Синдром нарушения регуляции программирования и контроля деятельности при поражении префронтальных отделов.




Префронтальные отделы регулируют организацию движений и действий на всей протяженности их осуществления. Прежде всего, на уровне произвольной регуляции.

Произвольная регуляция деятельности – это:

1. Формирование намерений, в соответствии с которым определяется цель действия и прогнозируется конечный результат.

2. Осуществление выбора средств необходимых для достижения результата.

3. Выполнение программы контроля, т.к. результаты могут изменяться и дополняться.

4. Осуществление сопоставления достигнутого результата с тем, что предполагалось получить.

Одной из характеристик лобного синдрома является выраженность синдромов и, входящих в него, симптомов. Существуют различные маркеры (симптомы), которые определяют варианты лобного синдрома:.

1. Локализация опухоли в префронтальных отделах

2. Массивность поражения

3. Присоединение общемозговых клинических симптомов

4. Характер заболевания

5. Возраст больного

6. Преморбитные особенности больного

Индивидуально-типологические особенности человека являются той базой личности, которая определяет возможности компенсации или определения дефекта или патологии.

Имеется в виду сформированные при жизни стереотипы деятельности, в рамках которой происходит снижение общего уровня регуляции психической активности.

Одном из ведущих признаков лобного синдрома является диссоциация между относительной сохранностью непроизвольного уровня активности и недостаточностью в произвольной регуляции психических процессов.

Бывают случаи крайней степени выраженности диссоциации, т.е. когда больной не может выполнить даже простых заданий, требующих минимальной произвольной активности. Поведение таких больных характеризуется штампами, стереотипами и носит название полевого поведения

При утрате произвольного контроля и регуляции деятельности можно заметить эту патологию в ходе выполнения инструкций заданий, которые требуют построения программы действий и контроля за ее выполнением. Поэтому у больных с поражением префронтальных отделов головного мозга формирует целый комплекс расстройств, касающийся интеллектуальной мнестической и двигательной сферы. У больных с лобным синдромом наблюдается такая патология, как апраксия целевого действия.

При грубых нарушениях целевого действия больной может продолжать сложившийся стереотип двигательных движений даже при прекращении подачи стимула.

Кроме нарушения двигательных функций у этих больных наблюдается нарушение регулирующей функции речи. У них вербальный и двигательный компоненты деятельности происходят изолированно друг о друга и в наиболее грубых формах вербальное задание на только не регулирует движение, но даже не пытается стимулировать его выполнение

Инактивность проявляется в недостаточной мотивации относительно организации поведения, выполнении движений и действий. Это можно наблюдать на разных этапах их выполнения. Например на первом этапе (этапе формирования намерения) интенция проявляется в том, что данная больному инструкция к выполнению задания не входит во внутренний план его активности. Поэтому необходимую задачу больной замещает стереотипами или эхопроксиями.

На втором этапе, когда уже должна сформировать программа исполнения задания даже правильно начатая деятельность опять в итоге заменяется, продолжается в стереотипах.

На третьем этапе также.

Это говорит, что у больных с лобным синдромом характерным является

1. нарушение произвольной организации деятельности

2. нарушение регулирующей роли речи

3. инактивность в поведении и выполнении предложенных заданий

Что касается интеллектуальной деятельности, можно отметить нарушение целенаправленной ориентировки в условиях задачи и нарушение в программе действий, которые необходимы для выполнения мыслительных операций.

При решении арифметических задач нарушена общая ориентировка, касающаяся условия задачи, т.к. больной за счет инертности мышления нарушает ход решения задачи и в итоге задача решается не правильно.

Если больному предложить сюжетную картинку здесь тоже будет видна патология наглядно мыслительной деятельности, потому что больной импульсивно выделяет какой-то элемент с картинки и в дальнейшем высказывает свое мнение о содержании картинки не сопоставляя ее элементы друг с другом и не корректирует свое высказывание относительно истинного содержания картинки.

Нарушение мнестической деятельности этих больных характеризуется патологией относительно целенаправленности и произвольности, а именно им сложно формировать прочные мотивы запоминания поддерживать активное напряжение и переключаться. при заучивании 10ти слов больной легко запоминает 4-5 элементов при первом предъявлении, при 2-3 предъявлении продуктивность не увеличивается, больно воспроизводит 4-5 слов что говорит об инертности мышления. Кривая заучивания имеет форму плато.

Речь характеризуется инактивностью. Спонтанная речь обеднена, нет речевой инициативы, наблюдаются стереотипы, штампы и несодержательные высказывания. Больным сложно построить программу самостоятельного рассказа на заданную тему, даже при воспроизведении рассказа больные соскальзывают на побочные ассоциации стереотипно ситуационного характера.

Все описанные симптомы наиболее отчетливо проявляютя при двустороннем поражении лобных долей мозга.

Синдром эмоционально-личностных и мнестических расстройств при поражении базальных отделов лобных долей

При локализации очага в базальных отделах лобных долей наблюдается целая серия эмоционально-личностных расстройств:

1. Общий эмоциональный фон настроения больного

2. Ситуативно обусловленные эмоциональные реакции

3. Отношение к своему заболеванию

4. Аффективность различных процессов

5. Различные эмоциональные реакции

Больные оценивают свое заболевание (ВКБ) на основании когнитивной и эмоциональной. Эта оценка также будет зависеть от латерализации очага. Правополушарные больные обычно не имеют целостного преставления о своем заболевании и зачастую не считают себя больными. Общий фон настроения у них благодушный иногда с элементами эйфории. Эмоциональные реакции при неуспешном выполнении положительные, что говорит о таком типе ВКБ как анозогнозическом. Это говорит о том, что заболевание не вошло в систему смыслообразующих параметров и не является составляющей самосознания.

У левополушарных больных наблюдается депрессивный фон настроения, которые не связан с переживанием о своем заболевании, а неправильное выполнение задания вызывает у них агрессию, негативизм, насильственный плач.

Можно сказать, что аффективная сфера этих больных характеризуется обедненностью, монотонностью, недостаточной критичностью и неадекватностью эмоционального реагирования. Наблюдается влияние аффективной сферы на интеллектуальные и мнестические процессы этих больных. Что касается операционной стороны мышления, то она в основном сохранна, но нарушается контроль за ее выполнением. В ходе выполнения мыслительных операций можно наблюдать импульсивное соскальзывание на побочные ассоциации, больные отвлекаются от основного задания. Мышление характеризуется ригидностью. Радикал ригидности можно наблюдать и в мнестической деятельности, например при пересказе рассказа больной лучше припоминает вторую половину рассказа ближе к концу, что говорит о ригидности.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: