные значения термина «психология». Трудности определения предмета психологической науки. Общее представление о психике и сознании. Психика и психология. Житейская и научная психология: связь и различия. Психология в системе других наук. Отрасли психологии и критерии их выделения.

Психологическая наука как социальный институт. Ключевые проблемы психологической науки.

Основные различия «естественно-научной» и «гуманитарной» стратегий
в психологии, проблема их возможного объединения. Уникальность психологической науки: человек как субъект и объект познания.

Основные принципы научного исследования, особенности их применения в психологии. Методы психологического исследования. Подходы к классификации методов психологического исследования. Метод наблюдения в психологии. Виды наблюдения. Психологический эксперимент и его виды. Метод измерения и его использование для исследовательских и психодиагностических целей. Другие методы психологической науки и практики.

Основные понятия: психология, психика, научная психология, житейская психология, метод познания, психологические факты, психические процессы, психические состояния, психические свойства, психологическая проблема, эмпиризм, психофизика, психометрия, принцип детерминизма, принцип развития, принцип единства сознания и деятельности, наблюдение, эксперимент, тест, проективные методы, анкетирование, беседа, опрос, интервью, метод анализа продуктов деятельности.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Особенности психологии как науки. Практическое значение психологии.

2. Место психологии в системе наук. Задачи и проблемы отдельных отраслей психологической науки.

3. Житейская и научная психология: связь и различия.

4. Объяснительные принципы психологии.

5. Причина многообразия методов психологического исследования. Классификация методов по Б.Г.Ананьеву.

6. Организационные методы психологического исследования: сравнительный (психопатологический, исторический и др.), лонгитюдный метод и метод срезов, комплексный метод.

7. Основные методы психологического исследования:

– наблюдение,

– эксперимент.

8. Вспомогательные методы психологического исследования:

– тест,

– беседа,

– анкетирование,

– опрос,

– интервью,

– метод анализа продуктов деятельности

– биографический метод.

 

Рекомендуемая литература:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М., 1997.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». М., 2006.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2008.

4. Ефимова Н.С.Основы общей психологии: Учебник. М., 2015. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.

6. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2012.

7. Хрестоматия по курсу введение в психологию: Учеб. пособие для студ. психол. факультетов учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М., 1999.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какое место занимает психология в системе наук?

2. Кратко опишите возможные задачи отдельных групп отраслей психологии.

3. Что такое фундаментальные отрасли психологической науки и какое место занимают они в общей системе отраслей психологии?

4. Что является предметом психологии? Перечислите формы проявления психики.

5. Что дает психологу руководство принципами детерминизма, единства сознания и деятельности, развития? К чему может привести пренебрежение каждым из названных принципов?

6. Какие психологические методы исследования наиболее широко могут применяться пенитенциарным психологом и в каких целях?

7. Для чего нужны тесты и каким требованиям они должны отвечать?

Тест для самопроверки:

1. Принцип детерминизма в психологии …

а) требует понимания причинно-следственных связей в становлении тех или иных психических явлений

б) подчеркивает конкретно-историческую природу детства и его периодов

в) требует изучения психики в единстве внутренних и внешних ее проявлений

 

2. Принцип единства сознания и деятельности в психологии …

а) требует понимания причинно-следственных связей в становлении тех или иных психических явлений

б) подчеркивает конкретно-историческую природу детства и его периодов

в) требует изучения психики в единстве внутренних и внешних ее проявлений

 

3. К особенностям метода эксперимента НЕ относится …

а) использование специальной аппаратуры

б) объективность получаемых результатов

в) исследователь занимает выжидательную позицию, чтобы изучить выбранное для исследования психическое явление

г) установление причинно-следственных связей между явлениями

 

4. К группе методов организации исследования относится …

а) лонгитюдный

б) эксперимент

в) опрос

г) анализ продуктов деятельности

 

5. Ошибка наблюдения, основанная на обобщении одиночных впечатлений наблюдателя исходя из того, нравится или не нравится ему наблюдаемый, его действия или поведение, называется …

а) ошибкой ожидания

б) гало-эффектом

в) ошибкой первого впечатления

г) ошибкой контраста

 

6. Автор классификации исследовательских методов в психологии – …

а) Л.С. Выготский

б) Б.М. Теплов

в) А.Н. Леонтьев

г) Б.Г. Ананьев

 

7. Установите соответствие между методом и его достоинствами:

МЕТОД ДОСТОИНСТВА

1. Наблюдение а) быстрота получения данных

2. Анкетирование б) абсолютная точность результатов

3. Эксперимент в) учет дополнительных факторов

4. Тест г) естественность поведения испытуемых

д) активная роль исследователя

е) использование стимульного материала

ж) легкость обработки результатов

 

 

Тема 1.2. Становление предмета психологии

Основные этапы развития научно-психологического познания. Понятие «душа» как научное обобщение в античной философии и психологии. Различные представления о душе как предмете исследования в античной философии (Демокрит, Платон и Аристотель).

Предпосылки возникновения психологии как науки о сознании. Проблема изучения сознания в философии Нового Времени. Формирование естественно-научных предпосылок выделения психологии в самостоятельную науку. Сознание и его свойства как предмет экспериментального психологического исследования (В. Вундт, Э.Б. Титченер). «Поток сознания» и его свойства по В. Джемсу. Метод интроспекции, его основные правила, возможности и ограничения. Понятие ассоциации в психологии. Общее представление об ассоциативной психологии.

Причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания. Зарубежная психология открытого кризиса.

Проблема неосознаваемых процессов в психологии. Бессознательное как предмет изучения в психоанализе (З. Фрейд). Методы исследования бессознательного в психоанализе. Классификации бессознательных явлений в психологии. Проблема объективного метода в психологии. Предмет и задачи психологии поведения (Дж. Уотсон). Основная схема изучения поведения в бихевиоризме и необихевиоризме, представление о научении. Целостный подход в гештальтпсихологии. Понятие «гештальт». Примеры гештальтфеноменов, понятие инсайта. Возникновение и развитие гуманистической психологии. Самоактуализация личности. Экзистенциальное направление в психологии. Информационный подход в когнитивной психологии. Современное состояние и важнейшие тенденции развития зарубежной психологии.

Возникновение и развитие советской психологии. Психология в России постсоветского периода.

 

Основные понятия: гилозоизм, анимизм, идеализм, материализм, индивидуальное и общественное сознание, «мир идей» (Платон), рационалистическая философия (Р. Декарт); поле внимания, периферия сознания (У. Джеймс,
В. Вундт); «поток сознания», произвольные и непроизвольные процессы, акты апперцепции, объективные и субъективные элементы сознания, апперцептивные и перцептивные силы (В. Вундт), ассоцианизм, ассоциация, гештальт, фигура и фон, инсайт (В. Келер), фи-феномен», интроверсия, экстраверсия, самоактуализация, интроспекция, поведение, бихевиоризм, необихевиоризм, гештальтпсихология, психоанализ, бессознательное, экзистенция.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Представление о душе в античной философии.

2. Развитие психологических идей в Новое время.

3. Психология как эмпирическая наука о сознании. Интроспективная психология сознания.

4. Психоаналитическое направление в психологии (З. Фрейд, К. Юнг).

5. Проблема поведения как предмета психологии в классическом бихевиоризме (Дж.Уотсон).

6. Целостный подход к изучению сознания в гештальтпсихологии.

7. Гуманистическое направление в психологии.

8. Информационный подход в когнитивной психологии.

Рекомендуемая литература:

1. Введение в психологию / Под общ. ред. проф. А.В. Петровского. М., 1997.

2. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». М., 2006.

3. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию: Курс лекций. М., 2008.

4. Ефимова Н.С.Основы общей психологии: Учебник. М., 2015. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603

5. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.

6. Общая психология: В 7 т. /Под ред. Б.С. Братуся. Том 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

7. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2012.

8. Соколова Е.Е. Тринадцать диалогов о психологии: Хрестоматия с комментариями по курсу «Введение в психологию». М., 2008.

9. Солсо Р. Когнитивная психология. 6-е изд. Спб., 2012.

10. Хрестоматия по курсу введение в психологию: Учеб. пособие для студ. психол. факультетов учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М., 1999.

Вопросы для самоконтроля:

1. Кем и когда был создан термин «психология»? Совпадает ли перевод данного термина с определением предмета современной психологии?

2. Кратко опишите круг явлений, которые изучались в психологии на протяжении ее исторического пути. Что может быть общего между ними?

3. Каковы причины исчезновения классической эмпирической психологии сознания?

4. Изложите путь З. Фрейда к понятию «бессознательное». Опишите структуру психики по З. Фрейду.

5. Каковы конкретные методы изучения бессознательного в психоанализе? Приведите известные вам примеры использования таковых.

6. Какие классификации бессознательных явлений и процессов в психологии вы знаете? Какие функции выполняют разные виды неосознаваемых процессов в деятельности человека?

7. Приведите примеры конкретных исследований поведения в бихевиоризме и объясните их результаты с помощью введенных в бихевиоризме понятий.

8. Зачем понадобилось Э. Толмену ввести понятие «промежуточные переменные»?

9. Что такое принцип изоморфизма и как на его основе гештальтпсихологии объясняли результаты конкретных исследований восприятия и мышления?

Тест для самопроверки:

1. Правильный порядок этапов становления психологии как науки:

а) психология как наука о поведении

б) психология как наука о психике

в) психология как наука о сознании

г) психология как наука о душе

 

2. Автор трактата «О душе» (De anima), первого систематического исследования по проблеме души – …

а) Демокрит

б) Эпикур

в) Платон

г) Аристотель

 

3. Платон является основоположником … учения о душе.

а) материалистического

б) идеалистического

в) схоластического

г) мистического

 

4. Психология как самостоятельная экспериментальная наука сформировалась …

а) в V веке до нашей эры

б) в XVII веке

в) во второй половине XIX века

г) в начале XX века

 

5. Решающую роль в становлении психологии как самостоятельной науки сыграло …

а) внедрение эксперимента

б) открытие лаборатории экспериментальной психологии В. Вундтом

в) формирование новых научных направлений

г) применение математических методов

 

6. Основателем научной психологии является …

а) Аристотель

б) Р. Декарт

в) В. Вундт

г) Л.С. Выготский

 

7. Основателем российской научной психологии считают …

а) И.М. Сеченова

б) В.М. Бехтерева

в) Л.С. Выготского

г) Г.И. Челпанова

 

8. Противопоставление духовной и телесной субстанций, сознания и тела характерно для концепции …

а) Р. Декарта

б) Б. Спинозы

в) Дж. Локка

г) У. Джеймса

 

9. Основатель эмпирической психологии Дж. Локк рассматривал в качестве источника внутреннего опыта …

а) ощущения

б) чувства

в) познание

г) рефлексию

 

10. Характерной чертой классического … является стремление вывести все законы душевной жизни из механических связей между простейшими элементами.

а) ассоцианизма

б) психоанализа

в) бихевиоризма

г) функционализма

 

 

Тема 1.3. Возникновение и развитие психики

Приспособительная роль психики в биологической эволюции. Проблема возникновения психики в эволюции, разные точки зрения на ее решение
(антропопсихизм, панпсихизм, нейропсихизм, биопсихизм).

Проблема выделения критериев психического. Понятия абиотических
и биотических раздражителей, раздражимости и чувствительности. Гипотеза
о возникновении чувствительности как элементарной формы психического отражения (А.Н. Леонтьев). Психика как ориентировочная деятельность субъекта (П.Я. Гальперин).

Представление об эволюции психического отражения. Общая характеристика этапов психического развития в филогенезе: элементарная сенсорная психика, перцептивная психика, стадия интеллекта. Исследования инстинктивного поведения животных. Сущность различий психики животных и человека.

Совместная (трудовая) деятельность людей: ее основные характеристики и их филогенетические предпосылки. Трудовые действия и необходимость возникновения общественного сознания. Общественно-исторический опыт, формы его сохранения и воспроизводства. Материальная культура. Знаковая речь
и развитие мышления.

 

Основные понятия: психика, антропопсихизм, панпсихизм, биопсихизм, нейропсихизм, раздражимость, чувствительность, перцепция, филогенез, инстинкт, ощущение, восприятие, мышление, понятие, интеллект, ручной интеллект, «орудие труда», трудовая деятельность, природная нужда, разумный (сознательный) смысл, знаковая речь.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Критерии психического. Гипотеза о возникновении и стадиях развития психики в филогенезе (А.Н. Леонтьев).

2. Элементарная (сенсорная) психика и инстинктивное поведение животных. Различные представления об инстинкте.

3. Перцептивная психика и индивидуально-изменчивое поведение животных.

4. Стадия интеллекта.

Рекомендуемая литература:

1. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008.

2. Ефимова Н.С.Основы общей психологии: Учебник. М., 2015. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603

3. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.

4. Общая психология: В 7 т. /Под ред. Б.С. Братуся. Т. 1. Соколова Е.Е. Введение в психологию: Учебник для студ. высш. учеб. заведений. М., 2008.

5. Фабри К.Э. Основы зоопсихологии. М., 1999.

Вопросы для самоконтроля:

1. Каковы объективные критерии психики, выделяемые в школе Леонтьева? Определите понятия «биотический стимул», «абиотический стимул», «раздражимость», «чувствительность».

2. Какие точки зрения на решение проблемы возникновения психики
в эволюции вы знаете?

3. Каковы необходимые и достаточные условия возникновения чувствительности? Как можно доказать это экспериментально?

4. Почему элементарную чувствительность принято считать исходной формой проявления психики? В чем основное отличие чувствительности от раздражимости?

5. В чем качественное отличие интеллектуальных форм поведения высших животных и человека?

6. Кратко охарактеризуйте особенности поведения и психического отражения мира на стадиях элементарной сенсорной и перцептивной психики с учетом известных вам примеров.

 

Тест для самопроверки:

1. Допсихическая форма отражения мира организмом:

а) раздражимость

б) чувствительность

в) лабильность

г) когнитивность

 

2. Способность организмов реагировать на биологически значимые воздействия:

а) чувствительность

б) раздражимость

в) сензитивность

г) субъективность

 

3. Процесс возникновения и исторического развития психики:

а) филогенез

б) геронтогенез

в) онтогенез

г) мутагенез

 

4. Согласно позиции …, психика – это свойство живой природы, присущее также и растениям.

а) биопсихизма

б) антропопсихизма

в) панпсихизма

г) нейропсихизма

5. Согласно позиции …, психика присуща только человеку.

а) биопсихизма

б) панпсихизма

в) антропопсихизма

г) нейропсихизма

 

6. Согласно концепции А.Н. Леонтьева, объективным критерием появления зачатков психики у животных является:

а) способность реагировать на абиотические (биологически нейтральные) воздействия

б) способность к поисковому поведению

в) наличие физиологических форм жизнедеятельности (усвоение пищи, рост и др.)

г) способность к «проигрыванию» действия во внутреннем плане

 

7. Правильная последовательность стадий эволюционного развития психики животных (по А.Н. Леонтьеву):

а) стадия перцептивной психики

б) стадия сенсорной психики

в) интеллектуальная стадия

 

8. Способность к объединению в одной деятельности двух различных операций свойственна животным, находящимся на … стадии развития психики.

а) перцептивной

б) интеллектуальной

в) сенсорной

 

9. Отражение действительности в виде целостных образов предметов характерно для … стадии развития психики животных.

а) интеллектуальной

б) сенсорной

в) перцептивной

 

10. Признак, характерный для человеческой психики в отличие от психики животных:

а) непроизвольный характер

б) инстинктивное и поисковое поведение

в) целенаправленность и произвольность психических процессов

г) активность порождается биологическими потребностями и конкретной ситуацией

 

 

Тема 1.4. Человек как субъект деятельности и познания

Понятия субъекта, личности, индивида, индивидуальности. Человек и мир: природа, общество, культура. Личность как феномен общественного развития. Социальные условия развития личности. Личность как культурный субъект.

Личность и индивидуальность. Общая характеристика индивидуальных свойств человека: способности, темперамент, характер. Внутренняя регуляция деятельности: эмоции и воля.

Становление и развитие личности. Иерархия (соподчинение) мотивов как основание личности, личностный поступок. Разрешение мотивационных конфликтов и становление личности. Проблема осознания собственных мотивов и возможность изменения их соотношения. Критерии сформировавшейся личности (Л.И. Божович). «Два рождения личности», их критерии
(по А.Н. Леонтьеву). Феномен «горькой конфеты» и его психологический смысл. Концепция периодизации психического и личностного развития в онтогенезе (Д.Б. Эльконин).

Подходы к определению структуры личности в зарубежной и отечественной психологии. Физическое, социальное и духовное Я (В. Джемс). Представление о структуре личности в психоанализе. Структурная организация личности в отечественной психологии (С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

Человек как субъект познания. Целостность познавательной деятельности и проблема выделения познавательных процессов. Классификации психических процессов. Специфические (собственно познавательные) и неспецифические («сквозные») процессы, их характеристика.

Основные понятия по теме «Человек как субъект деятельности»:

– субъект, объект, природный субъект, культурный субъект, культурные нормы, социальные правила, социальные чувства, комплекс неполноценности, жизненная цель, индивидуальный жизненный стиль (А. Адлер); «коллективное бессознательное», архетип, Тень, Самость, (К. Юнг); физическое «Я», «социальное Я», «духовное Я» (У, Джеймс); «защитный механизм» (З. Фрейд); индивид, личность, индивидуальность, мотив, потребность, мотивационный конфликт, ведущий мотив, ведущая деятельность, «личностный смысл» (А.Н. Леонтьев);

– сензитивный период, кризис, мотивационно-потребностная и операционно-техническая сторона деятельности;

– эмоции; стенические и астенические эмоции; чувства, настроение, аффект, страсть, стресс, депрессия, апатия, эмпатия, любознательность; моральные, интеллектуальные, эстетические и практические чувства; воля, волевое усилие, импульсивные действия, сила воли, абулия;

– задатки, способности; одаренность (общая), гениальность, талант; общие способности, специальные способности; теоретические и практические способности;

– темперамент, уравновешенность, подвижность и сила нервных процессов; лабильность, динамичность, концентрированность нервных процессов, характер.

Основные понятия по теме «Человек как субъект познания»:

– ощущение, рецептор, анализатор, модальность, дистантные и контактные ощущения; интеро-, проприо– и экстероцептивные ощущения; синестезия, адаптация, чувствительность, порог ощущений (абсолютный и разностный), последовательный образ, сенсибилизация;

– восприятие, апперцепция, полимодальный образ; избирательность, константность, целостность, предметность и осмысленность восприятия; перцептивные действия, перцептивная система, перцептивная установка, иллюзия, галлюцинация, восприятие времени, восприятие пространства;

– мышление, понятие, суждение и умозаключение; анализ, синтез и обобщение, сравнение; проблемная ситуация, задача, гипотеза, индукция, дедукция; эвристика; наглядно-действенное, наглядно-образное и словесно-логическое мышление; теоретическое и практическое мышление; репродуктивное и продуктивное мышление; интеллект;

– память, запоминание, воспроизведение, эйдетизм, узнавание, реминисценция, интерференция, забывание; механическая и смысловая память; оперативная, кратковременная и долговременная память; произвольное и непроизвольное запоминание; наглядно-образный, словесно-логический и эмоциональный тип памяти; феноменальная память; «фактор края»;

– внимание, концентрация, объем, переключение, распределение и устойчивость внимания; непроизвольное, произвольное, послепроизвольное внимание;

– воображение, агглютинация, акцентирование, типизация, гиперболизация и схематизация; творчество, реалистическое и фантастическое воображение; творческое и воссоздающее воображение; мечта.

 

Вопросы для самостоятельного изучения:

1. Определение личности. Подходы к изучению структуры личности в зарубежной и отечественной психологии.

2. Способности как индивидуально-психологические особенности человека.

3. Общая характеристика темперамента как индивидуального свойства человека.

4. Общая характеристика характера как индивидуального свойства человека.

5. Общая характеристика воображения как неспецифического («сквозного») процесса.

6. Общая характеристика внимания как неспецифического («сквозного») процесса.

7. Общая характеристика ощущения как познавательного процесса.

8. Общая характеристика памяти как неспецифического («сквозного») процесса.

9. Общая характеристика восприятия как познавательного процесса.

10. Общая характеристика мышления как познавательного процесса.

11. Внутренняя регуляция деятельности: психология эмоций и воли.

 

Рекомендуемая литература:

1. Гамезо М.В., Домашенко И.А. Атлас по психологии: Информ.-метод. пособие по курсу «Психология человека». М., 2006.

2. Гиппенрейтер Ю.Б. Введение в общую психологию. М., 2008.

3. Ефимова Н.С.Основы общей психологии: Учебник. М., 2015. https://znanium.com/catalog.php?bookinfo=390603

4. Маклаков А.Г. Общая психология: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012.

5. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. СПб., 2012.

6. Хрестоматия по курсу введение в психологию: Учеб. пособие для студ. психол. факультетов учебных заведений по специальностям 52100 и 020400 – «Психология» / Ред.-сост. Е.Е. Соколова. М., 1999.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Назовите известные вам точки зрения на содержание понятия «личность» в современной психологии.

2. Опишите структуру личности по В. Джемсу.

3. Что такое «ведущая деятельность» и какую роль играет она в психическом и личностном развитии ребенка?

4. Каков психологический смысл формулы А.Н. Леонтьева «индивидом рождаются, личностью становятся»?

5. Каковы критерии двух «рождений» личности по А.Н. Леонтьеву? В чем психологический смысл феномена «горькой конфеты»?

6. Кратко опишите возможную структуру личности (в широком смысле слова).

7. Каковы возможные основания классификации психических процессов?

 

Тест для самопроверки:

1. Человек как представитель биологического вида Homo sapiens –

1) индивидуальность 2) индивид 3) личность 4) субъект

2. К индивидуально-психологическим особенностям людей НЕ относятся

1) способности 2) темперамент 3) эмоции 4) черты характера

 

3. Способности – это…

1. Успешность человека в деятельности обеспечивается

1) «даром божьим»

2) исключительным развитием соответствующей способности

3) качественно своеобразным сочетанием способностей

4) волевыми усилиями

5. Темперамент у человека является

1) врожденным и относительно неизменным на протяжении жизни

2) врожденным, но изменяемым на протяжении жизни

3) приобретаемым на протяжении жизни

4) приобретаемым в первые годы жизни

 

6. Характер ребенка формируется под воздействием

1) наследственных факторов

2) социальных факторов

3) врожденных предпосылок и социальных факторов

4) культурных факторов

 

7. Акцентуация характера – это

1) устойчивая индивидуальная особенность человека, обусловливающая типичные для него способы поведения

2) формально-динамическая особенность поведения человека

3) направленность личности на внешний мир

4) чрезмерная выраженность отдельных черт характера

 

8. Особое качество человека, приобретаемое им в социокультурной среде
в процессе совместной деятельности и общения, – это

1) темперамент 2) характер 3) личность 4) индивидуальность

 

9. «Второе ро



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: