Формы и методы организации работы по теме




 

В процессе трудового обучения применяются разнообразные методы и формы обучения. Выбор их, прежде всего, зависит от характера учебного материала и учебных задач. [9]

Использование определенных форм и методов, во время изучения темы «Ниточный дизайн», обусловлено особенностями уроков труда в целом. То есть уроки труда имеют больше практическую направленность, а не теоретическую. И поэтому основные методы, которые следует использовать при изучении этой темы это демонстрация трудовых приемов и натуральных объектов труда, направленная на формирование умений и навыков у учащихся. При этом демонстрация трудовых действий органически сочетается с объяснением или рассказом. Также к главным методам следует отнести упражнения по выполнению заданий и методы творческой работы.

Чтобы достичь поставленных целей на уроке необходимо умелое сочетание различных методов, которые уместно применить на определенных этапах урока.

При изложении нового материала используются такие методы обучения, как объяснение, беседа и рассказ, демонстрация трудовых приемов. И здесь многое зависит от целесообразного сочетания этих методов. Так беседа в большей мере активизирует учащихся, чем объяснение или рассказ. Поэтому педагогу следует ориентироваться в ситуации, и в случаях, когда в процессе изложения нового материала можно опереться на некоторые знания и умения учащихся, то демонстрацию трудовых приемов следует сочетать с беседой.

В практической части урока логичнее использовать методы упражнений, самостоятельной работы учащихся, проблемные и эвристические методы, педагогу не следует забывать о методах контроля. Использование методов на этом этапе урока зависит в большей степени от способностей учащихся. Если в классе есть явное деление детей на «сильных» и «слабых», то применять методы следует исходя из индивидуального подхода к способностям детей. С более слабыми учащимися следует использовать методы по выполнению простых упражнений, механического повторения и закрепления приемов труда, с более сильными можно использовать проблемные ситуации, самостоятельную работу.

Для заключительной части урока характерно применение таких методов обучения, как беседа, объяснение, анализ и демонстрация ученических работ, проверка и закрепление знаний, умений и навыков.

Изучение данной темы «Ниточный дизайн» предполагает знакомство учащихся с новыми знаниями и умениями в работе с этой техникой, выполнением практической и творческой работы. Основными целями изучения этой темы являются - формирование понятий и знаний о творчестве других народов, обучение основным приемам работы в изонити. Побудить учащихся к творчеству в доступной для них форме, формирование умения использовать знания в самостоятельном творческом процессе, развитие способностей к плоскостному моделированию, воспитание эстетического вкуса, бережного отношения к материалу и уважительного отношения к физическому труду.

Так как при изучении всей темы предполагается использование различных видов деятельности учащихся (усвоение новых знаний, повторение, творческая, самостоятельная деятельность) и соответственно различных форм работы с ними на уроках, достижения поставленных целей, то и используемые методы будут зависеть от всех перечисленных факторов.

Первые три занятия по изучению темы «Ниточный дизайн» ознакомительные. Во время этих занятий учащиеся осваивают новые знания, приемы работы в ниточном дизайне. Их практическая деятельность в основном носит механическо-дублирующий характер действий. Поэтому на этих уроках целесообразно применять методы обучения: объяснение с показом наглядных пособий, натуральных образцов, беседу, демонстрацию трудовых приемов. Использование этих методов будет способствовать реализации таких целей как - формирование понятий и знаний о творчестве других народов, обучение основным приемам работы в изонити. Для повышения заинтересованности и активизации внимания учащихся, также можно использовать методы показа презентаций, диафильмов. Не следует забывать об индивидуальном подходе к способностям и возможностям учащихся на практической части урока, и во время выполнения упражнений можно использовать проблемные методы. Использование проблемных методов будет направлено на выполнение целей урока - активизации учащихся к творчеству в доступной для них форме, развитие способностей самостоятельно решать задачи.

Занятия, которые предполагают творческую и самостоятельную работу (два последних урока), требуют использование иных дидактических методов и приемов. Применение на таких уроках объяснительно-иллюстративных методов не дают ожидаемых результатов, так как не отвечают задачам и целям этих уроков. На уроках по моделированию и выполнению творческих работ можно применять беседу, проблемный метод, метод самостоятельной работы и контроль, метод проектов. В метод проектов входит не только самостоятельная работа над поставленной задачей, но и защита своей работы, ее презентация.

Методы обучения и различные их комбинации применяются в сочетании с определенными формами организации работы учащихся. В настоящее время на уроках труда установились три основные формы организации работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.

При планировании учебного процесса, необходимо решить, когда и как целесообразно применять ту или иную форму организации занятий. И зависит это от вида и сложности изделия, подготовленности учащихся, их индивидуальных способностей, задач обучения и воспитания, которые необходимо достигнуть на отдельном уроке и при изучении темы в целом.

Интерес учащихся значительно снижается, если практическое задание не имеет согласованности с их знаниями, умениями и физическими возможностями. Как уже оговаривалось ранее, техника изонить проста и доступна детям любого возраста. Для того чтобы дети средней и старшей группы не утратили интереса к работе с этой техникой, необходимо использовать работу с усложняющими элементами, и больше опираться на творческую, самостоятельную работу. Соответственно на этапах такой работы с детьми лучше использовать индивидуальную или групповую (2 человека не более) формы работы. На организационных и заключительных этапах уроков логичнее использовать фронтальную организацию работы.

В процессе изучения темы «Ниточный дизайн» учащиеся совершенствуют координацию движений и мелкую моторику рук. И поэтому особое внимание следует уделять организации ручных рабочих мест.

Кабинет должен быть рационально разделен на зоны предполагающие различный труд: ручной и механизированный (машинный.). Зона ручного труда предполагает на наличие одного большого или двух рабочих столов, площадь которых рассчитана на одновременное обучение одной группы учащихся - 12-15 человек. Поверхность столов должна быть гладкой, без искривления и зазубрин. Стулья должны быть с регулируемой высотой сиденья.

Организация ручных рабочих мест учащихся должна быть выполнена в соответствии гигиеническими, эксплуатационными и эстетическими требованиями, и способствовать эффективности занятий. Для учащихся под организацией личного рабочего места понимаются следующие требования:

все необходимое для работы должно находиться под рукой, так чтобы сразу можно было найти нужный предмет, материал;

инструменты, которые используют чаще - кладут ближе, которые используются реже - дальше;

инструменты размещают так, чтобы их было удобно брать соответствующей рукой. Для правшей шкатулка с инструментами личного пользования располагается справа, для левшей слева.

Легкие предметы следует класть выше тяжелых.

При выполнении ручных работ учащиеся должны соблюдать правила техники безопасности:

. Работница должна находиться в рабочей одежде, волосы убраны под косынку. На ногах обязательно должна быть сменная обувь: тапочки на прорезиненной подошве, с фиксированной пяткой.

. Рабочее место должно содержаться в чистоте, производственный мусор сбрасывается в урну.

. Все инструменты личного пользования должны находиться в шкатулке.

. Ручные иглы и булавки должны находиться в подушечке.

. В одежду иглы вкалывать нельзя.

. Ножницы передавать закрытыми, кольцами вперед.

. По окончании работы убрать рабочее место.

Соблюдение учащимися требований организации рабочего места и техники безопасность способствует воспитанию организованности, культуры труда, бережного отношения к инструменту и другим материальным ценностям.

Научная организация труда на рабочем месте основывается на правильном режиме труда и отдыха, обеспечивающем поддержание высокой работоспособности и здоровья учащегося. На работоспособность оказывают влияния такие факторы как: режим дня, освещение, температура воздуха, шумовые эффекты, цветовое оформление кабинета, рациональное расположение рабочих мест, и т.д.

Говоря о факторах внешней среды, влияющих на работоспособность учащихся, необходимо уделить должное внимание воздушной среде кабинета, то есть чистота воздуха, температура, влажность, имеют значение для создания здоровых условий труда. Учебные кабинеты, мастерские следует систематически проветривать, так как выполнение даже таких простых работ как работа с бумагой и нитками (изонить) имеет место запылённость воздуха. Температурой воздуха - зимой 16-18С0, летом не более 20 С0. Такая температура наиболее благоприятна для работы.

Освещение не только имеет важное гигиеническое значение, и оказывает серьезное влияние на производительность труда. Так как техника изонить предполагает в основном ручную мелкую работу, то при не хватке освещения учащиеся будут быстро уставать (зрение) и терять интерес к выполнению заданий. Поэтому освещение должно быть равномерным и соответствовать установленным нормам (ГОСТ 3825-17). [8, с..173]

Полы должны быть теплыми, удобными для уборки, стены иметь гладкую поверхность, окрашены в светлые тона, а потолки в белый цвет (повышает освещенность помещения). Цвет для окраски стен, инвентаря следует подбирать исходя из требований эргономики и технической эстетики.

Цветовое оформление учебных кабинетов является важнейшим элементом эстетики интерьера. Цвета обладают свойствами: белый цвет отражает - 75% лучей, светло-кремовый - 70%, светло-желтый - 45%, серый - 35%, темно коричневый 15%. Это следует учитывать при окраске кабинетов. На органы зрения и нервную систему человека отрицательное, возбуждающее действие оказывает ярко красный цвет, угнетающе на физическую деятельность оказывают фиолетовые и пурпурные цвета, благоприятное влияние оказывают - зеленый, голубовато-зеленый, светло оранжевый, желтый цвета. [8, с. 173]

В хорошо оборудованной и со вкусом оформленной мастерской складываются благоприятные условия для воспитания культуры труда и эстетического воспитания подростков.

 

План - конспект урока по теме «Ознакомление с техникой изонить. Выполнение приема заполнения угла»

 

Урок является основной формой организации учебной работы в школе.

Важная особенность урока труда заключается в том, что он посвящен производительному труду учащихся.

Содержание темы «Ниточный дизайн» имеет наибольшую воспитательную и развивающую ценность для учащихся. Так как основой темы «Ниточный дизайн» является производительный труд, а, как известно любой труд в себе несет воспитательный и развивающий потенциал.

Изготовление своими руками красивых и нужных предметов вызывает повышенный интерес к работе и приносит удовлетворение результатами труда, возбуждает желание к последующей деятельности.

Уже с первых уроков учащиеся имеют возможность выполнять небольшие и главное законченные работы. Например, на разработанном уроке дети кроме выполнения основного приема «прошивание угла» могут самостоятельно составить и выполнить простую композицию из предложенного приема. Это может быть рыбка или птичка на открытке, разноцветно вышитый элемент: звезда, квадрат или треугольник на закладке для книг. Все зависит от возможностей ребенка. Ограниченные рамки урока, возможно, не позволят всем учащимся окончить свои работы. Но многие из них уже уйдут с идеями, которые смогут закончить дома. То есть уже с самого начала дети могут творить и это повышает их заинтересованность и уверенность в своих силах.

Считаю, что разработанный урок позволяет достигнуть поставленных целей. Так как урок не перегружен теоретическими сведениями - это позволит учащимся в полном объеме усвоить учебный материал и начать применять его практически. В следствии разнообразная деятельность учащихся на уроке предполагает использование различных методов обучения и таким образом достигается реализация поставленных цели урока.

Тема «Ниточный дизайн», как и каждый урок этой темы в отдельности, отвечает профориентационной направленности. Так эта тема закладывает понятия и представления у детей о творческих профессиях, таких как художник-оформитель, дизайнер, модельер и т.д.

План - конспект урока:

Тема урока: «Ознакомление с техникой изонить. Выполнение приема заполнения угла».

Тип урока: Урок по формированию умений и навыков.

Цели урока:

Образовательные - формирование умений и навыков по выполнению приема прошивания угла, освоение техники изонить. Формирование интереса к декоративно-прикладному искусству.

Развивающие - развитие мелкой моторики рук, глазомера, образного мышления, внимания, формирование эстетического и художественного вкуса. Совершенствование навыков работы с иглой и нитью.

Воспитательные - воспитание трудолюбия, аккуратности, усидчивости, умения довести начатое дело до конца, взаимопомощи при выполнении работы, бережного отношения к используемым материалам, привитие основ культуры труда.

МТО:

. Инструменты личного пользования: игла, игольница, линейка, карандаш, ножницы, цветные нитки (мулине, ирис, х/б), клей ПВА, скотч.

2. Наглядные пособия: алгоритм выполнения приема прошивания угла, готовый образец «заполнения угла», панно, выполненные с использованием приема заполнения угла, карточки-контроля, карточки-задания, карточка - дефектов, плакат «Виды углов и способы их заполнения», инструкция по технике безопасности.

Ход урока

1. Организационный момент (1 -2 мин.):

1.1. Приветствие

. Определение отсутствующих.

. Проверка готовности учащихся и кабинета к уроку.

2. Вводный инструктаж (15 - 20 мин.):

2.1. Сообщение темы и цели урока.

. Актуализация знаний учащихся по теме урока:

Вопросы:

Давайте вспомним, что такое техника «Изонить»? Изонить - изображение нитью - так называется этот вид деятельности. Нитяная графика, или изонить, - это графический рисунок, выполненный нитями, натянутыми в определённом порядке на твёрдом фоне.

Какие необходимы инструменты для выполнения приемов в технике «Изонить»? - Ножницы, игла, линейка, циркуль, шило.

2.3. Формирование умений и навыков по теме урока:

- Сегодня на уроке мы будем осваивать один из главных приемов работы в технике изонить - «заполнение угла». А после вы сможете выполнить самостоятельно панно с применением данного приема.

. Продемонстрировать образцы, выполненные в технике изонить.

На доске мы видим образцы панно (ПРИЛОЖЕНИЕ И, К). Нам встретилось новое интересное слово: панно. Что же оно означает?

В толковом словаре русского языка Ожегова говориться: слово панно - французского происхождения, означает: [8]

. Поверхность на стене, потолке, обрамлённая орнаментом, гладкая или с живописными скульптурными изображениями.

. Картина или рельеф, украшающие какой-нибудь участок стены, потолка.

Обращаем внимание на правописание - удвоенную букву «Н».

Итак, посмотрите, какие красивые панно-картины на доске. Давайте вместе внимательно рассмотрим образцы.

Обратите внимание, из каких геометрических фигур состоит узор? Правильно из угла.

А какие виды углов вы мне можете назвать? Прямой, острый, тупой.

Обратите внимание, что панно выполнены только с применением приема прошивания угла, то есть, комбинируя угол в геометрические фигуры (квадрат, треугольник, ромб и т.д.), сочетая различные виды углов, используя разницу длин сторон, мы можем с вами получить удивительные узоры.

А сейчас давайте рассмотрим заполнение простого угла с прошиванием боковых сторон и без прошивания боковых сторон.

2.4. Познакомить учащихся с последовательностью выполнения приема заполнения угла.

1. Подготовка картона требуемого размера, формы и цвета.

. Вычерчивание угла с равными сторонами на изнаночной стороне картона.

. Нанесение точек. Каждую сторону угла необходимо разбить на равные отрезки. Количество отрезков на сторонах угла должно быть равно. Стороны угла можно чертить разной длины, но и здесь мы должны быть внимательны и делить обе стороны угла на равное количество отрезков. И расстояние между точками на каждой из сторон в отдельности должно быть одинаковым.

. Нумерация точек. Для того чтобы легче сориентироваться, куда направлять иглу на первом этапе работы точки пронумеруем. При дальнейшей работе с этим приемом точки можно не нумеровать. Итак: Вершина угла - точка 1, первая точка от точки 1 на нижней стороне угла - точка 2, затем 3 и т.д. На верхней стороне угла крайняя точка - точка 1, потом 2, 3, 4 и т.д.

. Прокалывание точек.

. Подбор цвета ниток. Необходимо цвет ниток выбирать контрастного цвета, чтобы рисунок лучше выделялся на основе.

. Вышивание по точкам. С изнаночной стороны игла вводится в точку 1 на верхней стороне угла, нить протягивается до упора. Затем определяем отверстие на нижней стороне угла, это точка 1 (вершина) и игла опускается в эту точку. На лицевой стороне угла получился длинный стежок между точками 1-1. Далее по изнаночной стороне делается короткий стежок между точками 1-2 на нижней стороне угла. Вышли на лицевую сторону. По лицевой стороне делаем длинный стежок между точками 2-2 на разных сторонах угла. Далее на изнаночной стороне короткий стежок между точками 2-3 на верхней стороне угла и т.д. [4, с. 10]

. Оформление изнаночной стороны (заклеивание белой бумагой.)

Сейчас вы самостоятельно выполните этот прием, кто справится с заданием, предлагаю попробовать выполнить угол с разной длиной сторон или составьте простую композицию из углов, имеющих общую сторону: квадрат, четырех конечная звезда и т.д. Работа будет оцениваться более высокой оценкой.

Но перед началом работы давайте рассмотрим, с какими дефектами вы можете встретиться, и познакомимся с приёмами самоконтроля.

. Объяснить правила самоконтроля, рассмотреть причины возникновения дефектов.

Перед прокалыванием отверстий убедитесь, что на обеих сторонах угла одинаковое количество точек, например по 5, потому что если количество будет разное, то переплетение не получится должным образом, и останутся лишние дырочки в картоне.

Визуально проверьте расстояние между отверстиями оно должно быть одинаковым. Иначе переплетение получится не равномерным, с разным расстоянием между нитями.

При выполнении задания будьте внимательны и контролируйте качество натяжения нити. Натяжение должно быть равномерным. Оно не должно быть очень сильным, чтобы не прорвались отверстия в картоне, и чтобы картон не изгибался под натяжением нити. И не должно быть очень слабым, чтобы нить не провисала.

Будьте внимательны следите, чтобы нить на изнанке не путалась и не образовывала узелки. Следите за переплетением: на изнаночной стороне располагаются только короткие стежки между соседними точками строго по сторонам угла; а на лицевой стороне длинные стежки между точками с одинаковыми номерами на разных сторонах угла.

Если что-то не будет получаться, не забывайте про карточки - контроля и карточки дефектов, которые стоят у вас на столах.

. Рассмотреть вопросы ТБ.

Прежде чем приступать к любой работе мы должны вспомнить правила техники безопасности. С какими инструментами мы сегодня будем работать? С иглой, ножницами. Давайте вместе перечислим элементы ТБ.

. Обобщение и систематизация знаний учащихся по материалу вводного инструктажа.

Итак, правила ТБ мы повторили, теперь можно приступать к практической части нашего урока.

Напомните мне, пожалуйста, с чего мы начинаем работу? Что мы делаем потом?

Правильно сначала выполняем прошивание простого угла, затем кто справляется, выполняет несколько его вариантов, или кто уверен в своих силах, попробуйте составить простую композицию из угла: квадрат, звезду, треугольник.

Не забывайте про наглядный материал на доске: алгоритм выполнения прошивания угла, плакат «Виды углов», если что-то забыли, подходите и вспоминайте.

3. Текущий инструктаж (15 - 18 мин.):

3.1. Учащихся выполняют упражнение.

. Проверить организацию рабочего места.

. Контролировать правильность и качество выполнения трудовых приемов.

. Проверять соблюдение ТБ.

. При необходимости провести индивидуальный инструктаж.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: