О нормативных правовых актах




ЗАКОН РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

17 июля 2018 г. № 130-З

Принят Палатой представителей 27 июня 2018 года

Одобрен Советом Республики 29 июня 2018 года

ГЛАВА 1
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 1.
Сфера действия настоящего Закона

1. Настоящий Закон определяет систему и виды нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) нормотворческими органами (должностными лицами), устанавливает порядок их подготовки, проведения экспертиз, принятия (издания), опубликования (обнародования), вступления в силу, действия, толкования и систематизации, кроме случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.

2. Настоящий Закон не распространяется на акты Конституционного Суда Республики Беларусь, Верховного Суда Республики Беларусь, ненормативные (индивидуальные) правовые акты (далее – ненормативные правовые акты), локальные правовые акты нормотворческих органов (должностных лиц) (далее, если не определено иное, – локальные акты), международные договоры Республики Беларусь (далее – международные договоры) и иные международно-правовые акты, содержащие обязательства Республики Беларусь (далее – международно-правовые акты), если иное не предусмотрено настоящим Законом, а также на технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации в части, урегулированной законодательством о техническом нормировании и стандартизации.

Статья 2.
Основные термины, используемые в настоящем Законе, и их определения

1. Акты законодательства – нормативные правовые акты, составляющие законодательство.

2. Аналогия закона – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих данные общественные отношения, норм права, регулирующих сходные общественные отношения.

3. Аналогия права – применение к общественным отношениям вследствие отсутствия норм права, регулирующих не только данные, но и сходные общественные отношения, общих начал и смысла законодательства, отраслевых, межотраслевых и общеправовых принципов.

4. Законодательная инициатива – официальное внесение субъектом права законодательной инициативы, установленным Конституцией Республики Беларусь, законопроекта в Палату представителей Национального собрания Республики Беларусь.

5. Законодательные акты – Конституция Республики Беларусь, законы, декреты и указы Президента Республики Беларусь.

6. Законотворческая деятельность – государственно-властная деятельность по планированию, реализации права законодательной инициативы, подготовке, проведению экспертиз, принятию, официальному опубликованию, изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия законов.

7. Законотворческий процесс – процедура осуществления законотворческой деятельности.

8. Нормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который направлен на установление, изменение, официальное толкование, приостановление, возобновление, продление и прекращение действия норм права как общеобязательных правил поведения постоянного или временного характера, рассчитанных на индивидуально не определенный круг лиц и неоднократное применение.

9. Нормотворческая деятельность – государственно-властная деятельность по планированию, реализации нормотворческой инициативы, подготовке, проведению экспертиз, принятию (изданию), официальному опубликованию, изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия нормативных правовых актов.

10. Нормотворческая инициатива – официальное внесение субъектом нормотворческой инициативы в нормотворческий орган (должностному лицу) проекта нормативного правового акта или мотивированного предложения о необходимости принятия (издания), изменения, официального толкования, приостановления, возобновления, продления и прекращения действия нормативного правового акта (его структурных элементов).

11. Нормотворческая техника – система правил подготовки проектов нормативных правовых актов.

12. Нормотворческий орган (должностное лицо) – государственный орган (организация) (должностное лицо), уполномоченный настоящим Законом и иными законодательными актами на принятие (издание) нормативных правовых актов.

13. Нормотворческий процесс – процедура осуществления нормотворческой деятельности.

14. Правовая неопределенность – отсутствие ясности, точности и логической согласованности норм права, в том числе вызванное наличием пробелов в законодательстве (правовом регулировании) и коллизий нормативных правовых актов, что порождает возможность неоднозначного понимания норм права и их неединообразного применения.

15. Пробелы в законодательстве (правовом регулировании) – отсутствие нормативных правовых актов (норм права), регулирующих общественные отношения, необходимость правового регулирования которых обусловлена сущностью и содержанием действующей правовой системы государства, общепризнанными принципами и нормами международного права, экономическими, политическими и социальными процессами.

16. Субъекты нормотворческой деятельности – государственные органы, иные организации (должностные лица), граждане Республики Беларусь, а также временно пребывающие, временно либо постоянно проживающие в Республике Беларусь иностранные граждане и лица без гражданства, включая индивидуальных предпринимателей (далее, если не определено иное, – граждане), в установленном законодательством порядке принимающие участие в нормотворческой деятельности.

17. Текст нормативного правового акта в контрольном состоянии – действующая на определенную дату редакция текста нормативного правового акта, подготовленная на основании первоначального текста нормативного правового акта и текстов нормативных правовых актов, вносящих изменения в этот нормативный правовой акт, размещенная в эталонном банке данных правовой информации Республики Беларусь.

18. Юридическая сила нормативного правового акта – характеристика нормативного правового акта, определяющая обязательность его применения к соответствующим общественным отношениям, а также его место в иерархии нормативных правовых актов.

Статья 3.
Законодательство

1. Законодательство – система нормативных правовых актов, характеризующаяся их внутренней согласованностью, иерархией и обеспечивающая правовое регулирование общественных отношений.

2. Законодательство составляют следующие нормативные правовые акты:

Конституция Республики Беларусь;

решения, принятые республиканским референдумом;

законы Республики Беларусь;

декреты, указы Президента Республики Беларусь;

постановления Совета Министров Республики Беларусь;

постановления Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь; постановления Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь; нормативные правовые акты Верховного Суда Республики Беларусь, Генеральной прокуратуры, нормотворческих органов, подчиненных (подотчетных) Президенту Республики Беларусь;

нормативные правовые акты министерств, иных республиканских органов государственного управления;

решения, принятые местным референдумом, решения местных Советов депутатов, исполнительных и распорядительных органов;

нормативные правовые акты иных нормотворческих органов (должностных лиц);

технические нормативные правовые акты.

3. Нормативные правовые акты принимаются (издаются) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции, установленной Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства.

4. Структурные подразделения государственных органов (организаций) (их руководители) не вправе принимать (издавать) нормативные правовые акты, если иное не предусмотрено законодательными актами.

Статья 4.
Ненормативные правовые акты

1. Ненормативный правовой акт – официальный документ установленной формы, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции или референдумом с соблюдением предусмотренной законодательством процедуры, который не содержит норм права и в целях применения действующих норм права устанавливает обязательные предписания распорядительного и (или) организационного характера, в том числе в отношении индивидуально определенных лиц (изменяет или прекращает действие этих предписаний), и (или) рассчитан на однократное применение.

2. К ненормативным правовым актам относятся:

распоряжения председателей палат Национального собрания Республики Беларусь;

распоряжения Премьер-министра Республики Беларусь;

программы, стратегии, концепции, планы мероприятий либо мер по осуществлению какой-либо деятельности;

правовые акты распорядительного и (или) организационного характера, принимаемые в соответствии с Избирательным кодексом Республики Беларусь;

правовые акты об одобрении проектов международной технической помощи, о предоставлении безвозмездной (спонсорской) помощи конкретным гражданам и юридическим лицам;

иные правовые акты, обладающие признаками, указанными в пункте 1 настоящей статьи.

Статья 5.
Локальные акты

1. Локальный акт – официальный документ, принятый (изданный) нормотворческим органом (должностным лицом), устанавливающий обязательные правила поведения в целях регулирования вопросов организации внутренней деятельности данного нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций.

К локальным актам относятся:

акты, действие которых ограничивается нормотворческим органом (его территориальными органами), подчиненными ему (входящими в его состав, систему) организациями, в том числе в случаях, если территориальные органы, подчиненные ему (входящие в его состав, систему) организации не определены непосредственно в текстах таких актов;

акты, распространяющие свое действие исключительно на работников нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций, а также на лиц, проходящих службу (воинскую службу) в этих органах и организациях, в том числе в случаях, если эти работники и лица индивидуально не определены в текстах таких актов;

акты, предусматривающие создание и (или) определяющие порядок деятельности структурных подразделений, комиссий и иных формирований нормотворческого органа (его территориальных органов), подчиненных ему (входящих в его состав, систему) организаций;

акты, обладающие признаками, указанными в абзацах втором–четвертом настоящей части, однако подлежащие в соответствии с законодательством совместному принятию либо согласованию с государственным органом, реализующим государственную политику в определенной сфере общественных отношений;

иные акты, обладающие признаками, указанными в части первой настоящего пункта.

При этом действие локальных актов не должно затрагивать права, свободы и обязанности иных граждан и юридических лиц.

2. Локальные акты должны соответствовать нормативным правовым актам.

3. Не допускается включение в локальные акты положений, ухудшающих по сравнению с законодательством правовое положение граждан и юридических лиц, на которых распространяется действие локальных актов.

4. Государственные органы (организации) совместно с Национальным центром правовой информации обеспечивают формирование и ведение банков данных, содержащих локальные акты, в порядке, установленном законодательством.

Статья 6.
Основные принципы нормотворческой деятельности

1. Нормотворческая деятельность осуществляется на основе следующих принципов:

конституционности (законности);

приоритета общепризнанных принципов международного права;

гуманизма;

защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости;

гласности;

научности;

социально-экономической обусловленности;

системности и комплексности правового регулирования общественных отношений;

стабильности правового регулирования общественных отношений.

2. Принцип конституционности (законности) обеспечивается:

верховенством Конституции Республики Беларусь в нормотворческой деятельности, прямым действием ее норм;

принятием (изданием) нормативного правового акта уполномоченным нормотворческим органом (должностным лицом) в пределах его компетенции в порядке и по форме, установленным Конституцией Республики Беларусь и иными актами законодательства;

соответствием нормативного правового акта Конституции Республики Беларусь и нормативным правовым актам большей юридической силы;

согласованностью нормативных правовых актов одинаковой юридической силы.

3. Республика Беларусь признает приоритет общепризнанных принципов международного права и обеспечивает соответствие им законодательства.

4. Принцип гуманизма выражается в признании неотъемлемых фундаментальных прав граждан на человеческое достоинство и свободное развитие личности, самоопределение, личной и общественной (солидарной) ответственности граждан за свое нравственное и материальное благополучие.

5. Принцип защиты прав, свобод и законных интересов граждан, юридических лиц, интересов общества и государства, социальной справедливости означает, что нормотворческие органы (должностные лица) при планировании, подготовке, принятии (издании) и реализации нормативных правовых актов учитывают мнение населения и интересы его различных групп, политических партий, религиозных организаций и иных общественных объединений, обеспечивают надлежащий баланс в правовом регулировании их прав, свобод и обязанностей с учетом национальных традиций и социальных ценностей белорусского народа, гарантируют реализацию и защиту этих прав, свобод и обязанностей в целях социальной справедливости и достижения устойчивого развития Республики Беларусь.

6. Принцип гласности обеспечивается:

информированием граждан и юридических лиц о деятельности нормотворческих органов (должностных лиц), подготавливаемых ими проектах нормативных правовых актов, принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актах в порядке, установленном законодательством;

официальным опубликованием нормативных правовых актов, обнародованием их иными способами в порядке, предусмотренном настоящим Законом и иными законодательными актами.

7. Принцип научности обеспечивается:

применением результатов научных исследований, привлечением ученых к разработке проектов нормативных правовых актов, в том числе при проведении обязательной юридической, криминологической и иных экспертиз проектов нормативных правовых актов;

научно обоснованным планированием подготовки проектов нормативных правовых актов;

прогнозированием правовых, общественно-политических, финансово-экономических, социальных, криминогенных, экологических и иных последствий принятия (издания) нормативных правовых актов.

8. Принцип социально-экономической обусловленности обеспечивается соответствием принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов социально-экономическим потребностям и возможностям общества и государства, а также целям устойчивого развития, содержащимся в международно-правовых актах и правовых актах программного характера (далее – цели устойчивого развития).

9. Принцип системности и комплексности правового регулирования общественных отношений обеспечивается:

наличием целостной и согласованной совокупности нормативных правовых актов, отсутствием пробелов в законодательстве (правовом регулировании), исключающих или затрудняющих реализацию принимаемых (издаваемых) нормативных правовых актов;

отсутствием коллизий нормативных правовых актов;

подготовкой и принятием (изданием) пакета нормативных правовых актов, направленных на системное и комплексное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений, обеспечивающих реализацию нового нормативного правового акта, в том числе предусматривающих изменение, признание утратившими силу взаимосвязанных норм, содержащихся в различных нормативных правовых актах;

накоплением, обобщением предложений о внесении изменений в нормативный правовой акт и их систематизацией в комплексном проекте нормативного правового акта для последующего внесения его в нормотворческий орган (должностному лицу);

принятием нормотворческими органами (должностными лицами), иными субъектами нормотворческой деятельности мер по объединению положений проектов нормативных правовых актов, находящихся на одинаковой стадии подготовки, которыми предусматривается изменение одних и тех же нормативных правовых актов (их структурных элементов).

10. Принцип стабильности правового регулирования общественных отношений обеспечивается принятием нормотворческими органами (должностными лицами), иными субъектами нормотворческой деятельности мер по обеспечению надлежащего качества нормативных правовых актов, полноты и эффективности правового регулирования общественных отношений, а также по ограничению частых корректировок нормативных правовых актов.

Статья 7.
Публичное обсуждение проектов нормативных правовых актов

1. По решению Президента Республики Беларусь, иного субъекта права законодательной инициативы, нормотворческого органа (должностного лица) либо государственного органа (организации), осуществляющих подготовку проекта нормативного правового акта (далее, если не определено иное, – организатор публичного обсуждения), проект нормативного правового акта может быть вынесен на публичное (общественное или профессиональное) обсуждение в глобальной компьютерной сети Интернет на сайте «Правовой форум Беларуси», а также путем парламентских слушаний, в средствах массовой информации либо иными способами, не противоречащими законодательству. Информация о проведении публичного обсуждения проекта нормативного правового акта размещается на Национальном правовом Интернет-портале Республики Беларусь и в средствах массовой информации и (или) на информационных ресурсах, размещенных в глобальной компьютерной сети Интернет, определенных организатором публичного обсуждения, а также на официальных сайтах государственных органов (организаций) в глобальной компьютерной сети Интернет (далее – интернет-сайты).

Организатор публичного обсуждения обеспечивает рассмотрение поступивших замечаний и (или) предложений.

2. Публичному обсуждению, как правило, подлежат:

проекты законодательных актов и постановлений Совета Министров Республики Беларусь, затрагивающие права, свободы и обязанности граждан и юридических лиц и устанавливающие новые либо принципиально изменяющие существующие подходы к правовому регулированию определенной сферы общественных отношений;

проекты актов законодательства, которые могут оказать существенное влияние на условия осуществления предпринимательской деятельности;

проекты актов законодательства, не указанные в абзацах втором и третьем настоящей части, по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь либо по инициативе организатора публичного обсуждения.

Законодательными актами могут предусматриваться публичное обсуждение проектов иных нормативных правовых актов и особенности порядка его проведения.

Требования части первой настоящего пункта не распространяются на проекты нормативных правовых актов:

подготовленные в связи с заключением, исполнением, приостановлением действия или прекращением международных договоров, а также касающиеся организации внешних сношений;

регулирующие общественные отношения в области обеспечения обороны и национальной безопасности, защиты государственных секретов, военно-технического сотрудничества, экспортного контроля, лицензирования видов деятельности, связанных со специфическими товарами (работами, услугами), бюджетного, валютного законодательства;

об установлении, введении, изменении и прекращении действия республиканских налогов, сборов (пошлин) и местных налогов и сборов;

направленные на реализацию основных направлений денежно-кредитной политики;

содержащие государственные секреты, а также иную информацию, распространение и (или) предоставление которой ограничено;

срок подготовки которых по поручению Президента Республики Беларусь, Совета Министров Республики Беларусь, Администрации Президента Республики Беларусь составляет менее 15 календарных дней.

Срок публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов определяется организатором публичного обсуждения, исходя из специфики регулируемых общественных отношений, и составляет не менее 10 календарных дней.

Информация о результатах публичного обсуждения проекта нормативного правового акта и рассмотрения поступивших при этом замечаний и (или) предложений включается в обоснование необходимости принятия (издания) нормативного правового акта.

3. Порядок проведения публичного обсуждения проектов нормативных правовых актов определяется Советом Министров Республики Беларусь.

Статья 8.
Принятие (издание) нормативных правовых актов в порядке эксперимента

1. Нормотворческий орган (должностное лицо) вправе принять (издать) нормативный правовой акт в порядке эксперимента, ограничивая его действие во времени и определенной территорией и (или) по кругу лиц, либо делегировать такие полномочия иным нормотворческим органам (должностным лицам), если это не противоречит Конституции Республики Беларусь, настоящему Закону и иным законодательным актам.

2. По окончании эксперимента:

проводится анализ практики применения нормативного правового акта, принятого (изданного) в порядке эксперимента, позитивных и негативных последствий эксперимента, социальных и иных факторов, оказавших влияние на применение такого акта, произведенных расходов и полученных доходов в связи с проведением эксперимента;

осуществляется прогноз позитивных и негативных последствий, расходов и доходов, которые появятся после принятия (издания) нормативного правового акта без ограничения его действия во времени и определенной территорией и (или) по кругу лиц, обоснованный данными о социально-экономических результатах, достигнутых в ходе эксперимента.

3. На основании информации о результатах эксперимента нормотворческим органом (должностным лицом) принимается решение о целесообразности принятия (издания) нормативного правового акта без ограничения его действия во времени и определенной территорией и (или) по кругу лиц либо принимаются иные меры по совершенствованию законодательства в соответствующей сфере общественных отношений и практики правоприменения.

Статья 9.
Правопреемство в отношении принятых (изданных) нормативных правовых актов

1. Реорганизация государственного органа (изменение структуры его органов управления), передача функций по принятию (изданию) нормативных правовых актов другому государственному органу (его органу управления) (должностному лицу), упразднение или переименование государственного органа (его органа управления) (сокращение или переименование должности) не влекут автоматического прекращения действия ранее принятых (изданных) ими нормативных правовых актов, если иное не предусмотрено законодательством.

2. В случае реорганизации государственного органа (изменения структуры его органов управления) либо передачи функций по принятию (изданию) нормативных правовых актов другому государственному органу (его органу управления) (должностному лицу) к правопреемнику в пределах его компетенции вместе с правом принимать (издавать) нормативные правовые акты переходят полномочия по изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов, если иное не предусмотрено законодательством.

3. В случае упразднения государственного органа (его органа управления) (сокращения должности) или его реорганизации, при которой правопреемник не наделяется правом принимать (издавать) соответствующие нормативные правовые акты, полномочия по изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов переходят к вышестоящему либо иному уполномоченному государственному органу (организации) (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством.

4. В случае переименования государственного органа (его органа управления) или его реорганизации, которая влечет изменение наименования этого государственного органа (его органа управления) (должности), нормативные правовые акты, содержащие прежнее наименование, подлежат изменению в части переименования указанного в текстах этих актов государственного органа (его органа управления) (должности). При этом переименование государственного органа (его органа управления) (должности) в нормативных правовых актах, не оказывающее существенного влияния на практику правоприменения, может быть осуществлено при внесении в эти акты комплексных изменений. До внесения таких изменений действие нормативных правовых актов, содержащих прежнее наименование, распространяется на переименованный государственный орган (его орган управления) (должностное лицо) в полном объеме, если иное не предусмотрено законодательством.

5. В случае реорганизации государственного органа (изменения структуры его органов управления), которая влечет разделение полномочий по принятию (изданию) нормативных правовых актов, в решении о реорганизации должно предусматриваться, в каком объеме полномочия по принятию (изданию) новых нормативных правовых актов, изменению, официальному толкованию, приостановлению, возобновлению, продлению и прекращению действия ранее принятых (изданных) нормативных правовых актов переходят к другому государственному органу (его органу управления).

Статья 10.
Принятие (издание) нормативных правовых актов, направленных на реализацию международных договоров и иных международно-правовых актов

Нормативные правовые акты, направленные на реализацию международных договоров и иных международно-правовых актов, принимаются (издаются) в случаях, если исполнение международных договоров и иных международно-правовых актов невозможно без принятия (издания) соответствующих нормативных правовых актов или если из содержания международных договоров и иных международно-правовых актов следует необходимость принятия (издания) соответствующих национальных нормативных правовых актов.

Статья 11.
Исчисление сроков в нормотворческом процессе

1. Сроки в нормотворческом процессе могут определяться календарной датой или периодом времени, исчисляемым годами, полугодиями, кварталами, месяцами, неделями или днями. Срок может определяться также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено.

2. Течение срока, исчисляемого годами, полугодиями, кварталами, месяцами, неделями или днями, начинается на следующий день после календарной даты либо наступления события или совершения действия, которыми определено его начало, если иное не предусмотрено пунктами 12, 14 и 15 приложения к настоящему Закону и иными актами законодательства, и заканчивается в 24 часа последнего дня срока.

В срок, определяемый периодом времени, включаются субботы, воскресенья, а также государственные праздники и праздничные дни, объявленные нерабочими днями, если иное не предусмотрено пунктом 15 приложения к настоящему Закону и иными актами законодательства.

Если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, если иное не предусмотрено пунктами 13 и 15 приложения к настоящему Закону и иными актами законодательства.

Действие, для совершения которого установлен срок, может быть совершено до 24 часов последнего дня срока.

Если действие должно быть совершено в организации, в которой совершение таких действий по установленным правилам (графику) заканчивается ранее 24 часов, срок истекает в тот час, когда в этой организации по установленным правилам (графику) прекращается совершение соответствующих действий.

Документы, направленные нарочным (курьером), почтовым отправлением или с использованием иных средств связи до 24 часов последнего дня срока, считаются исполненными в срок.

3. Срок, определяемый календарной датой либо указанием на событие, которое должно наступить или произойти, или на действие, которое должно быть совершено, истекает соответственно в день наступления календарной даты либо события или совершения действия.

Срок, исчисляемый годами, истекает в соответствующие месяц и число последнего года срока. При этом годом, за исключением календарного года, признается любой период времени, состоящий из двенадцати следующих подряд календарных месяцев.

К сроку, исчисляемому полугодиями, применяются правила исчисления срока в месяцах. При этом полгода считается равным шести следующим подряд календарным месяцам.

Срок, исчисляемый кварталами, истекает в последний день последнего месяца срока. При этом квартал считается равным трем месяцам, отсчет кварталов ведется с начала календарного года.

Срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца срока. Если окончание срока приходится на месяц, в котором нет соответствующего числа, срок истекает в последний день этого месяца.

Срок, исчисляемый неделями, истекает в соответствующий день последней недели срока. При этом неделей признается период времени, состоящий из семи следующих подряд календарных дней, если иное не предусмотрено законодательством.

ГЛАВА 2
ВИДЫНОРМАТИВНЫХ ПРАВОВЫХ АКТОВ И ИХ ЮРИДИЧЕСКАЯ СИЛА

Статья 12.
Конституция Республики Беларусь

Конституция Республики Беларусь – Основной Закон Республики Беларусь, имеющий высшую юридическую силу и закрепляющий основополагающие принципы и нормы правового регулирования важнейших общественных отношений.

Статья 13.
Решения, принятые референдумом

1. Решение, принятое республиканским референдумом, – нормативный правовой акт, направленный на решение важнейших вопросов государственной и общественной жизни Республики Беларусь.

2. Решение, принятое местным референдумом, – нормативный правовой акт, направленный на решение вопросов, имеющих важнейшее значение для населения соответствующей административно-территориальной единицы и отнесенных к компетенции соответствующих местного Совета депутатов, исполнительного и распорядительного органа.

3. Порядок принятия решений референдумом устанавливается Конституцией Республики Беларусь и Избирательным кодексом Республики Беларусь.

Статья 14.
Законы Республики Беларусь

1. Закон – нормативный правовой акт, закрепляющий принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений.

Законы об основных направлениях внутренней и внешней политики Республики Беларусь, о военной доктрине Республики Беларусь являются программными.

Закон, принятый Палатой представителей и одобренный Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, представляется Президенту Республики Беларусь на подпись.

Законопроект, за исключением случаев, установленных Конституцией Республики Беларусь, после принятия Палатой представителей и одобрения Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь становится законом, который обретает юридическую силу после подписания Президентом Республики Беларусь, если иное не установлено Конституцией Республики Беларусь.

2. Закон может приниматься в виде кодекса, который является системообразующим нормативным правовым актом, закрепляющим принципы и нормы правового регулирования наиболее важных общественных отношений и обеспечивающим наиболее полное правовое регулирование определенной сферы общественных отношений.

Статья 15.
Нормативные правовые акты Президента Республики Беларусь

1. Президент Республики Беларусь на основе и в соответствии с Конституцией Республики Беларусь издает декреты, указы и распоряжения.

2. Декрет Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, имеющий силу закона, издаваемый в соответствии с Конституцией Республики Беларусь для правового регулирования наиболее важных общественных отношений в случаях особой необходимости (временный декрет) либо на основании делегированных Президенту Республики Беларусь Национальным собранием Республики Беларусь законодательных полномочий.

3. Указ Президента Республики Беларусь – нормативный правовой акт Главы государства, издаваемый им для реализации своих полномочий.

В целях системного решения вопросов, имеющих приоритетное политическое, социальное и экономическое значение, могут издаваться указы программного характера – директивы Президента Республики Беларусь.

Указы Президента Республики Беларусь в случаях, установленных Конституцией Республики Беларусь, вносятся на рассмотрение Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

4. Распоряжениями Президента Республики Беларусь могут устанавливаться особенности применения норм права к определенным субъектам (в том числе изменения норм права применительно к определенным субъектам), оперативно решаться вопросы распорядительного и (или) организационного характера, относящиеся к компетенции Президента Республики Беларусь.

Статья 16.
Нормативные правовые акты Совета Министров Республики Беларусь

1. Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты в форме постановлений на основе и (или) во исполнение Конституции Республики Беларусь, иных законов, актов Президента Республики Беларусь, международных договоров и иных международно-правовых актов.

Совет Министров Республики Беларусь принимает нормативные правовые акты по вопросам, которые не могут быть решены министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами самостоятельно или совместно с другими министерствами, иными республиканскими органами государственного управления, местными исполнительными и распорядительными органами.

2. При принятии Советом Министров Республики Беларусь нормативного правового акта в преамбуле, как правило, указывается, на основании и (или) во исполнение какого законодательного акта (его структурных элементов) или в целях реализации какого международного договора либо иного международно-правового акта принимается этот акт.

3. Постановле



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-03-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: