Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде




Шаляпин, Фёдор Иванович

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2012; проверки требуют 15 правок.

Перейти к: навигация, поиск

В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Шаляпин.

Фёдор Шаляпин
Основная информация
Полное имя Фёдор Иванович Шаляпин
Дата рождения 1 (13) февраля 1873
Место рождения Казань, Российская империя
Дата смерти 12 апреля 1938 (65 лет)
Место смерти Париж, Франция
Страна Российская империя Российская республика Советская Россия США
Профессия оперный певец, актёр
Певческий голос бас
Коллективы Частная опера Зимина Большой театр Мариинский театр Метрополитен Опера
Награды
 

Фёдор Ива́нович Шаля́пин (13 февраля 1873, Казань — 12 апреля 1938, Париж) — русский оперный и камерный певец (высокий бас), в разное время солист Большого и Мариинского театров, а также театра Метрополитен Опера, первый народный артист Республики (1918—1927, звание возвращено в 1991), в 1918—1921 годах — художественный руководитель Мариинского театра[1]. Имеет репутацию артиста, соединившего в своём творчестве «прирожденную музыкальность, яркие вокальные данные, необыкновенное актерское мастерство»[2]. Занимался также живописью, графикой и скульптурой. Оказал большое влияние на мировое оперное искусство[2].

Содержание
  • 1 Биография
    • 1.1 Начало карьеры
    • 1.2 Расцвет творчества
    • 1.3 Период эмиграции
    • 1.4 Личная жизнь
    • 1.5 Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде
  • 2 Память о Шаляпине
    • 2.1 Галерея
  • 3 Награды[11]
  • 4 Творчество
  • 5 Примечания
  • 6 Литература
  • 7 Ссылки

Биография

И. Я. Шаляпин — отец Ф. И. Шаляпина

Сын крестьянина Вятской губернии Ивана Яковлевича Шаляпина (1837—1901), представителя древнего вятского рода Шаляпиных (Шелепиных). Мать Шаляпина — крестьянка из д. Дудинцы Куменской волости (Куменский р-н Кировской области), Евдокия Михайловна (в девичестве Прозорова). Иван Яковлевич и Евдокия Михайловна повенчались 27 января 1863 года в Преображенской церкви села Вожгалы. В детстве Шаляпин был певчим. Получил начальное образование.

Начало карьеры

Началом своей артистической карьеры сам Шаляпин считал 1889 год, когда он поступил в драматическую труппу В. Б. Серебрякова. Вначале на должность статиста.

29 марта 1890 года состоялось первое сольное выступление Шаляпина — партия Зарецкого в опере «Евгений Онегин», в постановке Казанского общества любителей сценического искусства. Весь май и начало июня 1890 года Шаляпин — хорист опереточной антрепризы В. Б. Серебрякова.

В сентябре 1890 года Шаляпин прибывает из Казани в Уфу и начинает работать в хоре опереточной труппы под руководством С. Я. Семёнова-Самарского.

Совершенно случайно пришлось из хориста преобразиться в солиста, заменив в опере Монюшко «Галька» заболевшего артиста.

Этот дебют выдвинул 17-летнего Шаляпина, которому изредка стали поручать небольшие оперные партии, например Фернандо в «Трубадуре». В следующем году Шаляпин выступил в партии Неизвестного в «Аскольдовой могиле» Верстовского. Ему было предложено место в уфимском земстве, но в Уфу приехала малороссийская труппа Дергача, к которой и примкнул Шаляпин. Странствования с ней привели его в Тифлис, где ему впервые удалось серьёзно заняться своим голосом, благодаря певцу Д. А. Усатову. Усатов не только одобрил голос Шаляпина, но, ввиду отсутствия у последнего материальных средств, стал бесплатно давать ему уроки пения и вообще принял в нём большое участие. Он же устроил Шаляпина в тифлисскую оперу Людвигова-Форкатти и Любимова. Шаляпин прожил в Тифлисе целый год, исполняя в опере первые басовые партии.

Ф. Шаляпин в 1893 году

В 1893 году он перебрался в Москву, а в 1894 году — в Санкт-Петербург, где пел в «Аркадии» в оперной труппе Лентовского, а зимой 1894—1895 гг. — в оперном товариществе в Панаевском театре, в труппе Зазулина. Прекрасный голос начинающего артиста и в особенности выразительная музыкальная декламация в связи с правдивой игрой обратили на него внимание критики и публики. В 1895 году Шаляпин был принят дирекцией Санкт-Петербургских Императорских театров в состав оперной труппы: он поступил на сцену Мариинского театра и с успехом пел партии Мефистофеля («Фауст») и Руслана («Руслан и Людмила»). Разнообразное дарование Шаляпина выразилось и в комической опере «Тайный брак» Д. Чимароза, но все же не получило должной оценки. Сообщают, что в сезон 1895—1896 годах он «появлялся довольно редко и притом в мало подходящих для него партиях». Известный меценат С. И. Мамонтов, державший в то время оперный театр в Москве, первый заметив в Шаляпине дарование из ряда вон выходящее, уговорил его перейти в свою частную труппу. Здесь в 1896—1899 годах Шаляпин развился в художественном смысле и развернул свой сценический талант, выступив в целом ряде ролей. Благодаря его тонкому пониманию русской музыки вообще и новейшей в частности, он совершенно индивидуально, но вместе с тем глубоко правдиво создал целый ряд образов в русских операх:

  • Хан Кончак в «Князе Игоре» А. П. Бородина;
  • Иоанн Грозный в «Псковитянке» Н. А. Римского-Корсакова;
  • Варяжский гость в его же «Садко»;
  • Сальери в его же «Моцарте и Сальери»;
  • Мельник в «Русалке» А. С. Даргомыжского;
  • Иван Сусанин в «Жизни за царя» М. И. Глинки;
  • Борис Годунов в одноименной опере М. П. Мусоргского
  • Досифей в его же «Хованщине»
  • и во многих других операх.

В то же время он много работал и над ролями в иностранных операх; так, например, роль Мефистофеля в «Фаусте» Гуно в его передаче получила поразительно яркое, сильное и своеобразное освещение. За эти годы Шаляпин приобрёл громкую известность.

Расцвет творчества

Народная песня «Эй, ухнем» (Федор Шаляпин)

Авторский текст «Дубинушка» (Федор Шаляпин)

Народная песня «Из-за острова, на стрежень» (Федор Шаляпин)

Шаляпин был солистом Русской Частной оперы, созданной С. И. Мамонтовым, в течение четырёх сезонов — с 1896 по 1899 год. В автобиографической книге «Маска и душа», Шаляпин характеризует эти годы творческой жизни как важнейшие: «У Мамонтова я получил тот репертуар, который дал мне возможность разработать все основные черты моей артистической натуры, моего темперамента».

С 1899 года он снова на службе в Императорской русской опере в Москве (Большой театр), где пользовался громадным успехом. Он был высоко оценён в Милане, где выступил в театре «La Scala» в заглавной роли Мефистофеля А. Бойто (1901, 10 представлений). Гастроли Шаляпина в Петербурге на Мариинской сцене составляли своего рода события в петербургском музыкальном мире.

В революцию 1905 года примкнул к прогрессивным кругам, жертвовал сборы от своих выступлений революционерам. Его выступления с народными песнями («Дубинушка» и др.) порой превращались в политические демонстрации.

С 1914 года выступает в частных оперных антрепризах С. И. Зимина (Москва), А. Р. Аксарина (Петроград).

В 1915 году состоялся дебют в кино, главная роль (царь Иоанн Грозный) в исторической кинодраме «Царь Иван Васильевич Грозный» (по драме Льва Мея «Псковитянка»).

В 1917 году Ф. И. Шаляпин в постановке оперы Дж. Верди «Дон Карлос» в Москве выступает не только как солист (партия Филиппа), но и как режиссёр. Следующий его режиссёрский опыт — опера «Русалка» А. С. Даргомыжского. В этих постановках для заглавных партий он выбирает молодую певицу К. Г. Держинскую[3]

С 1918 года — художественный руководитель Мариинского театра. Получил звание Народного артиста Республики.

Период эмиграции

С 1921 («Энц. словарь», 1955) или 1922 («Театр. энц.», 1967) года — на гастролях за границей, в частности в США, где его американским импресарио был Соломон Юрок. Певец уехал туда вместе со второй женой — Марией Валентиновной.

Долгое отсутствие Шаляпина вызывало подозрения и отрицательное отношение в Советской России; так, в 1926 году В. В. Маяковский писал в «Письме к Горькому»:

Или жить вам,
  как живёт Шаляпин,

 

раздушёнными аплодисментами оляпан?

 

Вернись
  теперь
    такой артист

 

назад
  на русские рублики —

 

я первый крикну:
  — Обратно катись,

 

народный артист Республики!

— 1926Полный текст произведения

Дача Шаляпина в Кисловодске

В 1927 году сборы от одного из концертов Шаляпин пожертвовал детям эмигрантов, что было представлено 31 мая 1927 года в журнале «ВСЕРАБИС» неким сотрудником «ВСЕРАБИСа» С. Симоном как поддержка белогвардейцев[4]. 24 августа 1927 года постановлением СНК РСФСР он был лишён звания Народного артиста и права возвращаться в СССР; обосновывалось это тем, что он не желал «вернуться в Россию и обслужить тот народ, звание артиста которого было ему присвоено» или, согласно другим источникам, тем, что он якобы жертвовал деньги эмигрантам-монархистам.

В конце лета 1932 года исполняет главную роль в кинофильме «Дон-Кихот» австрийского кинорежиссёра Георга Пабста по одноимённому роману Сервантеса. Фильм был снят сразу на двух языках — английском и французском, с двумя составами актёров, музыку к фильму написал Жак Ибер. Натурные съемки кинофильма проходили близ города Ницца.

В 1935—1936 годах певец отправляется в свои последние гастроли на Дальний Восток, дав 57 концертов в Манчжурии, Китае и Японии. Во время гастролей его аккомпаниатором был Жорж де Годзинский. Весной 1937 года у него обнаружили лейкоз, а 12 апреля 1938 он скончался в Париже на руках жены. Был похоронен на парижском кладбище Батиньоль. В 1984 году его сын Фёдор Шаляпин-младший добился перезахоронения его праха в Москве на Новодевичьем кладбище.

10 июня 1991 года, через 53 года после смерти Фёдора Шаляпина, Совет министров РСФСР принял постановление № 317: "Отменить постановление Совнаркома РСФСР от 24 августа 1927 года «О лишении Ф. И. Шаляпина звания „Народный артист“» как необоснованное".

Личная жизнь

Ф. И. Шаляпин и И. И. Торнаги

Шаляпин был дважды женат, и от обоих браков у него было рождено 9 детей (один умер в раннем возрасте от аппендицита)[5].

Со своей первой женой Фёдор Шаляпин познакомился в Нижнем Новгороде, и они обвенчались в 1898 году в церкви села Гагино. Это была молодая итальянская балерина Иола Торнаги (Иола Игнатьевна Ле-Прести (по сцене Торнаги), скончалась в 1965 году в возрасте 92 лет), родившаяся в городе Монца (недалеко от Милана). Всего у Шаляпина в этом браке родилось шестеро детей: Игорь (умер в возрасте 4 лет), Борис, Фёдор, Татьяна, Ирина, Лидия. Фёдор и Татьяна были близнецами. Иола Торнаги долгое время жила в России и только в конце 1950-х годов, по приглашению сына Фёдора, переехала в Рим.

Уже имея семью, Фёдор Иванович Шаляпин сближается с Марией Валентиновной Петцольд (урождённая Элухен, в первом браке — Петцольд, 1882—1964), у которой было двое своих детей от первого брака. У них рождаются трое дочерей: Марфа (1910—2003), Марина (1912—2009) и Дасия (1921—1977). Дочь Шаляпина Марина (Марина Фёдоровна Шаляпина-Фредди), прожила дольше всех его детей и скончалась на 98-м году жизни[6][7].

Фактически у Шаляпина появилась вторая семья. Первый брак не был расторгнут, а второй не был зарегистрирован и считался недействительным. Получилось, что у Шаляпина в старой столице была одна семья, а в новой — другая: одна семья не ездила в Петербург, а другая — в Москву. Официально брак Марии Валентиновны с Шаляпиным был оформлен в 1927 году уже в Париже.

В 1984 году прах Шаляпина перенесён из Парижа в Москву, на Новодевичье кладбище.

Адреса в Санкт-Петербурге — Петрограде

  • 1894—1895 — гостиница «Пале Ройяль» — Пушкинская улица, 20;
  • 1899 — Колокольная улица, 5;
  • 1901 — конец 1911 — меблированные комнаты О. Н. Мухиной — Большая Морская улица, 16;
  • конец 1911 — весна 1912 — доходный дом — Литейный проспект, 45;
  • лето 1912 — осень 1914 — Никольская площадь, 4, кв. 2;
  • осень 1914 — 22.06.1922 — Пермская улица, 2, кв. 3. (ныне Мемориальный музей-квартира Ф. И. Шаляпина, СПб, ул. Графтио, д.2Б)

Память о Шаляпине

Памятник Шаляпину в Казани возле одноимённого отеля

  • В 1956 году ЦК КПСС и Верховный Совет РСФСР рассматривали «предложения о восстановлении Ф. И. Шаляпину посмертно звания Народного артиста Республики», но они не были приняты. Постановление 1927 года было отменено Советом Министров РСФСР лишь 10 июня 1991 года.
  • 8 февраля 1982 года в Казани, на родине Фёдора Шаляпина, открылся первый оперный фестиваль его имени. Фестиваль проводится на сцене Татарского государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля, с 1991 г. носит статус Международного[8].
  • 29 октября 1984 года в Москве на Новодевичьем кладбище состоялась церемония перезахоронения праха Ф. И. Шаляпина.
  • 31 октября 1986 года состоялось открытие надгробного памятника Ф. И. Шаляпину (скульптор А. Елецкий, архитектор Ю. Воскресенский)[9].
  • 29 августа 1999 года в Казани у колокольни Богоявленского собора, в котором 2 февраля 1873 года был крещён Фёдор Шаляпин, установлен посвящённый певцу памятник (скульптор А. Балашов). Здесь же был открыт отель «Шаляпин-Палас».
  • Памятник Шаляпину установлен также и в Уфе.
  • Фёдор Иванович Шаляпин получил звезду на аллее славы в Голливуде за достижения и вклад в области музыки.
  • В 2003 году на Новинском бульваре в Москве, рядом с домом-музеем имени Ф. И. Шаляпина, установлен монумент высотой около 2,5 м в честь великого артиста. Автор скульптуры Вадим Церковников.

Галерея

  • Портреты Шаляпина

Валентин Александрович Серов: Ф. И. Шаляпин в роли Ивана Грозного, 1897 год

  • Карикатура П. Робера на Ф. И. Шаляпина, 1903 год

Портрет работы Б. М. Кустодиева[10].

Автопортрет Ф. Шаляпина в роли Досифея («Хованщина»), сделанный на стене гримуборной артиста в Мариинском театре (1911 год)

Портрет Ф. И. Шаляпина на почтовой марке СССР 1965 год, посвящённой 100-летию со дня рождения художника Серова В. А.

Награды[11]

Удостоверение командора Почётного легиона

  • 1902 — бухарский орден Золотой звезды III степени.
  • 1907 — Золотой крест Прусского орла.
  • 1908 — кавалер офицерского звания.
  • 1910 — звание Солиста Его Величества (Россия).
  • 1912 — звание Солиста Его Величества итальянского короля.
  • 1913 — звание Солиста Его Величества английского короля.
  • 1914 — английский орден за особые заслуги в области искусства.
  • 1914 — русский орден Станислава III степени.
  • 1916 — звание офицера.
  • 1918 — звание Народного артиста Республики (присвоено впервые).
  • 1934 — командор ордена Почётного легиона (Франция).

Творчество

Шаляпин в образе Мефистофеля, 1915 год

Сохранившиеся граммофонные записи певца весьма низкого качества, поэтому судить о его творчестве можно в основном по воспоминаниям современников. Голос певца — высокий бас (возможно, бас-баритон) светлого тембра, с весьма выраженной тремоляцией. Современники отмечают превосходную дикцию певца, полётный голос, слышный даже в самых удалённых от сцены местах.

Согласно распространённой точке зрения, свою популярность Шаляпин снискал не столько как певец, сколько как выдающийся артист, мастер перевоплощения и художественного слова. Высокий, статный, с резко выраженными демоническими чертами лица, с пронзительным взглядом, Шаляпин производил неизгладимое впечатление в своих лучших трагических ролях (Мельник, Борис Годунов, Мефистофель, Дон Кихот). Шаляпин потрясал зрителей неистовым темпераментом, он выпевал каждую ноту, находил очень точные и искренние интонации для каждого слова песни, был абсолютно органичен и достоверен на сцене.

Партнёрами в разные годы были: А. М. Давыдов, Т. Даль Монте, Д. де Лука, Н. Ермоленко-Южина, И. Ершов, E. Збруева, Э. Карузо, К.Держинская, В. Касторский, E. Куза, Н. М. Ланская, Л. Липковская, Ф. Литвин, Е. Мравина, В. Петров, Т. Руффо, Н. Салина, Т. Скипа, П. Словцов, Д. Смирнов, Л. Собинов, Р. Сторкьо, М. Черкасская, В. Эберле, Л. Яковлев.

Примечания

  1. Большая советская энциклопедия. Ф. И. Шаляпин
  2. 12 Краткий музыкальный словарь
  3. Е.Грошева, К. Г. Держинская. Государственное музыкальное издательство, М. 1952, стр. 42,43
  4. Честь Федора Шаляпина теперь защищена. — «Известия», 1991, № 140, 13.06.1991
  5. Шаляпин в Италии
  6. На 98-м году жизни скончалась дочь Федора Шаляпина
  7. В Риме скончалась дочь Федора Шаляпина
  8. Шаляпинский фестиваль в Казани
  9. Могила Ф. И. Шаляпина на Новодевичьем кладбище
  10. Шубу (кустодиевский портрет Фёдора Шаляпина в богатой шубе) певец получил в качестве платы за концерты перед красноармейцами (Беларусь вчера. Минские хроники эпохи demi-saison//Белорусские новости, 2009/11/02)
  11. Фёдор Шаляпин. Маска и Душа. М., 1997, с.275, 277

Литература

Ф. Шаляпин и М. Горький

Письмо и подпись Шаляпина, 1910

  • «Страницы моей жизни» (совместно с Максимом Горьким).
  • «Маска и Душа. Мои сорок лет на театрах» (автобиография).
  • А. В. Оссовский, Ф. И. Шаляпин, в кн: А. В. Оссовский, Музыкально-критические статьи (1894—1912), «Издательство Музыка» Ленинград, 1971, стр. 174—177.
  • Виктор Петелин. «Восхождение, или Жизнь Шаляпина».
  • «Этот гений — Фёдор Шаляпин. Воспоминания и статьи», ГЦММК им. М. И. Глинки, дом-музей Ф. И. Шаляпина, фортепианная школа «Клавир». Москва, 1995 год.
  • Ал. Лесс Рассказы о Шаляпине. — М., «Советская Россия», 1973. — 174 с.
  • Пружанский А. М. Отечественные певцы 1750—1917. Словарь.. М.: «Композитор» (2000). Архивировано из первоисточника 8 февраля 2012. Проверено 9 января 2010.

 

 

Вывод.

Я думаю, что артистический талант Шаляпина не ограничивался музыкальной и актёрской деятельностью. Шаляпин хорошо писал маслом, рисовал и лепил, проявлял большие литературные способности, демонстрируя в своих письменных произведениях большой и сметливый природный ум, незаурядное чувство юмора, цепкую наблюдательность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: