Практические рекомендации.




 

1) общие.

Изучение произвольного и непроизвольного запоминания должно помочь учителю определить место непроизвольного и произвольного запоминания в условиях учебной работы. Учёт данных особенностей даст возможность лучше руководить процессом усвоения и закрепления знаний, как на уроках, так и при выполнении домашнего задания[30].

2) частные.

В отношении детей с задержкой психического развития можно сделать вывод о необходимости применения в обучении методов развития и использования резервов непроизвольного запоминания. Эту закономерность, полученную в итоге нашего исследования можно проинтерпретировать с двух сторон: во-первых, в процесс обучения детей с ЗПР эффективно включение ситуаций непроизвольного запоминания (особенно для мальчиков на ранних ступенях обучения), во-вторых, мы полагаем, что диагностические ситуации в обучении наиболее показательны при условии их качественного соответствия естественным условиям психического развития ребенка.


Заключение.

 

Мы видим, что непроизвольное запоминание значительно преобладает над произвольным, что, очевидно, обусловлено не только особенностями таких детей, но и тем, что школьникам часто приходится знакомиться со связным текстом без специальной задачи запоминания, т.е. с общими возрастными особенностями детей младшего школьного периода взросления.

Одновременно с этими выводами наше исследование ставит вопросы о сопоставлении видов запоминания у детей с ЗПР и в норме (по полученным данным и их сравнению с результатами других работ, непроизвольное запоминание у детей в норме представлено меньше, чем у детей с ЗПР), мальчиков и девочек (у последних, по данным психологов и нашим результатам, опосредованная память выше, чем у мальчиков), и о поиске факторов и причин выявленных закономерностей. [31]

Предлагаемая схема исследования памяти может помочь в диагностике ЗПР. Как показывает практика, у детей с выраженной незрелостью эмоционально-волевой сферы, установленной главным образом по результатам клинического обследования, с нарушениями внимания, но относительно успешно справляющихся с решением невербальных и вербальных задач, трудности в обучении связаны преимущественно с недостаточной регуляцией произвольных форм деятельности. Такие дети при индивидуализации обучения, рациональной организации учебного процесса, дозировании заданий по времени и объему могут дать положительную динамику в усвоении знаний по программе школьного обучения.

Дети, у которых ведущим фактором в структуре дефекта является интеллектуальная недостаточность, связанная по клиническим данным с повреждением мозговых структур и их связей и/или незрелостью, что проявляется в показателях выполнения всех трех методик, нуждаются в направленном коррекционном обучении. Для восполнения дефицита знаний при такой структуре дефекта требуется проведение дополнительной педагогической работы, обеспечивающей расширение представлений об окружающем мире, формирование понятий, логических операций, способов запоминания учебного материала, навыков учебной деятельности. Для обучения таких детей в разработаны специальные программы и методы обучения, для реализации которых нормативно увеличен срок обучения в начальной школе на один год. Это обусловлено тем, что для детей с ЗПР с нарушениями познавательной деятельности характерна церебрастения, проявляющаяся в повышенной истощаемости, что не позволяет интенсифицировать учебный процесс. Присущие детям II группы дефекты памяти требуют использования специальных приемов, способствующих лучшему запечатлению и направленному воспроизведению приобретаемых знаний. Значительного времени требует развитие мышления и речи.

При обучении детей с ЗПР особую роль играют педагогические приемы, повышающие заинтересованность и познавательную активность учащихся. Использование набора из трех психологических методик с учетом данных клинического обследования позволяет не только диагностировать ЗПР, но и объективно оценить ведущий фактор в структуре интеллектуального дефекта, что имеет практическое значение для выбора адекватных коррекционных мероприятий.


Список литературы.

 

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей /Под ред. К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 1972.

2. Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. М., 1982. 126 с.

3. Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. – СПб.: Респекс, 1994.

4. Ахутина Т.В., Игнатьева С.Ю., Максименко М.Ю., Полонская Н.Н., Пылаева Н.М., Яблокова Л.В. Нейропсихологические методы диагностики развития высших психических функций. Часть III. Методы исследования процессов обработки зрительной информации. М., 1992.

5. Ахутина Т.В., Яблокова Л.В., Полонская Н.Н. Нейропсихологичес-кий анализ индивидуальных различий у детей: параметры оценки / Нейропсихология и психофизиология индивидуальных различий // Под ред. Е.Д. Холмской, В.А. Москвина. М.— Оренбург, 2000

6. Бетелева Т.Г., Дубровинская Н.В., Фарбер Д.А. Сенсорные механизмы развивающегося мозга. М., 1977. 176 с.

7. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967. 206 с.

8. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967

9. Власова Т.А., Лебединская К.С. Актуальные проблемы клинического изучения задержки психического развития у детей //Дефектология. 1975. № 6.

10. Выготский Л.С. К вопросу о компенсаторных процессах в развитии умственно отсталого ребенка //Собр. соч. в 6 тт. Т. 5. М.: Педагогика, 1983.

11. Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984. 256 с.

12. Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1985. 144 с.

13. Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников отстающих в развитии. – М.: Педагогика, 1972. – 152с.

14. Ермолаева М.В., Миланович Л.Г. Методы работы психолога с детьми дошкольного и младшего школьного возраста. – М., 1996.

15. Житникова Л.М. Учите детей запоминать. — М., 1985.

16. Забрамная С.Д. Наглядный материал для психолого-педагогического обследования детей в медико-педагогических комиссиях. – М.: Просвещение, 1985.

17. Замбацявичене Э.Ф. К разработке стандартизованной методики определения уровня умственного развития нормальных и аномальных детей // Дефектология. 1984. №1. С. 28—33.

18. Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 544с.

19. Зинченко П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. Спб.: Речь, 2002, 320 с.

20. Зислина Н.Н., Ополинский Э.С., Рейдибойм М.Г. Исследование функционального состояния мозга по данным электроэнцефалографии у детей с задержкой развития // Дефектология. 1972. № 3. С. 9—15.

21. Игры для интенсивного обучения/ Под ред. В.В. Петрусинского. – М.: Прометей, 1991.

22. Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М: Просвещение, 1967.

23. Казаков В.Г., Кондратьева Л.Л. Психология. – М.: Высшая школа, 1989.

24. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985. 286 с.

25. Коломинский Я.Л., Панько Е.А. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 1988.

26. Кононова Е.П. Лобная область // Развитие мозга ребенка / Под ред. С.А. Саркисова. Л.: Медицина, 1965. С. 174—192.

27. Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей // Дефектология. 1981. № 6. С. 3—6.

28. Корсакова Н.К., Микадзе Ю.В., Балашова Е.Ю. Неуспевающие дети: нейропсихологическая диагностика трудностей в обучении младших школьников. М.: РПА, 1997.

29. Латаш Л.П. Гипоталамус, приспособительная активность и электроэнцефалограмма. М., 1968. 295 с.

30. Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998.

31. Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978. 224 с.

32. Лубовский В.И. Теоретические аспекты разработки методического подхода к диагностике нарушений психического развития // Психология аномальных различий: Тезисы докладов I Республ. науч. конф.: В 2 т. Т.II. Вильнюс, 1986. С. 264— 266.

33. Ляудис В.Я. Память в процессе развития. — М., 1976.

34. Манелис Н.Г. Формирование высших психических функций у детей с задержанным вариантом отклоняющегося развития. Нейропсихологический анализ // Школа здоровья. 2001. № 2.

35. Марковская И.Ф. Нейропсихологический анализ клинических вариантов задержки психического развития // Дефектология. 1977. № 6. С. 3—11.

36. Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Коменс-центр, 1993.

37. Марютина Т.М. Психофизиологические аспекты развития ребенка // Школа здоровья. 1994. № 1.

38. Матюгин И.Ю. Тактильная память.— М., 1991.

39. Микадзе Ю.В., Корсакова Н.К. Нейропсихологическая диагностика и коррекция младших школьников в связи с неуспеваемостью в школе. М.: ИнтелТех, 1994.

40. Немов Р.С. Психология в 3-х т. Т.3. – М., 1993.

41. Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1977. № 3. С. 3—9.

42. Переслени Л.И., Мастюкова Е.М., Чупров Л.Ф. Особенности словесно-логического мышления младших школьников в аспекте диагностики интеллектуальных нарушений // Журн. невропатологии и психиатрии им. С. С. Корсакова. 1989.

43. Переслени Л.И., Подобед В.Л. Исследование прогностической деятельности для характеристики уровня умственного развития // Дефектология. 1982. № 6. С. 11—17.

44. Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержками психического развития // Дефектология. 1975. № 5. С. 34—42.

45. Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1981. № 3. С. 17—26.

46. Познавательные процессы и способности в обучении. — М., 1990.

47. Практикум по психологии умственно отсталого ребёнка /Сост. А.Д.Виноградова. – М.: Просвещение, 1985. – 144с.

48. Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, 1976.

49. Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М: Просвещение, 1966.

50. Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – С. 264

51. Сухарева Г.Е. Клинические лекции по психиатрии детского возраста. М., 1965. 335 с.

52. Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб: «Дельта», 1998.

53. Ульенкова Н. В. Об особенностях саморегуляции и интеллектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. № 4. С. 46—50.

54. Фарбер Д.А. Онтогенез мозговых функций (по данным электрофизиологических исследований) // Естественнонаучные основы психологии / Под ред. А.А. Смирнова, А.Р. Лурия, В.Д. Небылицына. М.: Педагогика, 1978. С. 254—278.

55. Флотская Н.Ю. Индивидуализация и дифференциация в учебном процессе через призму половозрастного подхода//Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сборник научных статей и тезисов/Сост. и ред. Е.Н. Старостина. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 301 с.

56. Ченцов Н.Ю. Нарушения пространственных представлений при локальных поражениях мозга в детском возрасте: Дис.... канд. психол. наук. М., 1983.

57. Черемошкина Л.В. Развитие детей. – Ярославль: Академия развития, 1996.

58. Ширяев Д.А. Психофизиологические механизмы вероятностного прогнозирования. М., 1986. 142 с.

59. Яблокова Л.В. Нейропсихологическая диагностика развития высших психических функций у младших школьников: разработка критериев оценки: Дис....канд. психол. наук. М., 1998

60. Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция внимания и памяти школьников // Маркова А.К., Лидерс А.Г., Яковлева Е.Л. Диагностика и коррекция умственного развития в школьном и дошкольном возрасте. — Петрозаводск, 1992.


Приложения.

 

Приложение 1.

Карта изучения ребенка с ЗПР

Фамилия, имя: Фадеев Дамир (второй год посещения коррекционного класса).

Дата рождения: 17.12.97 г.

Адрес: ул. Автозаводская, 70, кв. 12.

Отец: нет

Мать: Фадеева Фаина Вазыховна.

Кем направлен: ГДП № 4.

Причина: проблемы с посещением ДОУ.

Анамнез: ММД.

Семья: неполная.

Условия: мать употребляет спиртное.

Биологические факторы: леворукость.

Воспитание до ДОУ: домашнее.

Наблюдение специалистов: познавательный интерес проявляется, но еще недостаточно развит (в большинстве случаев он проявляется в условиях, когда задания преподносятся в игровой форме). Работоспособность заметно снижается к концу дня, отмечаются отдельные признаки переутомления (нарушается внимание, появляется недомогание, портится настроение).

Настроение находится в прямой зависимости от ситуации и непосредственно влияет на характер и продуктивность деятельности. Научился играть с детьми, но часто проявляет формы активного протеста (вспыльчивость, драчливость).

Заключение: раннее включение ребенка в процесс коррекционной работы значительно улучшило его психическое развитие: проявился познавательный интерес, желание достигать результатов в деятельности. Однако координация движений и развитие мелкой моторики руки недостаточны, сохранены дефекты пространственной ориентировки, двигательная неловкость. Плохо развивается речь, нарушена артикуляция.

Рекомендации: продлить посещение коррекционного класса еще на 1 год. Расширить возможности использования различных видов деятельности (рисования, аппликации, лепки, ручного труда, конструирования). Закреплять представления об окружающем, развивать внимание, память, речь, мышление. Совершенствовать двигательную сферу, развивать эмоциональное общение с детьми. Формировать навыки нравственного поведения. Рекомендованы занятия с психологом, дефектологом, инструктором по физвоспитанию.


[1] Развитие логической памяти у детей. / Под ред. А.А. Смирнова. – М: Просвещение, 1976. – С. 256

[2] Смирнов А.А. Проблемы психологии памяти. – М: Просвещение, 1966. – С. 375

[3] Смирнов А.А. Произвольное и непроизвольное запоминание // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – С. 264

[4] Аткинсон В., Скот Дж. Познай себя: Развитие памяти и интеллекта. – СПб.: Респекс, 1994. – С.384

[5] Леонтьев А.Н. Развитие высших форм запоминания // Психология памяти / Под ред. Ю.Б. Гиппенрейтер и В.Я. Романова. – М: ЧеР, 1998. – С. 145

[6] Тесты для детей: сборник тестов и развивающих упражнений. / Сост.: Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева И.Я. – СПб: «Дельта», 1998. – С. 170

[7] Истомина З.М. возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в дошкольном возрасте. – М: Просвещение, 1967. – С. 156

[8] Дети с задержкой психического развития / Под ред. Т.А. Власовой, В.И. Лубовского, Н.А. Цыпиной. М., 1984

[9] Лубовский В.И. Теоретические аспекты разработки методического подхода к диагностике нарушений психического развития // Психология аномальных различий: Тезисы докладов I Республ. науч. конф.: В 2 т. Т.II. Вильнюс, 1986. С. 264— 266

[10] Коробейников И.А., Лубовский В.И. Психологический эксперимент в дифференциальной диагностике нарушений психического развития у детей // Дефектология. 1981. № 6. С. 3—6

[11] Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967

[12] Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. М., 1982

[13] Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985

[14] Лубовский В.И. Развитие словесной регуляции действий у детей. М., 1978

[15] Ульенкова Н. В. Об особенностях саморегуляции и интеллектуальной деятельности 6-летних детей с задержкой психического развития // Дефектология. 1982. № 4. С. 46—50

[16] Дубровинская Н.В. Нейрофизиологические механизмы внимания. М., 1985

[17] Певзнер М.С. Клиническая характеристика детей с задержкой развития // Дефектология. 1977. № 3. С. 3—9

[18] Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. М., 1985

[19] Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973

[20] Актуальные проблемы диагностики ЗПР у детей. М., 1982

[21] Поддубная Н.Г. Некоторые особенности непроизвольного запоминания у детей с задержками психического развития // Дефектология. 1975. № 5. С. 34—42

[22] Подобед В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития //Дефектология. 1981. № 3. С. 17—26

[23] Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973, С. 45

[24] Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967, С. 55

[25] Егорова Т.В. Особенности памяти и мышления младших школьников, отстающих в развитии. М., 1973, С. 70

[26] Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. М., 1967

[27] Марковская И.Ф. Задержка психического развития (клинико-нейропсихологическая диагностика). М.: Коменс-центр, 1993

[28] Зинченко П.И. Память в экспериментальной и когнитивной психологии. Спб.: Речь, 2002, 320 с.

[29] Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. С. 304

[30] Зинченко П.И. Непроизвольное запоминание /Под ред. В.П.Зинченко, Б.Г.Мещерякова. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996, С. 289.

[31] Флотская Н.Ю. Индивидуализация и дифференциация в учебном процессе через призму половозрастного подхода//Образовательная среда: проблемы гуманизации: Сборник научных статей и тезисов/Сост. и ред. Е.Н. Старостина. – Архангельск: Поморский государственный университет, 2002. – 301 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: