Художественное самодеятельное творчество и бытовые формы народного художественного творчества в системе народной художественной культуры.




 

Творчество - «вечный двигатель» к порождению нового. Острая общественная потребность повышения уровня духовного развития личности наиболее ярко проявляется в потоке народного художе­ственного творчества, которое проходит несколько начальных этапов. Среди них можно выделить «примитив», «наивное творчество» и «самодеятельное творчество любительской деятельности». Эти формы базируются на общечеловеческих ценностях и. затрагивая духовную сферу личности, формируют готовность к гуманным поступкам, гуманистическим отношениям. Каждого человека в процессе его жизненного пути увлекает какая-либо идея, стремление к реализации «себя». Это имеет как отрицательные (в некоторых случаях), так и положительные стороны. Стремление к нравственному результату через эстетические особенности «увлеченности» обязательно даст положительный эффект, да­же если это увлечение будет на уровне примитивизма.

 

Художественная самодеятельность, одна из форм народного творчества. Включает в себя создание и исполнение художественных произведений силами любителей, выступающих коллективно (кружки, студии, народные театры) или в одиночку (певцы, чтецы, музыканты, танцоры, акробаты и др.).

САМОДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННАЯ — вид народного творчества; художественное творчество людей, не являющихся профессиональными художниками и занимающихся искусством в дополнение к своей основной профессии. Это любительское творчество в студиях и кружках при заводах, рабочих клубах, культурно-просветительных учреждениях, в различных производственных организациях, детских садах, Дворцах пионеров, школах и частях Вооруженных Сил Армии под руководством опытных художников или же по собственной инициативе и почину. Оно может быть индивидуальным (рисование, резьба, лепка, вышивка и т. д.) и коллективным (театральные, танцевальные, хоровые кружки).

Художественная самодеятельность является в нашей стране массовым видом творчества, в ней заняты десятки миллионов людей — целая армия народных талантов, т. е. практически все, в ком живет художник, любовь к красоте, влечение к искусству. Этот вид народного творчества восходит к традиционным народным промыслам, устной поэзии, традиционным украшениям и затеям, сельским спевкам и любительским спектаклям. Но только после 1917 г. он получил небывало широкое распространение. Тогда же родилось и само понятие художественная самодеятельность.

В настоящее время она охватывает почти все виды и жанры искусства. Но более всего распространена исполнительская самодеятельность — театральное, вокально-музыкальное, хореографическое творчество, а также художественное чтение. С каждым годом растет и самобытное творчество в разных областях искусства, в том числе в изобразительном и прикладном искусствах, о чем свидетельствуют периодические выставки самодеятельных живописцев и умельцев — рабочих, учителей, творческой интеллигенции. В России действует более 600 народных театров и 5 тысяч любительских киностудий, сотни танцевальных ансамблей и десятки тысяч кружков художественной самодеятельности. Систематические выступления самодеятельных артистов, танцоров, певцов и музыкантов в своих коллективах, на стройках, в городах и селах являются важным фактором в духовной жизни народа, составной частью художественной культуры при социализме.

Художественная самодеятельность представляет собой наиболее действенную форму эстетического воспитания трудящихся масс. Чувство прекрасного и хороший вкус формируются более успешно, когда человек сам творит красоту, сознает себя художником и утверждается в данной роли. Все это не только обогащает и возвышает людей духовно, способствуя всестороннему их развитию и культурной организации досуга, но имеет и прямую практическую отдачу: развитое чувство прекрасного эстетически окрашивает труд, является необходимым условием производства красивых вещей, решения проблемы качества продукции. Отсюда особая социальная важность и значение художественной самодеятельности.

Основная задача самодеятельности заключается в развитии социальной активности и творческого потенциала личности, организации разнообразных форм досуга и отдыха, создании условий полной самореализации в сфере досуга.

Коллектив художественной самодеятельности - творческое объединение любителей одного из видов искусства, работающее на добровольных общественных началах при клубах или других культурно-массовых учреждениях. Коллективная самодеятельность имеет ряд особенностей. Это наличие единой цели, руководителей, органов самоуправления, а также сочетание общественных и личных устремлений и интересов участников самодеятельного коллектива.

Сущностные признаки самодеятельного творчества: добровольность участия в самодеятельном коллективе, инициатива и активность участников самодеятельности, духовная мотивация участников самодеятельных коллективов, функционирование самодеятельности в сфере свободного времени. Специфические признаки самодеятельного творчества: организованность, отсутствие у участников самодеятельности специальной подготовки к деятельности, более низкий, чем у профессиональных коллективов уровень деятельности, безвозмездность и др.

Многообразие форм самодеятельного творчества, видов и жанров поднимает перед теоретиками искусства проблему клас­сификации его ответвлений от сложившихся типов ориентации. К таким типам относится: профессиональное искусство, фольк­лорное и любительское творчество. К тому же возможна «... вне­дренная классификация, объединяющая группы жанров по признаку единства характера творчества. В одних случаях это авторская самодеятельность, представляющая непосредственную худо­жественно-творческую реакцию человека на действительность; в других - это самодеятельность исполнительская, где участник выражает себя через специально подобранный репертуар профессиональных и самодеятельных авторов. Иногда в самодеятельности автор и исполнитель совмещаются». Е.И. Смирнова выделяет две основные категории самодеятельности:

К традиционным видам и жанрам самодеятельного творчества Е.И. Смирнова относит:

 

1. Музыкальное искусство (хоры: академический, народной песни; ансамбли: вокальные, песни и танца; вокально-инструментальные и духовые оркестры; музыкантов-исполнителей и певцов).

 

2. Театральное искусство (музыкально-драматические коллективы; театры: юного зрителя, кукол, поэзии и миниатюр; агитбригады, коллективы художественного слова).

 

3. Хореографическое искусство (народного, классического, эстрадного, спортивного, этнографического и бального танца).

 

4. Изобразительное и декоративно-прикладное искусство (коллективы: самодеятельных живописцев, скульпторов, графи­ков, мастеров декоративно-прикладного искусства).

 

5. Цирковое искусство (коллективы циркового и ориги­нального жанра).

 

6. Киноискусство (фотокружки, детские любительские ки­ностудии).

 

7. Техническое творчество (моделирование, радиоэлектрони­ка, клубы изобретателей и рационализаторов и др.) [3, с. 102-108].

 

А.С. Каргин отмечает современные аспекты художественной самодеятельности с устойчивой жанрово-видовой структурой, подразделяющейся на народные и классические жанры. Он пред­лагает осуществлять классификацию по шести признакам.. Сюда относится: ориентация на освоение различных пластов художественной культуры; рассмотрение типов художественного исполнительства, а также видов и жанров искусства. К этому добавляется ориентация по институциональной принадлежности и по социально-демографическому составу. Большая роль, по его мнению, должна отводиться выявлению аспектов самодеятельного творчества в регионах, специфике развития существующих форм, видов и жанров, их новообразованию. Следовательно, современное художе­ственное творчество имеет синтетические, традиционные и организационно-образующиеся жанры. Классификацию самодеятельных коллективов можно представить следующим образом:

 

Классический тип (традиционный):музыкальное, театральное, хореографическое искусство, изобразительное искусство

 

Каждый жанр представлен автором различными видами. Например, в фольклорные виды входят: фольклорные театры, группы скоморохов, кукольников и др. Народно-певческие коллективы имеют солистов, организуются в ансамбли: народной песни, фольклорные. Сюда относятся и народные хоры. Народно-инструментальные и народно-танцевальные также имеют солистов и ансамбли: народных инструментов, народного танца и др.

 

Раскрывая традиционный классический тип, можно предста­вить музыкальные коллективы такими жанрами и видами, как академические (хоры и ансамбли), симфонические и духовые оркестры. Театральные - народными театрами и новыми фор­мами - музыкально-театральными, народными коллективами. Хореографические коллективы - это танцевальное искусство классического, бального, эстрадного жанра. Изобразительное творчество включает студии живописи, авторско-оформитедь-ского искусства (разработка эскизов и пр.). Жанрово-видовое многообразие, различающееся по типам творчества, имеет и Дальнейшие пути развития в самодеятельности. Так как в человеке с рождения уже заложены задатки творческого восприятия, то в процессе жизнедеятельности, развивая свои способности и используя приобретенный опыт, человек, непроизвольно способ­ствует проявлению новообразований в самодеятельности.

Мнения исследователей самодеятельного художественного творчества имеют некоторые расхождения в определении классификации самодеятельного творчества, видов деятельности и функций. Так, например, Т.И. Бакланова отмечает наличие нескольких видов самодеятельного творчества (авторский, испол­нительский, импровизаторский и создание новых «технологий») и видов деятельности, имеющих организационно-воспитатель­ную, художественно-личностную основу (реализация внутрен­них потребностей личности).

Нам близка позиция Е.И. Смирновой, которая в зависимости от целей и задач, стоящих в деятельности коллективов художе­ственной самодеятельности, классифицирует их по следующим основным признакам:

 

По ориентации на основные пласты художественнойкультуры:

- ориентированная на этно-фольклорные виды народного, национального искусства (с внутренним подразделением на виды или формы этнофольклорной культурной культуры);

- ориентированная на виды, школу и стили профессионального (академического) искусства (с внутренним подразделением на виды и жанры);

- оригинальная, включающая виды художественной самодеятельности, не имеющие аналога или образца ни в профессиональном, ни в народном искусстве.

2. По типам творчества и ориентации на основные пласты художественной культуры:

- исполнительская деятельность;

- авторская и авторско-исполнительская;

- импровизационная.

3. По степени организации и субъекту организации:;. - «неорганизованная», «неформальная» или самоорганизующаяся самодеятельность;

- самодеятельн9сть нестабильных организационных форм (организуемая средствами массовой информации, ситуативная и др.).

- организованная в стабильные объединения разных типов на базе различных социо-культурных институтов, социально-контролируемая и педагогически направляемая.

4. По преобладающему виду деятельности:

- объединения учебного типа;

- объединения познавательного и художественно-исследова­тельского типа;

- художественно-пропагандистские и художественно-орга­низаторские объединения;

- игрового типа;

- творческие;

- объединения комплексного типа с широким спектром ви­дов деятельности.

5. По месту локализации:

- сельская художественная самодеятельность;

- художественная самодеятельность малых городов (со сла­бым художественно-профессиональным фоном);

- художественная самодеятельность крупного города (с сильным художественно-профессиональным фоном).

6. По возрастному составу:

- детская (младшего школьного возраста, подростков), юношеская;

- художественная самодеятельность взрослых (молодежи, старших возрастных групп)

Творческий потенциал и потребность самоактуализации заложена в самой природе человека. Однако самодеятельность и есть деятельность, не утрачивающая свободного проявления характера в организованных и неорганизованных формах, т.е. самодеятельном творчестве.

 

ЛЮБИТЕЛЬСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ, клуб по интересам являются организованной формой общественной самодеятельности населения, создаваемой на основе добровольности, общих творческих интересов и индивидуального членства участников, с целью удовлетворения многообразных духовных запро­сов и интересов людей в сфере свободного времени.

 

К существующим видам объединений относят: инициативные клубы, клубные объединения (кружки, студии, секции и т.д.), клубы по интересам, любительские объединения и т.п. Развива­ются новые организационнные формы клубов - детские, многопрофильные досуговые, семейного общения, работающие по авторским программам. Их много и они разделяются в зависимости целевой установки, от возрастных особенностей, а главное – по направлениям деятельности. «Разрушенная любительско-учебная и социально-досуговая инфраструктура возрождается ныне в формах школ - комплексов, дворовых клубов, педагогических и психолого-методических объединений, консультационных центров и т.п.». Действуют в настоящее время и отдельные типы клубов, которых еще очень мало, - клубы-сообщества, молодежные досуговые центры.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: