Потребность. Определение, субъект, предмет.




Одной из главных целей общественного производства является производство потребительных стоимостей с целью максимального удовлетворения потребностей граждан. В экономической литературе потребность определяется, с одной стороны, как необходимость или нужда в чем-либо, без чего невозможны естественная жизнедеятельность человека и его формирование как члена общества, с другой — как естественная реакция человека на раздражитель — ощущение недостатка или нежелательного избытка чего-либо.

Потребность как воспроизводственная необходимость отражает отношение человека к природным и особенно общественным условиям его существования. Потребности определяются функционированием системы (человека, общественной группы, класса, общества), причем воздействия, в результате которых формируются потребности, поступают как извне, так и изнутри системы.

Процесс формирования и видоизменения социально-культурных потребностей обусловлен рядом социально-психологических факторов, основными из которых являются:

- демографические (в первую очередь половозрастные) особенности групп и индивидов;

- национальные традиции;

- идеологические и религиозные воззрения;

- среда воспитания и обитания;

- общий культурный и образовательный уровень;

- достижения научно-технического прогресса.

Данные факторы по-разному и в различной степени влияют на формирование и направленность культурных потребностей различных групп людей. Объем и структура потребностей, а также способы их удовлетворения складываются исторически и в значительной степени определяются достигнутым уровнем развития человеческой культуры (в широком понимании этого слова).

В то же время человеческая культура, культурный уровень населения страны, отдельных социальных групп и конкретного индивида определяются уровнем и разнообразием их духовных потребностей.

В настоящее время немаловажную роль в этом процессе играет наличие информации. Информация о развитии общества и культуры в экономически развитых странах вызывает интерес к определенному образу жизни и обусловливает, в частности, появление у населения (в первую очередь — молодежи) потребности в продуктах массовой культуры.

Исследование экономического аспекта потребностей предполагает использование такого понятийного аппарата, который как можно точнее отражал бы реальные процессы формирования и удовлетворения культурных потребностей, их связь с экономической системой общества. Прежде всего принято различать понятия субъекта потребностей и предмета потребления (потребности).

Субъектом потребности может быть конкретный человек, семья, социальная группа, общество в целом. С экономической точки зрения к предметам потребления в пределах культурной сферы относятся потребительные стоимости – материальные (материальные продукты) и нематериальные (услуги). При этом следует помнить, что под понятием «потребности» нельзя подразумевать товары или услуги. Товары и услуги – это не потребности, а предметы, удовлетворяющие потребности.

Культурные потребности.

Культурные потребности, рассматриваемые как составная часть потребностей человека, как категория, относящаяся к воспроизводству рабочей силы зависят от степени развития производства культурных благ, товаров и услуг. Можно выделить несколько направлений культурных потребностей – это художественно-эстетические, познавательные, зрелищные, рекреационные и другие.

Существует много различных способов классификации культурных потребностей в зависимости от выбранного критерия. Рассмотрим структуру культурных потребностей путем выделения 4-х вертикальных уровней:

Первый уровень включает широкий и традиционный для определенного времени спектр культурных потребностей, например, в определенной культуре труда, образовании, художественно-эстетических, рекреационных и прочее;

Второй уровень – конкретизируя направления потребностей, выделяет виды культурных потребностей, например, уточняются художественно-эстетические потребности в литературе, музыке, театре, изобразительном искусстве;

На третьем уровне

выделяются специфические культурные потребности. Например, театр, как направление интересов приобретает более четкую форму жанра: драматический, оперный, балетный, шоу-программа и другие;

Четвертый уровень

классификации содержит отдельные культурные потребности, т.е. на данном уровне классифицируется не просто потребность в определенном жанре театрального искусства, а потребности в услугах конкретных, например, драматических театров.

Подобная классификация культурных потребностей позволяет выстраивать культурные приоритеты населения, которые требуют их удовлетворения. Естественно, производством культурных благ занимаются отрасли культуры.

Культура становится самостоятельной отраслью тогда, когда масштабы затрат общественного труда в данной сфере удовлетворения потребностей привели к ее выделению из сферы деятельности, с которой она была прежде функционально связанной, например, с образованием. Отрасль культуры постепенно приобрела самостоятельность в рамках разделения труда и превратилась в отрасль народного хозяйства.

Функционирование данной отрасли направлено на создание продукта, способного формировать и удовлетворять культурные потребности людей. Эти продукты имеют специфические, чувственно воспринимаемые свойства, благодаря которым они удовлетворяют культурные потребности людей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: