Принципы организации и деятельности государственных органов. Демократизм и профессионализм в деятельности органов государства




Структура механизма государства включает в себя государственные органы, государственные учреждения и предприятия, государственных служащих и организационно-финансовые средства, а также принудительную силу, необходимую для обеспечения деятельности государств. Следует отметить, что государственные органы находятся в тесной взаимосвязи и соподчиненности при осуществлении своих непосредственных властных функций. Государственные учреждения и предприятия властными полномочиями не обладают (за исключением администраций), а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, культуры, науки, спорта и т.д. Государственные служащие – это особый слой, категория людей, специально занимающихся управлением. Правовое положение государственных служащих регулируется специальным законом, в котором определяются права, обязанности и виды государственных служащих. Основным структурным звеном механизма государства является государственный орган. Государственный органэто элемент механизма государства, участвующий в осуществлении функций государства и наделенный для этого властными полномочиями. Орган государства состоит из государственных служащих, особым видом которых являются должностные лица. Содержание госслужащих возлагается на общество. Орган государства обладает властными полномочиями, которые выражаются:– в возможности издавать обязательные к исполнению нормативно-правовые акты; – обеспечении исполнения актов органов государства н различными методами. Государственные органы классифицируются по различным основаниям: 1. По способу возникновения: а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы никакими другими органами не создаются; б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. 2. По объему властных полномочий: а) высшие (правительство); б) местные (акимат). 3. По широте компетенции: а) общей компетенции (правительство); б) специальной компетенции (МВД). 4. По принципу разделения властей: а) законодательные (парламент); б) судебные (суды); в) исполнительные (министерство юстиции и др.). 5. По порядку принятия решений: а) коллегиальные (парламент, правительство и др.); б) единоличные (президент, министерство юстиции и др.)

, которые вы .Органы государства и их классификация. Законодательные, исполнительные и судебные органы: полномочия, механизмы влияния и сдержек.

К органам государства примыкают государственные учреждения, которые властными полномочиями не обладают, а выполняют общесоциальные функции в сфере экономики, образования, здравоохранения, науки. Первичным и важнейшим структурным элементом механизма государства является орган государства. Государственный орган — это элемент механизма государства, участвующее в осуществлении функций государства и наделенное для этого властными полномочиями. Характерные черты: 1. Хотя орган государства и обладает определенной самостоятельностью, он служит частью единого механизма государства, занимает в государственной машине свое место и прочно связан с другими ее частями. 2. Орган государства состоит из государственных служащих, которые находятся в особых правоотношениях между собой и органом. Положение, права и обязанности государственных служащих определяются законом и обеспечивают их правовой статус. Объем и порядок использования ими властных правомочий устанавливаются тоже законом и конкретизируются в должностных инструкциях, штатных расписаниях и др. К числу государственных служащих относятся и должностные лица, которые обладают властными полномочиями, издают правовые акты, самостоятельно проводят их в жизнь. 3. Органы государства имеют внутреннее строение (структуру). Они состоят из подразделений, скрепленных единством целей, ради достижения которых образованы, и дисциплиной, которую все служащие обязаны соблюдать. 4. Важнейшим признаком органа государства является наличие у него компетенции — властных правомочий (совокупности прав и обязанностей) определенного содержания и объема. Компетенция обусловлена предметом ведения, т. е. конкретными задачами и функциями, которые решает и выполняет государственный орган. Компетенция обычно юридически закреплена (в конституции или текущем законодательстве). Реализация органом государства своей компетенции — это не только его право, но и обязанность. 5. Согласно своей компетенции орган государства обладает властными полномочиями ражаются: а) в возможности издавать обязательные к исполнению правовые акты. Эти акты могут быть нормативными или индивидуально-определенными (акты применения норм права); б) в обеспечении выполнения правовых актов органов государства путем применения различных методов, в том числе методов принуждения. 6. Для осуществления своей компетенции орган государства наделяется необходимой материальной базой, имеет финансовые средства, свой счет в банке, источник финансирования (из бюджета). 7. Наконец, орган государства активно участвует в реализации функций государства, используя для этого соответствующие формы и методы. Государственные органы классифицируются по различным основаниям: 1. По способу возникновения: а) первичные (представительные) органы, например, наследственная монархия, парламент, президент. Эти органы никакими другими органами не создаются; б) производные (правительство, прокуратура и др.). Создаются первичными органами, которые и наделяют их властными полномочиями. 2. По объему властных полномочий: а) высшие (правительство); б) местные (акимат). 3. По широте компетенции: а) общей компетенции (правительство); б) специальной компетенции (МВД). 4. По принципу разделения властей: а) законодательные (парламент); б) судебные (суды); в) исполнительные (министерство юстиции и др.). 5. По порядку принятия решений: а) коллегиальные (парламент, правительство и др.); б) единоличные (президент, министерство юстиции и др.) Основное требование принципа разделения властей заключается в том, что для утверждения политической свободы, обеспечения законности и устранения злоупотреблений властью со стороны какой-либо социальной группы, учреждения или отдельного лица необходимо разделить государственную власть на законодательную (избранную народом и призванную вырабатывать стратегию развития общества путем принятия законов), исполнительную (назначаемую представительным органом власти и занимающуюся реализацией данных законов и оперативно-хозяйственной деятельностью) и судебную (выступающей гарантом восстановления нарушенных прав, справедливого наказания виновных). Причем каждая из этих властей, являясь самостоятельной и взаимосдерживающей друг друга, должна осуществлять свои функции посредством особой системы органов и в специфических формах в виде системы “сдержек и противовесов”. Система “сдержек и противовесов”, установленная в конституции, представляет собой совокупность правовых ограничений в отношении конкретной государственной власти: законодательной, исполнительной, судебной. Так, применительно к законодательной власти большую роль в системе противовесов играет Президент, который имеет право применить отлагательное вето при поспешных решениях законодателя; в отношении исполнительной власти сдерживающими являются сроки президентской власти, импичмент, вотум недоверия Правительству; со стороны парламента запрет ответственным работникам исполнительных органов избираться в состав законодательных структур, заниматься коммерческой деятельностью; для судебной власти правоограничивающими средствами, выраженными в конституции, процессуальном законодательстве, являются следующие принципы: презумпция невиновности, право на защиту, равенство граждан перед законом и судом, гласность и состязательность процесса, отвод судей и т.п. Импичмент – это выражение недоверия высшему должностному лицу, отстранение его от должности, привлечение его к юридической ответственности. Так, в Конституции РК, в ст.47 п.4 закреплено, что импичмент (или отстранение от должности) Президенту РК может быть объявлен Парламентом только в случае государственной измены. Основания для импичмента могут быть различными, но при этом должны быть четко закреплены в законах государства.

21.Политическая система общества: понятие, структура. Политические партии и их роль в развитии политической системе РК. Роль и место государства в политической системе. Политическая системаэто совокупность взаимо-действующих между собой норм, идей и основанных на них политических институтов, учреждений и действий, организующих политическую власть, взаимосвязь граждан и государства. Основным назначением этого многомерного образования является обеспечение целостности, единства действий людей в политике. Политическая система обществаэто система государственных и негосударственных социальных институтов, осуществляющих определенные политические функции. Такими институтами являются: государство, партии, профсоюзы и другие организации и движения, участвующие в той сфере общественной жизни, ядром которой являются завоевание, удержание и использование власти. Политическая система обеспечивает проведение внутренней и внешней политики, формирует, выражает и защищает интересы социальных слоев. Ее характер определяется главным образом той социальной средой, в которой возникает и функционирует политическая система.Основными субъектами политической системы общества выступают государство, политические партии и общественные движения. Государство занимает решающую роль в политической системе, поскольку государство обладает присущими ему специфическими признаками;– во-первых, это способность к интеграции общества при наличии социальных различий вызываемой ими борьбы интересов; – во-вторых, государство – это орган власти, правового принуждения, активно использующий санкции поощрения и наказания за соблюдение или нарушение установленных им норм, правил организации общественных отношений; – в-третьих, правотворческая функция государства в обществе;

– в-четвертых, публичность государственной власти, профессионализация управления общими делами, добровольная или принудительная передача государственным органам и их служащим полномочий на управление другими людьми; – в-пятых, специфичность и четкость границ полити-ческого пространства. Государство имеет географические пределы: территорию, на которую распространяется его власть, и юридический ореол – оно охватывает граждан – членов государства, имеющих по отношению к нему юридически закрепленные права и обязанности, платящих налоги, т.е. материально способствующих и обеспечивающих существование и деятельность государственных органов. Основным субъектом политической системы также являются политические партии. Назначение политической партии, делающее ее необходимым компонентом политической жизни в любой ее модификации, заключается: – в осуществлении функции представительства интересов различных социальных групп, общностей на уровне общих интересов всей социальной целостности; – в активной работе по интеграции социальной группы, входящей в сферу политических отношений; – в снятии ее внутренних противоречий. Партии имеют свою программу, систему целей, которые они активно пропагандируют и защищают, более или менее разветвленную организационную структуру, накладывают на своих членов определенные обязанности и формируют нормы поведения. Они поэтому служат мощным фактором повышения уровня организованности политической жизни, ее рационализации. Партии могут быть: – классовыми, т.е. представлять интересы социальных групп, различающихся по своему месту в структуре производственных отношений (крестьянские, рабочие, предпринимательские); – национальными, религиозными, выражающими на государственном уровне специфические интересы той или иной этнической группы или конфессии; ставящие, как правило, задачу обеспечения их приоритета в государстве (партия исламского возрождения, Союз русского народа и т.д.); – проблемными, вызванными и подчиняющими свою программу и деятельность решению какой-либо социальной задачи, наиболее актуальной, острой, важной, требующей безотлагательного ответа (экономическая партия, партия мира или разоружения, земельной реформы и т.д.); – государственно-патриотическими, ориентирующимися на мобилизацию представителей всех социальных слоев и групп на обеспечение целостности и стабильности государства; – формирующимися вокруг популярности политической фигуры и действующими как группы его поддержки; – так называемыми “гротескными партиями”, вроде “партии любителей пива”, видящими смысл своей деятельности в демонстрации самобытности пристрастий группы граждан, не претендуя на власть. В движении, как правило,отсутствует жесткая центра-лизованная организация, нет фиксированного членства, программу и доктрину заменяет цель или система политических целей. Участником движения может быть любой человек, поддерживающий цель движения. В движении выбор форм собственного участия или поддержки его деятельности более широк. В современных условиях в развитии политической активности наблюдается тенденция предпочтения движений перед партиями, поскольку в партиях действует система отбора, обязательств и дисциплины. Многие важные политические проблемы решаются за счет активных усилий именно движений (экологические проблемы, борьба за мир, демократизацию общества). Таким образом, главным субъектом политической системы является государство. Взаимоотношения государства и общественных организаций показывают, насколько общи их конечные цели и задачи, едины принципы построения и функционирования. Эти взаимоотношения строятся по-разному в зависимости от места и роли тех или иных общественных формирований, от характера их деятельности, от стоящих перед ними целей и задач. Это сотрудничество, взаимопомощь, координация, руководство со стороны государства деятельностью некоторых общественных организаций, определение основного направления их деятельности, надзор и т.д. При этом сохраняется внутренняя самостоятельность общественных организаций, их относительная независимость в решении вопросов на основе принципов самоуправления и самодеятельности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-15 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: