Правила нанесения ударов руками




Ну, собственно, не совсем правила. Вернее сказать, общие рекомендации, о которых почему-то в большинстве книг не говорят. Хотя некоторые мелочи способны сделать удар намного сильнее и быстрее.

Итак. При нанесении прямых, боковых и апперкотов всегда нужно перемещать центр тяжести. Бьешь левой рукой – загружаешь правую ногу, бьешь правой – загружаешь левую ногу. Делать это нужно обязательно. Такой перенос значительно увеличивает силу удара.

Далее. Никогда не выпрямляй при прямых ударах руку полностью. Локоть должен быть немного согнут. При выпрямленной руке очень легко травмировать локоть.

Напрягай кулак в момент соприкосновения его с целью, но не раньше. Рука должна быть расслабленной. Вообще, момент соприкосновения кулака с целью очень важен – это конечная фаза удара. И вся концентрация должна происходить именно здесь. Тело кратковременно напрягается, как только рука коснулась цели, потом снова следует расслабление. Если ты скован с самого начала движения, удар будет медленным и слабым.

В момент удара представляй, что у тебя в руке по ножу. Ты должен не просто касаться цели, а втыкать в нее кулак. То есть бить не по поверхности, а как бы в глубь цели, удары должны быть не скользящими, а проникающими. И соответственно, руки должны двигаться не по дуге, а по прямой.

Нанося удар, всегда защищайся. В бою практически против каждого удара очень часто незамедлительно следует контрудар, возможен и удар навстречу, а потому, атакуя противника, нужно постоянно помнить о защите и стараться максимально обезопасить себя от возможных ответных ударов с его стороны. Чтобы не нарваться на неприятности, закрывайся в момент удара – плечо бьющей руки всегда прикрывает подбородок с одной стороны, кулак свободной руки – с другой. Плюс к этому локоть свободной руки прикрывает корпус. Помни, что лучше бить слабее, но оставаться закрытым, чем лупить со всей силы, подставляя противнику незащищенный подбородок. Встречный удар в большинстве случаев приводит к нокдаунам или нокаутам.

После удара сразу защищайся. Не замирай с вытянутой рукой, как это делают каратисты в ката. После удара рука мгновенно должна вернуться на свое место. Никакой фиксации положения в момент удара. Ударил – руку назад. Причем возвращаться она должна даже немного быстрее. Возвращение руки должно происходить по кратчайшей траектории. И в то положение, которое гарантирует тебе защиту от контратаки противника. Кроме того, правильный возврат руки после удара уже сам по себе обеспечивает дополнительную защиту – противнику приходится бить через твою руку, что очень неудобно.

В ударе участвует все тело. Тот, кто бьет только рукой, с трудом сможет прихлопнуть комара. Поэтому основное внимание при отработке любых ударов нужно обращать на координацию рук, ног, корпуса и плечевого пояса. Вообще, принято считать, что начинающие боксеры бьют рукой, а наносят удар всем телом. Опытные же мастера бьют всем телом, а наносят удар одной рукой.

Никогда не застывай на месте. Удары всегда наносятся в движении. Подошел, ударил или выстрелил серию – и сразу уходи. Назад, в сторону, прорывайся вперед – неважно, все зависит от ситуации. Но не останавливайся. Даже когда работаешь на мешке – всегда танцуй вокруг него.

Не фиксируй взгляд на том месте, куда собираешься бить. Поначалу это сложно, но приучать себя необходимо. Опытный боец легко расшифровывает твой взгляд и заранее готовит защиту с контратакой. Все это происходит на рефлексах. Так что, если ты собираешься атаковать корпус и таращишься туда, можешь быть уверен – рука наткнется на локоть противника, а твоя голова – на его кулак.

Не бойся бить! Рекомендация странная, на первый взгляд. Но новички действительно иногда боятся атаковать. Помнить о защите нужно всегда. Но это не значит, что твой удар должен быть похож на отмашку. Противник не муха, от него не отмахнешься. А многие именно так и делают – махнут рукой, обозначат удар и тут же убегают в глухули защиту. Это не бой. Привыкни к мысли, что по голове тебе все равно настучат. Так уж лучше пускай настучат не совсем безнаказанно.

Положение кисти при ударе должно быть таким: пальцы согнуты и прижаты к ладони, большой палец прижат к средней фаланге указательного. Ударной поверхностью кулака служат головки пястных костей, которые при ударе испытывают вертикальное давление. Основные фаланги пальцев, испытывающие при ударе поперечное давление, имеют дополнительную, «рессорную», функцию. В начальный момент удара пальцы не напряжены. Непосредственно перед ударом они напрягаются и крепко сжимаются, что обеспечивает необходимую жесткость при соударении. В момент касания цели предплечье бьющей руки располагается перпендикулярно цели, чтобы головки средних и пястных костей касались ее в первую очередь. Как ты будешь поворачивать кулак относительно цели – вертикально или горизонтально, – твое дело. Обычно при прямом ударе кулак разворачивается горизонтально. Но при коротких, прямых ударах возможна и вертикальная постановка. При коротких боковых тоже удобнее держать кулак вертикально.

Для предохранения от травм связок суставов кисти, лучезапястного сустава и от вывихов большого пальца в запястно-пястном суставе во время выполнения ударов бинтуй кисти. Если работаешь перед зеркалом – это, конечно, необязательно. Но если собираешься работать на снарядах или с партнером, бинты необходимы. При этом важно оценить, насколько плотно и туго уложена повязка: кисть должна быть забинтована так, чтобы бинт не давил на кисть в ее раскрытом положении и хорошо стягивал ее, когда она сжата в кулак. Длина одного бинта обычно составляет 2 м в длину и 4–5 см в ширину.

На этом с общими рекомендациями, пожалуй, закончим. Пора переходить непосредственно к технике выполнения ударов.

 

 

Прямой удар

Учиться наносить удары лучше в учебной, фронтальной, стойке. Что она из себя представляет? Все просто: ноги примерно на ширине плеч, на одной линии; носки чуть повернуты внутрь; колени слегка согнуты и тоже смотрят внутрь; вес тела распределен равномерно, пятки едва касаются пола; руки в боевой позиции – кулаки прикрывают подбородок, локти опущены, закрывают корпус; голова наклонена вперед; плечи также немного подаются вперед.

Из этого положения переносишь вес на правую ногу, ставя ее на полную стопу. Левая нога разгружается, пятка отрывается от пола, носок поворачивается еще больше вправо. Левая стопа должна встать практически перпендикулярно правой. Колено левой ноги также подворачивается внутрь. Отнесись внимательно к движению ног – оно одинаково для всех ударов – и прямых, и боковых, и снизу. Тут важно не просто вяленько перетащить вес на другую ногу, а сделать это резким, энергичным движением, то есть ты делаешь небольшой толчок левой ногой и резко подсаживаешься на правую.

Одновременно с переносом центра тяжести на правую ногу разворачиваешь вправо и корпус. Но не бедра! Бедра сильно гулять не должны. Конечно, они сместятся немного, но разворачивать их вслед за корпусом не нужно. Поворачиваются только корпус и плечевой пояс.

При таком движении резкий перенос центра тяжести создает дополнительный вращающий момент для туловища и способствует его лучшему повороту, а сам поворот корпуса задает начальную скорость бьющей руке.

Одновременно выпрямляешь левую руку. Левое плечо должно уйти вперед и немного подняться – оно закрывает твой подбородок. Правая рука с плечом отходят немного назад. Кулак прикрывает голову, локоть – корпус. Локоть не отставляй, он должен быть прижат к телу.

Важно, чтобы все эти движения выполнялись слитно и одновременно. Касание кулаком цели должно произойти в тот же момент, когда твоя правая нога загружается и плотно встает на пол. Одновременно!

Все, удар нанесен, зафиксируй это положение. Проверь себя: ты должен уверенно стоять на ногах. Вес тела – на правой стопе, левая разгружена и стоит на носке, пятка смотрит влево. Колено правой ноги согнуто и смотрит прямо. Корпус и плечи повернуты вправо. Голова опущена. Левое плечо выше правого и прикрывает подбородок. Левая рука выпрямлена, локоть немного согнут, смотрит влево и чуть вниз. Предплечье с кулаком образуют прямую линию. Кулак даже можно немного опустить, чуть согнув кисть в лучезапястном суставе. Правая рука закрывает все, что можно закрыть.

Теперь из этого положения наносишь удар правой. Движения те же, но в другую сторону. Переносишь вес тела на левую ногу, разгружаешь правую и ставишь ее на носок. Носок повернут влево. Одновременно разворачиваешь корпус и плечевой пояс, левая рука уходит назад в защитную позицию, правая – выбрасывается вперед. Теперь у тебя впереди правая рука и правое плечо, левая рука и левое плечо – сзади. Вес тела на левой ноге.

Все, «двоечка» сделана. Имеет смысл отрабатывать удары именно так, «двойками» – левой-правой. Серьезная атака редко ограничивается одним ударом, и лучше сразу учиться работать небольшими сериями. Если будешь оттачивать удары поодиночке – потом придется еще кучу времени убить на то, чтобы научиться координировать работу рук и ног. А так ты сразу приучаешься «мыслить» серийно. Да и лучше можешь почувствовать этот важный момент – перенос центра тяжести с ноги на ногу.

При нанесении ударов не проваливайся – то есть не наклоняй корпус вперед, в направлении удара, и не переноси вперед центр тяжести. Ты должен уверенно стоять на ногах.

Звучит все не очень просто, но на самом деле техника прямых ударов осваивается довольно быстро. Как только поймаешь правильное движение, дело сразу пойдет на лад.

Когда будешь нормально чувствовать себя во фронтальной стойке, начинай отрабатывать прямые из стойки боевой. Тут есть пара нюансов. И связаны они тоже с работой ног.

Итак, ты встаешь в левостороннюю боевую стойку. Делаешь все то же самое – толчок левой ногой, перенос веса на правую, скручивание корпуса, плечо и рука идут вперед. Но при переносе веса ты как бы подаешься немного назад, подсаживаясь на стоящую сзади правую ногу. При этом ты и сам немного опускаешься, потому что правая нога слегка сгибается в колене. То есть на ногу ты именно подсаживаешься (рис. 1).

 

Рис. 1

 

При ударе правой – все наоборот. Толчок правой и перенос веса на левую, но левая нога при этом не сгибается в колене, а, напротив, немного распрямляется. И ты соответственно немного поднимаешься, становишься как бы выше. Толчок правой здесь должен быть достаточно сильным и энергичным, чтобы усилить удар (рис. 2).

 

Рис. 2

 

Так что, когда бьешь, «двойку» из боевой стойки, голова твоя прыгает, как мячик на волне – вниз-вверх. Амплитуда должна быть не очень большой, но все же заметной.

Теперь несколько слов о прямых ударах в корпус. От ударов в голову они отличаются только уровнем атаки. Ударить ниже можно двумя способами – нагнуться ниже или подсесть ниже. Используется только второй вариант. Если ты, стоя на прямых ногах, будешь нагибаться, чтобы нанести удар в печень, мигом потеряешь равновесие и подставишься либо под удар снизу, либо под удар коленом, либо под бросок. Да и сам удар получится слабым и не сможет пробить мышечный корсет противника.

Чтобы нанести чувствительный удар в корпус, ты должен просто подсесть на охулий ноге чуть ниже, чем делаешь это при ударе в голову. Корпус, само собой, тоже приходится немного наклонять, особенно если противник гораздо ниже. Но только чуть-чуть, почти незаметно! Работают именно ноги (рис. 3, 4).

 

 

Рис. 3

 

 

Рис. 4

 

Нанося удар в корпус, нужно всегда помнить о защите. В момент такого удара, на этапе подготовки к нему и выхода из него, боец очень уязвим. Противнику легко контратаковать – ты сидишь низко, поэтому очень удобно наносить встречные удары поверх твоей бьющей руки, очень удобно ловить тебя на входе в атаку апперкотом, не менее удобно атаковать навстречу ногой и так далее. Поэтому не стоит начинать атаку с удара в корпус. Такой удар должен быть завершающим в связке, когда атака как следует подготовлена небольшой серией отвлекающих ударов в верхний уровень. Помни: бить в корпус нужно наверняка. Или же наносить легкие отвлекающие удары, не вкладываясь в это движение, не пытаясь достать противника, а просто обозначая с безопасной дистанции удар в нижний уровень. Но в любом случае нагибаться нельзя. Ноги, ноги, и еще раз ноги.

Но отмечу сразу: в реальной уличной драке атаковать в корпус – крайне опасное и неблагодарное занятие. Во-первых, пробить мышцы туловища довольно сложно, нужно иметь очень сильный удар. Во-вторых, надо подсаживаться, что ставит тебя в уязвимое положение, особенно если противников несколько. В-третьих, одежда, особенно зимой, хорошо смягчает удар. Ну и еще целая масса причин. Так что в реальной схватке в корпус бить нужно очень и очень осторожно. Однако для общего развития освоить этот удар необходимо. Мало ли что.

 

 

Боковой удар

Работа ног и корпуса в боковом ударе не отличается от того, что ты делал, нанося удар прямой. Тот же толчок, перенос веса, скручивание корпуса, посыл плеча вперед. Но, выбрасывая руку, ты описываешь ею небольшую дугу, чтобы нанести удар не прямо, а сбоку.

На что здесь нужно обращать внимание. Самое главное – работа бедер. Как и при прямом ударе, бедрами сильно крутить нельзя. Плечо всегда должно быть впереди бедра. В том числе и в конечной фазе удара. Бьешь не бедром, как наносят боковые удары в карате, а именно плечом. Бедра почти неподвижны.

Далее. Локоть высоко не поднимай. Он должен быть немного опущен. То есть кулак в горизонтальной плоскости находится выше локтя.

Замах совсем небольшой. Только при свинге амплитуда получается размашистой. Но чаще боковой бьется на средней или ближней дистанции, а тут размахиваться нельзя. Удар должен быть коротким.

Кулак можешь держать вертикально или горизонтально – как тебе удобнее. Обычно на коротких дистанциях разворачивать руку просто нет времени, поэтому кулак ставится вертикально. Более короткое, экономичное движение.

Обращай внимание на работу плеча. При ударе кулак не должен отставать в движении от плеча. Они двигаются слитно, вернее даже, кулак немного опережает плечо. Новички обычно, чтобы нанести более сильный удар, выбрасывают плечо вперед, а потом уже доводят до цели кулак. Удар действительно получается немного сильнее на первом этапе. Но он все равно проигрывает в силе технически правильно выполненному боковому. А кроме того, при такой технике ты открываешься полностью. Плечо всегда должно закрывать подбородок. Ну и наконец, если плечо у тебя опережает движение руки, тебе будет крайне сложно нанести второй удар другой рукой. Инерция не даст быстро занять нужное для удара положение – тебя развернет чуть сильнее, чем нужно (рис. 5–8).

 

Рис. 5

 

Рис. 6

 

Рис. 7

 

Рис. 8

 

Вообще, при боковых ударах не нужно сильно закручивать корпус и плечевой пояс. Чтобы понять, почему этого не нужно делать, и поймать правильное движение, попробуй пробить быструю «двойку» боковых – левой-правой. Ключевое слово – быстро. Сам увидишь, что, если ты начинаешь далеко закручивать корпус, нанести тут же второй удар очень трудно. Сам по себе боковой удар является более амплитудным, чем прямой, а если к этой дуге ты еще добавляешь раскрутку корпусом и плечевым поясом, то эта амплитудность только увеличивается. Тебе нужно широко раскрутиться, потом погасить движение, затем, преодолевая инерцию, начать движение в обратную сторону и т. д.

Мощность бокового удара зависит не от раскрутки корпуса и не от замаха, а от грамотной работы ног. Помогай себе: интенсивно толкайся ногой и резко перебрасывай вес на противоположную ногу. Сразу почувствуешь разницу. Словом, боковые бьются ногами.

Рука при нанесении бокового удара всегда должна быть согнута в локте. Бьешь этаким крюком. Распространенная ошибка – выбросить прямую руку в сторону, потом согнуть ее в локте и нанести удар. Так делать нельзя. Локоть все время согнут, и угол сгиба не меняется на протяжении всего удара. Представь, что у тебя на руке наложен гипс. Так и бей.

 

 

Удары снизу

Удары снизу, или апперкоты, обычно даются начинающим бойцам сложнее всего. И все из-за желания сразу поразить себя самого и окружающих неимоверной силой удара. У начинающих возникает непреодолимое желание сделать мощный замах перед ударом. В итоге они опускают руку чуть ли не к бедру, описывают этакую молодецкую дугу и… получают хороший встречный в челюсть.

Итак. Ногами и корпусом работаем так же, как и в предыдущих случаях. Да, удары в боксе строятся по одному принципу. И это большой плюс – освоив прямой, остальные виды ударов наработать уже гораздо легче.

Все помнишь? Толкнулся, перенес вес тела на противоположную ударной руке ногу, скрутил корпус, ударил. Задерживаться на этих моментах не буду – смотри главку про прямые удары. Перейду к главному – к движению ударной руки. Здесь тебе опять нужно представить гипс. Рука, согнутая в локте, чуть ныряет вниз и тут же выстреливает прямо-вверх. Для тренировки – пробивай удар снизу так же, как бьешь прямой, но направляй его чуть вверх и разверни кулак так, чтобы пальцы были обращены к тебе, а локоть смотрел вниз. Когда поймаешь движение, можешь чуть сильнее согнуть руку в локте.

Запомни: перед апперкотом руку опускать вниз, к бедру, ни в коем случае нельзя. Кулак опускается чуть ниже уровня плеча. То есть замах ты делаешь совсем короткий. Руку при этом не выпрямляешь. Она так и остается согнутой в локте на протяжении всего удара. В конечной фазе удара кулак поднимается приблизительно до уровня носа. Это если бьешь в голову.

Удар в корпус, само собой, предполагает, что руку придется опустить довольно низко. Но и здесь замах должен быть очень коротким. Руку выпрямлять нельзя.

Чтобы удар получился более мощным, не нужно размахиваться, как былинный богатырь. Работай ногами. Но опять же не так, как делают новички – слегка подпрыгивая от усердия в конечной фазе удара. Подсаживайся жестко и резко, если бьешь левой. Четко координируй такой подсад и конечную фазу удара. Это должно получаться одновременно. Как только разберешься с координацией рук и ног, удар сразу станет на порядок сильнее. Хотя у правшей удар левой вовсе не обязан сразу валить противника в нокаут. Удары левой обычно подготавливают атаку и отвлекают внимание противника от более мощной правой. Так что, тренируя удары левой, нужно обращать основное внимание не на силу и пробивную мощь, а на скорость, четкость и точность.

Если бьешь правой, то здесь история другая. Тут ты немного выпрямляешь колено левой ноги, помогая руке ногами и корпусом (рис. 9–12).

 

Рис. 9

 

Рис. 10

 

Рис. 11

 

Рис. 12

 

Важно: работай тоже сразу «двойками». И следи при этом, чтобы плечи не описывали «восьмерку». Плечи должны двигаться строго вперед и назад, без круговых движений.

Что еще нужно знать об ударах снизу? Это удары преимущественно ближнего боя. Пробивать их со средней дистанции обычно неэффективно и опасно – здесь ты открываешься довольно сильно. Лучше всего пользоваться ими, когда противник не может увидеть удара. В «разрез» перчаток после хорошей подготовки боковыми, в момент атаки противника, после «нырка» в качестве контратаки… Словом, главные условия – ближняя дистанция и отвлеченное внимание противника.

Отрабатывать апперкоты на первых порах лучше всего на лапах или подушке, которую держит партнер. На мешке хорошо нарабатывать удары снизу в корпус. Учиться таким образом бить в голову не очень удобно. Вот лапы – другое дело. Пусть партнер держит их двумя руками, наложив одну лапу на другую, и время от времени меняет высоту цели. Это оптимальный вариант отработки.

 

 

Удары локтями

Удары локтями весьма опасны, поэтому работай с ними осторожнее. Будешь суетиться, рискуешь травмировать и себя, и партнера.

Удары локтями – это строго оружие ближнего боя. В ближнем бою противники стоят вплотную друг к другу, могут касаться друг друга головами, корпусами, плечами. Обычно ближний бой – это облегченный вариант мясорубки. Увидеть все удары противника практически невозможно, одновременно защищаться и нападать очень тяжело, поэтому много ударов просто пропускаешь; к динамической нагрузке зачастую добавляется статическая – кто кого переборет или перетолкает. А в реальной драке к этим прелестям добавляются жесткие и почти невидимые удары локтями, коленями, возможность попасться на бросок, получить хороший удар в пах и так далее. Словом, удовольствие еще то. Но иногда такого боя просто не избежать, например, если приходится драться в ограниченном пространстве лестничной клетки или в лифте. Тут уж для локтей и коленей самая работа. И тот, кто лучше умеет орудовать этими частями тела, как правило, и выигрывает.

Ударов локтями в боевых искусствах – множество. Все они по-своему эффективны на ближних дистанциях, но говорить о них мы здесь не будем. Потому что, как я уже писал выше, техника для реальной драки должна быть максимально проста. Все эти удары локтями назад, чтобы освободиться от захвата, длинные удары вбок, обратные удары, удары с поворотом, добивающие удары сверху тебе не пригодятся, поверь моему опыту. Кроме того, они требуют длительной наработки, в противном случае ты можешь сам остаться без руки.

Остановимся на самом действенном и востребованном ударе – горизонтальном ударе локтем. Чуть позже ты увидишь, что название «горизонтальный» весьма условно.

Итак. Стойка фронтальная. Обычно в ближнем бою работают из этой стойки. Движение ног и корпуса то же самое, что и при боковом ударе. Но ударная рука, едва начав движение, до упора сгибается в локте. Это очень важно. Тут никакой расхлябанности быть не должно – травмируешь руку мигом. Рука должна быть напряжена, предплечье касается бицепса, кулак горизонтально. Локоть описывает небольшую дугу в горизонтальной плоскости и касается цели. Ударная поверхность – место, где предплечье переходит собственно в сустав. Можно бить и предплечьем, но тут эффективность удара снижается – там все-таки кость прикрывают мягкие ткани, да и амплитуда получается меньше. Как и в боковом ударе, плечо не должно отставать от руки – они двигаются синхронно. В момент соприкосновения локтя с целью – максимальное напряжение всех мышц, полная концентрация.

Удары левым и правым локтем выполняются аналогично.

Но так выглядит голая теория. В том смысле, что перед зеркалом бить ты будешь именно так. Однако отработка ударов локтем перед зеркалом – занятие минут на десять. Тут как нигде важна работа на мешке. Почему? Потому что с мешком очень удобно моделировать ситуацию ближнего боя.

Встань вплотную к мешку. Подай тело чуть вперед, наклони голову, чтобы лоб касался мешка, а согнутые в защитной позиции руки были прижаты к телу. Вот это дистанция ближнего боя. Как видишь сам, развернуться особенно негде. Теперь попробуй ударить локтем из этого положения. Включай корпус и особенно ноги, играй весом при каждом ударе. Налегай на мешок, дави на него всей массой. Одной рукой имитируй захват, другой бей. Бей всем телом. Потом наоборот. Тут уже не так важно, насколько ювелирно точно ты выписываешь локтем дугу. Просто бьешь по кратчайшей. Этого будет вполне достаточно. Удары локтем – они все вспомогательные.

Бить ты можешь не только горизонтально. Но и по диагонали: снизу-справа, снизу-слева, сверху-справа, сверху-слева. Так, как тебе удобнее ударить в нужный момент. Правило только одно – рука согнута и напряжена. Ну и не забывай включать в работу корпус и плечевой пояс.

Все, на этом можно и остановиться. Удары локтями – техника специфическая. Тут долгие описания бесполезны. Чтобы научиться их пробивать, нужно подолгу работать на мешке и в ближнем бою. Там тело само сообразит, как лучше в данный момент ударить. А основные положения я тебе рассказал.

Так что двигаемся дальше. Бить ты научился, теперь пора подумать о защите.

 

Защита от ударов руками

Каким бы мощным ни был у тебя удар, шансы на победу резко сокращаются, если ты не умеешь защищаться. Так что защита – важнейший раздел подготовки.

Существуют различные защитные приемы. Защита руками: встречные удары, подставки, отбивы, блоки. Защита корпусом: уклон, нырок. Защита передвижением: сайд-степ и т. д.

У всех видов свои плюсы и минусы, все виды эффективны в одних ситуациях и малоэффективны – в других. Поэтому осваивать нужно все подряд. Иметь какой-либо один излюбленный вариант защиты – значит заранее поставить себя в невыгодное положение. Защита должна быть разнообразной. Чем богаче арсенал, тем лучше ты будешь действовать в бою.

Главное правило защиты: она всегда должна подготавливать контратаку. Просто закрываться или уходить от удара – удел зеленых новичков. Опытный боец закрывается и уходит так, чтобы оказаться в идеальной позиции для контратаки. Мастера же, защищаясь, нападают.

Еще один немаловажный момент: защита – это, прежде всего, рефлексы. Думать, как лучше защититься, времени в бою нет. Поэтому, если хочешь научиться нормально защищаться, будь готов к многократным повторениям занудных упражнений.

Ну и еще один момент, о котором я уже говорил: в уличной драке особенно налегать на защиту нельзя. Нет на это времени, тем более если противников несколько. Каждое защитное действие в драке обязательно должно тут же перетекать в атакующее. Обязательно! Без пауз, без зависаний, без прицеливаний и размышлений. Отмахнулся одной рукой, а другая уже летит в лицо противнику. Отошел в сторону и тут же навесил ногой. А еще лучше – делать все это одновременно.

Итак, приступим к рассмотрению отдельных видов защитных движений.

 

 

Защита руками

Такая защита надежна и эффективна. Особенно на средней и ближней дистанции. Явный плюс в том, что работают при этом руки, а значит, времени на защитное движение уходит всего ничего, доли секунды. Очень быстро и экономично. К минусам можно отнести то, что при таком виде защиты твое положение относительно противника практически не меняется. То есть если он стоял напротив тебя на средней дистанции, то он так и останется там стоять. И ты никуда не денешься. Еще один минус – как минимум одна рука занята защитой, значит, сразу перейти, скажем в бросок, ты не сможешь.

Одним из активных приемов защиты является встречный удар. Встречный удар наносится во время удара соперника и останавливает развитие атаки. Как только ты видишь, что противник начал атаку, бей навстречу. Чаще всего это удары прямой левой. Можно бить и правой, если противник удачно открывается. Бить можно в голову, в корпус. Что открыто, туда и бей.

Еще один прием – подставка. Это остановка удара соперника путем подставления неуязвимых мест тела: предплечья, плечи, кисти. То есть вместо головы подставляешь свой кулак. Хорошо работает против боковых ударов и ударов снизу. Здесь важно плотно прижимать к телу подставляемую часть руки. Если тебя бьют боковым в голову, поднимаешь руку так, чтобы она закрывала твое лицо сбоку, и плотно прижимаешь кулак к голове. Плотно! Если будешь держать руку на расстоянии, удар не погасишь. Когда бьют в корпус, точно так же плотно прижимаешь локоть к телу и напрягаешь мышцы. Против прямых ударов так защищаться опасно.

Для защиты от прямых больше годится отбив. Это встречное движение рукой, которым ты изменяешь направление удара противника. Достаточно просто чуть хлопнуть сверху или сбоку по атакующей руке в момент удара, чтобы кулак противника ушел в сторону. Сильно бить не надо! Легкое, почти незаметное движение рукой. Хватит за глаза и за уши. В какую сторону ты будешь отбивать руку – зависит от ситуации; в принципе, все равно, главное, чтобы не попали по голове. Обычно отбивают руку внутрь или вниз. Таким отбивом ты заставляешь противника открыться, сам оставаясь при этом закрытым. На практике это выглядит так: противник атакует прямым левой в голову; ты, поймав момент, когда его рука уже начала движение, своей левой коротким движением вправо сбиваешь его руку с курса. Ну, примерно, как от комара отмахиваешься.

Еще один вид защиты руками – блок. Но не тот блок, который используется в карате. Там блокирование – это, по сути, контратакующее движение, которым ты не только защищаешься, но одновременно травмируешь конечность противника. Но, чтобы наработать правильный блок, нужны годы тренировок. Поэтому лучше применять боксерский блок – это встречные воздействия предплечьем или кистью, связывающие удар соперника и не позволяющие выполнить его по оптимальной амплитуде и с оптимальной скоростью. В какой-то степени такие блоки напоминают подставку, только выполненную не в конечный момент удара, а чуть раньше. И подставляется кисть или предплечье не под кулак непосредственно, а немного дальше – чтобы воздействие оказывалось на предплечье противника. Применяется обычно против амплитудных боковых ударов и ударов снизу. Блокировать прямые – лишняя затрата энергии. Хороши блоки в ближнем бою, так как позволяют связать руки противнику.

Глухая защита. Иногда бывает так, что не до жиру, быть бы живу. То есть приходится думать не о том, как бы получше отоварить врага, а лишь о том, как сохранить в целости и сохранности голову. Что это за случаи? Ну, во-первых, очень активная атака, в которой на тебя обрушивается просто шквал мощных, концентрированных ударов, и парировать каждый в отдельности просто невозможно. Во-вторых, ситуация, когда ты оказался в крайне невыгодном положении – например, зажат в углу, а выйти не получается. В-третьих, тебя сбили с ног. Это наиболее часто встречающиеся в драке ситуации, когда не остается ничего другого, как уйти в глухули защиту.

Что она из себя представляет? По сути, это, так сказать, статичная подставка. То есть, оставаясь на месте, ты максимально стараешься закрыть голову и корпус обеими руками, которые принимают на себя ураган боковых и апперкотов. Стандартное положение в глухой защите – предплечья сведены вместе перед собой и закрывают корпус, кулаки прикрывают голову, подбородок прижат к груди, все мышцы напряжены. Главный принцип – постараться сжаться в комок и закрываться руками так, чтобы не осталось ни единой щелочки для кулака противника. Но при этом всегда необходимо следить за действиями противника, чтобы поймать момент для выхода из этого очень неудачного положения. Помни, что глухая защита – крайний вариант. Прибегать к нему нужно в исключительных случаях.

Если же ты упал, то закрываться нужно не только руками, но и ногами. Подтягиваешь колени к груди, складываешься в позу эмбриона и терпишь. Кто-то рекомендует переворачиваться на бок и лежать так, сжавшись в комок. Кто-то советует, наоборот, лежать на спине. И в том и в другом положении есть свои плюсы и минусы. Если лежишь на боку – у тебя полностью открыта спина. А там – позвоночник, почки, затылок. Схлопотать по этим уязвимым местам грубым ботинком – удовольствие небольшое. К тому же из такого положения практически невозможно контратаковать. Если лежишь на спине – у тебя практически открыты бока и голова, ее боковые поверхности. Тоже не идеальный вариант. Но зато у тебя есть возможность отбрыкиваться ногами, а если повезет, то ты сможешь захватить руками ногу противника.

Рекомендую отрабатывать защиту руками следующим образом. Ты встаешь спиной к стене. Не вплотную, а примерно в полушаге, чтобы не удариться затылком, если словишь прямой. Партнер начинает отрабатывать на тебе различные комбинации ударов. Спокойно, без суеты, не выкладываясь, не пытаясь тебя нокаутировать. Оттачивает технику атаки. Ну а твоя задача – просто защищаться, стоя на одном месте. Ты не можешь бегать вдоль стены, не можешь наступать или отталкивать партнера. Стоишь на месте и защищаешься. Изредка можно контратаковать одним ударом. Но только изредка. Это нужно для того, чтобы партнер не забывал закрываться в момент атаки. Упражнение очень эффективное. Когда деваться некуда, поневоле начинаешь нормально защищаться.

 

 

Защита корпусом

Для уличной драки это, пожалуй, самый оптимальный вид защиты. Недостаток защиты руками в том, что остановить град ударов голыми кулаками очень сложно. Эти виды защиты лучше работают в спортивных поединках, когда руки противников защищены перчатками. А вот защита корпусом эффективна и в ситуации уличной драки. Минус у нее один – она достаточно сложна. На отработку этих приемов придется потратить много времени. Но это окупится.

В защитах корпусом есть два основных способа: уклон и нырок.

Эта защита лучше всего работает на средних дистанциях. Разумеется, ты можешь использовать ее и в ближнем бою, но это довольно сложно, требуется большой опыт. На дальних дистанциях применять тоже можно, однако тут все зависит от твоих целей. Если тебе нужно сократить дистанцию для удара – нырок и уклон отличный способ. Если же ты не хочешь подходить близко к противнику – лучше использовать другие виды защит. Стопроцентных рецептов, как сам понимаешь, быть в этом непростом деле не может. Есть одно серьезное ограничение – уклон и нырок применяются только против ударов в голову.

Итак, уклон. Применяется уклон при защите от прямых ударов. Защита уклоном заключается в том, что наклоном корпуса отводят голову от линии удара противника, при этом руки бойца остаются свободными для удара. Тебя бьют, ты движением корпуса и плечевого пояса убираешь голову с линии атаки – ничего сложного. Но, как обычно, есть пара хитростей.

Во-первых, уклон всегда идет в сторону, противоположную бьющей руке. Бьют правой – уклон влево. Бьют левой – уклон вправо. Во-вторых, не нужно сильно отклонять корпус. Ты стоишь в боевой стойке. Видишь, тебе в голову летит прямой левой. Слегка поворачиваешь корпус вправо, подаешь немного вправо-вниз левое плечо – и готово дело, удар пролетает мимо. Никаких раскачиваний туловищем! Никаких наклонов в пояснице. Повернул, подал чуть вправо-вниз или влево-вниз плечо – и все, рука противника пройдет либо рядом, либо заденет вскользь голову, а это не страшно. В-третьих, руки ни в коем случае не опускай. Они должны быть в защитной позиции всегда! В-четвертых, не подавай корпус и голову назад. Движение только вперед-в сторону-вниз. Кстати, уклон также можешь включить в упражнение «У стенки». Он хорошо там отрабатывается.

Вариантом уклона является отклон. Это не что иное, как уклонение от удара назад. Излюбленная защита новичков, потому что такое движение инстинктивно получается даже у паралитиков. Хорош отклон тем, что работает и против прямых ударов, и против боковых, и против апперкотов. Но при этом дистанция должна быть достаточной. В ближнем бою отклон применить не получится. А вот на средней или, еще лучше, на дальней – пожалуйста. Как отклон выполняется? В боевой стойке, видя летящий в тебя удар, ты чуть подаешь корпус назад, слегка прогибаясь в пояснице и увеличивая тем самым дистанцию до противника. Соответственно, удар тебя просто не достает. На что нужно обращать внимание: не запрокидывай голову! Подбородок должен быть прижат к груди. Работай только корпусом. Можешь немного подсесть на сзади стоящую ногу.

Нырок – пожалуй, один из наиболее сложных видов защиты. Во-первых, чтобы выполнить его технически правильно, нужно постараться. Во-вторых, еще больше нужно постараться, чтобы удачно применить его на практике. Зато хорошо выполненный нырок позволяет мгновенн



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-07-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: