Тема занятия: «РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»




Дисциплина: МЕТОДИКА ПРЕПОДАВАНИЯ РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата:. 25.11.2020г.

Группа: КЗНО-17

Преподаватель: Мамутова З.С. к.пед.н., ст.преп.

Тип занятия: лекция - 1

Тема занятия: «РУССКИЙ ЛИТЕРАТУРНЫЙ ЯЗЫК. ПРИЗНАКИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА»

Рассматриваемые вопросы:

1.Понятие «язык».

2.Язык и общество. Функции языка. Отличие речи от языка.

 

1. Понятие «язык». Язык и общество

Язык – это особая система знаков, которая служит средством общения людей друг с другом. Вопрос о природе языка решался по-разному. Некоторые учёные сочли язык явлением психическим, выражением «духа Божьего или человеческого». Другие признали язык явлением биологическим: человек сам учится есть, пить, ходить, говорить.

На самом деле язык – явление не биологическое, а общественное. Это исторически возникший и развивающийся сложный знаковый механизм общения. Человек учится говорить только в обществе, только потребность в общении с другими людьми рождает потребность в языке. В соответствии с различными взглядами на природу языка существует множество теорий возникновения этой системы общения: божественная, политическая, звукоподражательная, междометная, теория трудовых выкриков, социального договора и т.д.

Язык явление исторически изменчивое. Современный русский язык охватывает период от А.С.Пушкина до наших дней. Лексика – наиболее подвижна, исторически более изменчива. Грамматика меняется исключительно медленно.

2. Функции языка. Отличие речи от языка

Язык выполняет три основные функции:

1. Функция общения. Язык позволяет говорящему выражать свои мысли, а другому индивиду их воспринимать и в свою очередь соответственно реагировать (принимать к сведению, соглашаться, возражать).

2. Функция сообщения. Язык помогает собирать и передавать информацию, что важно как для отдельного человека, так и для всего общества. В письменных памятниках (летописи, документы, мемуары, художественная литература, газеты), в устном народном творчестве фиксируется жизнь нации, история носителей данного языка.

3. Функция воздействия – при помощи языка человек влияет на эмоции, чувства, настроения собеседника.

Дополнительные функции:

Ø эмоциональная (выражает внутреннее состояние говорящего, его чувства);

Ø экспрессивная (волюнтативная) функция (воздействие на слушателей);

Ø познавательная – язык является средством сознания, способствует деятельности сознания и отражает ее результат, участвует в формировании мышления индивида;

Ø эстетическая (использование языка в качестве образного художественного отражения действительности. Говоря, человек создает «произведение речи»);

Ø поэтическая функция языка (язык служит материалом и формой художественного творчества);

Ø магическая функция языка. Это связано с представлением о том, что некоторые слова, выражения обладают магической силой, способны изменять ход событий, влиять на поведение человека, его судьбу: формулы молитв, заклинаний, заговоров, ворожбы,

проклятий.

 

Таким образом, язык выполняет самые разнообразные функции, что объясняется его использованием во всех сферах жизни и деятельности человека и общества. С языком тесно связано понятие речи. Речь – это конкретное говорение, протекающее во времени и облечённое в звуковую (включая внутреннее проговаривание) или письменную форму. Под речью принято понимать как сам процесс говорения, так и результат этого процесса, т.е. и речевую деятельность, и речевые произведения, фиксируемые памятью или письмом. Речь – это акт использования языка в процессе коммуникации. Совокупность всего наговоренного и сказанного на данном языке.

Речь может быть как внешней (акт говорения и восприятия), так и внутренней (процесс мышления). Речь разделяется также на устную форму и письменную. При всех различиях речь неотделима от языка.

3. Формы существования языка

Русский язык является:

1. Национальным языком русского народа;

2. Языком

межнационального общения народов России;

3. Одним из мировых языков.

Национальный язык – язык русского народа, охватывает все сферы речевой

деятельности людей, независимо от образования, воспитания, местожительства, профессии; он включает в свой состав литературный язык, диалекты, жаргоны, и просторечие, то есть русский национальный язык неоднороден. В отличие от национального языка литературный язык – более узкое понятие. Под литературным языком понимается язык, обработанный мастерами слова, учеными, общественными деятелями. Литературный язык – образцовый и общеупотребительный. Для носителей языка литературный язык – это высшая форма национального языка. Он обслуживает разные сферы человеческой деятельности: политику, науку, культуру, словесное

искусство, образование, законодательство, официально-деловое общение, неофициальное общение носителей языка (бытовое общение), межнациональное общение, печать, радио, телевидение. Просторечие – это речь неграмотных или малообразованных людей. Просторечие характеризуется набором языковых форм, нарушающих нормы литературного языка. Такое нарушение нормы носители просторечия не осознают, они не понимают различия между литературными и нелитературными формами. В отличие от диалектов, которые территориально ограничены, просторечие не имеет прикрепленности к какому-то определенному месту.

Диалекты имеют в своем составе значительное количество самобытных народных слов, известных только в определенной местности. Территориальные диалекты существуют только в устной речи, служат для обиходно-бытового общения. От других форм отличаются тем, что имеют характерный для каждого диалекта набор фонетических, грамматических, лексических различий. Существует 3 группы диалектов: севернорусские; южнорусские; среднерусские. Жаргон – это речь социальных или профессиональных групп людей, объединенных общностью интересов, занятий, социального положения и т.д. Характерная особенность жаргонов – наличие специфической лексики и фразеологии. В современном русском языке выделяют социальные и профессиональные жаргоны, молодежный жаргон (сленг), арго и т.п. возникновение и распространение жаргонизмов и арготизмов рассматривается как отрицательное явление в развитии национального языка. Поэтому языковая политика заключается в отказе от их использования.

4. Признаки литературного языка

Литературный язык – исторически сложившаяся высшая форма национального языка, обладающая обработанностью, системой норм, разнообразием стилей. Современный русский литературный зык используется обществом как основное средство коммуникации в науке, искусстве, культуре, на радио и TV и просто в общении культурных образованных людей. Основные признаки литературного языка:

- Первый и один из важнейших признаков русского литературного языка – его обработанность. В обработке русского литературного языка, его совершенствовании участвуют политики, ученые, деятели культуры и искусства, журналисты, работники радио и телевидения.

- Вторым важнейшим признаком литературного языка считается его нормативность. Норма – единообразное, образцовое, общепризнанное употребление элементов языка (слов, словосочетаний, предложений); правила использования речевых средств в определенный период развития литературного языка. Нормы существуют как для устной, так и для письменной речи. Например, нормы акцентологические (ударение), орфоэпические (произношение) относятся к устной речи нормы орфографические (правописание), пунктуационные характерны для письменной речи. Нормы словообразовательные, лексические, морфологические, синтаксические должны соблюдаться в устной и письменной речи.

- Третий признак литературного языка – кодифицированность, т.е. закрепленность в словарях.

- Четвертым признаком литературного языка считается наличие функциональных стилей. В зависимости от целей и задач, которые ставятся и решаются во время общения, происходит отбор различных языковых средств, и образуются своеобразные разновидности единого литературного языка, функциональные стили.

- Пятый признак – стремление к устойчивости, к сохранению литературно-книжных традиций.

Литературный язык имеет две формы – устную и письменную. Они различаются по пяти параметрам:

1. Форма реализации. Названия устная – письменная свидетельствуют о том, что первая – звучащая речь, вторая – графически оформленная. Это их основное различие. Устная форма изначальна. Для появления письменной формы необходимо было создать графические знаки, которые бы передавали элементы звучащей речи. Как устная, так и письменная форма реализуется с учетом характерных для каждой из них норм: устная – орфоэпических, письменная – орфографических и пунктуационных.

2. Отношение к адресату. Письменная речь обычно обращена к отсутствующему человеку. Пишущий не видит своего читателя, он может только мысленно предстать его себе. На письменную речь не влияет реакция тех, кто ее читает. Напротив, устная речь предполагает наличие собеседника, слушателя. Говорящий и слушающий не только слышат, но и видят друг друга. Поэтому устная речь часто зависит от того, как ее воспринимают. Реакция одобрения или неодобрения, реплики слушателей, их улыбки и смех – все это может повлиять на характер речи, изменить ее в зависимости от реакции, а то и прекратить.

3. Порождение формы. Говорящий создает, творит свою речь сразу. Он одновременно работает над содержанием и формой. Поэтому нередко читающие лекцию, принимающие участие в разговоре по телевидению, отвечая на вопросы журналиста, делают паузы, обдумывая, что сказать, мысленно подбирают слова, строят предложения. Пишущий, в отличие от говорящего, имеет возможность совершенствовать написанный текст, несколько раз к нему возвращаться, добавить, сократить, изменить, исправить.

4. Характер восприятия устной и письменной речи. Письменная речь рассчитана на зрительное восприятие. Во время чтения всегда имеется возможность перечитать непонятное место несколько раз, сделать выписки, уточнить значение отдельных слов, проверить по словарям правильность понимания терминов. Устная речь воспринимается на слух, она должна быть построена и организована таким образом, чтобы ее содержание сразу понималось и легко усваивалось слушателями.

5. Грамматические и стилистические различия. Письменная отличается от устной речи большей сложностью синтаксиса, разной лексической наполняемостью. Устная речь использует разговорно-бытовую, просторечную, иногда диалектную лексику и фразеологию. Ее синтаксис характеризуется частым употреблением простых и неполных предложений; порядок слов не всегда обычный. Из сложных предложений употребляются чаще сложносочиненные, чем сложноподчиненные; причастные и деепричастные обороты в устной речи используются редко.

Итак, функционирование литературного языка в важнейших сферах человеческой деятельности; заложенные в нем разнообразные средства для передачи информации; наличие устной и письменной форм; разграничение и предоставление книжной и разговорной речи – все это основание считать литературный язык высшей формой национального языка.

Дополнительная литература:

1. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. – М.: Просвещение, 1966.

2. Божович Е.Д. Развитие языковой компетенции школьников: проблемы и подходы // Вопросы психологии. – №1. – 1997. – С. 33-34.

3. Месяц Н.К. Коммуникативный поход в обучении русскому языку в средней школе // Русский язык и литература. – 2000. – № 2. – С.234

4. Методика развития речи на уроках русского языка. Пособие для учителей / Под ред. Т.А. Ладыженской. – М.: Просвещение, 1980. – 240 с.

5. Методика преподавания русского языка в национальной средней школе: Учеб. пособие для студентов пединститутов / Н.З. Бакеева, И.В. Баранников, Е.А. Быстрова и др. – Л.: Просвещение, 1986. – 400 с.

6. А.А. Форощук, Н.Е. Форощук. Русский язык для начальных классов. Учебное пособие. – К.: А.С.К., 2005.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: