Малое сокрытие (гайбат сугра)




В день, когда мученически погиб имам Хасан Аскари (мир ему!), что соответствует 8 рабиа аваль 260 году по лунной хиджре, 1 января 874 года, по григорианскому летоисчислению, началось малое сокрытие имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). Малое сокрытие имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!) продолжалось более 70 лет до 329 года по лунной хиджре, что соответствует 944 году по григорианскому летоисчислению. Одной из особенностей этого периода было то, что люди общались и поддерживали связь с имамом через назначенных им представителей. Так люди задавали свои вопросы, разрешали свои проблемы посредством представителей имама, которые относили письма имаму, и он давал ответ на них.

 

Представители имама были большими учёными своего времени (хотя об их знаниях не знал никто из представителей элиты того времени[74]) четыре представителя имама были:

 

1. Усман ибн Саид Амри, который покинул этот мир в 265 году по лунной хиджре, он также был представителем имама Аскари (да будет мир с ним!).

 

2. Мухаммад ибн Усман Амри, сын Усмана ибн Саида, умер в 305 году по лунной хиджре.

 

3. Хусейн ибн Рух Наубахти более 21 года был представителем имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!), умер в 326 году.

 

4. Али ибн Мухаммад Самури, покинул этот бренный мир в 329 году, с его смертью началось большое сокрытия имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!).

 

Эти представители были избраны и представлены людям имамами Аскари и Махди (да благословит их Господь!). Так Шейх Туси в книге «Гайбат» приводит предание, что более сорока человек, среди которых был и Усман ибн Саид, прибыли к имаму Аскари. Имам представил им своего сына и сказал: «После меня мой сын будет вашим имамом, повинуйтесь ему, более вы его не увидите, но всё, что скажет Усман ибн Саид, принимайте и повинуйтесь, ибо он заместитель (представитель) имама среди вас».[75] В другом предании от имама Аскари (да будет мир с ним!) также ясно указывается на представительство со стороны имама Махди - Мухаммада ибн Усмана.

 

В книге «Гайбат» Туси мы читаем: «Усман ибн Саид по приказу имама Аскари собрал имущество последователей имама, прибывших из Йемена, группа, которая была свидетелем этого, сказала: «Клянёмся Аллахом Усман один из лучших среди нас. Теперь его положение пред вами стало ясным для нас». Имам сказал: «Будьте свидетелями, что Усман ибн Саид мой представитель среди вас, а его сын Мухаммад представитель моего сына Махди».

Эти высказывания были до малого и большого сокрытия имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). В период малого сокрытия сафиры (представители имама) также назначали представителей после себя по указанию имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). Эти четыре представителя отличались своей богобоязненностью и преданностью имаму, именно поэтому они были выбраны на особо важную миссию - представителя имама среди людей. Некоторые из этих представителей уже в детском возрасте воспитывались у имамов, поэтому, получив такое воспитание, люди всегда слышали от них только хорошее, восхищались их нравственными качествами и богобоязненностью, помимо всего другим их качеством было умение руководить людьми, создавать все предпосылки для сплочённости шиитов. Они прекрасно понимали политическую ситуацию в исламском мире, и тяжёлое положение шиитов, и прекрасно справлялись с возложенными на них обязательствами со стороны имамов Аскари и Махди (да благословит их Господь!). Внимательное исследование периода малого сокрытия даёт ясные сведения о важном месте представителей имама в этот тяжёлый период для мусульман. Связь имама с людьми через четырёх представителей имеет очень важное место в доказательстве рождения 12-го имама. С другой стороны, представители неправедной власти прилагали усилия, чтобы разрушить шиитскую идеологию посредством распространения мнения, что имам Махди не родился и, что имам Аскари не имел сына, таким образом, они пытались внести смуту, сомнения в ряды шиитов, тем самым ослабить шиитское движение. Помимо всего, малое сокрытие было подготовкой к большому сокрытию, т.е. шииты уже знали о предстоящем большом сокрытии, и начало этого сокрытия не было неожиданностью для шиитов.

Большое сокрытие

 

В период, когда жизнь четвёртого представителя имама подходила к концу его светлость, обращаясь к нему, сказал: «После себя никого не назначай, ибо настало время большого сокрытия, теперь время моего пришествия не будет, если только с дозволения Всевышнего, которое произойдет через длительное время, когда сердца переполнятся невежеством и неверием, а земля переполнится гнётом и несправедливостью».[76]

Со смертью четвёртого представителя имама в 329 году по лунной хиджре, началось большое сокрытие имама Махди (да ускорит Аллах его пришествие!). Оно продолжается и поныне, и будет длиться до тех пор, когда по милости Всевышнего тучи развеются, и свет божественного наставления снова проявится среди людей.

Как было сказано ранее, шииты в период малого сокрытия, разрешали все свои проблемы через четырёх представителей имама, но в период большого сокрытия такая связь прервалась. В период большого сокрытия люди должны обращаться к знающим людям, представителям общего характера, как марджиа таклид[77]. Это на основании непосредственного указания имама Махди (да ускорится его пришествие!). В ответе на одно письмо, переданное через второго представителя, имам писал: «Что касается ваших дел, обращайтесь к тем, кто знаком с нашими традициями[78], поистине они мой довод среди вас, а я довод Аллаха среди них».[79] Это метод разрешения проблем с начала большого и малого сокрытия установленный имамами для шиитов, который способствует лучшему познанию своих общественных обязанностей в период малого и большого сокрытия. Таким образом, система шиитского общественного порядка является живой системой, которая может в самых различных обстоятельствах разрешать проблемы мусульман и выполнять функцию наставления и руководства, не оставляя мусульман без наставления даже в самые тяжёлые ситуации. Таким образом, в период сокрытия обращение к учёным шиитского общества с целью разрешения проблем, как частного, так и общего характера способствует наставлению шиитов с одной стороны, так и упорядочивает шиитское общество, делает его гибким и альтернативным любым идеологиям и общественно-политическим системам, и умело противостоит имперским амбициям сверх держав.

Его светлость имам Хади (мир ему!) касательно важности места учёных сказал: «Если бы не было учёных, которые в период сокрытия наставляли людей на истину и посредством ясных доводов и аргументов защищали религию, и если бы не было бдительных учёных которые, спасали бы от козней сатаны людей, не осталось бы людей, если только отошедших от религии! Но они есть (эти праведные учёные), которые укрепляют сердца, убеждение людей, они берут в руки управление кораблём (обществом), и поистине они - самые лучшие люди пред Аллахом».[80]

Помимо того, очень важны особенности тех, на кого возложены обязанности наставления и руководства людьми, поэтому наши непорочные имамы указывали на особенности тех, на кого возложена эта ответственность, так имам Садык (мир ему!) описал доктрину «вилайят факих» следующим образом: «Среди факихов те, кто предохраняют себя от разных больших и малых грехов, являются хранителями религии и убеждений людей, борются со своими вожделениями и страстями, повинуются указаниям своего имама (имама Махди) имеют право на то, чтобы им повиновались люди, среди наших (шиитских) учёных есть такие».[81]

 

 

Раздел 3

Вот уже прошло более тысячи лет с периода сокрытия двенадцатого имама из рода пророка (да ускорит Аллах его пришествие!). Исламская умма и всё человечество в целом отдалились от божественного источника руководства и наставления непорочного имама. Какая же польза от сокрытия и пребывания имама неузнанным среди нас? Не лучше ли было, чтобы имам просто родился в период, когда необходимо было бы его появление и тогда ему не пришлось бы быть свидетелем того, как в мучениях и страданиях проводят его последователи? Такие вопросы берут свою основу от незнания положения имамата в Исламе и неправильного понимания роли имама в обществе.

Какое же положение занимает имам в обществе и мире в целом? Неужели его влияние и возможности непосредственно связаны с его физическим внешним присутствием и узнаванием среди людей? Неужели его присутствие связано только с обществом или же имеет влияние на всё человечество, природу и Вселенную?

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: