Проблемы одаренных детей.




Лекция: Механизмы критериального оценивания при работе с одаренными и талантливыми учащимися.

Одаренность.

 

Концепция Джорджа Рензулли.

Одаренность есть сочетание трех основных характеристик: интеллектуальных способностей (превышающих средний уровень), креативности и настойчивости (мотивация, ориентированная на задачу). Кроме этого, в его теоретической модели учтены знания (эрудиция) и благоприятная окружающая среда.

Э.П.Торренс, наблюдая за своими учениками, пришел к выводу, что успешны в творческой деятельности не те дети, которые хорошо учатся, и не те, что имеют высокий IQ. Точнее, эти условия могут присутствовать, но они не являются единственными условиями. Для творчества нужно нечто другое.

В разработанной им концепции одаренности присутствует триада: творческие способности; творческое умение; творческая мотивация.

Критерии креативности Э. Торренса.

· Беглость — способность продуцировать большое количество идей;

· Гибкость — способность применять разнообразные стратегии при решении проблем;

· Оригинальность — способность продуцировать необычные, нестандартные идеи;

· Разработанность — способность детально разрабатывать возникшие идеи.

· Сопротивление замыканию — это способность не следовать стереотипам и длительное время «оставаться открытым» для разнообразной поступающей информации при решении проблем.

· Абстрактность названия — это понимание сути проблемы того, что действительно существенно. Процесс называния отражает способность к трансформации образной информации в словесную форму.

Теория К. Хеллера

(«Мюнхенская модель одаренности») Одаренность понимается как индивидуальный когнитивный, мотивационный и социальный потенциал, позволяющий достигать высоких результатов в одной (или более) из следующих областей: интеллект, творчество, социальная компетентность, художественные возможности, психомоторные возможности.

Н.С.Лейтес о детской одаренности в рабочей «концепции одаренности» приводит такое определение: «Одаренный ребенок – это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями в том или ином виде деятельности или потенциалом к таким достижениям».

Одаренность – это системное и развивающееся на протяжении всей жизни качество психики, определяющее возможности человека достигать высоких и незаурядных результатов по одному или одновременно нескольким видам деятельности (в сравнении с другими людьми).

Принципы работы с одаренными детьми.

q принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности;

q принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

q принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

q принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии учителя;

q принцип свободы выбора учащимся дополнительных образовательных услуг, помощи, наставничества.

Формы работы

q творческие мастерские;

q групповые занятия по параллелям классов с сильными учащимися;

q факультативы;

q кружки по интересам;

q занятия исследовательской деятельностью;

q конкурсы;

q интеллектуальный марафон;

q научно-практические конференции;

q участие в олимпиадах;

q работа по индивидуальным планам;

q сотрудничество с другими школами, ВУЗами.

Условия работы с ОУ.

q Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.

q Создание и постоянное совершенствование методической системы работы с одаренными детьми.

q Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.

q Включение в работу с одаренными учащимися в первую очередь учителей, обладающих определенными качествами.

Проблемы одаренных детей.

· Неприязнь в школе

· игровые интересы

· Конформность – податливость человека реальному или воображаемому давлению группы; проявляется в изменении его поведения и установок соответственно первоначально не разделявшейся им позицией большинства;

· погружение в философские проблемы;

· несоответствие между физическим, интеллектуальным и социальным развитием;

· ощущение неудовлетворённости;

· нереалистические цели;

· сверхчувствительность;

· потребность во внимании взрослых;

· нетерпимость;

 

Одаренность с точки зрения Рензулли, Райса и Смита (Renzulli, Reis & Smiss,1981) можно распознать c помощью следующих факторов:

 

· Высокого уровня способностей (может проявляться в отличной успеваемости иливысоко оцененном интеллекте).

· Высокой творческой способности (иногда проявляется в выдвижении новых идей или в способности решать проблемы).

· Высокой целеустремленности (проявляет себя в высоком уровне настойчивости

при завершении заданий).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: