Часть II, Анализ рыночной структуры. Теория цены





Задача

12. Пусть каждая из 1000 одинаковых фирм получает 500 р. в день и кривые предель­ных издержек описываются формулой: МС - 5 + 2q.

1) Какая минимальная цена необходима, чтобы фирма начала функционировать?

2) Если Р = 45 р., каков будет выпуск каждой фирмы?

3) Подсчитайте прибыль каждой фирмы, если Р = 40 р. (подсказка: ТС = 500 + + 5q + <?2).


Глава 9

Чистая монополия


Эх, играй мой баян С электрогитарой, Покупайте граждане, Электротовары! Мы вас так ждали, Вы нас поймите, Мы вам трали-вали, Вы нам тити-мити.


Что стоишь, папаша,

Покупай галоши,

Один чуть дырявый,

Зато другой хороший!

Никогда не было, чтобы все было.

Покупай шило

И меняй на мыло.


Ролан Быков (1929-1998)


Ключевые понятия

Ценовая дискриминация Двухэтапная оплата (двуставочный тариф) Ценообразование пиковых нагрузок Сопутствующие продукты Монопсония Факторные издержки Двусторонняя монополия

Чистая монополия

4 фактора возникновения монополий

Точка Курно

Изопрофита

Монопольная власть

Индекс Лернера

Потери общества от монополизации

Проведение в поисках ренты

Кривая предложения монополиста

В главе 8 мы изучали чистую конкуренцию — одну из двух полярных рыноч­ных структур. Теперь целью нашего рассмотрения является противоположная рыночная структура — чистая монополия.

Чистая монополия — это рыночная структура, в которой существует единственный продавец товара, не имеющего заменителей; этот продавец не находится под влия­нием и не влияет на цены и выпуск других продаваемых продуктов.

Подобно чистой конкуренции, чистая монополия является теоретической аб­страктной категорией, ибо в реальной действительности обнаружить чистую монополию практически невозможно. Пожалуй, проще встретить примеры моно­полии, обращаясь к советской истории нашего государства. Так, в СССР суще­ствовало единственное предприятие по производству швейных машинок в По­дольске, единственное предприятие по производству фильтров для сигарет в Армянской ССР. Советское руководство, основываясь известным высказывани­ем В. И. Ленина, стремилось превратить социалистическую экономику «в еди­ную фабрику», в чем немало преуспело.

Несмотря на то что в реальности примеры чистой монополии чрезвычайно редки, некоторые элементы этой рыночной структуры проявляют себя как по­стоянно действующая сила, в том числе и на конкурентных по своей сути рын­ках. К примеру, появление принципиально новой технологии приводит к по-



Часть II. Анализ рыночной структуры. Теория цены


стоянному притоку на рынки абсолютно новых типов товаров. И фирма, впервые внедряющая такие товары, какое-то время может удерживать монопольное поло­жение (до тех пор, пока данную технологию не освоят другие фирмы).

Рассмотрим чистую монополию как одну из четырех главных рыночных струк­тур на основе структурных переменных, приведенных в главах 7 и 8.

Таблица 9.1 Структурные переменные чистой монополии

 

  1) Условия спроса Продукт не имеет близких заменителей
Институциональные 2) 3) 4) Количество продавцов Количество покупателей Вход в отрасль и выход Один Много Невозможен
  5) Целевая функция Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
Поведенческие 6) Стратегическая Уровни цены и выпуска
  7) переменная Ожидания относительно Отсутствуют, так как
    действии соперников соперников нет

Чистая монополия (табл. 9.1) отличается от чистой конкуренции (см. табл. 8.1) тремя параметрами из семи: во-первых, в отрасли существует лишь один прода­вец (а не много, как в условиях чистой конкуренции); во-вторых, продукт не име­ет заменителей, т. е. абсолютно дифференцирован. Это означает, что перекрестная эластичность спроса по цене между продуктом монополиста и другими продукта­ми либо очень низка, нулевая, либо даже отрицательна. В-третьих, вход в отрасль новых фирм невозможен.

В реальной жизни даже монополисты испытывают своего рода периферийную конкуренцию отдаленных и частичных субститутов: так, почта ощущает некоторое соперничество со стороны телефонных компаний. Газовые компании могут сопер­ничать с электроэнергетическими как поставщики топлива. Однако перекрестная эластичность спроса товара монополиста и дальних заменителей не столь высока.


9.1. Факторы возникновения монополии

Praedia solis habes, & solis, Candide, nuramos: Aurea solus habes, myrrhina solus habes: Massica solus habes, & Opimi Caecuba solus:

Кандид, владеешь один ты землей, один и деньгами,

Золотом — ты лишь один, муррою — тоже один.

Массик имеешь один и Опимиев цекуб один ты,

Et cor solus habes, solus & ingenium: Ominia solus habes: hoc me puta velle negare: Uxorem sed habes, Candide, cum populo.

Да и умен ты один, и даровит ты один. Все у тебя одного. Ты думаешь, стану я спорить?

Но вот супругу твою, Кандид, ты
делишь с толпой.
Марциал Марк Валерий (40-104 гг.) Перевод Ф. А. Петровского (1890-1978)


Глава 9. Чистая монополия



Существуют 4 фактора, каждый из которых или их сочетание приводит к тому, что фирма становится монополией.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-03-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: