Задача
12. Пусть каждая из 1000 одинаковых фирм получает 500 р. в день и кривые предельных издержек описываются формулой: МС - 5 + 2q.
1) Какая минимальная цена необходима, чтобы фирма начала функционировать?
2) Если Р = 45 р., каков будет выпуск каждой фирмы?
3) Подсчитайте прибыль каждой фирмы, если Р = 40 р. (подсказка: ТС = 500 + + 5q + <?2).
Глава 9
Чистая монополия
Эх, играй мой баян С электрогитарой, Покупайте граждане, Электротовары! Мы вас так ждали, Вы нас поймите, Мы вам трали-вали, Вы нам тити-мити.
Что стоишь, папаша,
Покупай галоши,
Один чуть дырявый,
Зато другой хороший!
Никогда не было, чтобы все было.
Покупай шило
И меняй на мыло.
Ролан Быков (1929-1998)
Ключевые понятия
Ценовая дискриминация Двухэтапная оплата (двуставочный тариф) Ценообразование пиковых нагрузок Сопутствующие продукты Монопсония Факторные издержки Двусторонняя монополия |
Чистая монополия
4 фактора возникновения монополий
Точка Курно
Изопрофита
Монопольная власть
Индекс Лернера
Потери общества от монополизации
Проведение в поисках ренты
Кривая предложения монополиста
В главе 8 мы изучали чистую конкуренцию — одну из двух полярных рыночных структур. Теперь целью нашего рассмотрения является противоположная рыночная структура — чистая монополия.
Чистая монополия — это рыночная структура, в которой существует единственный продавец товара, не имеющего заменителей; этот продавец не находится под влиянием и не влияет на цены и выпуск других продаваемых продуктов.
Подобно чистой конкуренции, чистая монополия является теоретической абстрактной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры монополии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР существовало единственное предприятие по производству швейных машинок в Подольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР. Советское руководство, основываясь известным высказыванием В. И. Ленина, стремилось превратить социалистическую экономику «в единую фабрику», в чем немало преуспело.
Несмотря на то что в реальности примеры чистой монополии чрезвычайно редки, некоторые элементы этой рыночной структуры проявляют себя как постоянно действующая сила, в том числе и на конкурентных по своей сути рынках. К примеру, появление принципиально новой технологии приводит к по-
Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены
стоянному притоку на рынки абсолютно новых типов товаров. И фирма, впервые внедряющая такие товары, какое-то время может удерживать монопольное положение (до тех пор, пока данную технологию не освоят другие фирмы).
Рассмотрим чистую монополию как одну из четырех главных рыночных структур на основе структурных переменных, приведенных в главах 7 и 8.
Таблица 9.1 Структурные переменные чистой монополии
1) | Условия спроса | Продукт не имеет близких заменителей | |
Институциональные | 2) 3) 4) | Количество продавцов Количество покупателей Вход в отрасль и выход | Один Много Невозможен |
5) | Целевая функция | Максимизация прибыли в краткосрочном периоде | |
Поведенческие | 6) | Стратегическая | Уровни цены и выпуска |
7) | переменная Ожидания относительно | Отсутствуют, так как | |
действии соперников | соперников нет |
Чистая монополия (табл. 9.1) отличается от чистой конкуренции (см. табл. 8.1) тремя параметрами из семи: во-первых, в отрасли существует лишь один продавец (а не много, как в условиях чистой конкуренции); во-вторых, продукт не имеет заменителей, т. е. абсолютно дифференцирован. Это означает, что перекрестная эластичность спроса по цене между продуктом монополиста и другими продуктами либо очень низка, нулевая, либо даже отрицательна. В-третьих, вход в отрасль новых фирм невозможен.
В реальной жизни даже монополисты испытывают своего рода периферийную конкуренцию отдаленных и частичных субститутов: так, почта ощущает некоторое соперничество со стороны телефонных компаний. Газовые компании могут соперничать с электроэнергетическими как поставщики топлива. Однако перекрестная эластичность спроса товара монополиста и дальних заменителей не столь высока.
9.1. Факторы возникновения монополии |
Praedia solis habes, & solis, Candide, nuramos: Aurea solus habes, myrrhina solus habes: Massica solus habes, & Opimi Caecuba solus: |
Кандид, владеешь один ты землей, один и деньгами,
Золотом — ты лишь один, муррою — тоже один.
Массик имеешь один и Опимиев цекуб один ты,
Et cor solus habes, solus & ingenium: Ominia solus habes: hoc me puta velle negare: Uxorem sed habes, Candide, cum populo. |
Да и умен ты один, и даровит ты один. Все у тебя одного. Ты думаешь, стану я спорить?
Но вот супругу твою, Кандид, ты
делишь с толпой.
Марциал Марк Валерий (40-104 гг.) Перевод Ф. А. Петровского (1890-1978)
Глава 9. Чистая монополия
Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.