Методы, используемые в работе.




Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Школа № 114»

ПРИНЯТА на педагогическом совете протокол №__________ от_____________ УТВЕРЖДАЮ Директор школы ________И. В. Сергеева

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ(ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ) ПРОГРАММА

«Стригинский борок»

 

г. Нижний Новгород

20___ год

Пояснительная записка

Фольклор – это народная мудрость. Фольклор часто воспринимается как память о прошлом, как что-то давно ушедшее из нашей жизни. Конечно, древность его появления бесспорна. Но бесспорно также и то, что устное народное творчество живо, и доказательство тому – появление новых жанров. Фольклор живет и обогащается новыми формами, жанрами, новыми произведениями в разные времена.

Музыка входит в сознание людей всегда в практическом, конкретном исполнении. Чем лучше, талантливее исполнение, тем прочнее остается музыка в эмоциональной памяти слушающих музыку людей.

Настоящая программа предусматривает изучение русской народной песни, фольклорных инструментов, хореографические занятия для изучения положений и позиций народного хоровода, сценическое воплощение русских народных песен.

Актуальность программы:

Данная направленность весьма актуальна в наши дни, когда социальное положение многих родителей не дает им возможности развивать духовно-эстетические потребности ребенка. Педагогическая целесообразность данной программы очевидна и заключается именно в том, чтобы на основе русской народной музыки и песни формировать у учащихся знания, умения и навыки, связанные с их эстетическими и духовными потребностями и на основе этого научить их правильно ориентироваться в сложной социальной обстановке, найти свое место в современном обществе, стать нужными, гармонически развитыми, полезными обществу гражданами.

Цель программы:

Развитие нравственных качеств личности ребенка через приобщение к истокам народной культуры, привитие интереса и любви к народной песни, воспитание гражданина-патриота.

Задачи программы:

Обучающие:

1. Научить каждого ребенка петь в ансамбле;

2. Научить вести себя во время исполнения музыкального произведения;

3. Научить владеть дыханием, ясным унисоном, единой манерой звукообразования;

4. Приобретение навыков вокально-хорового исполнения в народном жанре;

5. Приобретение навыков свободного, естественного исполнения песен с движением – хоровод, пляска.

Воспитательные:

1. Формирование потребности в музыкально-творческой деятельности.

2. Воспитание творческой личности, обладающей художественным вкусом.

3. Формирование национального стиля мышления ребенка на основе приобщения к истокам народного творчества в качестве альтернативы увлечению массовой культурой низкого качества.

Развивающие:

1. Формирование музыкального слуха, чуткого восприятия народного искусства;

2. Формирование у детей чувства коллективизма;

3. Развитие творческих способностей, навыков импровизации, умения каждого участника петь в любой хоровой партии;

4. Развитие диапазона голоса, выравнивание всех его звуков; умения «огласовывать» согласные звуки.

Отличительные особенности программы:

Изучение русского народного музыкального творчества в школе – это формирование у детей чуткого восприятия народного искусства, показ учащимся глубокой связи народной музыки со всеми другими видами музыкального творчества. На основе этого дети открывают для себя богатство национальной культуры, а это имеет большое значение в нравственном, патриотическом, интернациональном и эстетическом воспитании.

Формирование национального стиля мышления ребенка осуществляется на основе неиссякаемого родника народного творчества. На каждом занятии происходит прикасание к народному искусству, что формирует у детей любовь и стойкий интерес к нему и на основе этого духовное возрождение и подъем культуры.

Для этого в настоящей программе используется основной принцип практической репетиционной работы, в процессе которой действует постоянный слуховой отбор, происходящий непрерывно, между музыкальным сознанием учащихся и их эмоциональной памятью, подкрепляемой все новыми интонациями, ритмами, исполнительскими характеристиками и живым сценическим воплощением в русской народной песне и музыке. Принцип А.Рубинштейна «Воспроизведение – это второе творение» как нельзя лучше подходит для обоснования нашего основного принципа – практической репетиционной работы с учащимися.

 

Методы, используемые в работе.

1. Метод синтеза основных форм художественной деятельности.

Обучение детей русскому музыкальному творчеству должно происходить на основе синтеза основных форм художественной деятельности – музыки, хореографии, фольклорного театра, изобразительного искусства и технологии. Объединяясь вместе, народный костюм, драматургия сценического номера, использование элементов и движений народного хоровода, инструментальная музыка и народное пение, дают в совокупности сценическое воплощение русской народной песни и поэтому их синтез есть основной метод работы любого сценического или этнографического фольклорного ансамбля.

2. Метод практического совершенствования.

Обращение к основным формам художественной деятельности в их соединении дает возможность рассматривать народное музыкальное творчество как целостный художественный творческий организм, способный к решению проблемы формирования гармонически развитой личности посредством художественной деятельности в виде концертов, смотров, конкурсов. Такая практическая деятельность способствует физическому и умственному развитию детей. В момент участия в творчестве и исполнительстве у детей возникает чувство наслаждения, так как искусство музицирования уникально; оно рождается и существует в среде самих творцов и исполнителей и поэтому такие концертные выступления всегда носят живой, непосредственный, радостный характер.

3. Метод слухового анализа.

Это основной метод, используемый на занятиях хорового сольфеджио и народного пения. Потенциалом этой работы является «народная педагогика», то есть использование опыта народных певческих и исполнительских традиций и их слухового сравнения и изучения. Народные исполнительские традиции располагают большими возможностями для активного воздействия на детей, приобщения их к сфере народного музыкального искусства.

4. Метод использования дополнительных средств музыкальной выразительности.

Этот метод широко применяется во всех сферах ансамблевого исполнительства и существует для максимального результата музыкальной педагогической деятельности, так как непосредственное изучение детьми музыкальных инструментов общих – баян, аккордеон, гитара, домра, балалайка, фортепиано, фольклорных – ложки, трещотки, тамбурины, жалейки, рожки и т.д. способствует наивысшему развитию музыкально-певческих и исполнительских способностей детей.

5. Метод индивидуальной репетиционной работы.

Использование народных исполнительских традиций особенно эффективно при индивидуальной работе с детьми, так как дается возможность многократного повторения и отработки важнейших элементов той или иной исполнительской традиции, что особенно важно для индивидуального творчества – исполнения сольной песни или пьесы. Так же этот метод очень эффективен для индивидуальной работы над ансамблевыми или хоровыми партиями – голосами для последующей объединенной или сводной репетиционной работы.

6. Метод использования народных традиционных особенностей русского хоровода.

Особенно часто применяется для сравнительного изучения русского народного творчества различных областей России. Именно в сценическом воплощении фольклорной песни чаще всего используются элементы и движения хоровода, характерного для определенной местности. Знакомство с ними дает возможность учащимся понимать различные фольклорные традиции, которыми богата наша страна.

 

7. Метод ансамблевой репетиции.

Является итоговым в серии подготовительных методов для проведения сводной ансамблевой репетиции и предусматривает двухчасовое групповое занятие в неделю – для формирования ансамбля по изучению народной традиционной песни и закрепления всех ранее описанных методов внеклассной школьной работы. Правильным итогом использования метода ансамблевой репетиции является формирование концертной программы. Этот метод дает возможность применять знания, полученные ранее: применение фольклорных музыкальных инструментов, основных элементов, позиций и движений русского хоровода, использование для воплощения песни сценического народного костюма и народных бытовых предметов, применение русского народного пения (хорового и сольного) и музицирования, а также применение элементов фольклорного театра. Все это должно включать в себя концертное выступление фольклорного ансамбля, специализирующегося на изучении русского народного музыкального творчества.

Особенности возрастной группы детей:

Программа ориентирована на группу учащихся 1-6-х классов в возрасте от 7 до 12 лет.

С поступлением в школу ребенок впервые начинает заниматься социально значимой, общественно оцениваемой деятельностью. Возрастает интерес детей к социальному миру. Младшие школьники вступают в период более широкого освоения духовных ценностей. Содержание и формы организации внеклассной деятельности проектируют определенный тип сознания и мышления учащихся. Процесс занятий строится исходя из возрастных возможностей детей. Репертуар подбирается с учетом возрастных особенностей участников ансамбля.

Режим занятий:

Курс рассчитан на 5 лет. Объем материала подобран из расчета проведения занятий по 2 часа 1 раз в неделю. Внутри каждого занятия проводится перемена для отдыха учащихся (в теплое время года – на открытом воздухе), проветривается помещение.

Формы занятий:

Программа предполагает следующие формы организации занятий: вокально-хоровая работа, слушание музыки, сочинение и пение импровизаций, элементы хореографии, мероприятия воспитательно-познавательного характера, подготовка к концертам и конкурсам.

Занятия проводятся в просторном помещении, проветриваемом, так как исполнение значительной части народных песен связано с танцем, хороводом, театрализацией. В классе должен быть музыкальный инструмент – баян, также магнитофон, шкаф для хранения книг и нот.

Необходимо иметь костюмы для концертных выступлений.

Преимущество фольклорного ансамбля состоит в его большой мобильности, он может выступать на любой площадке, в поле, в цехе, в школе и при этом не нужен музыкальный инструмент, концертмейстер.

Песни с хореографическими движениями должны быть значительно легче в вокальном отношении, т.к. при их исполнении внимание ребят, кроме пения занято танцем или же актерской игрой. Концертная программа режиссируется с учетом восприятия ее слушателями, она должна быть динамичной, яркой, разнообразной по жанрам.

Можно составить программу из песен одного жанра, например календарных колядок, веснянок и т.д. Такую программу хорошо сопроводить беседой о жанре.

Вокально-хоровые навыки вырабатываются и закрепляются во время распевания. Пение учебно-тренировочного материала должно проходить живо, интересно, эмоционально.

Время для распевания определяется руководителем в зависимости от учебно-творческих целей и конкретной ситуации. Иногда необходимо посвятить пению упражнений не 15-20 минут, а гораздо больше, т.к. дальнейший ход репетиции во многом зависит от вокальной формы коллектива, а иногда несколько меньше, в зависимости от состояния поющих.

Упражнения должны быть разнообразны по музыкальному материалу. Одни упражнения расширяют диапазон голоса, укрепляют дыхание, другие развивают гармонический слух, улучшают дикцию и т.д. Многие упражнения вырабатывают несколько навыков одновременно. Очень разнообразны и оживляют занятия творческие упражнения – варьирование и импровизация мелодий, сочинение стихов, придумывание хороводов. В связи с этим руководитель детского фольклорного ансамбля должны заниматься глубоким изучением стилевых особенностей народной импровизации, перенимая это умение у народных певцов, анализируя записи народных песен.

Творческие упражнения нужно вводить буквально с первых уроков.

Сочинение поэтических текстов на заданную тему очень активизирует детей, пробуждают фантазию, развивают мышление. Приступать к сочинению подголосков в определенном певческом стиле можно только имея большой певческий опыт, запас музыкальных интонаций. Важная особенность народного пения озвучивание огласовка согласных. Суть приема состоит в том, что между согласными появляются вставные гласные. Согласная должна звучать легко, мягко, лишь с призвуком гласной.

Слушание кассетных записей, посещение концертов, театров, просмотр музыкальных кинофильмов, беседы о музыке – всё это поможет развить художественный вкус, пробудить слушательский интерес.

В работе с ансамблем можно использовать и некоторые формы экспедиционной работы. Это, могут быть, встречи с чьей-нибудь бабушкой, которая хорошо поет и знает песни родного края.

Также предполагается привлечь родителей воспитанников, которые помогли бы в изготовлении элементов костюмов для выступлений, помоги бы в изготовлении трещоток, необходимых в ходе работы над репертуаром.

Предполагается активная концертная деятельность ансамбля, участие в общешкольных мероприятиях, участие в районных конкурсах (в т.ч. фольклорных праздниках).

Планируемые результаты:

- расширение и углубление знаний в области русской народной песни и музыки;

- повышение художественно-эстетического уровня учащихся;

- развитие у обучающихся умений в области музыкальной грамотности: музыкальной памяти, музыкального слуха и музыкального ритма;

- формирование навыков совместного (коллективного) исполнительства;

- формирование навыков концертной деятельности и сценического воплощения русской народной песни и музыки;

- формирование навыков индивидуального и ансамблевого исполнительского мастерства в области русской народной песни и музыки.

 

Учебно-тематический план

п/п Виды учебно-творческой деятельности Время
  Формулирование цели и задач занятия  
  Упражнение на разогревание голосовых связей  
  Теоретическая часть 15 15
  Пение учебного материала  
  Подведение итогов занятия  

 

УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

1 год

 

п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Прак. Всего
1. Вводное занятие        
2. Вокально-хоровая работа: Пение учебно-тренировочного материала. Работа над русской народной песней.                
3. Слушание музыки        
3. Сценическое воплощение русской народной песни      
4. Элементы хореографии        
5. Работа над партией фольклорных инструментов      
6. Контрольные занятия.        
7. Итого:      

 

2 год

п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Прак. Всего
1. Вводное занятие        
2. Вокально-хоровая работа: Пение учебно-тренировочного материала. Работа над русской народной песней.                
3. Слушание музыки        
3. Сценическое воплощение русской народной песни      
4. Элементы хореографии        
5. Работа над партией фольклорных инструментов      
6. Контрольные занятия.        
7. Итого:      

 

3 год

п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Прак. Всего
1. Вводное занятие        
2. Вокально-хоровая работа: Пение произведений. Пение учебно-тренировочного материала. Работа над русской народной песней.                
3. Слушание музыки        
3. Сценическое воплощение русской народной песни      
4. Элементы хореографии        
5. Работа над партией фольклорных инструментов      
6. Контрольные занятия.        
7. Итого:      

4 год

п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Прак. Всего
1. Вводное занятие        
2. Вокально-хоровая работа: Пение произведений. Пение учебно-тренировочного материала. Работа над русской народной песней.                
3. Слушание музыки        
3. Сценическое воплощение русской народной песни      
4. Элементы хореографии        
5. Работа над партией фольклорных инструментов      
6. Контрольные занятия.        
7. Итого:      

 

5 год

п/п Наименование темы Количество часов
Теор. Прак. Всего
1. Вводное занятие        
2. Вокально-хоровая работа: Пение произведений. Пение учебно-тренировочного материала. Работа над русской народной песней.                
3. Слушание музыки        
3. Сценическое воплощение русской народной песни      
4. Элементы хореографии        
5. Работа над партией фольклорных инструментов      
6. Контрольные занятия.        
7. Итого:      

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

Изучение русского народного музыкального творчества в школе – это систематическая и целенаправленная деятельность по формированию у учащихся устойчивого интереса к народной музыке, русской народной песне, к русским народным музыкальным инструментам, народным традициям, к хороводному национальному искусству. Поэтому содержание программы состоит из четырех главных составляющих её частей:

1. Народное пение (вокально-хоровая работа);

2. Слушание музыки;

3. Элементы хореографии;

4. Сценическое воплощение русской народной песни;

5. Изучение музыкальных инструментов, работа над партией фольклорных инструментов.

1.Вводное занятие.

2.Вокально-хоровая работа.

Прослушивание ребят. Выявление и разработка коллектива на два голоса. Определение у детей чувства ритма.

Перед педагогом стоят задачи: развивать у детей все виды музыкального слуха, особенно звуковысотного, гармонического и вокального; научить по возможности каждого ребенка петь в любой хоровой партии; научить петь открыто, звонко, легко, окрашивать пение речевыми интонациями, петь осмысленно.

Развивать диапазон голоса, выравнивая все его звуки.

Учить владению дыханием, ясному унисону, единой манере звукообразования, одинаковому формированию гласных звуков, умению огласовывать согласные, чистому интонированию в многоголосии.

Учить детей свободному естественному исполнению песен с движениями в хороводе и плясках.

Пение учебно-тренировочного материала.

Упражнения на развитие вокального слуха и певческого голоса. Упражнения на развитие навыка многоголосного пения.

Упражнения на дыхание, звукообразование, дикцию.

Пение импровизаций.

Сочинение песен на текст в стиле данной области. Сочинения вариантов мелодий. Сочинение подголосков.

Распев многоголосной мелодии, сочинение ее двух или трехголосного варианта. Придумывание новых вариантов подголосков в хорошо выученной песне.

3. Слушание музыки.

Знакомство с фольклором народов России. Слушание вокально-хоровой инструментальной, использующей народные мелодии. Осуществление связей знаний, умений и навыков, полученных на занятиях в общеобразовательной школе, на уроках литературы, истории с музыкой. Коллективное посещение концертов других ансамблей. Встречи с бабушками, воспроизведение, слушание и запись песен. Формирование фонетики.

4. Элементы хореографии.

Формирование навыков хореографии. Изучение различных видов хороводов: «Корзиночка», «Восьмерки», Улитки, Змейки, Колонны, Прочес, самостоятельная постановка некоторых песен, сочинение хороводов. Работа над танцевальными (кадрильными) движениями в русской народной песне.

5. Сценическое воплощение русской народной песни.

Совмещение пения и танцевальных движений. Сценические постановки.

6. Изучение музыкальных инструментов, работа над партией фольклорных инструментов.

Знакомство с инструментом: ложки, трещотки, «коробочки» и другие. Постановка рук, формирование навыков игры на инструменте. Изучение и подготовка ансамблевых партий и голосов.

7. Контрольные занятия.

Проверка знаний учащихся в форме теоретической контрольной по исполнению песен. Подготовка и проведение концертов в кружке с приглашением гостей (одноклассников и родителей). Награждение лучших кружковцев.

8. Мероприятия.

Участие воспитанников в концертных мероприятиях, а также конкурсах, смотрах народного творчества.

 

МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ:

 

- в работе ансамбля применяются русские народные музыкальные инструменты: трещотки, ложки и т.п.;

- занятия сопровождаются аккомпанементом на баяне и аккордеоне;

- в кабинете должны быть стулья, магнитофон, шкафы для хранения музыкальных инструментов, нотных книг;

- для участников ансамбля сшиты фольклорные костюмы;

- нотные приложения, книги, сборники РНП и песен других народностей.

 

ЛИТЕРАТУРА:

Методическая литература для педагога:

1. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыкальное исполнительство.- М.: Просвещение, 1984.

2. Малинина Е.М. Вокальное воспитание детей.- М.: Просвещение, 1967.

3. Менабени А.Г. Методика обучения сольному пению.- М.: Просвещение, 1987.

4. Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. -Ярославль, 1997.

5. Народное искусство в воспитании детей.- М.: Просвещение, 1997.

6. Пахотина Е.Ф. Эмоциональное развитие ребенка в фольклорном коллективе. –Омск, 2002.

7. Программа. Музыкальный фольклор, 1-4 класс.- М.: Просвещение, 1992.

8. Русский народ. Обычаи, предания, обряды.- М.: Просвещение, 2003.

9. Фришман И.И. Методика работы педагога дополнительного образования.- М.:Просвещение, 2001.

 

Методическая литература для детей.

1. Детские праздники: Масленица.- М.: Композитор, 1999.

2. Киселев В. Здравствуй, школа.- Омск: Адмэв, 1998.

3. Праздники в школе. По фольклорным островам. – Минск: Астрель, 2005г.

4. Праздники для детей среднего и старшего дошкольного возраста. -М.: Просвещение, 1998.

5. Шорыгина Т.А. Весенние праздники. -М.: Композитор, 2002.

6. Шорыгина Т.А. Зимние праздники. -.М.: Композитор, 1999.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: