УРАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ЛИТЬЯ




ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ЛИТЬЕ ИЗ ЧУГУНА НА УРАЛЕ: ОСНОВНЫЕ ЦЕНТРЫ, ПРЕДПОСЫЛКИ ВОЗНИКНОВЕНИЯ, ОСОБЕННОСТИ НАПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЯ, ВЕДУЩИЕ МАСТЕРА И ХУДОЖНИКИ, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

Художественное литье из чугуна – законная гордость уральцев. Это искусство, воспринятое уральскими литейщиками в середине XVIII столетия из рук немецких мастеров - родоначальников художественного литья в Европе - нашло на заводах Южного Урала свое новое рождение, приобретя неповторимые российские национальные черты. В чугуне уральцы отливали предметы садово-парковой и интерьерной мебели, элементы дворцовой и городской архитектуры, произведения ландшафтной скульптуры и кабинетной пластики.

Мало какой материал может поспорить с чугуном по исключительной тонкости и выразительности ажурных изделий: литые кружева и художественные орнаменты отличаются прекрасной прорисовкой и изяществом. Литые чугунные узоры — излюбленные произведения литейного искусства русских мастеров. Что бы они ни лили — ажурное блюдо с сотней изображений зверей и птиц или сложным плетением, вазы или кружевные шкатулки, их изделия выделяются тщательностью исполнения и почти ювелирной отделкой.

Истоки чугунного художественного литья

Истоки чугунного художественного литья уходят в глубокую древность. Начало им было положено в литых орнаментах разного рода плит, печных дверок и т. п.

Многие считают, что с хозяйственных отливок и началос! изготовление художественных изделий из чугуна. Даже такие отливки, как печные дверцы, пищеварочные горшки, очажные плиты, выполнялись русскими мастерами с большим искусством. Художественное литье и литье узорных предметов связано также с зарождением литья для нужд строительства. Первые опыты такого литья распространились из европейских районов, прежде всего из Тульско-Каширского, где оно возникло в первой половине XVII в.

Интересные художественные отливки изготовлялись петрозаводскими литейщиками. Перенесенный на Урал опыт художественного литья нашел там благодатную почву. Многие чугунолитейные заводы уже в XVIII в. отливали для своих цехов, заводоуправлений и других зданий художественно оформленные строительные детали — литые чугунные колонны, кронштейны, детали для украшения фасадов и внутренней отделки, лестницы, перила. Так, в построенной в XVIII в. Демидовым церкви (в Нижнем Тагиле) цоколь облицован чугунными плитами на высоту до 1 м. В Государственном историческом музее хранятся уральские чугунные плиты для пола с рельефными розетками по углам, отлитые в 1702 г.

Особенно большой успех в художественном чугунном литье был достигнут в середине XIX в. Оно стало самостоятельной ветвью русского декоративно-прикладного искусства. В первой трети XIX в. многие заводы производили художественные отливки, которые имели большой спрос. На всероссийских и международных выставках наши чугунные художественные изделия получают всеобщее признание и самую высокую оценку, покоряя всех своим совершенством.

На ряде заводов отливают строгие, почти фотографические портреты. Хотя изготовление таких отливок считается сравнительно простым делом, но оно требуетвесьма тщательной подготовки формовочных материалов, ювелирной точности формовки и высокохудожественной чеканки (окончательной отделки) отливок. Чугунных дел мастера успешно справляются с этими трудностями и изготовляют прекрасные образцы литых портретов.

УРАЛЬСКОЕ ИСКУССТВО ЛИТЬЯ

Во многих районах России изготовляли чугунные художественные отливки, но самое высокое мастерство в художественном литье чугуна достигнуто на Урале. Самобытное искусство уральских литейщиков, накопивших опыт многих поколений, принесло огромные творческие успехи.

Точность техники исполнения, хорошо развитое чувство формы скульптурного изображения, проникновение в замыслы ваятеля и ощущение процесса творческого труда — таковы качества многих уральских умельцев, формовщиков, подлинных соавторов ваятелей. Скульпторы М. Д. Канаев, Н. Р. Бах, К. А. Клодт и П. К. Клодт (внук и правнук знаменитого П. К. Клодта) и другие, работавшие с уральскими литейщиками, старались привить формовщикам художественный вкус, раскрывали перед ними таинства творчества лепки.

Уральские литейщики обращаются к лучшим произведениям скульпторов и с успехом доказывают, что многие из них в чугуне выглядят тонко и выразительно. Работы П. К. Клодта, Э. М. Фальконе, Е. А. Лансере и других приобретают в чугуне новое звучание, а иногда и новое «чтение».

Первыми на Урале начали выпускать художественные отливки Каменский и Кушвинский заводы. Кроме них, чугунным художественным литьем прославились Верх-Исетский, Сысертский, Кусинский и Каслинский заводы. Многие литые произведения Кушвы, Верх-Исетска, Сысер-ти и других мест Урала до сих пор не изучены. Часть из них хранится в частных собраниях, не установлены изготовители некоторых произведений, многие отливки вообще утеряны. Однако то немногое, что можно узнать по архивным данным, по музейным и известным частным собраниям, свидетельствует о повсеместном высоком мастерстве уральских литейщиков.

КАМЕРНЫЕ ЛИТЫЕ СТАТУИ

Среди чугунных художественных отливок, пожалуй, наибольшую славу завоевали камерные статуи. Когда изучаешь эти произведения, приходишь к выводу, что литейщики трудились над ними с какой-то неутолимой жаждой: где только возможно, доставали образцы, ваяли сами, копировали бронзовые статуэтки, уменьшали и приспосабливали к кабинетным условиям известные монументальные произведения. Благо многие скульпторы верили искусству художественного литья из чугуна и охотно сотрудничали с литейщиками, отдавая им свои произведения.

Можно без преувеличения сказать, что самого высокого мастерства в искусстве художественного литья чугунных дел умельцы достигали именно в литье камерных скульптур.

 

 

КАСЛИ

В конце XVIII в. на Урале в Каслинском районе зародился промысел художественного литья из чугуна.

Каслинские мастера отливали поразительные по изяществу творения прикладной и художественной скульптуры, начиная с узорчатых канделябров, кружевных блюд, миниатюрных копий коней Клодта, тех, что украшает Аничков мост в Ленинграде, и кончая ювелирными поделками, которые обычно выполняли из золота, платины, серебра. Они пользовались большим спросом на мировом рынке. В Париже литой чугунный каслинский портсигар имел ту же цену, что равный ему по массе серебряный.

В числе многих уральских заводов, изготовлявших чугунные художественные отливки, мы назвали Каслинский чугунолитейный завод. Он приступил к художественному литью позже многих других заводов Урала. Еще в начале XIX в. в Каслях отливают горшки, чаши «для азиатцев» и другие хозяйственные изделия. Лишь во второй четверти XIX в. зарождается и быстро развивается художественное литье. Так, по архивным данным, уже в январе 1845 г. отлито 6 диванов, 8 подсвечников, 6 тарелочек; позже начали отливать корпуса для часов, садовые кресла и другие изделия. В 40-х годах XIX в. Касли завоевйвают широкую известность своими художественными отливками. Творения каслинцев становятся непревзойденными. И это не случайно.

В 1876 г. на завод приглашается скульптор М. Д. Канаев, который не только обогатил каслинское литье своими произведениями («Избушка на курьих ножках», «Цыганочка», «Геркулес, разрушающий пещеру ветров» и др.), но и под воздействием творчества уральских умельцев придал своим творениям народный характер, а темы для них брал из самой жизни. Хорошо понимавший творческую сторону труда литейщиков, М. Д. Канаев старался развить в них художественный вкус. Предвидя большую перспективу развития чугунного художественного литья, он стремился повысить профессиональное мастерство формовщиков и чеканщиков. В организованной им на заводе художественной школе литейщики обучались приемам формовки, лепке и чеканке по металлу.

Вслед за М. Д. Канаевым в Касли переезжает скульптор Н. Р. Бах. Он руководит художественной школой, трудится над повышением художественного уровня литья и, отрешась от академизма, становится замечательным анималистом.

Большой вклад в развитие каслинского художественного литья внесли русские скульпторы Е. А. Лансере, Н. И. Либерих, А. Л. Обер. Каслинцам посылали свои работы Р. Р. Бах, Ф. Ф. Каминский и другие.

В 1921 г. в Касли приезжает К. А. Клодт, продолживший традиции М. Д. Канаева и Н. Р. Баха. Он восстанавливает художественную школу, исправляет многие модели и создает ряд самостоятельных произведений.

В советский период над современной тематикой, кроме К. А. Клодта, в Каслях работали скульпторы Н. Горский и М. Озерский. Искусство каслинского художественного литья оттачивалось, шлифовалось на протяжении всей его истории.

Всемирное признание получили такие отливки, как уже упоминавшиеся «Мефистофель» и «Дон-Кихот» скульптора Готье и формовщика Самойлина, а также «Клоун и наездница» скульптора А. Соловьевой и формовщика Н. Теплякова, «Крестьянка с граблями на лошади» скульптора Н. И. Либериха, «Киргиз на лошади» скульптора А. Л. Обера, «Прощание казака с дивчиной» и многие другие.

" Дон Кихот". (чугун,1911г) " Мефистофель". (чугун,1914г)

Скульптор А.Обер "Киргиз на лошади" (1949 г.)

«Крестьянка с граблями на лошади» скульптора Н. И. Либериха

КЛОУН И НАЕЗДНИЦА.А. Соловьёв. 19 век

Наибольшего признания уральское литье получило в 1900 на Всемирной выставке в Париже. Выставочный павильон каслинцев поразил посетителей выставки пропорциональностью, декоративностью, многообразием орнаментальных мотивов, безупречным мастерством исполнения. Выполненный по проекту архитектора Е. Е. Баумгартена, павильон представлял собой ажурную чугунную комнату размером 6х6х8м, в которой были выставлены около 1,5 тысяч лучших образцов «кабинетных» вещей каслинского литья — мебель, скульптура, подсвечники, ажурные вазы и тарелки, шкатулки, письменные приборы. Эти изделия были удостоены золотой медали и «Гран-При».

И в настоящее время предприятия Каслей и Кусы, используя новые технологические процессы и прогрессивные способы литья, выпускают продукцию из чугуна, бронзы и алюминия с гальванопокрытием.

Н-р: «Каслинский завод архитектурно-художественного литья» - предприятие, специализирующееся на изготовлении предметов садово-парковой и интерьерной мебели, осветительных приборов, изделий хозяйственно-бытового назначения, каминов, «кабинетной пластики» и медального искусства. Завод является постоянным участником ежегодной Всероссийской выставки-ярмарки народных промыслов, исполнителем эксклюзивных заказов российских музеев. ООО «Каменный пояс» выпускает предметы церковно-ритуального обихода, офисную и декоративную мебель, колонны, фонарные столбы, балконы. Решетки, ограды для ограждения офисов и коттеджей. Кроме этих предприятий, в городе Касли работают еще около 10 мастерских, занимающихся изготовлением изделий декоративно-прикладного искусства.

 

СЛАВА КУСЫ

История Кусинского железоделательного завода начинается с 1754 г., когда купец Мосолов купил у местных жителей землю под металлургическое производство.

Первую продукцию: скобы, гвозди, обручи, завод, начал выпускать в 1789 г. В середине XIX века завод освоил производство посудного и печного литья, которое, несмотря на простоту своих форм, требовало немалого умения и опыта. Начало производства художественных отливок на заводе относится к 1883 г. В Кусе выпускали монументально-декоративную и чугунную станковую скульптуру. Одно из центральных мест в продукции завода занимала мемориальная пластика.

Ведущее место среди уральских заводов, производивших художественные чугунные отливки, длительное время занимал завод г. Кусы, часто успешно соперничавший по мастерству даже с Каслями. Изделия Кусы — настоящие произведения искусства, широко признанные не только в нашей стране, но и за рубежом. И это не удивительно, так как в Кусе работали многие умельцы, известные на всем Урале, смело бравшиеся за сложную работу. В Кусе с большим мастеоством изготовлены произведения по скульптурам Е. Лансере, Н. Либериха, П. Клодта и других.

Рис. 4. Декоративное блюдо. Куса, 1880 г.

Изделия Кусы, являющиеся гордостью русского прикладного искусства, сохранились в небольшом количестве Слава кусинского искусства литья всегда была в тени славы Каслей. Лучшие произведения Кусы часто называют каслинскими художественными отливками. Это можно объяснить тем, что во многих случаях и Куса и Касли использовали одни и те же модели. И создалось неправильное мнение о кусинских умельцах как об имитаторах.

Среди мастеров кусинского литья прославились Н. Мурзин, Ф. Иконников, П. Шалапов, В. Завоеванов, В. Сабуров, В. Дятлов, И. Зубов и другие. В Кусе работал и местный скульптор Васенин, немало произведений которого получило широкое распространение.

Произведения чугунного художественного литья рождаются в результате коллективного творческого труда скульпторов, рабочих-формовщиков и чеканщиков. В Кусе над созданием моделей для художественных отливок работали известные скульпторы России: Е.А. Лансере, Н.И. Либерих (1823-1883 гг.), П.К. Клодт (1805-1867 гг.) и др.

Работы кусинских мастеров получили международное признание. В 1888 г. изделия Кусинского литья были отмечены на выставке в Копенгагене, в 1897 г. удостоены серебряной медали в Стокгольме, а в 1906 г. получили высшую награду международной выставки в Милане. Традиции мастерства Кусинские литейщики бережно передают из поколения в поколение, вплоть до наших дней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-29 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: