Научно-исследовательские задания




1. Подготовьте конспектучебника О.В. Поповой «Политический анализ и прогнозирование» (М.: Аспект Пресс, 2011. 464 с.).

2. Осуществите контент-анализ определенной группы агитационных материалов (телевизионные ролики, телеобращения или листовки) кандидатов в Президенты РФ последней избирательной кампании.

3. На основании сравнительного анализа выпусков газеты «Рязанский университет» представьте повестку дня РГУ имени С.А. Есенина.

4. Осуществите реферирование диссертации, посвященной политическим исследованиям.

5. Составьте график размещения агитационных материалов трех политических партий в негосударственных федеральных общественно-политических изданиях, используя архивные данные. Результаты обобщите в аналитической справке.

6. Напишите сценарий проведения фокус-группы для исследования агитационного ролика любой политической партии.

7. Проведите опрос среди преподавателей факультета об их политических предпочтениях.

8. Разработайте анкету по выявлению политических взглядов студентов отделения журналистики. Проведите анкетирование в группах бакалавриата и магистратуры Сравните и интерпретируйте результаты.

9. Создайте на основании изучения сайтов центров политических
и социологических исследований в России доклад-презентацию, в котором в обзорной форме представьте основные направления деятельности данных структур.

10. Осуществите мониторинг публичной страницы в социальной сети по вопросу изучения политической активности пользователей.

Задания для самостоятельного и углубленного изучения

1. Напишите статью о специфике интервью в психологии, журналистике, социологии.

2. Сделайте конспект учебного пособия Д.П. Шишкина, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко «PR-кампании: методология и технология» (СПб.: Роза мира, 2004. URL: https://evartist.narod.ru/text19/139.htm).

3. Проведите мониторинг политической темы в произведениях русской литературы первой половины XIX в.

4. Почитайте «Записки о Гальской войне» Гая Юлия Цезаря. Подсчитайте, сколько раз употреблена словоформа «Цезарь». Проинтерпретируйте полученные результаты.

5. Создайте на основании изучения учебной и научной литературы аналитический материал об исследованиях в избирательных кампаниях двух государств.

Список рекомендуемой литературы

1. Иванов, Д.В. Российский Интернет как средство политической коммуникации [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.russ.ru/
netcult/history/20020313.html

2. Кольцова, О. Чем дышит блогосфера? К методологии анализа больших текстовых данных для социологических задач [Текст] / О. Кольцова, А. Маслинский // Социология: методология, методы, математическое моделирование. – 2013. – № 35.

3. Кочеткова, А. Медиапланирование: социологические и экономические аспекты [Текст]. – М.: РИП-холдинг, 2005. – 205 с.

4. Левинсон, А.Г. Фокус-группы: эволюция метода (обзор дискуссии на конференции ESOMAR) [Текст] / А.Г. Левинсон, О.И. Стучевская // Мониторинг общественного мнения: экономические и социальные перемены. – 2003. – № 1 (63). — С. 46–55; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ecsocman.hse.ru/data/388/973/1219/06-levinson-46-55.pdf

5. Лисовский, С.Ф. Избирательные технологии: история, теория, практика [Текст] / С.Ф. Лисовский, В.А. Естафьев. – М.: РАУ, 2000.

6. Малкин, Е. Основы избирательных технологий [Текст]: учеб. /
Е. Малкин, Е. Сучков. – 3-е изд., доп. – М.: SPSL-Русская панорама,
2002. – 464 с.

7. Мельниченко, О. Интернет и выборы: проблемы и перспективы [Текст] // Информационно-аналитический бюллетень агентства «Обратная связь». – 2002. – № 7. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://
www.ospr.ru/text/library/1/03.doc

8. Попова, О.В. Политический анализ и прогнозирование [Текст]: учеб. – М.: Аспект Пресс, 2011. – 464 с.

9. Чугунов, А.В. Социология Интернета: методика и практика исследований интернет-аудитории [Текст]: учеб. пособие. / С.-Петерб. гос. ун-т. – СПб, 2007. – 130 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ifap.ru/library/book013.pdf

10. Шишкин, Д.П. PR-кампании: методология и технология [Текст]: учеб. пособие / Д.П. Шишкин, Д.П. Гавра, С.Л. Бровко. – СПб.: Роза мира, 2004. – 187 с.; то же [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://
evartist.narod.ru/text19/139.htm

 

Интернет-ресурсы

1. Аналитический центр Юрия Левады (АНО «Левада-Центр») [Электронный ресурс]. – Режим доступа: (https://www.levada.ru/nopisanie/o-tsentre/

2. Всероссийский центр изучения общественного мнения (ВЦИОМ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://wciom.ru/

3. Институт стратегических оценок и анализа [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.isoa.ru/

4. Исследовательский холдинг «Ромир» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://romir.ru/

5. Некоммерческий фонд «Политика» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.polity.ru/

6. Сетевой портал журнала «Полис». [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.polisportal.ru/

7. Фонд «Индем» [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://
www.indem.ru

8. Фонд «Общественное мнение» (ФОМ) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://corp.fom.ru/

9. Центр политических исследований России (ПИР-Центр) [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.pircenter.org/

10. Центр политической конъюнктуры России [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://www.ancentr.ru/

2.3. АГИТАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

И ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

В ИЗБИРАТЕЛЬНОЙ КАМПАНИИ

Средства массовой информации относятся к каналам распространения сведений и новостей, по которым во время предвыборной агитации до целевой аудитории доходят сообщения о выборах, имеющие либо агитационный, либо информационный характер. Практика показывает, что журналисты задействованы в избирательной кампании следующим образом: а) работают на кандидата в течение избирательной кампании в качестве имиджмейкеров, аналитиков, райтеров, рекламистов (создают агитационные материалы, телеролики и радиосюжеты, в том числе и для размещения в СМИ), и их работа оплачивается в соответствии с заключенным договором; б) задействованы в разовых агитационных проектах, при этом их работа также оплачивается в соответствии с заключенным договором; в) создают информационные материалы об избирательной кампании в качестве сотрудников СМИ; г) «скрыто», официально оставаясь независимыми, работают на кандидата
и создают «заказные» материалы, так называемую «джинсу».

Поскольку коммуникационный аспект избирательной кампании весьма значим, для создания агитационных материалов часто привлекаются профессиональные журналисты и филологи, рекламисты и PR-специалисты, фотографы и операторы. В оргструктуре избирательного штаба, как правило, функционирует не только пресс-служба, но и пресс-центр. Функции последнего включают работу со СМИ, представление им информационных материалов и организацию их встречи с субъектом выборов. Пресс-служба и пресс-центр занимаются созданием агитационных материалов и налаживают связи с представителями СМИ. Сотрудники этих подразделений помогают кандидату или руководителю партии выступать перед журналистами (консультируют его, готовят информационные материалы, тексты для выступления, ответы на возможные вопросы, организуют его выступления на телевидении, радио, перед журналистами на мероприятиях), приглашают журналистов на предвыборные мероприятия (пресс-конференции, брифинги и т. п.), вносят изменения в медиакарту, снабжают сотрудников массмедиа информацией (пресс-релизами). Стратегическая цель работы пресс-службы заключается в создании в массмедийном пространстве наиболее благоприятного имиджа как субъекта выборов и его политической программы.

Детально описать круг обязанностей этих сотрудников сложно, поэтому укажем основные направления их деятельности.

1. Создание информационных сообщений и агитационной продукции. Информационное и агитационное сопровождение кампании включает создание (при необходимости и корректировку) печатной продукции, радио- и телевизионных сообщений, а также контроль за их выходом. Сообщения могут носить имиджевый или информационно-новостной характер. Имиджевое сопровождение включает материалы, предназначенные для выступлений кандидата и для реагирования на нападки соперников, а информационно-новостное – для журналистов, которых регулярно и систематически обеспечивают комментариями и сведениями о планах работы, мероприятиях, событиях и т.д.

2. Организация мероприятий. В рамках избирательной кампании кандидаты на выборную должность или представители политических партий встречаются не только с избирателями, но и с журналистами. Этот сегмент работы штаба включает проведение всех мероприятий с участием медиа (пресс-конференций, брифингов, круглых столов,пресс-туров,имиджевых акций) и контроль за ними.

3. Налаживание контактов с редакторами СМИ, ведущими журналистами. Сотрудники пресс-службы прикладывают усилия по созданию (по возможности) журналистского пула, групп поддержки журналистов, редакторов изданий, политических обозревателей и аналитиков, которые могут быть лидерами общественного мнения и через которых можно вести работу с населением.

4. Документирование действий. В рамках этого направления сотрудники штаба составляют картотеку контактов кандидата на выборную должность или руководителей партий с медиа, формируют медиакарту СМИ, разрабатывают план работы с необходимыми СМИ, участвуют
в мониторинге сообщений о субъекте выборов в медиа и в клипинге данных материалов, создают каталог положительных, отрицательных и нейтральных отзывов о кандидате и совместно с юридической службой отслеживают соблюдение требований закона к агитационной продукции.

В зависимости от своих профессиональных специализаций журналисты могут работать в качестве: менеджера предвыборной кампании; начальника избирательного штаба, который осуществляет общий контроль за его деятельностью; пресс-секретаря, его замов и помощников; редактора; райтера; фотографа; дизайнера; верстальщика и т.д. В качестве райтеров часто приглашают журналистов, филологов, PR-специалистов или рекламистов. Райтерпишет агитационные тексты для листовок, буклетов, выступлений кандидата, предвыборной газеты. В число профессиональных компетенций райтера входят: умение создавать стилистически разноплановые тексты, владение технологиями имиджмейкинга, аргументационными стратегиями и навыками убеждающей коммуникации.

Агитационная продукция изготавливается исключительно из средств собственного избирательного фонда. Агитационными материалами считаются аудио-, видео- и аудиовизуальные сообщения, содержащие призывы проголосовать за кандидата на выборную должность или партию и распространяющие эти сообщения во время избирательной кампании с помощью разных информационных каналов и непосредственно избирателей.

Требования к содержанию и архитектонике агитационных материалов описаны в законодательстве, регулирующем выборы. Все печатные
и аудиовизуальные агитационные материалы кандидата должны включать: «а) наименование, юридический адрес и идентификационный номер налогоплательщика организации, изготовившей данные материалы; б) наименование организации (фамилию, имя и отчество лица), заказавшей (заказавшего) их; в) информацию о тираже и дате выпуска этих материалов;
г) сведения об оплате их изготовления из средств соответствующего избирательного фонда» (ст. 54 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации»).

Поскольку у кандидатов на выборную должность или партий разные финансовые возможности, ассортимент агитационной продукции может весьма отличаться. Ниже рассмотрим типовые агитационные материалы, изготовление которых осуществляется с привлечением сотрудников разных журналистских специализаций.

К печатным (визуальным) агитационным материалам относятся предвыборная газета, агитационная листовка, агитационный буклет, агитационный плакат.

Предвыборная газета представляет собой небольшое печатное (4–8 полос) издание, которое содержит новостной контент об участии кандидата
в политической и социально-экономической жизни округа, фрагменты политической программы, имиджевую биографию, данные социологических опросов и других исследований, высказывания рядовых избирателей и лидеров общественного мнения о кандидате, интервью с ним, инфографический материал (портретные и сюжетные фото, рисунки, карикатуры, графики и т.д.), а также информация о конкурентах. В газете встречаются информационные, аналитические и художественно-публицистические жанры: репортажи, заметки, информации, интервью, обзорные статьи, расследования, опросы, рейтинги, очерки, эссе, фельетоны, анекдоты и т.д.

К числу распространенных видов печатных агитационных материалов относятся листовки и буклеты. Агитационная листовка представляет собойлист бумаги, как правило, формата А4 (210х297 мм), с односторонним расположением небольшого текстового фрагмента и иллюстративного материала. Листовка выполняется в черно-белом или цветном варианте. Двухсторонняя листовка, сфальцованная один или два раза, является агитационным буклетом. Его изготавливают в формате А4 или А5, делают
в нескольких цветах или полноцветным. Кроме этого, штаб инициирует создание агитационных брошюр, плакатов, календарей, флаеров.

К аудиовизуальной агитационной продукции относятсяагитационный видеоролик, видеоспот, клип, фильм или программа. Агитационный видеоролик представляет собой видеосюжет агитационного характера, занимает до 5 минут, предназначен для трансляции в Интернете, на телевидении и на публичных мониторах. В зависимости от канала трансляции и времени, отведенного на агитацию, ролик может длиться до 30 секунд (блиц-ролик), от 30 секунд до 2 минут (развернутый ролик), иногда создается даже рекламный сериал. В агитационном ролике кандидат, как правило, говорит о своей программе (данная разновидность ролика называется «говорящей головой») или общается с избирателями. Нередко ролик содержит высказывания рядовых избирателей или лидеров общественного мнения в поддержку кандидата.

У агитационного ролика есть жанровые разновидности, в зависимости от которых видеоматериал может принимать форму видеоспота, клипа, киноролика и т.д. Агитационное воздействие видеоклипа достигается сочетанием аудиального (музыкального) сопровождения, изобразительного
и текстового наполнения, а также за счет динамичной смены картинок. Агитационный видеоспот представляет собой короткое сюжетное целое постановочного характера, своего рода сценку, миниспектакль. В агитационных видеоклипах и видеоспотах часто можно встретить закадровые чтения биографии кандидата, предвыборные тезисы. Рекламный видеофильм вмещает объемную развернутую агитационную информацию, повествует
о кандидате, истории его успехов, работе партии, встречах с избирателями и помощи им. Создание видеоспотов и видеоклипов требует качественной техники, разнопланового программного обеспечения, работы профессиональных режиссера, сценариста и актеров, монтажера, поэтому для создания данной агитационной продукции кандидаты обращаются в творческие студии. В то же время такие продукты, как слайд-фильмы, состоящие из фото или стоп-кадров, могут сделать сотрудники избирательного штаба.

Для агитации на радио создаются аудиоспоты – короткие (примерно 60 секунд) аудиосообщения, сочетающие произнесение текста и музыкальное сопровождение.

Информационными материалами считаются аудио-, видео- и аудиовизуальные сообщения, предназначенные для сотрудников СМИ и содержащие фактографическую информацию о деятельности кандидата. Эти материалы создаются для информационного сопровождения мероприятий и кампании в целом. К ним относятся пресс-релиз, информационный бюллетень, бэкграундер, расписание мероприятий и график встреч с избирателями, биография кандидата и т.д. Пресс-релиз представляет собой сообщение новостного или анонсного характера, содержит краткие фактографические сведения о предстоящих или прошедших мероприятиях, в которых принимает участие кандидат. Бэкграундер,в отличие от пресс-релиза, представляет не новостную информацию, а более подробные расширенные, поясняющие фактографические сведения о деятельности кандидата на выборную должность или руководителях партии. В качестве информационного сопровождения выступают: сообщение для прессы, в котором «до сведения прессы доводится специфика предстоящего события, которое должно получить освещение в средствах массовой информации» [34]; информационный бюллетень –печатная тематическая подборка актуальной информации по определенным вопросам (график встреч с медиа и избирателями, экономические показатели и социологические характеристики округа, результаты опросов) для информирования журналистов или других потребителей; комментарий – оперативно созданный разъясняющий материал, посвященный какому-либо информационному поводу.

Подборку информационных и агитационных материалов, раздаваемых журналистам на пресс-конференциях, круглых столах, в рамках пресс-туров, называют «медиакит», или «пресс-кит», или «пакет для прессы». Медиакит собирают в папку с эмблематическими знаками кандидата или партии (логотип, слоган) и включают в нее пресс-релиз, бэкграундер, расписание мероприятий и график встреч с избирателями, биографию кандидата, фотографии, выпуск агитационной газеты, буклет, календарь, ручку, блокнот и т.д. В пакет для прессы, по мнению Е. Малкина и Е. Сучкова, «обычно входит официальная биография кандидата, набор его фотографий, месседж
и речевые модули, основное интервью и основа предвыборной платформы» [35].

К мероприятиям относятся брифинги, пресс-конференция, круглые столы, встречи, пресс-туры. Брифинг представляет собой короткую встречу журналистов с кандидатами на выборную должность или представителями политических партий, выступающих ньюсмейкерами, с целью предоставления комментирующей информации о недавно прошедшем событии. Брифинг называют также короткой пресс-конференцией. Последняя в целом является «встречей журналистов с представителями государственных учреждений, общественно-политических организаций, коммерческих структур, имеющей целью предоставить СМИ фактографическую (цифры, имена, фамилии и т.д.), проблемную и комментирующую информацию о презентуемом проекте» [36]. Кроме этого, журналистов могут приглашать на мероприятия, которые организовываются для избирателей: встречи, беседы, концертные программы.

В качестве сотрудника СМИ журналист может также создавать журналистские материалы, так как выборы традиционно занимают ведущее положение в повестке дня СМИ. К материалам в прессе, информационных агентствах и онлайн-версиях печатных СМИ относятся новостные заметки, репортажи, сюжеты, обзорные статьи, интервью, комментарии. В рамках предвыборной агитации на телевидении могут проходить теледебаты, которые транслируются государственными телевизионными каналами («Первый канал», «Общественное телевидение России», «Россия-1», «ТВ Центр», и «Россия-24») и радиоканалами («Радио России», «Маяк», «Вести FM»). Так, на «Первом канале» дебаты в разное время проводили журналисты Максим Шевченко (2007–2008 гг.), Арина Шарапова и Петр Толстой (2011–2012 гг.), Анатолий Кузичев (2016 г.). Например, в 2016 г. темами дебатов были «Большой спорт или большая политика» («Россия-24»), «Гражданское общество и власть» («Россия-1»), «Образование и здравоохранение» («Первый канал»), «Защита национальных интересов во внешней и внутренней политике» («Россия-1»), «Обеспечение общественной безопасности и противодействие терроризму» («Россия-1»), «Обеспечение продовольственного суверенитета страны» (ТВЦ), «Противодействие терроризму» («Россия-1»), «Укрепление обороноспособности страны» («Первый канал»), «Создание равных возможностей для людей с инвалидностью» (ОТР), «Укрепление национальной идентичности» (ТВЦ) и др.

Заказной материал в массмедиа, оплаченный не в установленном законом порядке и содержащий следы неявной агитации под видом независимого мнения, получил в профессиональном журналистском обиходе название «джинса». Как показывает практика, подобные материалы являются частью практически каждой избирательной кампании. Проблемы объективного освещения выборов, независимости журналистов, а также их добровольного участия в создании таких материалов остаются актуальными и в настоящее время. Происхождение понятия «джинса» исследователи связывают с ограничениями объема денежных средств в избирательных фондах, с недобросовестным поведением кандидатов на выборную должность и самих журналистов. Заказной материал создается, если у кандидата есть возможность контролировать СМИ или журналиста, являющегося лидером общественного мнения и т.д.

Тесные контакты с журналистами далеко не всегда порождают «джинсу», они необходимы для формирования присутствия политического субъекта в массмедиа в рамках законных оснований. Для этого представители избирательного штаба участвуют в работе по формированию журналистского пула, состоящего из обозревателей и аналитиков, разбирающихся в информации и готовых освещать ее. В системе работы с журналистским пулом выделяют информационное спонсорство, которое используется при организации мероприятий для целевых аудиторий (концертов, праздников и т.д.).

 

Контрольные вопросы

1. Направления работы в избирательном штабе. Журналистские специализации у сотрудников избирательного штаба.

2. Особенности агитационных материалов.

3. Печатные агитационные материалы: разновидности и структурно-содержательные характеристики.

4. Агитационные материалы для телевидения и радио.

5. Газета субъекта выборов: структурно-содержательные особенности.

6. Информирование избирателей об избирательной кампании: жанры, специфика.

7. Мероприятия для журналистов.

8. Особенности создания медиа-кита.

9. Теледебаты и дискуссии во время избирательных кампаний.

10. Причины возникновения заказных материалов. Заказные материалы в избирательной кампании.

Вопросы для обсуждения на практических занятиях

1. Каким образом задействованы журналисты в избирательных кампаниях?

2. Какие структуры в избирательном штабе отвечают за взаимодействие со СМИ?

3. Охарактеризуйте направления работы пресс-центра в избирательном штабе.

4. Перечислите агитационные мероприятия, которые могут попасть
в фокус внимания СМИ.

5. Зачем пресс-служба осуществляет имиджевое сопровождение действий кандидата?

6. Перечислите мероприятия, на которые приглашается пресса во время выборов.

7. Укажите формы печатной агитационной продукции.

8. Охарактеризуйте работу райтера.

9. Чем отличается агитационный материал от информационного?

10. Перечислите телевизионные каналы, на которых проходили теледебаты, и назовите их ведущих.

Творческие задания

1. Отразите свой опыт работы в избирательных кампаниях в виде эссе.

2. Изучите несколько агитационных листовок разных политических партий. Создайте листовку, в которой в качестве субъекта агитации фигурировало бы любое профессиональное объединение.

3. Сверстайте агитационный плакат «Посвящение в студенты РГУ имени С.А. Есенина».

4. Придумайте концепцию агитационного календаря.

5. Проанализируйте выпуски предвыборных газет разных политических партий и создайте макет издания газеты избирательной кампании.

6. Снимите агитационный видеоклип или видеоспот, в котором отразите преимущества Вашего факультета перед другими факультетами.

7. Подготовьте материалы для медиа-кита, в который включите информацию о студенческом совете университета: имиджевое интервью
с председателем совета, портретное фото, информационный бюллетень
о предстоящих событиях, пресс-релиз о будущем мероприятии, поздравление председателей совета с предстоящим праздником.

8. Создайте имиджевую биографию любого преподавателя РГУ имени С.А. Есенина в форме лонгрида.

9. Напишите агитационный памфлет о социальных проблемах в городе: дорогах, транспорте, туристической сфере и т.п.

10. Подготовьте сценарную основу для пресс-конференции, посвященной политической активности молодежи.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: