Конспект занятия чтение художественной литературы в экологическом развитии дошкольников (средняя группа)
«Весна идет».
Цель: Познакомить детей со стихотворением И.Токмаковой «Весна», закрепить у детей знания о признаках весны, формировать у детей бережное отношение к природе, закрепить знания детей о правилах поведения в природе.
Задачи:
1.Учить детей внимательно слушать стихотворение.
2. Уточнить и обобщить представления детей о характерных признаках весны, расширить знания детей о весне, обогатить и активизировать словарь по теме;
3. Продолжать знакомить детей с названиями весенних цветов (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик - лесные, полевые цветы; тюльпан, нарцисс, крокус – садовые цветы).
4.Формировать бережное отношение к природе, знания детей о правилах поведения в природе.
5. Развивать внимательность и наблюдательность, мелкую и общую моторику, коммуникативные навыки;
6. Вызвать у детей радость от проделанной деятельности.
Материал к занятию:
1. Стенгазета «Весна – весняночка»;
2. Мольберт.
3. Иллюстрации весенних цветов: (ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница, тюльпан, крокус, нарцисс).
3. Игра «Собери букет»
4. Ватман зеленого цвета (поляна), первоцветы (подснежники).
Предварительная работа:
1. наблюдения в природе;
2. чтение стихотворений о весне;
3. рассматривание картин и иллюстраций о весне;
Ход занятия:
В раздевалке жужжит пчелка, жалуется, что негде взять нектар, она проснулась, облетела все кругом, а цветов нигде нет. Кто же ее разбудил?
Воспитатель: Подожди пчелка не сердись, сейчас мы все вместе разберемся, в чем здесь дело.
1 часть: Дети входят в группу, видят на полу голубые следы-лужицы, идут по следам к картине (змейкой). (Если есть солнце, можно следы потрогать руками.)
Воспитатель: Кто же это такие странные следы оставил? Следы похожи на лужи. Куда же они нас приведут? Кажется, я догадываюсь кто это!
Воспитатель: с детьми доходят до картины «Весна - весняночка».
Воспитатель:Ребята посмотрите, куда привели нас следы. К картине. Здесь кто-то что-то изобразил и оставил нам письмо. Садитесь ребята на стулья. Я прочту письмо. Читают.
Воспитатель:Ребята, посмотрите внимательно на картину. Я оставила вам, загадки, а отгадки вы найдете на картине, тогда вы узнаете кто я?
Новоселье у скворца
Он ликует без конца.
Чтоб у нас жил пересмешник -
Смастерили мы... (Скворечник)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
В голубой рубашечке,
Бежит по дну овражка. (Ручей)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Здесь на ветке чей - то дом,
Ни дверей в нем, не окон,
Но птенцам там жить тепло,
Дом такой зовут... (Гнездо)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
На реке и треск, и гром,
Это значит ледолом,
На реке идет лед
Это значит...(Ледоход)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Морковка бела,
Всю зиму росла.
Солнышко пригрело -
Всю морковку съело (Сосулька)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
У него морковный нос,
Очень любит он мороз,
В стужу, он не замерзает.
А весна приходит - тает. (Снеговик)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Первым вылез из землицы
На проталинке.
Он мороза не боится,
Хоть и маленький (Подснежник)
Воспитатель: Когда это бывает? (Весной)
Она приходит с ласкою,
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет (Весна)
Воспитатель: Как вы думаете, о каком времени года эта картина? (о весне)
Воспитатель: Так вот оказывается, кто здесь наследил и пчелку разбудил. Это Весна пришла! А теперь, послушайте какое стихотворение, написала поэтесса Ирина Токмакова.
«Весна»
К нам весна шагает
Быстрыми шагами,
И сугробы тают под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны
Видно очень тёплые ноги у весны.
(И. Токмакова)
Воспитатель:Давайте поиграем, покажем, как весна к нам идет!
Проводится подвижная игра «Веснянка»
Солнышко, солнышко, Дети идут по кругу,
взявшись за руки.
Золотое донышко.
Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Побежал в саду ручей, Бегут по кругу.
Прилетело сто грачей, «Летят» по кругу.
А сугробы тают, тают, Медленно приседают.
А цветочки подрастают. Тянутся на цыпочках,
руки вверх.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, а весна и здесь наследила. И куда нас приведут ее следы? Дети с воспитателем идут к стенду «Весенние цветы».
Воспитатель: Ребята, посмотрите! А вот и цветочки выросли. Вот видишь, пчелка мы нашли для тебя цветы.
(Дети подходят к стенду «Весенние цветы)
Воспитатель: Какие весенние цветы здесь растут?
Дети по очереди показывают и называют цветы.
Ландыш, подснежник, фиалка, незабудка, одуванчик, медуница-это лесные и полевые цветы. Тюльпан, нарцисс, крокус- это садовые цветы.
Их еще называют первоцветами. Ребята, а почему их так называют?
Потому, что они появляются первыми, после зимы. Снег еще не растаял, а подснежники уже расцвели.
Воспитатель хвалит детей.
Воспитатель: Ребята, а давайте соберем букеты из цветов.