Олег Табаков - Артист, Худрук, Большой друг всех людей вокруг




Книга написана на основе документальных фильмов: «Олег Табаков В поисках радости» и «Смотрю на мир влюбленными глазами».

Предисловие

Олег Табаков иногда кажется, что это уже не имя и фамилия, а название градообразующего предприятия. Актер театра и кино, режиссер, продюсер, педагог, создатель собственного театра, основатель школы для одаренных детей, член всевозможных коллегий, правлений, наградных комиссий. Почетный гражданин города Саратова, Любящий отец и дед и даже Кризисный менеджер, как он любит аттестовать свою должность в нынешнем художественном театре. А где же настоящий Табаков? Сам утверждает: «Только на сцене». А где он на сцене настоящий? Там же у него 00000тоже бесчисленное количество трансформаций, масок. В шекспировских трагедиях людей его профессии именовали шутами. В России с восторгом или без него именуют лицедеями. С течением времени человек по имени Олег Табаков стал главным лицедеем страны. Как это случилось? Попробуем разобраться вместе.

 

 

Глава 1. Родословная

По социальным корням по линии отца наш герой произошел из мещан. «Дед был по профессии слесарем, руками которого сохранялась канализационная система Мирного переулка и совсем другие материнские корни – огромное имение, находившееся в Балтском уезде Одесской губернии – это в черте оседлости. Из уст бабушки, которая в минуты откровений на вопрос: «А как жили раньше?» говорила очень простые вещи: «Вот, кухарка получала три рубля и на неделю для дома, в котором жило довольно много народа» и так далее». «Это был как своеобразный толчок. Второй толчок был, когда маленький Олег узнал от бабушки, что его дед Андрей Францович Пьянковский умер в 1919 году в декабре два года и два месяца спустя после октябрьского переворота. Умер в своей постели, в своей библиотеке, в своем доме. Что означало, что все эти два года на фоне меняющееся власти: белые, красные, зеленые, Маруся Богуслава, гетман, немцы они его (деда) оберегали, защищали, наверно кормили». В анкетах в графе социальное происхождение часто писал, что он из семьи врачей. «Кроме этого знание того, что происходит в стране. Раза четыре он подходил с бабушкой вместе в ночи к окну, подъезжала машина кого-то забирала. Бабушка молилась». Олег был не верующим человеком, но это обстоятельство сильно отразилось в эмоциональной памяти мальчика.

Глава 2. Прощание с «Горным Орлом»

Когда умер Сталин Олег уже перешел в выпускной класс. «Это был выпускной вечер. Там случился большой театральный успех в моей жизни. Через три дня после ухода «Вождя народов». В саратовском театре Оперы и Балета имени Николая Гавриловича Чернышевского был устроен вечер памяти «Горного Орла»». Учительница очень грамотно составила стихотворный репертуар из Твардовского, Исаковского, Ольги Берггольц, Маргариты Алигер все творчество о Нем. Олег читал стоя рядом со своей подружкой Ниной Бондаренко, которая имела звонкий голос. Они вели вместе пионерскую радиогазету «Школьная жизнь». «Начали читать… Минута… Две… Три… Пять… Десять… Вдруг в зале начало падать что-то тяжелое. Потом, когда свет на зал перевели, оказалось, что это люди в обморок падали от переполняющего их чувства любви к ушедшему Вождю». Большего успеха, как считает сам Олег Павлович, в жизни у него не было.

Глава 3. Бабушкины помидоры

Дар жизни наш герой ощущает всеми органами чувств. Прежде всего, на вкус. Помнит, какой шоколад был в военные годы. Как выкапывали подснежники, у которых были сладкие луковицы. Как любил подгорелую кашу, казалось, что она пахнет мясом. Вкусная подлива не просто вымакивается хлебным мякишем, но еще и вылизывается до основания. Привычка военных лет сохранилась до сытых времен. Ритуал очищения тарелки завершается смертельным номером – облизыванием ножа. У него с собой всегда было. Какие – то баночки, коробочки, специи, морс или квас. Самые ходкие в его лексиконе метафоры тоже идут из растительного мира. Сравнение с бабушкиными помидорами, которые она тщательно выбирала на рынке для засолки часто применяет в отборе студентов и к тому, чтобы сформировать труппу. Этими же саратовскими помидорами посрамляются все иные театральные злаки, выращенные не бабушкиным методом.

Глава 4. Приезд в Москву 1953 год.

Приезд в Москву ознаменовался «письмом от гражданского мужа матери сводного брата Евгения. Брат гражданского мужа был заместителем директора ГИТИСА. В письме была изложена просьба посодействовать». На спасение нашего героя «заместитель уехал на картошку со студентами. И тогда были замечены актерские способности юноши и его взял к себе под покровительство Вениамин Захарович Радомысленский. Ректор ГИТИСА был немножко гнусавый человек. Он говорил: «Олег, я тебе буду как отец родной»». Приемная комиссия запускала по десять человек в аудиторию, и они читали. Олег подготовил обширную программу: Лев Кассиль, Макс Поляновский «Улица младшего сына» Поэзия была: Симонов Константин «Изгнанник». Неясно только, как можно было поразить этим комиссию. Наверно, в сочетании с 37 размером шеи и тем, что довольно много было женщин, какие-то материнские чувства Олег смог пробудить в них. Эти же чувства разделил Топорков Василий Осипович и сразу же пропустил Олега на курс. Один из выдающихся профессионалов в театральном ремесле. Преподаватель его носил фамилию Давыдов, который в свою очередь учился у Михаила Семеновича Щепкина. Олег Павлович, считает, «все мои ученики являются наследниками по прямой линии, данной театральной школы». П о суждению Олега Павловича Василий Осипович был похож на шпроту. «Отличительной чертой Василия Осиповича была нижняя губа, походившая на сардельку». Первые сигналы о том, что такое профессия артиста получил от него. Первая роль, в которой Олег увидел своего педагога, была роль Медков из пьесы Михаила Булгакова «Последние дни». Сильного впечатления не было, а вот на «Плодах просвещения» после 3-4 минут прочтения текста Олегу казалось, что он понимает Систематику – науку, включающую в себя химические и физические формулы. Когда же он стал читать произведение Льва Толстого, то мало что понял. «В пылу профессионального откровения Василий Осипович любил распределять заработную плату для артистов в театре. Больше всех должна получать героиня». Почему? «Ее должен хотеть весь зрительный зал. Второй гонорар должен получать комик, но с каскадом». Что это такое? «Это смелость выхода за пределы общепринятого: и по выбору ролей, и по средствам выразительности. Все подвластно этой профессии! Схожесть по смелости проявления таится в образе Фаины Георгиевны Раневской, Евгения Александровича Евстигнеева. Он умел вылепить из своего лица все, что угодно! Ему не надо было для этого пользоваться гримом. В роли следует идти от себя, но как можно дальше».

Глава 5. Символ веры.

Играет больше полувека при этом не испытывает никаких трудностей возраста. Полагает, что именно в игре преодолевает все недуги, заряжается энергией, выздоравливает. «Лицедей не имеет права болеть» – негласный кодекс профессии. Часто вспоминает, что он из медицинской семьи. Использует латинские термины в разборе актерской игры. Любит цитировать слова Пастернака, которые заучил, как Символ веры: «Талант – единенная новость, которая всегда нова». На одном курсе учились: Олег Табаков, Валентин Гафт, Евгений Урбанский, Майя Минглет. Старше: М. Козаков, О. Бассилашвили, Т. Доронина, Зимин, Губанов, Харитонов. Каким образом, 1953, 1954, 1956 годах появились театр «Современник» и целое поколение актеров, которое потом стало определять театральные направления? Такого после в истории Школы-студии не случалось никогда. «Главной причиной послужила смерть Сталина. Все ощутили свободу». Отец приобрел в студенческие годы Олегу первый костюм. Мама готовила бесподобный штрудель с разнообразными начинками, который давала ему с собой. Его однокурсником был диктор Игорь Кириллов. Он съедал все запасы, принесенные Олегом, взамен предлагал со стипендии отдать шоколадом. «Страна пела свои песни, а в студенческих театральных кругах пели: «Горит свечи огарочек…» Песни – это признаки свободы. Когда Олег Ануфриев пел: «У ней такая маленькая грудь и губы, губы алые как маки…» или «Повела капризная посадить оборванца на подушки атласные вместе рядом с собой и толпа изумленная не сдержала румянца…» «А из прорывов этого времени был Александр Николаевич Вертинский. Он не смог петь из-за простуды и читал стихи: свои, Николая Гумилева, Анны Ахматовой и вот из прикосновений к искусству, профессии – одно из самых сильных. Это было ни с чем несравнимо. Хотя в Саратове у отца хранились пластинки Козина: «Жалобно стонет ветер осенний, Листья кружатся поблекшие…»

Глава 6. Переведи меня через Майдан
Его память на прошлое очень конкретна. Помнит, как выдающийся саратовский артист Слонов изображал полководца Суворова. Ему ведом детский грамматически нетвердый шепот, на котором построена речь кота Матроскина. Любит дразнить, передразнивать, Владеет множеством акцентов. Американцев приветствует: «How do you do?» С нежностью воспроизводит южнорусский говор бабушки. Ее: «педешло педгруде». Сентиментален. На глаза мгновенно навертываются слезы, когда слышит старый романс или настоящую песню военных лет. Несколько лет заведующим музыкальной частью «Табакерки» работал Сергей Никитин. На домашних видео можно понять, какие песни в сердечную минуту заказывал своему придворному музыканту Главный Лицедей Страны. «Переведи меня через Майдан».

Глава 7. Драматический кружок в городе Саратове.

В драматический кружок был приведен мамой. Требовалось только сказать фразу: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» Проверялась сила голоса. Но на самом деле это был не драматический, а шахматный кружок. Мама, таким образом, решила спасти сына от бандитской улицы и он там остался. Даже стал делать определенные успехи. До третьего разряда дошел. «В один прекрасный день случился кризис в Драмкружке, не стало хватать штанов. Пришла Наталья Иосифовна Сухостав и сказала: «Ну, давайте помогайте!» Олег вышел одним из первых. «Скажи, мальчик что-нибудь». «Что?» Скажи: «Пролетарии всех стран соединяйтесь!» Он сказал. «Ну, голосок тусклый». «Возьмем». И вот, наш герой попал, имея опыт саратовского театра вот с этим багажом, попал в круг артистов Художественного Театра, с которыми ровно через три года уже играть в кино. Как впечатления? «Художественный Театр имел сборную команду. В первую очередь Немирович – это его работа. Артисты Художественного Театра были развращены, недемократичны, знали себе цену и своим зарплатам. Фантастика начиналась, когда они начинали играть. Борис Николаевич Ливанов говорил: «И это мое!» Вот эта фраза звучала вопреки всему: законам общения, системе Станиславского. Или Грибов в роли Луки в спектакле «На дне». Попов – артист второго ряда в «Плодах просвещения» в роли пьющего повара. А Грибков с его вдруг прононсом. Как он читал «Тараса Бульбу». Будучи невелик ростом, круглолиц, нос «пуговкой». «Батько, слышишь ты меня!» Можно заметить, что при этом рассказе у Олега Павловича слезные железы начинают выделять влагу. Так проявляется мягкость его души. У него есть генетическая память чужой беды, чужого горя, чужой слабости, чужой старости, чужого одиночества, чужой неуспешности. И это в нем. Это его багаж. Он никогда не бывает: унылым, одиноким, печальным, трагическим. На четвертом курсе старшие товарищи приглашают Олега в спектакль «Вечно живые». Начинает свою деятельность театр «Современник». Первая развилка – возник вопрос: Куда пойти? В Художественный Театр – не приняли. Между 3 и 4 курсом произошли съемки в картине Михаила Швейцера «Саша выходит в люди». Режиссер проходит с начинающим актером в подготовке к роли всю линию Николая Ростова из «Войны и мира» на протяжении всего романа. За эту роль Олег заработал 16 с половиной тысяч рублей – это была стоимость автомобиля «Победа». Наш герой получил явное подтверждение, что он востребован. Сразу после: «Сделать пестрым», «Испытательный срок», «Накануне». Нужно идти во МХАТ. Дальше происходит следующее: «когда Михаил Николаевич Кедров оглашает о дальнейших перспективах. «Что он будет играть?» «В первом сезоне он сыграет Федотько. Через пару лет сыграет Керубина». «Нет, тогда не следует его брать». Наш герой пошел по стопам Олега Старшего (Ефремова). Оказываются оба в «Современнике», но понимал ли Олег Младший тогда, участвуя в «Вечно живых», что это будет грандиозный театр? Ему безумно интересно было наблюдать, как идут ночные репетиции «Четвертой картины». «Засыпал счастливым, съев полкурицы и выпив полтермоса кофе, которые мама композитора Рафа Хозака давала в качестве воздействий на героиню его чувств любви – Лилию Толмачеву. Это было счастье принадлежности к серьезному делу». Наш герой не понимал степень своей полезности.

Глава 8. Современник

Осень 1956 года. Прошел 20 съезд партии. Ощущение 1956 года. Создание театра. Еще имени нет. А сверху уже подталкивают и говорят: «Давайте!» «Нужно менять всю театральную систему!» «А какой театр будем делать?» Говорит Олег Ефремов: «Кооператив». «А как платить будем?» Олег Ефремов: «Каждому артисту надо платить столько, сколько он будет стоить». Эфрос: «Надо, чтобы каждый спектакль был политическим скандалом!» Олег Ефремов: «Ну, у нас характерных будет человек 20, а героев нет». На какие роли приглашали? «Проходил по ведомству положительного советского героя. Вступающий в жизнь молодой человек, которому забрезжил рассвет». «Из того времени самочувствие у молодого поколения артистов было чувство превосходства в признаках сегодняшней правды». «Это был голос: булочной, улицы, вокзала. Этим «Современник» владел. Это было недостижимо. Когда что-то похожее пытались делать другие театры, получалось «Хиловато…». Изюминка заключалась в том, что «присутствовала современность речи, интонаций. Наконец дело было не только в лексике, а в освобождающейся индивидуальности, которая шла из молодых артистов». Это было советское или антисоветское настроение? «Это доказывало, что они – Люди. Могут быть не программируемы. Закончилась пора закрутки». Лучшего названия на всю жизнь не придумаешь! Как называлась первая пьеса, в которой вы играли? «В поисках радости». Какова была роль Олега Старшего (Ефремова) в истории становления «Современника»? «Он был Вождь, Вдохновитель, Организатор всех Побед труппы. Его называли «Фюрером». Он был первым среди всех по любви к строительству этого дела. Он был непререкаемый авторитет». Только 6-7 лет спустя Олег Младший позволил себе сделать критические замечания в адрес репертуарной линии этого театра. Так была достигнута абсолютная правота.

Глава 9. Дон Кихот и Санчо Панса

Он обрел театральную славу в спектакле «В поисках радости». В год обретения славы размер шеи героя был 37. По мере укрепления шеи он все более укреплялся в актерстве. Наступило прояснение. Сейчас он очень стал напоминать Санчо Пансу характером и нутром. От плоти Земли. Но начинал Олег Младший тощего и длинного Олега Старшего. Это зарифмовало их навсегда. Они друг друга очень любили. Они могли не разговаривать годами для воссоединения в Художественном Театре. Сюжет достойный Библейских Историй. Один прожил жизнь под именем Олег, а второй был всегда Лелик. Тот, кто видел их вдвоем в различных фильмах поймет о чем идет речь. Это абсолютно антисталинская и антитоталитарная идеология. «Эстетически это выразилось в актерском деле и в режиссерской профессии все это называлось вульгарным демократизмом». Диссонанс происходит, когда персонажи дух Олегов противоположны по внутреннему миру. «Прорывом для театральной труппы являлись роли Евгения Евстигнеева».

Глава 10. Запретная зона

Даже в юности не мечтал играть Гамлета всегда Полония. Дар характерного актера проявился довольно рано. Его и ценит в окружении. Для него важна непредсказуемость. О нем говорят, что он проникает в запретные зоны. Внутренняя свобода позволяет делать все, даже играть личностей другого пола. 1965 ознаменовался данным экспериментом. Следующая работа 1966 года была своеобразным взлетом – «смысловая основа житейской канвы». Данная работа выступала предупреждением молодым его героям. Взаимное сочетание помогало понять нутро человека.

Глава 11. Предлагаемые обстоятельства

Обладает необыкновенной хваткой. Ее не только не скрывает, но ей обезоруживает. Поучает, любит себя наивно разоблачать. Экономическую независимость обрел рано. Одним из первых побывал за границей. Познал все прелести капитализма. Помогает всем и во всем, в чем может.

Глава 12. Переплетение актерского и жизненного пути

В 1975 году нашему герою 40 лет и Анатолий Эфрос говорит о несколько ином повороте в актерской судьбе и о смене амплуа. Оценивая события того года можно сказать, что Олег Павлович испытывал свои возможности. «Люди, которые лирически исповедовались на экране, вызывали недоуменный вопрос… Игра – веселое дело. Без веселящего душу адреналина жить невозможно». Все образы человека ему подвластны. Ценит свои корни. Главное для него родня. Смешанная кровь бежит по его венам. Полноценен во всех смыслах. Русскость – Обломов и голубиная душа. Борец и пропагандист из «Механического пианино». Народность – одна из главных его черт. Всегда родной человек для всех. Очень хорошая роль в Фильме «Каштанка». Идет всегда от обратного. Умение попасть в сердце народа. «Идея кота – опора на собственные силы».

Глава 13. Ученики

Зачем ему все это? «Изначально для спасения «Современника»». Собрал молодых ребят. Рассчитывал только на себя. «Просуществовал не на государственной основе театр до 1987 года. Первый выпуск 1980 год. Лояльно относилось КГБ». Для него все ученики – дети. Он покупал им рубашки. Знал все размеры. Общие праздники, родственные связи. Поворачивал действо на нужный градус. Всегда учит смелости. Влюбляет в проявления роли показом. Обсуждает с артистами их промахи. Записывает замечания на диктофон шепотом. Очень хорошо относится к насыщению провиантом.

Глава 14. Из бюджета не выйду

Спешит ответить на каждый телефонный звонок. Главные развлечения – еда, спорт, музыка. Один из последних читальщиков газет в бумажном виде. Не освоил еще Интернет. Болеет за «Спартак». На пиджак может одеть шарф болельщика. Для него важны предметы в кабинете и фотографии. Ежегодная большая еда всем коллективом.

Глава 15. Два Олега

Все разваливалось. В последний раз вместе играли в «Мольере». Для Олега Павловича всегда нужен человек, перед которым он робел. Старую систему рушил, но боль потери есть всегда. Остается в любой ситуации артистом.

Глава 16. Завершение книги

Очень любит собак. Много сыграл красавцев, в которых невозможно не влюбиться. Делится своими театральными возможностями с легкостью. В детях находят отражение веселость, искренность, нежность, душевность отца. Всегда остается мягким. С ним всегда тепло. Сердце и душа согревают. Нашел юбилейную пьесу «Юбилей ювелира». Чистая природа, почва. Любит читать детские книги. Светлый человек. Дети обожают и я в их числе. С его принца из «Золушки» началось мое умение влюбляться. Знает потребности людей. Любит общение.

 

 

Автор: Азева Татьяна

Москва 2016 год



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: