I.1. Культура и искусство пореформенной России 60-80х годов XIX века




Лимаренко Артем Геннадьевич

ИСТОРИЧЕСКАЯ ОПЕРА

В ТВОРЧЕСТВЕ М.П. МУСОРГСКОГО и А.П. БОРОДИНА

 

 

 

Научный руководитель:
Голубева Н. А.,
кандидат педагогических наук, доцент

 

Москва, 2010

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение………………………………………………………………………………..  
Глава I. Музыкальный реализм в культурной жизни России второй половины XIX века  
I.1. Культура и искусство пореформенной России 60-80х годов XIX века……  
I.2. Музыкальный реализм в творчестве ярких его представителей – Мусоргского и Бородина……………………………………………………………….. 12
Глава II. «Борис Годунов» и «Князь Игорь» - замечательные образцы русского музыкального реализма  
II.1. Особенности музыкального стиля М. П.Мусоргского и А. П.Бородина в операх "Борис Годунов" и "Князь Игорь"……………………………………. 20
II.2. Сравнительный анализ фрагментов изопер «Борис Годунов» и «Князь Игорь»……………………………………………………………………………. 25
Заключение………………………………………………………………………………  
Список литературы……………………………………………………………………...  

 

 

ВВЕДЕНИЕ

Создателем первой классической оперы в России явился гениальный композитор Глинка. В своей опере «Иван Сусанин» он показывает высокий патриотизм и нравственность русского народа.

С тех пор патриотическая тема осталась одной из ведущих в русской музыке. Ее в разных жанрах, а особенно в оперном, воплотили представители Могучей кучки, Чайковский, композиторы XX века. Наиболее близкие по времени – да и по духу! - продолжатели традиции "Ивана Сусанина" – Бородин и Мусоргский. Именно их операм «Князь Игорь» и «Борис Годунов» посвящена данная работа. Эти выдающиеся произведения представляют большой интерес как со стороны истории, драматургии, литературы, так и, конечно, со стороны музыки. Написанные в 60-80е годы XIX века, произведения эти стали большим вкладом в развитие музыкального реализма.

Когда главной проблемой общества стали противоречия народной жизни, заметно проявилось стремление представителей различных видов искусств отразить эти противоречия, эти реалии в культуре. Особое значение в это время приобретает историческая тема. Важное место занимает проблема взаимоотношения народа и царской власти (Мусоргский) (проблема во взаимоотношениях народа и власти в нашей стране была испокон веков, а потому произведение актуально и по сей день) и народного патриотизма (Бородин).

Этим композиторам удалось показать значительные аспекты вовзаимоотношениях людей в глобальные исторические эпохи России, воплотить типические русские характеры. Органически связывая в едином театральном действии музыку (вокальную и инструментальную), слово, сценическое движение, изобразительные искусства и хореографию, опера обретает широчайшие возможности отображения жизни, огромную силу общественного воздействия, становится трибуной для обращения автора к широким массам. Эти возможности оперного жанра накладывают особую ответственность на автора, на выбор его собственной позиции при освещении исторических тем.

Таким образом, объектом данного исследования стали оперы «Борис Годунов» Мусоргского и «Князь Игорь» Бородина. Предметом исследования являются особенности драматургии и музыкального языка данных опер в их сопоставлении как проявление стилевых отличий творчества Мусоргского и Бородина.

Цель работы – показать закономерность появления в русской музыке второй половины XIX века таких опер как «Борис Годунов» и «Князь Игорь», а также выявить их сходство и своеобразие.

Достижение данной цели возможно через решение следующих задач:

- раскрыть общественно-исторический контекст создания опер;

- охарактеризовать общую культурную ситуацию того времени;

- оценить значимость данной тематики для Мусоргского и для Бородина;

- провести параллели в отражении исторических реалий в оперных сюжетах;

- подчеркнуть стилевые и жанровые отличия произведений.

Сравнивая оперы Мусоргского и Бородина, нельзя не сказать вообще о реализме в русском искусстве XIX века. Поэтому работу логично начать с освещения этого вопроса.

«Жизнь, где бы ни сказалась;

правда, как бы ни была солона».

М. П. Мусоргский.

(Из письма М. Мусоргского В. Стасову от 7 августа 1875 г.)

 

ГЛАВА I

МУЗЫКАЛЬНЫЙ РЕАЛИЗМ В КУЛЬТУРНОЙ ЖИЗНИ РОССИИ ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫXIX ВЕКА

I.1. Культура и искусство пореформенной России 60-80х годов XIX века

Искусство – отражение жизни в художественных образах. Искусство самым тесным образом связанно с общественно-историческим контекстом. Поэтому, знакомясь с произведениями искусства второй половины XIX века, нужно обратиться к истории этого времени.

Падение крепостного права в 1861 году озна­чало начало нового, капиталистического периода в ис­тории России. Капитализм не только внес существенные пере­мены в жизнь общества: как хозяйственно-экономические, так и социально-духовные, - но и создавал условия для более вы­сокого культурного уровня страны, расширял объек­тивные социальные возможности для овладения куль­турой значительных общественных слоев. Новая историческая эпоха способствовала ускорению процесса демо­кратизации культуры, становления ее «народности» и общедоступности. Однако, самодержавие, которое оставалось феодально-политическим балластом страны и в пореформенную эпоху, принципиально не изменило своего отношения ни к куль­туре и проблеме просвещения русского народа.

Развитие культуры во второй половине XIX — на­чале XX вв. не было равномерным процессом. Его вну­тренние этапы определяли подъемы и спады в обще­ственно-политической ситуации. Этот политический водоворот аккумулировался, отражался в искусстве того времени. Два основных общественно-политических вопроса – крестьянский и вопрос самодержавия в России – в это пореформенное время становились все более значимыми, злободневными. Крепостное право было отменено, могущество монар­хии было поколеблено самим ходом реальной жизни. В общественном сознании сформировалась демократи­ческая программа обновления России, выразителями которой в этот период времени явились прежде всего революционеры-разночинцы. Серьезными сдвигами в идейной жизни общества становятся 60-70-е годы XIX столетия. Характерные для этого вре­мени преобладание демократических идей в общественном сознании, убежденность в необходи­мости преобразований и извест­ное отступление самодержавия от своих охранительно-крепостнических принципов создавали со­ответствующую идейно-нравственную атмосферу для развития художественной культуры.

Многиезамечательные произведения литературы и искусства, занявшие достойное место в сокровищнице мировой культуры, созданы во второй половине XIX века. «Серьезную содержательность» искусства в то время отмечал художе­ственный и музыкальный критик В. В. Стасов (1824-1906). И действительно, сила русского национального искусства за­ключалась в его художественных достоинствах, гражданственности, высокой нравственности и демократической направленности. В искусстве наступила эпоха критического реализма, который становится основным художественным направлением того времени. Композиторы, художники, поэты и писатели не просто описывали русскую жизненную реальность, но и анализировали ее, показывая свойственные русской действительности противоречия. Критический реализм 60 —70-х годов отличала повышенная социальная активность. Литература и искусство как никогда близко подошли к отображению реальной жизни (очерк и роман о современной жизни, современная бытовая драма, бытовой жанр в живописи и т. д.).

Во второй половине XIX в. идейно-художественное развитие во многом определяла революционно-демократическая эстетика, основы которой были заложены еще Белинским и продолжены Н. Г. Чернышевским.

Литература пореформенной России являла собой целую плеяду звездных имен, творчеству которых были присущи дух обличительства и критическое отношение к существующей действительности. Новое поколение писателей-реалистов, которое пришло в литературу в 60 —70-е годы, принесло новые темы, жанры, идейно-эстетические принципы. В литературном процессе тех лет ведущее место при­надлежало очерку, в котором ставились острые социальные проблемы, коренные вопросы жизни и быта крестьянства (очерки Н. В. Успенского, В. А. Слепцова, Г. И. Успенского и др.). С общественным подъемом также связано появление демократического романа, в котором действующим ли­цом стал разночинец (повести Н. Г. Помяловского «Мещанское счастье» и «Молотов»), первых произведений о жизни и быте рабочих (романы Ф. М. Решетникова «Глумовы», «Горнорабочие»). Программным произведением 60-х годов был роман Н. Г. Чернышевского «Что делать?», опубликованный в «Современнике» в 1863 г. Это было повествование о «новых людях», их морали и нравственных ценностях. Роман Чернышевского имел огромное идейное воздействие не на одно поколение демократической молодежи. Отражением острой идейно-художественной борьбы в литературе 60-х годов было появление так называемого антинигилистического романа («Некуда»
Н. С. Лескова; «Взбаламученное море» А. Ф. Писемского и др.).

60-70-е годы — время расцвета и наибольших до­стижений русского классического романа и повести. Огромный вклад в отечественную и мировую культуру внесли И. С. Тургенев (1818 - 1883) и Ф. М. Достоевский (1821 - 1881). В романе Тургенева «Отцы и дети», опубликованном в 1862 г., и в других его произведениях созданы образы новых героев эпохи — разночинцев и демократов. Ну а вершиной русской литературы XIX в. стало твор­чество Л. Н. Толстого (1828 — 1910). Его волновали судьбы Родины и ее народа (и этому свидетельство историческая эпопея «Война и мир»).

Улучшение профессионального актерского образования, расширение сети театров за счет создания частных антреприз – эти и другие вопросы поднимала театральная общественность. Под влиянием ее требований в 1882 году была отменена монополия государственных театров. Правда, частные театры стали возникать еще раньше под видом «домашних спектаклей», «семейных вечеров» и т.д. Театральными центрами в России оставались все же московский Малый и петербургский Александрийский театры. Возрастает число и провинциальных театров. Театр все более становился органической частью общественно-культурной жизни, охватывая уже не только узкий круг столичной публики, но и более широкие слои провинциальной интеллигенции.

Русский театр второй половины XIX века, конечно, в первую очередь связан с именем А. Н. Островского (1823 – 1886). Его драматургия — замечательное явление национальной культуры. С постановки пьесы «Не в свои сани не садись» в 1852 г. на сцене Малого театра произведения Островского заняли ведущее место в его репертуаре.

Прогрессивная общественная мысль отразилась и в живописи. В ней, как и в других видах искусства видно преобладание социально-бытового жанра. «Жанр не прихоть, не каприз, не выдумка одного или не­скольких художников, — писал В. В. Стасов, — а выражение современной потребности, всеобщей, неудержимой потребности в выражении искусством всех сторон жиз­ни»[1].

Идейно-художественное движение этих лет подготовило почву для возникновения «Товарищества передвижных художественных выставок» (1871). Мысль о его организации возникла в 1865 г., когда по ини­циативе Крамского в Нижнем Новгороде была представлена выставка картин «Артели художников», имевшая значительный успех. Так зародилось передвижничество — ведущее направление в нацио­нальном искусстве второй половины XIX в., идейно противостоявшее академизму. Положения революционно-демократической эстетики определили программу творчества передвижников: гражданственность, сознание общественных и психологических проблем своего времени, интерес к облику современника. Работая в достаточно уже консервативных жанрах, художники-передвижники привносили в них все новые и новые моменты. Большое место они уделяли крестьянству, рабочим и прогрессивной интеллигенции
(Н. А. Ярошенко (1846—1898) — «Курсистка», «Сту­дент», «Кочегар»). И, конечно, излюбленной темой ряда передвижников была родная природа
(Ф. А. Васильев, И. И. Шишкин, И. И. Левитан, А. К. Саврасов). В их картинах романтическая одухотворенность сочетается с философским осмыслением жизни.

Философия жизни и глубокий психологический реализм стали художественными особенностями и передвижнического портрета. Это был портрет не одного человека, а портрет целой эпохи, который «...представлял лиц, дорогих нации, веривших в ее лучшее будущее и боровшихся за эту идею» (И. Е. Репин)[2]. Мировоззрение Репина складывалось в эпоху общественного подъема и распространения буржуазного демократизма. Эти идеи питали его искусство, помогали осмыслить, понять многие вопросы современной жизни. В своих картинах Репин показывал новое, особое отношение к народу («Бурлаки на Волге»). Обличая эксплуатацию народа, художник в то же время утверждал скрытую в нем силу, зреющий протест. Репин видит в бурлаках могучие, самобытные черты и характеры. Мастер портрета, он создал серию блистательных образов — людей своей эпохи. Вершиной портретного жанра Репина является портрет М. П. Мусоргского (1881).

Неоднократно обращаясь к исторической теме, художники-передвижники, что важно, в своих полотнах использовали в качестве сюжетов реальные события, стремились передать эпоху, характер исторических персонажей. Передвижникам свойственно было изображение переломных моментов в русской истории. Они по-новому видели исторические факты и по-своему их трактовали (И. Е. Репин «Иван Грозный и сын его Иван», 1885). Основные достижения исторической живописи это­го времени связаны с творчеством В. И. Сурикова (1848 — 1916). Его интересовали периоды больших социально-политических и духовных конфликтов, про­явления народной борьбы против официальной государственности. Он сказал новое слово в исторической живописи, показав народ как движущую силу истории («Утро стрелецкой казни», 1881; «Боярыня Морозова», 1887; и др.). Суриковская трактовка исторических тем была следствием новых представлений об историческом процессе и месте в нем народных масс, которые отличали общественную мысль и литературу эпохи разночинцев.

Общественно-идейная атмосфера первых пореформенных десятилетий сказалась и на музыке. В 1859 г. по инициативе А. Г. Рубинштейна (1829—1894) было организовано Русское музыкальное общество «для развития музыкального образования, вкуса к музыке в России и поощрения отечественных талантов». А двумя годами позже (1862 г.) в Петербурге все тот же Антон Григорьевич Рубинштейн открыл консерваторию. Его брат Николай Григорьевич создал консерваторию и в Москве. Оба учебных заведения положили начало профессиональному музыкальному образованию в России.

Огромную роль в развитии музыкальной культуры сыграло творческое объединение композиторов М. А. Балакирева (1836/37-1910),
М. П. Мусоргского(1839-1881), Ц. А. Кюи (1835-1918), А. П. Бородина (1833-1887) и Н. А. Римского-Корсакова (1844-1908). Название этому обществу дал музыкальный критик и его идейный руководитель В. В. Стасов – «могучая кучка». Идейно-нравственные взгляды этого содружества формировались под воздействием передовых идей 60 —70-х годов. Стремление передать в музыке всю правду жизни и подчеркнуть национальный характер стало одной из основных черт музыкального творчества композиторов «могучей кучки». А потому они не только широко использовали русский музыкальный фольклор (было много сделано для собирания и его изучения), не только тяготели к историко-эпическим сюжетам, но и способствовали утверждению на сцене народно-музыкальной драмы («Борис Годунов», «Хованщина» М. П. Мусоргского, «Псковитянка» Римского-Корсакова, «Князь Игорь» А. П. Бородина).

Не менее выдающиеся достижения русской музыки связаны с именем
П. И. Чайковского (1840-1893). Обширно его творческое наследие в области балетного, оперного, симфонического, камерного музыкального искусства (балеты «Лебединое озеро», «Спящая краса­вица»; оперы «Евгений Онегин», «Пиковая дама»; симфонии, романсы, симфонические поэмы, музыкальный цикл «Времена года» и др.). Глубоко народная музыка Чайковского обладает редкостной силой эмоционального воздействия. Чайковский создал основные произведения в 70 - 80-е годы. В своем творчестве он утверждал право человека на свободную жизнь.

Отличительным свойством пореформенного музыкального искусства была его программность, использование в музыке национальных мотивов, сюжетов из литературных произведений. В. В. Стасов отмечал, что композиторы второй половины XIX в. следовали примеру Глинки. «Наша эпоха, — писал критик, — все дальше и дальше отходит в сторону от «чистой» музыки прежних периодов и все сильнее и сильнее требует для музыкальных созданий действительного, определенного содержания»[3].

 

I.2. Музыкальный реализм в творчестве ярких его представителей – Мусоргского и Бородина

Из вышесказанного видно, что для искусства второй половины XIX столетия характерно обращение к переломным моментам русской истории. И для живописи («Иван Грозный и сын его Иван», «Утро стрелецкой казни»; «Боярыня Морозова»), и для литературы («Война и мир»), и, конечно, для музыки («Князь Игорь», «Хованщина», «Борис Годунов», «Псковитянка»). Для писателей, композиторов, художников было важно через личность, через драму одного персонажа показать целую эпоху, через судьбу человека – судьбу страны. Причем, авторам исторических произведений удалось, показывая то, что было в прошлом, сделать очень тонкий намек на то, что есть в настоящем. Они очень отчетливо видели повторяющиеся исторические спирали. Они очень изящно, но весьма точно проводили актуальные параллели между прошлым и настоящим.

Остановимся поподробнее на ярких примерах русского реализма второй половины XIX века, а точнее на операх «Князь Игорь» Александра Бородина и «Борис Годунов» Модеста Мусоргского. И посмотрим, на что опирались эти композиторы, когда писали оперы, и в чем различие их музыки с точки зрения драматургии и интерпретации сюжетов.

В своих народных музыкальных драмах «Борис Годунов» и «Хованщина» М. П. Мусоргский дал непревзойденные по силе и глубине изображения картины прошлого России в переломные периоды ее исторического развития. Монументальная эпическая опера «Князь Игорь»
А. П. Бородина воспевает высокий патриотизм русского народа, выпукло обрисовывает национальные характеры героев того времени. Используя художественные возможности музыки, Бородин и Мусоргский создают в массовых хоровых сценах масштабные картины народной жизни, разносторонне выявляют связи героя с социальной средой.

Основоположником реализма в литературе, как известно, был
А.С. Пушкин. Именно работая над трагедией «Борис Годунов», он окончательно перешёл от романтизма к реализму. Спустя несколько десятилетий после этого Мусоргский тоже обращается к реализму, когда начинает писать народную музыкальную драму по одноименной драме Пушкина. У обоих на первый план выходит трагедия русского народа.

К началу написания оперы «Борис Годунов» у Мусоргского уже было множество замечательных песен и романсов (около 70) посвященных народу, русскому крестьянину: «Калистрат», «Колыбельная Ерёмушке», «Сиротка», «Спи, усни, крестьянский сын». Сам композитор называл их «народными картинками». С небывалой смелостью и правдивостью он показал в них беспросветную, полную страданий жизнь крестьянина-бедняка. Именно эти «народные картинки» и стали основой подготовительной работы к написанию опер в плане определения тематики и становления глубоко оригинального музыкального языка.

Несмотря на препятствия к постановке со стороны Дирекции императорских театров, это новаторское произведение все-таки было поставлено в 1874 году в Мариинском театре. Демократический зритель остался в восторге от увиденного и услышанного.

Музыка «Бориса Годунова» заселена небывалыми до той поры в музыкальном искусстве героями. Они пришли в оперу прямо из жизни: беглые монахи, юродивые, семинаристы, подьячие, корчмарки, дети-сироты, нищие и бесправные люди, - Мусоргского волновала и увлекала больше всего судьба русского народа. Он принес «в музыку согнутые спины и растоптанные жизни», - как говорил Шостакович, когда отвечал на вопрос, что побудило его переоркестровать «Бориса» [4].

В другой исторической опере – современника и друга Мусоргского, Александра Порфирьевича Бородина «Князь Игорь» – тоже на первом плане стоит народ. Только время действия у Бородина совершенно другое. В отличие от своих современников, обращавшихся за историческими оперными сюжетами в большинстве случаев к драматическим событиям царствований Ивана Грозного, Бориса Годунова и Петра Первого, Бородин взял в качестве основы древнейший эпический памятник – Слово о полку Игореве. Опера «Князь Игорь» необычайно реалистична. Не только в обращении к историческому сюжету, но и в музыкальном плане.

Композиторы «Могучей кучки» много внимания уделяли изучению литературных и музыкальных источников при работе над своими произведениями. Но Бородину это было свойственно в наибольшей степени. Являясь автором либретто, он самостоятельно занимался истолкованием трудных мест литературного источника, изучением эпохи действия и сбором немногочисленных сведений о древних кочевых народах, упомянутых в «Слове».

В либретто оперы “Князь Игорь” значительная роль принадлежит половцам – кочевому народу, совершавшему набеги на Русскую землю. Целых два действия оперы Бородина происходят в половецком стане. Воображению композитора представлялись характерные восточные песни и пляски: то плавные и полные неги, то безудержно дикие и огненные. Но он и здесь хотел верности и правдивости. Известно, что через русского этнографа, члена Географического общества В.Н. Майнова Бородин обращается с рядом вопросов к венгерскому специалисту-исследователю и путешественнику
П. Хунфальви, расспрашивает о половцах и особенно об их песнях. Венгерский ученый ответил подробным письмом, в котором сообщал, что потомки древних половцев и сейчас живут в Венгрии, описывал особенности их народной музыки и даже указал несколько сборников народных песен, в том числе и половецких. Столь же обстоятельно изучал Бородин и другие материалы для своей оперы.

Не менее реалистичный взгляд имел Бородин и на оперную форму. Результатом его рационального подхода к написанию оперы стало появление произведения не только прекрасного в целом и в подробностях, но и, с одной стороны, стройного и уравновешенного, а с другой – необычайно самобытного. В русской музыке XIX века трудно найти более «аутентичное» воспроизведение крестьянского фольклора, чем в Хоре поселян или Плаче Ярославны. Хоровой Пролог к опере, где как бы подхватывается и развивается «сказовая» интонация древнерусских сцен глинкинского Руслана, подобен средневековой фреске. Восточные мотивы Князя Игоря («половецкий раздел») по силе и достоверности «степного» колорита не имеют себе равных в мировом искусстве. Эта подлинность также органично сочетается с использованием вполне традиционных оперных форм большой арии (характеристика Игоря, Кончака, Ярославны, Владимира Галицкого, Кончаковны), дуэта (Владимир и Кончаковна, Игорь и Ярославна) и прочих.

Музыка «Князя Игоря» имеет яркую народную характеристику. Происходит смешение фольклоров русского и восточного (половецкого). Кроме того, стараясь сделать музыкальное повествование возможно более правдивым, Бородин акцентирует внимание на остатках язычества в обществе того времени и его музыке. У Мусоргского к музыке несколько другой подход, отличный от Бородина. Это музыка русского человека, но не просто русского, а православного. Интересно, несмотря на то, что в опере все-таки практически отсутствуют подлинные церковные мелодии, мы слышим в ней эту «церковность». Например, в Сцене коронации Бориса мы отчетливо слышим потрясающую оркестровую имитацию колокольного звона.

Главная мысль опер Мусоргского и Бородина – драма человека, драма народа, а совесть – ключевое слово обеих опер. Основное внимание в операх уделено, безусловно, характеристике главных действующих лиц. Именно в образах главных героев сконцентрирована проблема выбора.Какой путь совесть укажет Борису и Игорю? Конечно, разный. И недаром финалы опер разные: Борис умирает от угрызения совести, а Игорь возвращается живым из плена хана Кончака. Но народ в операх такой же главный герой, как и Игорь и Борис. На это указывают достаточно частые и значительные массовые сцены в операх: хоры «Слава» (в обеих операх Прологи, основанные на материале подлинной народной песни), «Хорпоселян» (IV д. «Князя Игоря») и хор «На кого ты нас покидаешь» (из пролога «Бориса Годунова» – весьма показательные образцы музыкальной и идейной характеристики народа. Более того, народ в названных операх становится мерилом, воплощением совести («Нельзя молиться за царя-ирода!» в «Борисе» и, наоборот, «Знать Господь мольбы услышал, милость нам Свою являет!» в «Игоре»).

Вот что говорит Шостакович о совести в «Борисе Годунове» в одном из интервью, которое он давал в связи с редакцией этой оперы. Шостакович сравнивает Годунова со Сталиным, а их судьбы и действия называет ошибками власти: «…И даже полоумный Сталин, зверь и палач, своим звериным чутьем в музыке это учуял. Потому ее боялся и ненавидел. Мне рассказали, что он исправно посещал "Бориса" в Большом Театре. В музыке ведь он совсем, вопреки укоренившемуся мнению, не разбирался. Сейчас я наблюдаю возрождение этой легенды, что Сталин, якобы, смыслил кое-что в изящных искусствах. Это холуйская легенда. Не удивлюсь, если окажется, что и "гениальные труды" его написаны кем-то другим. Он был вроде крошки Цахес, но в миллионы раз зловредней и ужасней. Что же цепляло Сталина в "Борисе"? А вот то, что кровь невинных рано или поздно выступает из земли. Вот она, главная этическая идея оперы этой. Значит, преступления власти ни оправдать именем народа, ни прикрыть палаческой "законностью" нельзя. И не оправдаешь их ничем. Кому-нибудь придется отвечать.

Хотя царь Борис выгодно отличается от "вождя народов". Он, согласно Пушкину и Мусоргскому, заботится о благосостоянии этих самых народов. Он не начисто лишен доброты и справедливости. Взять хотя бы сцену с юродивым (у Василия Блаженного). Наконец, он не в пример Сталину, любящий нежный отец. А угрызения совести? Разве это мало? Конечно, напакостив, легко угрызаться. И иногда мне эта типично русская черта бывает противна. У нас чрезвычайно любят нагадить сначала, а потом бить себя кулаком в грудь и размазывать слезы по физиономии. Воют, воют, да разве воем поможешь? Рабская наша душа, подлая доля. И все-таки, человеку кающемуся можно иногда поверить. А тут - кающийся правитель, совсем уж редкость. И все-таки народ ненавидит Бориса - оттого, что силой навязался, запятнал себя убийством…» [5].

В опере Бородина Игорь тоже раскаивается за содеянные ошибки. Совесть мучает его, когда он сидит в плену у Кончака, как в гостях (как говорит сам Кончак, «…нет, князь, ты не враг мой! Ты гость у меня дорогой...»). Автор «Слова о полку Игореве» тоже обвиняет Игоря в том, что желая единоличной славы, он, Игорь, сам отправляется в поход на половцев. Бородин и автор «Слова» осуждают, но прощают князя. А вот Годунова никто не простил.

Как можно видеть из вышесказанного, в операх Мусоргского и Бородина много общего, но еще больше различного. Особенно ярко это проявляется в драматизме опер. Бородин, как композитор эпического склада, использует контрастное сопоставление сцен. Мы поочередно переносимся то одно общество, половецкое, то в другое, русское. Причем, количество актов Бородин делает одинаковым: два акта (I и IV) – русские, а два (II и III) – половецкие. Это дает нам, зрителям и слушателям, возможностьспокойно сравнить. Сравнить не только музыку (ее национальные особенности и различие русских народных и восточных интонаций), но и саму атмосферу быта двух лагерей. Композиция оперы Бородина – номерная, то есть, построенная на замкнутых музыкальных номерах, с использованием классических форм. У Мусоргского же, композитора явно драматического, и даже трагического характера, основным приемом развития действия является столкновение. Он сталкивает народ и царя, он сталкивает царя с его внутренним миром и т.п. Показательно, что Мусоргский тяготеет к сквозному развитию в построении сцен.

Таким образом, наблюдая сходство в подходах авторов к трактовке сюжетов, расстановке идейных акцентов, можно констатировать различные подходы в выборе приемов построения композиции. Эти отличия обусловлены, в первую очередь, несходством личностных характеристик композиторов, различием их индивидуальных стилей.

Итак, искусство, отражая вехи жизни, призвано не только описывать время и общество в этом времени, но и, как мы видим на примере второй половины XIX века в России, обличать эту жизнь. Часто композиторы, художники, писатели обращаются в это время к истории. Реализм в русском искусстве в это время испытывает влияние романтизма (в первую очередь в музыке), а это еще одна причина обращения авторов к прошлому. Романтиков всегда привлекали славные и трагичные страницы истории своего народа, и оперы русских композиторов Мусоргского и Бородина, приверженцев музыкального романтизма с одной стороны и критического реализма – с другой, тому яркий пример. Стремление показать реальность современной жизни через историю, судьбы современников через судьбы предков весьма характерно для русского искусства XIX века.


ГЛАВА II

«БОРИС ГОДУНОВ» И «КНЯЗЬ ИГОРЬ» - ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЕ ОБРАЗЦЫРУССКОГО МУЗЫКАЛЬНОГО РЕАЛИЗМА

II.1. Особенности музыкального стиля М. П. Мусоргского и
А. П. Бородина в операх "Борис Годунов" и "Князь Игорь"

Выявив сходства и различия с точки зрения драматизма, режиссуры и, главное, творческого метода опер Мусоргского и Бородина, необходимо показать общее и различное в самой музыке этих композиторов. Эта задача трудна, потому что у опер «Борис Годунов» и «Князь Игорь» была не одна редакция, причем редакции эти принадлежат совершенно другим композиторам. Потому здесь заходит речь о коллективном творчестве.

Оперу «Князь Игорь» завершили друзья композитора — Н. А. Римский-Корсаков, А. К. Глазунов и А. К. Лядов (М. П. Беляев, первый издатель «Князя Игоря», извещает в своем предисловии: «Оставшаяся неоконченной, по смерти автора, опера «Князь Игорь» закончена Н. А. Римским-Корсаковым и А. К. Глазуновым...»). Увертюра, хотя и была сочинена
А. П. Бородиным, но не была им положена на бумагу. Закончена же она и оркестрована после его смерти и по памяти А. К. Глазуновым, слышавшим ее много раз в исполнении на фортепиано самого автора. Интересно, что все эти композиторы часто работали в таком тесном контакте друг с другом, что почти невозможно определить, что в «Князе Игоре» написано одной рукой, а что — другой; иными словами, музыкальный стиль оперы представляет нечто художественно абсолютно цельное. При этом необходимо подчеркнуть (как это сделал Н. А. Римский-Корсаков в связи со своим участием в работе над «Борисом Годуновым»), что «Князь Игорь» — полностью опера А. Бородина.

Еще более интересна в этом отношении история завершения оперыМусоргского. Имеется весьма большое количество версий «Бориса Годунова». Только сам композитор оставил две редакции; Н. А. Римский-Корсаков сделал еще две, один вариант оркестровки оперы предложил
Д. Д. Шостакович, и еще два варианта были сделаны Джоном Гутманом и Каролем Ратгаузом для нью-йоркской Метрополитен-опера. Все связано с тем, что Мусоргский написал довольно длинную оперу. И при первой же постановке ему пришлось убрать немало сцен из своего детища (собственно, вторая редакция Мусоргского сделана после премьеры оперы в Мариинском театре). Каждый из вариантов оперы дает свое решение проблемы, какие сцены, написанные Мусоргским, включить в текст оперы, а какие исключить, а также предлагает свою последовательность сцен. Последние две версии (Гутман и Ратгауз), к тому же, отвергают оркестровку Римского-Корсакова и восстанавливают оригинал Мусоргского.

Некоторые причины появления столь большого количества редакций оперы приведены в предисловии Римского-Корсакова к его изданию сочинения Мусоргского в 1896 году: «Опера, или народная музыкальная драма, «Борис Годунов», написанная 25 лет тому назад, при первом своем появлении на сцене и в печати вызвала два противоположных мнения в публике. Высокая талантливость сочинителя, проникновение народным духом и духом исторической эпохи, живость сцен и очертания характеров, жизненная правда и в драматизме, и комизме и ярко схваченная бытовая сторона при своеобразии музыкальных замыслов и приемов вызвали восхищение и удивление одной части; непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения, слабая инструментовка и слабая вообще техническая сторона произведения, напротив, вызвали бурю насмешек и порицаний — у другой части. Упомянутые технические недостатки заслоняли для одних не только высокие достоинства произведения, но и самую талантливость автора; и наоборот, эти самые недостатки некоторыми возводились чуть ли не в достоинства и заслугу. Много времени, прошло с тех пор; опера не давалась на сцене или давалась чрезвычайно редко, публика была не в состоянии проверить установившихся противоположных мнений. «Борис Годунов» сочинялся на моих глазах. Никому, как мне, бывшему в тесных дружеских отношениях с Мусоргским, не могли быть столь хорошо известны намерения автора «Бориса» и самый процесс их выполнения. Высоко ценя талант Мусоргского и его произведение и почитая его память, я решился приняться за обработку «Бориса Годунова» в техническом отношении и eгo переинструментовку. Я убежден, что моя обработка и инструментовка отнюдь не изменили своеобразного духа произведения и самых замыслов его сочинителя, и что обработанная мною опера, тем не менее, всецело принадлежит творчеству Мусоргского (выделено мной – А. Лимаренко), а очищение и упорядочение технической стороны сделает лишь более ясным и доступным для всех ее высокое значение и прекратит всякие нарекания на это произведение. При обработке мною сделаны некоторые сокращения ввиду слишком большой длины оперы, заставлявшей еще при жизни автора сокращать ее при исполнении на сцене в моментах слишком существенных.

Настоящее издание не уничтожает собой первого оригинального издания, и потому произведение Мусоргского продолжает сохраняться в целости в своем первоначальном виде»[6].

Однако, многие современные музыковеды «непрактичные трудности, обрывочность мелодических фраз, неудобства голосовых партий, жесткость гармонии и модуляций, погрешности голосоведения», «слабую инструментовку и слабую вообще техническую сторону произведения» в противовес автору этих слов, Римскому-Корсакову, возводят в достоинства Мусоргского. Модест Петрович, будучи ярким новатором-музыкантом, постоянно стремился найти более действенные средства музыкального выражения, а известная острота и непривычность музыкального языка композитора придает его произведениям особую пикантность и оригинальность. Недаром во многих ведущих музыкальных театрах мира, в том числе и в Большом, наравне с редакциями Римского-Корсакова и Шостаковича пользуется большой популярностью первозданный, «мусоргский» «Борис Годунов.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: