ОРГАННЫЙ ЗАЛ КРАСНОЯРСКОЙ ФИЛАРМОНИИ




 

20 сентября 1982 года произошло знаменательное событие в культурной жизни Сибири – открылся Зал органной и камерной музыки Красноярской филармонии. В первом концерте приняли участие солист Красноярского государственного театра оперы и балета, народный артист России Владимир Ефимов (баритон) и камерный состав симфонического оркестра Красноярской филармонии под управлением народного артиста России Ивана Шпиллера. Через год на сцене зала появился концертный орган, построенный фирмой «Rieger-Kloss» (ЧССР, г.Крнов) - 16 декабря 1983 года его представил публике прославленный отечественный органист, народный артист России Гарри Гродберг. До сего времени инструмент в Органном зале остается единственным духовым органом в Красноярском крае. Здание зала выполнено в псевдоготическом стиле, является памятником архитектуры и имеет вековую историю.

Красноярский католический приход Преображения Господня был учрежден 1 августа 1836 года по распоряжению администратора Могилевской архиепархии № 2016. В 1855 году Томская духовная консистория дала разрешение на постройку «здания для помещения римско-католической церкви» на Благовещенской улице в Красноярске. Первый католический храм в Красноярске был построен уже через два года, в 1857 г. Строение было деревянным, снаружи оштукатурено и выбелено известью, а изнутри выкрашено белой краской.На хорах была установлена фисгармония «Меллодикон». К концу XIX в. здание храма значительно обветшало, и в 1897 г. специальная комиссия признала, что лучше строить новое каменное здание, чем ремонтировать старое деревянное.

В декабре 1902 г. губернское строительное отделение утвердило проект строительства каменной церквина новом месте - в Батальонном переулке города (ныне улица Декабристов). Сбор средств был начат в 1904 г. и проходил по всей Енисейской губернии, а также в западных районах страны. 4 июля 1908 годабыл утвержден проект храма, выполненный красноярским архитектором польского происхождения Владимиром Соколовским, 20 июля 1908 года совершена закладка здания.

Размеры церкви, рассчитанной на тысячу человек, составляли «в длину около 13 саженей, в ширину от 6 до 8 саженей». На церковном дворе было сооружено большое деревянное здание, предназначавшееся для квартир священнослужителей, приходской школы, канцелярии и других служб. К 1910 г. здание в целом было построено, в 1911 г. завершена отделка.

В 1922 г. здание католического храма было национализировано, однако позже его отдали в аренду католической общине Красноярска. В 1936 г. договор об аренде был расторгнут, после чего в здании поочередно располагались склад, радиокомитет, студия звукозаписи, кинокомплекс, пока оно не пришло в окончательный упадок.

В рамках движения «Превратим Сибирь в край высокой культуры!»в 1979—1980 г.г. на останках здания католического храма было начато строительство Органного зала.

Вот как описывает процесс создания зала главный архитектор проекта реставрации и реконструкции здания Эдуард Михайлович Панов: «Костел был разрушен в 1929-1930 г.г. Разрушен при жизни его создателя – замечательного красноярского архитектора В.А.Соколовского (он умер в 1959 году). Представляю, каково было ему – католику (очевидно) и автору – видеть совершаемый на его глазах вандализм. Были обрушены обе башни-звонницы, с вершины щипца скинута фигура Христа; орган с хоров выброшен на улицу. Мой тесть Быстров И. И., заведовавший в ту пору железнодорожным клубом имени К.Либкнехта, вспоминал, как он нашел несколько валявшихся в снегу труб, которые использовались самодеятельным театром для производства шумовых эффектов при постановке пролетарских спектаклей. Внутреннее пространство костела совершенно варварски было изуродовано устройством трех этажей с тесными клетушками кабинетов, для которых в готических фасадах, не считаясь с их архитектурно-тектонической структурой, прорубались новые оконные проемы. Поначалу в изуродованном здании расположился радиокомитет, позже – кинокомплекс краевого телевидения.

В таком практически руинированном состоянии памятник архитектуры простоял до конца 1979 – начала 1980 г.г. Краеведы от случая к случаю в прессе ставили вопрос о его реставрации. В строительном институте (ныне институт архитектуры и дизайна) по инициативе Юлии Израилевны Гринберг студенты иногда выполняли дипломные проекты по восстановлению костела. К сожалению, эта общественная озабоченность не вызывала интереса в «верхах».

Где-то в конце 1978 года, будучи в командировке в Иркутске, узнал, что там, как и у нас, есть почти такой же по размерам и архитектуре костел, который, как и у нас, поначалу использовался радиокомитетом, затем студией кинохроники; как и у нас, здание сильно пострадало от усердий активного атеизма.

Но в середине 1970-х он был освобожден, профессионально отреставрирован и к 1978 г. приспособлен под Зал органной музыки с установкой органа из ГДР. Мне даже довелось послушать небольшую пьесу в исполнении немецкого настройщика: не Домский собор, но впечатление было завораживающим.

По возвращении из командировки тут же направил докладную записку секретарю крайкома КПСС К.М.Чернову, курировавшему культуру: мол, чем красноярцы хуже иркутян? Но обращение оказалось не ко времени: Чернова К.М. направили на дипломатическую службу, не то в ГДР, не то в Италию, а записка, как водится, не получила ходу.

Ровно через год, уразумев, что «письменные ходатайства граждан» воспринимаются властью как досужие фантазии, решил облечь вопрос в наглядную форму, так сказать, «визуализировать» предложение.

Вычертил эскизно, от руки, пером – планы, фасады, разрезы, иллюстрирующие возможные результаты реставрации нашего костела с приспособлением его под органный зал; сопроводил их краткой пояснительной запиской с соображениями по потребности в материалах и общей стоимости работ. Сброшюровал это в тоненький томик и отнес прямо в первую приемную крайкома КПСС с просьбой передать Павлу Стефановичу Федирко, без особой надежды на ответную реакцию. Однако ошибся. Не учел, что партийное руководство серьезно относилось к своему почину – «Превратим Сибирь в край высокой культуры» - и все сибирские регионы весьма ревниво состязались в этом.

Не прошло недели, как П.С.Федирко созвал большое совещание, где были выработаны конкретные поручения и жесткие сроки их исполнения: кинокомплексу освободить костел; Гражданпроекту немедленно приступить к разработке проектно-сметной документации; Ремонтно-строительному тресту горкомхоза начать разборку хламья и ремонтно-строительные работы; кирпичному заводу № 3, что на правобережье, наладить производство специального кирпича; ЭВРЗ подключиться к изготовлению кованых решеток ограды; художественным мастерским Худфонда выполнить цветные витражи и бронзовые светильники; ДОКу изготовить кресла для зрительного зала; Краевому управлению культуры обеспечить приобретение органа.

Руководителем штаба стройки был назначен тогдашний глава города В.Л.Глотов. Текущие планерки вела его заместитель Л.В.Ноткина, которая была кроме того председателем Красноярского отделения ВООПИК. Общая координация всех процессов восстановительных работ осуществлялась секретарем горкома КПСС В.П.Капелько.

Проектирование и строительство велись в напряженном параллельном режиме, с еженедельными планерками прямо в костеле.

Соавтором проекта реставрации и реконструкции костела был Александр Иванович Соловьев, замечательный архитектор, тонко чувствовавший особенности стиля восстанавливаемого архитектурного памятника.

В костеле не было подвалов, за исключением небольшого помещения под абсидой, где размещался тепловой узел. При реконструкции здания был вырыт подвал под всей площадью костела для обустройства в нем гардеробов, буфета и туалетов для зрителей.

Между костелом и домом ксендза, в котором была организована детская музыкальная школа, сооружен подземный переход.

Цветные витражи в окнах исполнены красноярскими художниками Валентином Васильевичем Жекаловым и Александром Степановичем Лапко. Уникальные светильники-бра и торшеры из бронзы созданы дивногорскими художниками Евгением Георгиевичем Белоусовым и Георгием Васильевичем Кузаковым из материалов Дивногорского завода низковольтной аппаратуры.

Расцветку кожаной обшивки зрительских кресел (красный – в центральном нефе, черной – в трансептах), сконструированных А. И. Соловьевым, буквально мимоходом, но весьма удачно, подсказал дизайнер Валерий АрефьевичКастерин.

Орган приобрели в Чехословакии на известной фирме «Ригер-Клосс». Несмотря на то, что фирме была передана вся необходимая архитектурно-строительная документация, тем не менее ее специалисты приезжали в Красноярск и тщательнейшим образом обмеряли интерьеры костела, поскольку органы – инструменты эксклюзивные и делаются строго под конкретные характеристики акустической конфигурации объемов концертных помещений и звучать хорошо могут только в них.

Реконструкция костела закончилась в 1982 г. В 1983 году известный советский органист Гарри Гродберг выступил с первым концертом в отреставрированном костеле, высоко оценив его акустику и орган».

Слушатели с благодарностью вспоминают замечательных музыкантов, в разное время связывавших свою судьбу с красноярским органом – это Александр Горин, который сейчас живет и работает в Израиле, и заслуженная артистка России Людмила Камелина, в настоящее время являющаяся солисткой Самарской областной филармонии. С 1999 года за пультом инструмента в Красноярском органном зале находится лауреат международных конкурсов Андрей Бардин.

За прошедшие годы Красноярский органный зал стал одним из центров органного искусства в Сибири – здесь выступали лучшие отечественные и зарубежные органисты:Леонид Ройзман, Олег Янченко, Сергей Дижур, Владимир Хомяков, Алексей Паршин, Александр Фисейский, Алексей Шмитов, Даниэль Зарецкий, Владислав Муртазин, Юрий Крячко, Галина Козлова, Любовь Шишханова, Людмила Голуб, Анастасия Сидельникова (Россия),Евгения Лисицына,ТаливалдисДекснис (Латвия), ЛеопольдасДигрис (Литва), ВаагнСтамболцян (Армения), Ги Бове (Швейцария), Лео Кремер, ЛюдгерЛоманн (Германия), ХансФагиус (Швеция), ЙоаннВексо (Франция) и многие другие.

Органисты, выступающие в Красноярске, неизменно отмечают высокие игровые качества органа «Rieger-Kloss» - он имеет 3 мануала, педаль, 30 регистров и около двух тысяч труб. Универсальная звуковая концепция инструмента позволяет исполнять практически весь органный репертуар от ранних образцов нотной записи до сложнейших современных партитур.

Ежегодно Органный зал становится площадкой международных фестивалей органного искусства:«Вселенная – орган», «Бах-фестиваль», «Рождество в филармонии», «Летние вечера в Органном зале». Каждый сезон слушателям предлагается ряд абонементных циклов вечерних концертов, программ для молодежи и студентов, маленьких слушателей и их родителей, концертов, посвященных праздникам и памятным датам.

Органный зал чтит свою историю и помнит о первоначальном предназначении здания - начиная с 1992 года, в зале ежедневно проходят Богослужения Римско-католического прихода Преображения Господня.

В Органном зале также проходят вокальные, хоровые, камерно-инструментальные, фортепианные концерты, что обусловлено исключительными акустическими данными этого уникального концертного зала. Сегодня Органный зал Красноярской филармонии – это символ богатых культурных традиций Красноярья, залог их сохранения и развития.

Составитель – Бардин А.А. При составлении полностью приведен очерк заслуженного архитектора РСФСР, Почетного гражданина г. Красноярска Эдуарда Михайловича Панова (1931 – 2020) «Реставрация и реконструкция памятника архитектуры начала ХХ века – Римско-католического костела в Красноярске (1979 – 1982 г.г.)», рукопись от 05.12.2012 г.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: