Развитие фармации в Древней Греции и Древнем Риме




ФАРМАЦИЯ АНТИЧНОСТИ

Медицина и фармация Древней Греции:

История Древней Греции насчитывает три тысячелетия и делится на пять основных периодов: 1) крито-ахейский или эгейский (конец 3-го - конец 2-го тысячелетия до н.э.); 2) предполисный (11 - 9 вв. до н.э.); 3) полисный (8 - 6 вв. до н.э.); 4) классический (5 - 4 вв. до н.э.); 5) эллинистический (30-е гг. 4 в. - 30 г. до н.э.). В каждый из указанных периодов развитие врачевания имело свои отличительные черты:

 

1) Крито-ахейский период характеризуется: а) высоким уровнем санитарного благоустройства в столицах царств на острове Крит; б) преемственностью в передаче медицинских знаний между Древним Египтом и Древней Грецией.

2) Предполисный период характеризуется: а) развитием эмпирического врачевания, лечения ран и травм; б) накоплением отдельных сведений о строении человеческого тела.

3) Полисный период характеризуется: а) зарождением древнегреческой философии (с 7-го в. до н.э.); б) становлением двух направлений врачевания - эмпирического и храмового; в) формированием первых врачебных школ.

4) Классический период характеризуется: а) становлением двух систем античной философии - материализма и идеализма; б) расцветом врачебных школ - сицилийской, книдской, кротонской, косской и др.; в) возникновением учения о соках организма; г) пониманием болезней через единство материального мира и образ жизни каждого.

5) Эллинистический период характеризуется: а) обобщением и систематизацией знаний; б) расцветом Александрийской школы; в) развитием описательной анатомии и хирургии (Александрийская врачебная школа).

 

Как и в других первых государствах древности, религия и мифологические представления населения Древней Греции играли исключительно важную роль практически во всех сферах человеческой деятельности, в том числе и лечебном деле. Политеистическая религия древних греков приписывала каждому из богов греческого пантеона определенные функции. Среди богов греческого Олимпа особое место занимал Асклепий - бог и божественный покровитель лечебного дела в Древней Греции. Кроме того, согласно мифам, все сыновья и дочери Асклепия также покровительствовали врачеванию. К примеру, Гигиея являлась богиней здоровья и дала название такой отрасли медицины, как гигиена; Панацея былабогиней лечения (терапевтического); Махаон и Полидарий ведали хирургиейи прославились как военно-полевые врачи. От имени Асклепия произошли названия лечебниц при храмах - Асклепионы, в которых греческие жрецы лечили пациентов с помощью внушений, гипноза, молитв, заклинаний, используя однако также и травы, и другие лечебные средства. Врачей-жрецов, принимавших больных в асклепионах, называли асклепиадами.

 

Однако, несмотря на влияние религии, важнейшую роль в становлении врачевания и лекарствоведения в Древней Греции суждено было сыграть греческой философии и рациональному типу мышления. Этому способствовали философские учения Демокрита, Анаксагора, Эмпедокла и пр. мудрецов Древней Греции, которые подорвали веру в божественное происхождение болезней, что и послужило важнейшим основанием окончательного отделения медицины от магии и превращения ее в науку.

Распространение в Древней Греции свободной от оккультных представлений медицины стало во многом возможным также благодаря зарождению первых медицинских школ античности (Кротонской, Книдской, Косской и т.д.) Одна из наиболее известных ранних античных медицинских школ возникла в Кротоне в VI в. до н.э. Ее глава врач-философ Алкмеон первым из греческих врачевателей производил вскрытия тел животных, разработал пневматическую систему медицины, которая впоследствии стала основой римской науки врачевания, и сделал правильный вывод, что органом мышления является мозг. Врачевателями Кротонской школы были сформулированы следующие тезисы:

1. организм есть единство противоположностей;

2. здоровый организм есть результат равновесия противоположных сил - сухого и влажного, теплого и холодного, сладкого и горького и т.п.; господство же какой-либо одной из них есть причина болезней;

3. противоположное излечивается противоположным.

 

Представители Книдской школы умели описывать симптомы, симптомокомплексы болезней. Например, они описали шум трения плевры и посредством выслушивания груди - шум «кипящего уксуса» при водянке груди. Также лекари Книдской школы ввели в медицину ряд новых средств лечения - аппликации извести, глины на грудь и голову; широко применяли чеснок, лук, мяту, хрен. В объяснениях болезней они исходили из представлений о неправильном смешивании соков тела (крови, слизи, светлой и черной желчи), называя это состояние дискразией, в противоположность кразии, состоянию здоровья.

Сицилийская врачебная школа была основана Эмпедоклом из Акраганта в 5-ом в. до н.э. Врачеватели этой школы считали сердце главным органом сознания, четыре телесных сока они отождествляли с четырьмя состояниями (горячее, холодное, влажное и сухое).

Косская школа (6-ой - 4-ый вв. до н.э.), главная медицинская школа Древней Греции, из которой вышел Гиппократ. Следуя натурфилософской традиции, врачеватели Косской школы воспринимали человека, его здоровье и болезни в тесной связи с окружающим миром, стремились поддерживать имеющиеся в его организме природные целительные силы - физис. Болезнь в их понимании представала не в качестве наказания богов, а в качестве результата влияния всей окружающей природы на человеческий организм и нарушения питания. Врачеватели Косской школы активно развивали учение о четырех телесных соках и типах людей, живущих в разных местностях, утверждали основы врачебной этики, разработали принципы наблюдения и лечения у постели больного. Впоследствии эти идеи легли в основу клинического направления в медицине.

 

Гиппократ и его вклад в развитие медицины и фармации Античности:

Древнегреческий врач Гиппократ (460 - 377 гг. до н.э.) вышел из Косской медицинской школы. Он происходил из «рода» врачевателей-асклепиадов, поэтому первым, кто стал учить Гиппократа основам медицины, был его отец - Гераклеид. Освоив достижения Косской школы и став полноправным врачевателем, Гиппократ работал в разных полисах — на острове Кос, в Афинах, в городе Ларисе (в Фессалии), где якобы и был похоронен. Гиппократ оставил после себя богатое литературное наследие - «Собрание гиппократических сочинений » («Гиппократов сборник), куда входят следующие его труды:

1. «О древней медицине » (цель и задачи врачебной деятельности),

2. «О воздухе, воде и свойствах местности » (экологические факторы

здоровья и заболеваний);

3. «О прогностике » (путь распознавания болезни);

4. «Об эпидемических заболеваниях »;

5. «О диете при острых болезнях »;

6.«О переломах костей »; «О вывихах », «О ранах головы », «О вправлении суставов » (все хирургического профиля).

Вклад Гиппократа в развитие медицины и фармации Античности:

Гиппократ разработал собственный «метод Гиппократа », заключающийся в мыслящем наблюдении у постели больного, освещении опыта разумом и проверке теории практикой. В анализе происходящих в организме процессов Гиппократ исходил из гуморальных представлений: в человеческом теле находятся четыре гуморальные жидкости - кровь, слизь, черная и желтая желчь. Количественное изменение одной из этих жидкостей в организме и влекло за собой болезнь. Требования же, предъявляемые Гиппократом к лекарственным средствам, сводились к воздействию на одну из приведенных выше жидкостей. Гиппократ считал, что если давать лекарство, действующее на слизь, то произойдет рвота слизью, действующее на желчь - желчью.

В зависимости от преобладания той или иной жидкости в организме Гиппократ различал четыре основных темперамента - сангвиники, холерики, флегматики и меланхолики. Относительно лекарств Гиппократ утверждал, что в природе ЛС даны в готовом виде и оптимальном сочетании. Лекарственные средства применялись им без смешивания. Особое внимание Гиппократ уделял лечению травами, четко определив способы и условия их хранения. Среди лекарственных средств растительного происхождения, которые он использовал, встречаются белена, бузина, гранат, дыня, зверобой, ирис, чеснок, шалфей и пр. - всего 230 растений. Из лекарственных средств животного происхождения у Гиппократа и его последователей (гиппократиков) были популярны жиры (барана, быка, гуся, утки, рыбий жир). Для наружного применения гиппократики использовали металлы и драгоценные камни.

Все причины болезней Гиппократ делил на внешние (влияние времен года, климата, воздуха, воды, питания) и внутренние (возраст, пол, темперамент, привычки, наследственность и др.). Для Гиппократа было характерно динамическое представление болезней, он развивал учение о стадиях болезни, сущность которых сводилась к нарушению равновесия влаг тела, к сырости, сварению, извержению влаг.

Принципы терапии Гиппократа:

1) приносить пользу и не вредить;

2) противоположное лечить противоположным;

3) помогать природе избавить человека от болезни и согласовывать свои действия с ней;

4) соблюдать осторожность, щадить силы больного, не менять внезапно лекарство, применять более активные средства лечения только тогда, когда менее активные не оказывают действия.

В общей терапии Гиппократ широко применял два метода: диетический (ячменный отвар, смесь меда с водой или уксусом, вино, молоко, ванны, физические упражнения, припарки) и фармацевтический - употребление опорожняющих средств (кровопускания, банки, рвотные, слабительные, мочегонные).

Гиппократ внес значительный вклад в формирование основ врачебной этики. В частности, ему приписывается авторство знаменитой клятвы Гиппократа, содержащей основные моральные нормы поведения врача по отношению к больному и коллегам. Согласно тексту клятвы, врач был обязан служить пациентам всеми своими знаниями и умениями, держать в тайне все известные ему о пациентах сведения, не злоупотреблять своим служебным положением ради того, чтобы «соблазнять женщин или мужчин».

 

Подводя итоги примерно тысячелетнему развитию древнегреческой медицины и фармации, следует отметить, что именно древние греки:

1) сохранили и приумножили наиболее детальную и точную лексику для выражения медицинской и фармацевтической терминологии;

2) в период античной архаики дополнили мифологические представления о причинах болезни и путях исцеления рациональными соображениями о внешней и внутренней природе заболеваний и путях борьбы с ними;

3) в период античной классики фактически отделили технику медицинских воздействий от слепой веры в демонов и богов;

4) развивали институт светских врачей, независимых от религии и церкви;

5) разработали и усовершенствовали широкий ассортимент врачебных средств (психотерапию, хирургию, физиотерапию);

6) подчеркнули относительную самостоятельность фармации, обеспечивающей врачей лекарственными препаратами из специально отобранного и обработанного сырья;

7) ввели актуальные с тех пор символы медицины (посох, чаша со змеей);

8) повсеместно создавали школы для подготовки врачей;

9) сформулировали свод этических норм деятельности медиков (клятва Гиппократа и ее современные варианты).

 

Медицина и фармация в Древнем Риме:

История Древнего Рима - завершающей стадии Античности - делится на три периода:

 

1) Царский (VIII - V вв. до н.э.);

2) Республиканский (V - I вв. до н.э.);

3) Имперский (27й г. до н.э. - 476 г. н.э.).

 

В царский период истории Древнего Рима в римском государстве не было врачей-профессионалов, применением средств народной медицины (капусты, меда, уксуса), занимались жрецы. Но уже тогда римляне сооружали санитарно-гигиенические сооружения - акведуки, клоаки (канализации), термы (бани). В банях не только мылись, но и проводили лечение больных средствами физиотерапии - ваннами, душем, массажем, физическими упражнениями и т.д. Санитарное законодательство Рима входило в так называемый древнеримский свод законов «Законы двенадцати таблиц » (451 - 450 гг. до н.э.). В частности, в них содержались: 1. запрет на захоронения умерших внутри города; 2. указания по благоустройству кладбищ; 3. предписание использовать для питья ключевую воду с Сабинских гор; 4. запрет на передачу чаши по кругу и т.д.

Лишь во времена Римской республики (III - начало II вв.) в государстве римлян стали появляться первые врачи-профессионалы из Греции, Египта, Малой Азии, преимущественно врачи-рабы. В дальнейшем по мере роста потребности в медицинской помощи авторитет древнеримских медиков стал расти и они стали все больше цениться. В процессе возрастания численности врачей в Риме стала развиваться их специализация: так появились римские хирурги, врачи-кожники, глазные врачи и пр. Законы регламентировали их деятельность, устанавливали перечень обязанностей и льгот для врачевателей, уровень оплаты их труда и т.д.

Особенно четким был порядок оказания врачебной помощи в римской армии. В каждом легионе и в каждой когорте работали врачи и их помощники. Каждый воин был обязан знать приемы первой медицинской помощи, иметь при себе перевязочный материал. В армии существовали лечебницы для раненых и заболевших - валетудинарии. Были приняты четкие нормы в отношении количества необходимых медиков: на 1 легион приходилось 3 - 4 депутата (разыскивали раненых на поле боя и свозили их в валетудинарий); 1 врач-хирург и 1 инструментарий, который заведовал инструментами, лекарствами, перевязочным материалом.

Государственных (гражданских) больниц в Древнем Риме еще не было: врачи посещали больных и больные приходили к ним на дом. Врачи Древнего Рима одновременно выполняли и функции фармацевтов. Однако со временем в Риме постепенно начинают появляться первые признаки выделения фармации в самостоятельную отрасль медицины. В те времена при больницах уже устраивались отдельные помещения, где хранились и изготавливались различные медикаменты. Впервые именно в Древнем Риме слово «фармацевты » стало использоваться для обозначения лиц, занятых лечением больных и приготовлением лекарств.

Наряду с военной медициной в период Империи развивалось медицинское дело в городах и провинциях, где государственные власти стали учреждать оплачиваемые должности врачей - архиатров. При дворе императора служили придворные архиатры, в провинциях - провинциальные, в городах - народные архиатры. Архиатры объединялись в коллегии и находились под контролем местных властей и центрального правительства. Архиатры работали при объединениях ремесленников, в банях, театрах, цирках. Они имели постоянное жалование, но могли и заниматься и частной практикой.

 

Лекарственные средства Древнего Рима:

Развитие лекарствоведения в Древнем Pиме преемственно связано с древнегреческой фармацией. В I веке н. э. древнеримский врач Диоскорид Педаний в сочинении «О лекарственных средствах » («О врачебной материи») систематически описал все известные к этому времени лекарства растительного, животного (минерального) происхождения, сгруппировал свыше 400 растений по морфологическому признаку.

В 1 веке н.э. в Риме появились энциклопедические труды Авла Корнелия Цельса и Плиния Старшего, в которых имелись сведения по медицине, в том числе данные о приготовлении лекарств. Капитальное сочинение Цельса (конец 1 века до н.э. — первая половина I века н.э.) — трактат «О медицине ». Пятая книга этого многотомного труда Цельса по большей части посвящена фармакологии. В ней подробно трактуются род, действие, способы приготовления и способы назначения лекарств от различных недугов. Современник Цельса, Плиний Старший оставил после себя еще более впечатляющий труд — «Естественную историю » в 37 книгах. В его «Естественной истории» непосредственно медицине и фармации посвящены книги с 12 по 32. Тут дан огромный гербарий всех известных римлянам растений, рассказано о лекарствах растительного происхождения (20–27 части), о препаратах животного происхождения (28–32). Однако его трактат по сравнению с сочинениями Цельса гораздо ближе к народной медицине римской эпохи. Кроме рациональных врачебных средств, «Естественная история» вобрала в себя множество суеверий, магических приемов и отразила недоверие значительной части римского общества к профессиональной медицине.

Долгое время в Древнем Риме лекарства применялись почти исключительно в виде сырых или подвергнутых относительно примитивной обработке продуктов. Их совокупность называлась материа медика. В натуральном виде использовались, например, кровь собаки, гиены, козленка, клопы, паутина. Применялись средства растительного, животного и минерального происхождения в виде твердых, жидких, мягких и газообразных лекарственных форм.

Твердые лекарственные формы. В форме порошков для внутреннего применения и присыпок применялся пепел, получаемый при сожжении животных, птиц, моллюсков. Плиний описывал присыпку при ожогах, представляющую собой сожженный и растертый магнезийский камень («камень, притягивающий железо»). В состав присыпки для уничтожения дикого мяса входили медная окалина, ладан и медная ржавчина.

Жидкие лекарственные формы. В качестве жидких лекарственных форм использовались растворы, взвеси, соки и отвары растений, смесь масла, воды, мёда и других веществ. Уксусо-мёд получали растворением двух киафов (0,09 л) мёда в секстарии (0,547 л) уксуса, талассомель готовили смешиванием равных количеств морской и дождевой воды и мёда, применяли в качестве мягкого слабительного. Отвары из растительного сырья готовились на воде, вине, уксусе. Использовались соки, выжатые из растений.

Мягкие лекарственные формы. Для наружного применения использовались припарки, мази, пластыри, компрессы, ароматические лепешки, суппозитории, для внутреннего - пастилки, пилюли, кашки. Компрессы предназначались для неповрежденной кожи и изготовлялись главным образом из ароматических растений. В состав пластырей и ароматических лепешек входили также некоторые металлы. Способ приготовления пластырей заключается в том, что сухие компоненты растирали и смешивали, по каплям прибавляли уксус или другую нежирную жидкость и вновь растирали, добавляли масло или масляный отвар, перемешивали.

Цельс приводит состав вагинальных суппозиториев при воспалении матки, в состав которых входят шафран, восковая мазь, коровье масло, гусиное сало, сваренные яичные желтки и розовое масло.

Для приготовления пилюль использовали алоэ, соки растений, воск, трагакант.

Кашки, в состав которых входили ладан, белый перец, корица, черная дикая корица, шафран, мирра, индийский нард, применялись в качестве противоядия.

Ингаляции через трубку применялись путем нагревания стиракса сандарака и других смолистых веществ на раскалённом угле или выпаривания смеси смол с водой.

Современные историки считают, что в Древнем Риме приготовление лекарств и парфюмерных средств наряду с другими важнейшими областями ремесленной, химической техники (металлургия, стеклоделие, изготовление керамики, получение красителей) явилось первой и весьма важной в историческом отношении ступенью в возникновении и развитии научных и химических знаний.

 

Клавдий Гален (131 - 201 гг. н.э.):

Важнейшей фигурой в истории медицины и фармации поздней Античности был выдающийся римский врач и естествоиспытатель Клавдий Гален. С именем Галена связывают несколько десятков трактатов на самые разные медицинские темы: по анатомии и физиологии, гигиене и диетике, патологии и прочих.

В своих практиках Гален придерживался следующих принципов: лечить «подобное подобным», «противоположное противоположным», помогать природе. В соответствии с этими воззрениями им применялись лекарственные средства, которые делились на три класса:

1) простые, действующие элементарными качествами холода, теплоты, влажности, сухости, в зависимости от степени их преобладания;

2) сложные, действующие в зависимости от различного сочетания и побочных свойств (горькие, сладкие, кислые и т.п.);

3) специфические, действующие составом (опорожняющие).

Гален оспаривал взгляды последователей Гиппократа, утверждавших, что в природе лекарства даны в готовом виде, оптимальном состоянии и сочетании. Он выдвинул тезис, что в лекарствах есть полезные вещества, которыми надо пользоваться и вредные, которые нужно отбрасывать, т.е. впервые ввел понятие о действующих веществах, установив при этом определенные весовые соотношения при приготовлении настоек, экстрактов, отваров из листьев, корней, цветов и других частей лекарственных растений, которые лишь спустя 13 веков при Парацельсе стали называться «Медикамента галеника». В фармацию им были введены вина, уксусомеды, сиропы.

Гален описал в своих трудах приготовление порошков, пилюль, ароматических лепешек, мыл, мазей, пластырей, териаков (универсальных противоядий), присыпок, растворов, отваров, уксусомедов (мед растворяли в уксусе), талласомель (смешение равных количеств морской, дождевой воды и меда). Гален имел аптеку в Риме, где сам готовил лекарства для больных, в том числе косметические средства, зубные порошки, помады, краски для волос. Обязанностью Галена было также приготовление императорского териака.

Гален делил лекарственный эффект на такие разновидности, как актуальный (немедленный) и потенциальный (замедленный, постепенный). Например, огонь и перец сходны в том, что они горячат, но первый действует так сразу и резко, а второй — исподволь.

Лекарства галенова ассортимента делятся по степени своего воздействия на организм. Одни еле заметны в этом отношении; другие — ясно заметны; третьи относятся к сильнодействующим; а четвертые — уже вредные, поскольку разрушают организм в каком-то отношении. Искусство лекарственной терапии, по Галену, состоит в умении улавливать тонкие различия в действии препаратов, назначая их в зависимости от реального состояния организма.

 

 

Терапевтические представления Галена: он был уверен, что «не может быть расстройства функции без патологических изменений в части тела, которой это страдание касается». Главной задачей врача с точки зрения изложенной теории является установить, достаточно ли у организма пациента «жизненной силы» (physis, понятие гиппократиков) для самостоятельного выравнивания нарушений заболевших функций, или же этой силы не хватает и требуется врачебное вмешательство. В этом последнем случае врачебные назначения проистекают из распознанных причин болезни. В медицинском идеале врач предупреждает болезнь, воздействуя своими назначениями на распознанные при диагностике предпосылки расстройства. Поэтому на ранних стадиях заболевания Гален рекомендовал коллегам не вмешиваться своими лекарствами в работу организма, реагирующего на сбои в своей работе. Если же организм не справился сам и явное расстройство какой-то из его функций уже наступило, то необходимо активное вмешательство врача с его лекарствами и целебными процедурами. Врачебные показания зависят от явных симптомов болезни.

Профессиональный долг врача, согласно учению Галена, стоит в том, чтобы вовремя поддержать «жизненную силу» организма в ее закономерном стремлении к самоисцелению. Повторяя в этой установке Гиппократа, римский доктор стремился уточнить соответствующий механизм совместной борьбы с болезнью организма пациента и его врача. По мнению Галена, «physis» складывается из суммы тех сил, которыми регулируются различные функции здорового организма. Врач своими назначениями должен поощрить их все, в первую очередь так называемую «выделяющую силу», которая в условиях заболевания способствует очищению организма от вредоносных начал. Кроме этой силы, на борьбу с болезнью задействуются также «выделяющая» и «сдерживающая» силы. Искусство врача в том и состоит, чтобы использовать надлежащую силу надлежащим образом.

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: