Из исторического документа.




Правление Александра I

Из сочинения историка

«Союз с Наполеоном был для России невыносимым не только потому, что он противоречил национальному сознанию и народной гордости, но и потому, что он совершенно разрушал экономические силы и благосостояние русского народа и государства. В то же время Наполеон, заставляя нас растрачивать бесплодно для нас наши силы на войну с Англией, Швецией, Турцией и, наконец, с Австрией, сам выдвигал против России польский вопрос в самом обострённом и опасном для нас виде.

Сначала, чтобы успокоить Россию, Наполеон согласился на заключение с ней особой конвенции, в которой формально была бы устранена всякая возможность восстановления Польши в виде самостоятельного государства.

Но затем отказался ратифицировать этот документ. Отказ этот последовал тотчас за отклонением попытки Наполеона посвататься к одной из сестёр российского императора, Анне Павловне, и некоторые историки видят в обоих этих событиях внутреннюю связь.

Тогда же Наполеон выгнал родственника российского императора, герцога Ольденбургского, из его собственных владений вследствие недостаточно строгого соблюдения герцогом континентальной системы.

[Император] счёл себя лично задетым и разослал ко всем европейским дворам протест против действий Наполеона. Наконец, нарушение континентальной системы в России и в особенности таможенный тариф, который прямо бил по карману французских купцов и фабрикантов, явились самыми существенными обстоятельствами, с которыми Наполеон не мог примириться. Таким образом, для всех стало ясно, что война России с Францией неизбежна».

31. Назовите российского императора, упоминаемого в отрывке. Укажите с точностью до четверти века период, к которому относятся описываемые в тексте события.

В ответе должны быть названы: 1) имя императора – Александр I; 2) первая четверть ХIХ века

32. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее описание ситуации, причины которой приводятся в тексте. Выпишите не менее двух причин, названных в тексте.

В ответе должно быть указано предложение: «Таким образом, для всех стало ясно, что война России с Францией неизбежна». Могут быть указаны следующие факты: 1) Наполеон отказался урегулировать польский вопрос 2) отклонением попытки Наполеона посвататься к одной из сестёр российского императора 3) Наполеон выгнал родственника российского императора, герцога Ольденбургского, из его собственных владений 4) нарушение континентальной системы в России и в особенности таможенный тариф

Из сочинения историка.

«Теперь, смотря на исход этой кампании глазами историка, легко видеть, что шансы Наполеона стали падать с самого начала и падали безостановочно, но современники поняли это не сразу; они видели только, что русская армия отступает и что Наполеон устремляется всё дальше в глубь страны. Такой ход дел порождал уныние и отчаяние в населении и ропот в войсках, которые жаждали генерального сражения. Ропот этот усиливался оттого, что во главе войск был немец.

Наконец, Александр, подчиняясь народному мнению, решил назначить общего главнокомандующего для всех армий. Общий голос указал на <...>. Хотя лично Александру он был очень неприятен после Аустерлица и после ослушания при заключении Бухарестского мира, тем не менее он счёл необходимым подчиниться общему мнению. Сознавая необходимость народной борьбы с Наполеоном, Александр в это время чутко прислушивался к голосу общества и народа.

Именно поэтому он выдал с головой Сперанского, назначил государственным секретарём адмирала Шишкова, истинно русского патриота квасного пошиба, но совсем не государственного человека; по той же причине назначил генерал-губернатором Москвы взбалмошного Растопчина, известного своими патриотическими брошюрами и афишами. Из тех же именно соображений он назначил в главнокомандующие всех армий __________________________, и, надо сказать, хорошо сделал. В Москве его ожидал взрыв энтузиазма в обществе и народных массах, который превзошёл все его ожидания. Дворянство одной Московской губернии пожертвовало немедленно 3 млн. руб., огромную для того времени сумму, и вызвалось поставить с каждых 100 душ по 10 рекрутов, что составляло почти половину рабочего и способного носить оружие населения. Купечество Москвы пожертвовало 10 млн. руб. Никогда ни раньше, ни после не жертвовалось таких колоссальных сумм. Война действительно принимала народный характер».

31. Назовите год, к которому относятся описываемые в тексте события. Укажите пропущенное в тексте имя русского военачальника.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) год – 1812; военачальник — М.И. Кутузов

2. Найдите во втором абзаце и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

В ответе должно быть указано предложение: «Сознавая необходимость народной борьбы с Наполеоном, Александр в это время чутко прислушивался к голосу общества и народа». Могут быть указаны следующие положения: 1) император отправил в отставку М.М. Сперанского; 2) государственным секретарём был назначен «квасной патриот» Шишков; 3) генерал-губернатором Москвы был назначен известный своими патриотическими брошюрами Растопчин; главнокомандующим всех армий царь назначил М.И. Кутузова

Из сочинения историка

«В последние годы, вопреки утвердившемуся в науке убеждению в том, что … был великим полководцем, одержавшим победу при Бородине (если не фактическую, то моральную), появились сомнения относительно и этого вывода. Во-первых, есть множество свидетельств того, что главнокомандующий русской армией не владел инициативой на поле сражения. Он был инертен настолько, что один из участников сражения, генерал Н.Н. Раевский, писал: «Нами никто не командовал». Инициативой полностью владел Наполеон, который диктовал ход битвы. И, в конечном счёте, завоеватель достиг поставленной перед собой стратегической цели – занял Москву, защита которой была объявлена русским главнокомандующим главной целью сражения.

Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию. После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён. Несомненно, русская армия в тяжелейшем сражении выстояла. И причиной этого стала необыкновенная стойкость русского солдата, воодушевлённого высоким и жертвенным чувством патриотизма, стоявшего за царя, православную веру и Отечество».

31. Укажите пропущенную в тексте фамилию русского полководца. Укажите год, когда происходили описываемые события.

В ответе должны быть указаны: Полководец – М.И. Кутузов Год – 1812 год

 

32. Во втором абзаце отрывка найдите и запишите предложение, в котором описывается ситуация, подтверждённая которой указываются в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений данной ситуации.

В ответе должно быть указано предложение: «Но Наполеон всё-таки не разбил русскую армию» Могут быть указаны следующие подтверждения данной ситуации: - После битвы он не видел привычного для него беспорядочного бегства неприятеля. - Перед его глазами не проходили толпы пленных (всего была захвачена 1 тыс. пленных и 15 пушек, столько же пленных и 13 пушек захватили и русские). - Перед французским императором не лежали на земле десятки поверженных вражеских знамён.

Из сочинения историка

«В тот момент, когда казалось, что император наконец-то решится на практическое осуществление своих либеральных начинаний, всё дело стало катастрофически быстро останавливаться… Этот поворот начался не вдруг и занял… не один год, но чётко обозначился как раз в то время, когда император находился на пике своей славы… В основе этого поворота лежал целый комплекс обстоятельств, общественных потрясений, личных драм этого человека.

Во-первых… рухнули его надежды на то, что Священный союз обеспечит внутренний порядок в странах Европы, встанет на пути смут и неурядиц… Всё более заходили в тупик и внутренние дела. Конституционные реформы, планы освобождения крестьян хотя и разрабатывались в глубокой тайне, но становились известны в обществе, вызывали яростное сопротивление большинства дворянства… Восстал Семёновский полк, появились сведения о действиях тайных обществ в России. Против русского наместника в Варшаве Константина Павловича нарастало недовольство в армии и обществе… приходили страшные вести о разгаре европейских революций: Португалия, Испания, Неаполь, Пьемонт, Греция…

Не произведя на свет ничего путного, императору пришлось под давлением дворянства и угрозой личной гибели, под страхом народных восстаний быстро сворачивать свои либеральные программы».

31. Назовите императора, о котором идёт речь в тексте. Укажите годы его правления.

В ответе должны быть названы: 1) имя императора – Александр I; 2) 1801-1825 гг.

32. Найдите в отрывке и запишите предложение, описывающее ситуацию, причины складывания которой обосновываются в последующем тексте. Выпишите не менее двух причин, вызвавших данную ситуацию.

В ответе должно быть указано предложение: «В тот момент, когда казалось, что император наконец-то решится на практическое осуществление своих либеральных начинаний, всё дело стало катастрофически быстро останавливаться». Могут быть указаны следующие причины: 1) конституционные планы и проекты освобождения крестьян вызывали недовольство дворянства; 2) появились сведения о создании тайных обществ; 3) Священный союз не обеспечивал порядка в Европе; 4) император был обеспокоен чередой европейских революций

Правление Николая I

Из труда историка

«Начиная с Петра Великого, в каждое царствование предпринимались обширные законодательные работы, и всегда шли они безуспешно относительно главной цели своей, составления уложения. Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений. Медленность в решении дел была чрезвычайная; по справкам оказалось, что в разных судах империи накопилось 2 850 000 дел и 127 000 подсудимых находилось в заключении.

Император принял законодательные работы в непосредственное своё ведение, учредил в собственной своей канцелярии особое для них отделение (второе) и поручил его человеку, уже трудившемуся над составлением уложения в царствование Александра I и приобретшего опытность вследствие самых неудач своего дела, Сперанскому. Мысль сочинить уложение была последним оставлена, и решено составить свод действующих законов, без всякого изменения. Для этого первоначально собраны были по возможности все законы, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича, и в 1830 году издано "Полное собрание законов Российской империи", в 1833 году вышел свод законов действующих, распределённых в книги по главным предметам дел правительственных и судебных».

31. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите хронологические рамки его правления.

В ответе должны быть названы: 1) имя императора – Николай I; 2) хронологические рамки правления – 1825 – 1855 гг.

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где названа непосредственная причина действий императора, перечисленных во втором абзаце. Выпишите не менее двух его действий

В ответе должна быть указано предложение: «Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений». Могут быть указаны следующие действия: 1) император взял под личный контроль законодательные работы; 2) император учредил в собственной своей канцелярии второе отделение для работ над законодательством; 3) император пригласил М.М. Сперанского для работы над упорядочиванием законодательства.

Из сочинения историка

«Желание решить одним махом целый ряд проблем придавало идее военных поселений удивительную привлекательность. Дело в том, что… боевая техника не устаревала по нескольку десятилетий, стреляли немного и недорогими снарядами. Более 80 процентов отпускаемой суммы армия проедала, скармливала лошадям, стаптывала, изнашивала, рвала, теряла, гноила и пр. Самообеспечение армии провиантом, фуражом и прочим позволило бы министру финансов просыпаться в хорошем настроении.

Кроме того, поселения давали возможность избавить страну от тягот постойной повинности… Армия, обретя постоянные квартиры, избавляла население от постоев, а казну – от огромных расходов. Мечтой военных была самовозобновляющаяся армия: солдатки ежегодно рожают достаточное количество здоровых мальчиков, которые, подрастая, заменяют в строю старших братьев и отцов».

31. Укажите время введения военных поселений (с точностью до полувека). Укажите государственного деятеля, претворявшего по поручению императора этот проект в жизнь.

Правильный ответ должен содержать следующие элементы: 1) время – первая половина XIX в.; 2) государственный деятель – А.А. Аракчеев

32. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в последующем тексте. Укажите не менее двух положений, приведённых для обоснования этого вывода

В ответе должно быть указано предложение: «Желание решить одним махом целый ряд проблем придавало идее военных поселений удивительную привлекательность». Могут быть указаны следующие положения: 1) введение военных поселений делало армию самоокупаемой; 2) страна освобождалась от постойной повинности; 3) в военных поселениях мальчики с юных лет готовились пополнить армию

 

«Искренно и глубоко привязанный к церкви отцов своих русский искони взирал на неё как на залог счастия общественного и семейственного… Без любви к вере предков народ, как и частный человек, должен погибнуть. Русский, преданный государству, столь же мало согласится на утрату одного из догматов нашего ПРАВОСЛАВИЯ, сколь и на похищение одного перла из венца Мономахова.

САМОДЕРЖАВИЕ составляет главное условие политического существования России. Русский колосс упирается на нём, как на краеугольном камне своего величия… Духом самодержавия, сильного, человеколюбивого, просвещённого, должно проникать народное воспитание и с ним развиваться.

Наряду с сими двумя национальными началами находится и третье, не менее важное, не менее сильное: НАРОДНОСТЬ. Вопрос о народности не имеет того единства, как предыдущий; но тот и другой проистекают из одного источника и связуются на каждой странице истории Русского царства…

Вот главные начала, которые надлежало включить в систему общественного образования, чтобы она соединила выгоды нашего времени с преданиями прошедшего и с надеждами будущего, чтобы народное воспитание соответствовало нашему порядку вещей и было не чуждо европейского духа».

 

31. Какое название закрепилось за данной теорией в истории? Кто является автором теории?

Может быть указано: − название теории – «теория официальной народности»; − автор – С.С. Уваров.

32. Назовите три мероприятия внутренней политики императора Николая I, в которых реализовывались основные идеи указанной выше теории.

Могут быть названы: − создание Собственной Его Императорского Величества Канцелярии; − создание корпуса жандармов; − ужесточение идеологического контроля; − введение жёсткого цензурного устава.

Из сочинения историка.

«В международных отношениях император проявлял в первые годы царствования те же колебания, которые характеризовали и его внутреннюю политику. Подчиняясь голосу народному, он считал в это время необходимым защищать греков от турецких неистовств, а в письмах к цесаревичу Константину он греков называл гнусными и наглыми бунтовщиками, которые не заслуживают никакого сочувствия и которых следовало бы заставить подчиниться султану. Это вынужденное заступничество за греков привело его, однако, к войне с Турцией.

Русский флот вместе с французским и английским флотом участвовал в уничтожении турецкого флота при Наварине, и султан считал Россию главной виновницей этого события. В возникшей войне с Турцией император стремился только заставить её принять свои требования, в то же время стараясь не наносить ей слишком сильных поражений, не желая, чтобы турецкая монархия разрушилась. Благодаря этой нерешительности действий

первый год войны окончился довольно неудачно, и только когда император предоставил новому главнокомандующему Дибичу свободу действий, кампания окончилась успешно. Но условия, предписанные Турции, – опять- таки из тех же побуждений, – всех изумили своей умеренностью.

Этот первый период царствования окончился после первых дней июльской революции во Франции. Изгнание из Франции друга императора Карла X и последовавшее затем крушение Нидерландской монархии(где королевой была сестра императора Анна Павловна) побудили его резко стать на сторону легитимных принципов в европейской международной политике. Он уже готовился послать в защиту этих принципов свою армию на берега Рейна; но вместо того ему пришлось употребить её для усмирения польского восстания. Это восстание доконало в нём всякую терпимость к либеральным идеям и послужило причиной уничтожения после усмирения восстания польской конституции …»

31. Назовите императора, о котором идёт речь. Укажите, с точностью до четверти века, период, к которому относятся описываемые в тексте события.

В ответе должны быть названы: 1) имя императора – Николай I; 2) хронологический период – вторая четверть ХIХ в.

32. Найдите в первом абзаце отрывка и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

В ответе должно быть указано предложение: «В международных отношениях император проявлял в первые годы царствования те же колебания, которые характеризовали и его внутреннюю политику». Могут быть указаны следующие положения: 1) «он считал в это время необходимым защищать греков от турецких неистовств, а в письмах к цесаревичу Константину он греков называл гнусными и наглыми бунтовщиками…»; 2) «В возникшей войне с Турцией император стремился только заставить её принять свои требования, в то же время стараясь не наносить ей слишком сильных поражений, не желая, чтобы турецкая монархия разрушилась»;  

 

Из труда историка

«Начиная с Петра Великого, в каждое царствование предпринимались обширные законодательные работы, и всегда шли они безуспешно относительно главной цели своей, составления уложения. Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений. Медленность в решении дел была чрезвычайная; по справкам оказалось, что в разных судах империи накопилось 2 850 000 дел и 127 000 подсудимых находилось в заключении.

Император принял законодательные работы в непосредственное своё ведение, учредил в собственной своей канцелярии особое для них отделение (второе) и поручил его человеку, уже трудившемуся над составлением уложения в царствование Александра I и приобретшего опытность вследствие самых неудач своего дела, Сперанскому. Мысль сочинить уложение была последним оставлена, и решено составить свод действующих законов, без всякого изменения. Для этого первоначально собраны были по возможности все законы, начиная с Уложения царя Алексея Михайловича, и в 1830 году издано "Полное собрание законов Российской империи", в 1833 году вышел свод законов действующих, распределённых в книги по главным предметам дел правительственных и судебных».

31. Назовите императора, о котором идёт речь в данном отрывке, и укажите хронологические рамки его правления.

В ответе должны быть названы: 1) имя императора – Николай I; 2) хронологические рамки правления – 1825 – 1855 гг.

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где названа непосредственная причина действий императора, перечисленных во втором абзаце. Выпишите не менее двух его действий

В ответе должна быть указано предложение: «Но чем более развивалось русское общество, тем громче становились вопли на трудности и злоупотребления, порождаемые отсутствием … свода существующих постановлений». Могут быть указаны следующие действия: 1) император взял под личный контроль законодательные работы; 2) император учредил в собственной своей канцелярии второе отделение для работ над законодательством; 3) император пригласил М.М. Сперанского для работы над упорядочиванием законодательства.

 

Правление Александра II

Из сочинения историка

«Центральным событием эпохи… стала отмена крепостного права. Отмена крепостного права затронула огромную часть населения, разрушила столетиями установленную систему общественных отношений. Она повлекла другие реформы.

Освобождение крестьян потребовало перемен в управлении на местах. В стране введены земства – выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами. Общество больше всего страдало от беззакония, царившего в судебной системе. Поэтому началась судебная реформа. Новый суд состоял из присяжных. В его основе лежала состязательность сторон, вводились право на защиту и самостоятельная адвокатура. Мелкие дела единолично разбирал выборный мировой судья.

Разбитая в Крымской войне русская армия также нуждалась в реформе. Ею занялся генерал Д.А. Милютин, ставший военным министром, а потом фельдмаршалом. Суть реформы состояла в переходе от рекрутских наборов к всеобщей воинской повинности.

Флот нуждался в реформировании не меньше, чем армия. Его предстояло возрождать, строить заново на паровой тяге, с новым вооружением и бронёй. Возрождение флота началось с создания мониторов – низко сидящих броненосцев».

31. Укажите десятилетие, в которое начались реформы, упомянутые в тексте. Назовите российского императора, правившего в этот период

В ответе должны быть названы: 1) десятилетие – 60-е годы ХIХ века; 2) император – Александр II

32. В первом абзаце отрывка найдите и запишите предложение, где содержится вывод, подтверждения которого приведены в дальнейшем тексте. Выпишите не менее двух подтверждений указанного вывода

В ответе должна быть указано предложение: «Она повлекла другие реформы». Могут быть указаны следующие действия: 1) В стране введены земства – выборные местные учреждения, которые занимались хозяйственными вопросами; 2) Поэтому началась судебная реформа; 3) русская армия также нуждалась в реформе.

«...Мы читаем в прекрасной душе императора сильное желание утвердить в России действие закона. Гораздо легче отменить новое, нежели старое; гораздо легче придать важности Сенату, нежели дать важность ныне созданному Государственному Совету в глазах будущего преемника.

...Что значит освободить у нас крестьян? Дать им волю жить где угодно, отнять у господ всю власть над ними, подчинить их одной власти правительства. Хорошо; но сии земледельцы не будут иметь земли, которая (в чём не может быть и спора) есть собственность дворянская. Они или останутся у помещиков с условием платить им оброк; обрабатывать господские поля, доставлять хлеб – одним словом, для них работать, как и прежде, или, недовольные условиями, пойдут к другому умереннейшему в требованиях владельцу. В первом случае господа не предпишут ли им самых тягостных условии. Во втором случае, буде крестьянин ныне здесь, а завтра там, казна не потерпит ли убытка в сборе подушных денег и других податей, не потерпит ли и земледелие? Не останутся ли многие поля не обработанными, многие житницы пустыми? Не вольные земледельцы, а дворяне наиболее снабжают у нас рынки хлебом. Иное зло: уж не завися от суда помещиков, решительного, безденежного, крестьяне начнут ссориться между собою и судиться в городе, – какое разорение! Освобождённые от надзора господ станут пьянствовать, злодействовать, как худо для нравов и государственной безопасности.

Не знаю хорошо ли сделал Годунов, отняв у крестьян свободу, но знаю, что теперь им неудобно возвратить оную. Тогда они имели навык людей вольных, ныне имеют навык рабов. Мне кажется, что для твёрдости бытия государственного безопаснее поработить людей, нежели дать им не вовремя свободу, к которой надобно готовить человека исправлением нравственным...».

1. Назовите императора, упоминаемого в тексте. Укажите, с точностью до четверти века, период его правления.

В ответе должны быть названы: 1) император – Александр II 2) четверть века – третья четверть ХIХ века

2. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее вывод, который обосновывается в тексте. Напишите не менее двух положений, приведённых для обоснования данного вывода.

Из исторического документа.

«Благодетельные реформы последнего царствования (крестьянская, университетская, судебная, военная и другие) вызванные настоятельными требованиями жизни, имели последствием умаление, чтоб не сказать уничтожение привилегий, которыми пользовалось дворянство. Понятие о государственном строе вылилось в формулу Царь и народ, т. е. представляя её графически: «высокий столб, на вершине которого Царь, а основание покоится на необъятной стихийной силе, называемой народом». Пока масса спокойна, все хорошо, но кто поручится, что она никогда не заколышется?

Графически понятие о государственном строе должно изображаться пирамидою: на вершине Самодержавный Царь, а посредствующими слоями между ним и народом - дворянство, (войско), духовенство и торговое сословие. В дворянстве ещё до некоторой степени сохраняются предания, оно несомненно обладает высшим образовательным цензом, но оно оскудело и равнодушно относится к общественным делам…

Дворянством, как ближайшею опорою Трона, необходимо дорожить, его нужно поднять в собственных его глазах. Это достигается привлечением в местные административные советы земского дворянства, заинтересованного в правильном ходе администрации и даст ему возможность выказать свои способности на более широком поприще. Нужно, дав дворянству выгоды, побудить его заняться своими имениями. Необходимо совершенно закрыть доступ в дворянское сословие. Никакой чин, никакой крест, а только исключительные заслуги дают право быть причисленным к дворянству. Только тогда дворянское сословие будет освежаться и пополняться личностями, вполне соответствующими, а не писарями, дослужившимися до Статского Советника».

1. Назовите императора, в годы правления которого были проведены реформы, упоминаемые в первом абзаце. Укажите период проведения данных реформ.

2. Найдите в отрывке и запишите предложение, содержащее описание цели, меры для достижения которой называются в последующем тексте. Напишите не менее двух мер, приведённых в отрывке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: