Графика: история и современность.




Лекция № 7.

Тема «Графическая система русского языка»

 

Цели занятия:

о бразовательная – углубить, систематизировать, закрепить представление о графической стороне русского языка; теоретические знания по современному русскому языку; раскрыть сущность графических средств, изучить принципы русской графики; научить студентов грамотно транскрибировать текст; обратить их внимание на изменение звуков при говорении;

р азвивающая – создать условия для развития у студентов умений формулировать проблемы, связанные с орфоэпией, графикой и орфографией, предлагать пути их решения; формировать навыки грамотного письма;

в оспитательная – убедить студентов в значимости языковых норм, воспитывать любовь и уважение к русскому языку.

План.

1. Графика русского языка. Основные понятия графики.

2. Теория письма. Реформы русской графики.

3. Слоговой принцип русской графики.

 

Рекомендуемая литература.

1. Ганиев Ж.В. Современный русский язык: фонетика, графика, орфография, орфоэпия: учебное пособие / Ж.В. Ганиев. — 4-е изд., стер. — Москва: ФЛИНТА, 2017. — 198 с. — ISBN 978-5-9765-1044-9. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/108234 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

2. Гиржева Г.Н. Фонетика современного русского языка: учебное пособие / Г.Н. Гиржева. — 2-е изд. — Москва: ФЛИНТА, 2015. — 192 с. — ISBN 978-5-9765-1923-7. — Текст: электронный // Электронно-библиотечная система «Лань»: [сайт]. — URL: https://e.lanbook.com/book/62967 (дата обращения: 20.11.2019). — Режим доступа: для авториз. пользователей.

3. Официальный сайт Грамота.ру https://new.gramota.ru/biblio/readingroom/textbooks/author/litnevskaya/part1

4. Валгина Н.С., Розенталь Д.Э., Фомина М.И. Современный русский язык // Электронный ресурс. – Режим доступа: https://hi-edu.ru/e-books/xbook826/01/part-009.htm

 

Основные понятия графики.

Терминологический минимум. (Студенты, читая определения, записывают термин)

№ п/п Термин Определение
1. Графика 1) совокупность начертательных средств, с помощью которых устная речь передается на письме; 2) прикладная область знаний о языке, которая устанавливает состав начертаний, употребляемых в письме, и звуковые значения букв.  
2. Письмо дополнительное к звуковой речи средство общения, передачи информации при помощи системы графических знаков
3. Буква (графема) графический знак, который сам по себе или в сочетании с другими знаками используется для обозначения на письме звуков, фонем, их основных вариантов и их типичных последовательностей.
4. Аллограф отдельные изображения одной и той же буквы (А, а, А, а)
5. Алфавит совокупность букв, расположенных в определенном порядке.

 

 

Графика современного русского языка делится на два подраздела.
Задачи первого раздела – описание и изучение графических средств, которые используются при передаче устной речи на письме.

 

Графические средства

 

буквенные небуквенные

знаки препинания,

знак ударения, знаки параграфа,

курсив, подчеркивания и др.

 

Задачи второго подраздела – изучение исторически сложившихся соотношений между буквами и звуками языка.

 

Основным графическим средством является буква, поэтому центральную часть первого подраздела составляет теория алфавита.

 

А что было до алфавита? Как выглядело письмо?

Что такое письмо?

Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием графических знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Современное письмо на различных этапах развития имело различные формы и виды и по-разному соотносилось со звуковым языком.

Начертательное письмо зародилось в форме пиктографии, т.е. письма рисунками. Пиктография не располагала алфавитом и тем самым не была связана с устным языком. Пережитком пиктографии в быту являются, например, сохранившиеся кое-где вывески торговых и ремесленных заведений в форме рисунков. Отсутствие связи с устной речью позволяет читать, например, вывеску-рисунок «Сапог» по-разному: «Сапожник», «Здесь живет сапожник», «Починка обуви» и т.д.

На следующем этапе развития письма — в идеографии — рисунок сохраняется, но выступает сначала в условном значении, а затем превращается в символический знак — иероглиф. При таком письме начертания передают не слова в их грамматическом и фонетическом оформлении, а значения слов (ср.: дорожные знаки как идеограммы: зигзаг — «поворот», крест — «перекресток», восклицательный знак — «осторожно!» и т.п.).

Попытки упрощения идеографического письма привели к возникновению фонографии, специфической особенностью которой является связь между начертаниями и устной речью. При этом способе письма устная речь анализируется, расчленяется на звуки и звуковые комплексы, обозначаемые посредством тех или иных символических знаков — букв.

Письмо, передающее звуковую сторону языка условными начертаниями — буквами, называется звуковым или речевым.

Русское письмо — звуковое. Однако в нем наличествуют элементы и пиктографии, и идеографии. К пиктографическим элементам нашего письма относятся, например, математические знаки (+, —, ×, Δ и т.п.). К числу письменных знаков, которые употребляются как иероглифы, принадлежат обозначения цифр, пробелы между словами, кавычки, прописные буквы после точки и в именах собственных, вопросительный знак.

Письменная форма современного русского литературного языка не просто передает звуковую сторону языка посредством букв, а связывается при этой передаче с понятием правильности, норм литературного языка. Иначе говоря, письменная форма речи обусловлена как графической системой языка, так и орфографической.

 

Графика: история и современность.

Историческая справка!

Современный русский алфавит представляет собой модификацию древней славянской азбуки, названной в честь ее составителя кириллицей. В основу кириллицы было положено греческое письмо. Кириллица состояла из 43 букв, из которых 24 буквы были заимствованы из греческого алфавита, а 19 букв придуманы авторами для передачи славянских звуков: «буки», «живете», «зело», «червь», «шта», «есть», «юсы», «ять» и др.
На Русь славянская азбука попала во времена крещения и получила широкое распространение не только у восточных, но и у западных славян.
С тех пор русское письмо прошло длительный и сложный путь своего развития. За более чем тысячелетнюю историю произошли количественные и качественные изменения: были утрачены дублетные буквы кириллицы, такие, как Ъ и Ь, изменили свои функции, появились новые.

 

 

Современность

В современном русском алфавите 33 буквы, из которых

18 – греческого происхождения (а, в, г, д, е, з, и, к, л, м, н, о, п, р, с, т, ф, х),

11 букв славянские (б, ж, ц, ч, ш, щ, у, ю, ы, ъ, ь),

4 буквы собственно русские (й, э, я, ё).

 

Современный русский алфавит, как и всякий другой, характеризуется несколькими сторонами: составом, порядком букв, начертанием, названием, звуковым значением.
Известно, что в русском алфавите 33 буквы.

Но в «Словаре современного русского литературного языка» в 4 томах буква я названа 32-ой и последней, а в «Словаре современного русского литературного языка» в 17 томах пропущен номер 31. Это связано с употреблением самой молодой буквы Ё. Впервые эту букву употребил писатель Н.М. Карамзин в слове слёзы в 1797 году, заменив диаграфическое сочетание іо. Официально входя в состав алфавита с 1942 года, она в практике многими расценивается как необязательная. Это проявляется в том, что в рукописи и печати заменяется буквой е без диакритических точек.


Важно!

Каждая буква в алфавите занимает свое строго определенное место, что имеет большое практическое значение при составлении словарей, каталогов, карточек.
Каждая буква теоретически имеет четыре графических варианта: два печатных – прописное (заглавное), строчное (малое) – и два рукописных (прописное и строчное) изображения.

Отдельные изображения одной и той же буквы называются аллографами, или разновидностями одной графемы. Следовательно, графема (буква) – это абстрактная единица графики, имеющая четыре варианта (ср. с понятием аллофона фонемы).
Различие печатных и рукописных букв особой функции не имеет. А вот различие прописного и строчного варианта функционально: прописная буква выделяет собственные имена, стихотворные строки, начало текста и др.
Впрочем, не все русские графемы имеют четыре варианты: буквы разделительный твердый и мягкий знаки не имеют прописного варианта.

Комплексные названия обозначают классы букв – согласные и гласные буквы. Буквы ъ, ь звуков не обозначают, поэтому их называют безгласными.

 

Современная русская графика отличается рядом особенностей, складывавшихся исторически и представляющих определенную графическую систему. Русская графика не располагает таким алфавитом, в котором для каждого произносимого в речевом потоке звука имеется особая буква. В русском алфавите букв значительно меньше, чем звуков в живой речи. Вследствие этого буквы алфавита оказываются многозначными, могут иметь несколько звуковых значений.

Первая особенность русской графики.

Так, например, буква с может обозначать такие звуки:

1. [с] (суда, сад),

2. [с'] (сюда, сядь),

3. [з] (сдача, сбор),

4. [з'] (косьба, сделка),

5. [ш:] (сшить),

6. [ж:] (сжать).

Значение буквы с в каждом из шести случаев различно: в словах суда и сюда буква с не может быть заменена никакой иной буквой, такая замена привела бы к искажению слова. В этом случае буква с употреблена в своем основном значении. В остальных словах буква с выступает во второстепенных значениях и допускает замену определенными буквами, при которой сохраняется обычное произношение слов (ср.: сдать — «здать», косьба — «козьба», сшить — «шшить», сжать — «жжать»). В последнем случае буква с обозначает звуки, которые заменяют звук [с] в определенных позициях, соответственно живым фонетическим законам, свойственным русскому литературному языку.

Таким образом, при многозначности букв русская графика различает главные и второстепенные значения букв. Так, в слове дом буква о употребляется в главном значении, а в слове дома — во второстепенном значении.

 

Второй особенностью русской графики является деление букв по количеству обозначаемых звуков. В этом отношении буквы русского алфавита распадаются на три группы:

1. буквы, лишенные звукового значения;

2. буквы, обозначающие два звука;

3. буквы, обозначающие один звук.

К первой группе относятся буквы ъ, ь, не обозначающие никаких звуков, а также так называемые «непроизносимые согласные» в таких, например, словах: солнце, сердце и т.п.

Ко второй группе относятся буквы: я [ja], ю [jy], е [э], ё [jo].

К третьей группе относятся буквы, обозначающие один звук, т.е. все буквы русского алфавита, за исключением букв, входящих в первую и вторую группы.

Третья особенность русской графики — наличие в ней однозначных и двузначных букв: к первым относятся буквы, имеющие одно основное значение; ко вторым — имеющие два значения.

Так, например, буквы ч и ц относятся к числу однозначных, так как буква ч во всех положениях обозначает один и тот же мягкий звук [ч'], а буква ц — твердый звук [ц].

К двузначным буквам относятся:

1. все буквы, обозначающие согласные звуки, парные по твердости-мягкости;

2. буквы, обозначающие гласные звуки: я, е, ё, ю.

Двузначность указанных букв русского алфавита находится в связи со спецификой русской графики — именно со слоговым принципом ее.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: