Комплекс мер по зимнему содержанию автомобильных дорог




Дорожные одежды

Покрытие - верхняя часть дорожной одежды, воспринимающая усилие от колеса автомобиля и подвергающаяся непосредственному воздействию атмосферных факторов, предотвращающая проникание влаги в нижние слои дорожной одежды и земляное полотно.

Основание - часть конструкции дорожной одежды, расположенная под покрытием и обеспечивающая совместно с покрытием перераспределение напряжений в конструкции и снижение их величины в грунте рабочего слоя земляного полотна (подстилающем грунте), а также морозоустойчивость и осушение конструкции.

Дополнительные слои основания - слои между основанием и подстилающим грунтом на участках с неблагоприятными погодно-климатическими и грунтово-гидрологическими условиями.

Активная зона земляного полотна соответствует глубине практического затухания нормальных и касательных напряжений от автомобильной нагрузки. В пределах этой зоны в основном происходит накопление остаточных деформаций, которое приводит к постепенному ухудшению ровности проезжей части.

В зависимости от работы под воздействием нагрузок все дорожные одежды делятся условно на две группы: нежесткие и жесткие.

Нежесткими называют одежды, обладающие малым сопротивлением изгибу. К ним относятся практически все типы одежд, кроме цементобетонных, а также асфальтобетонных покрытий и мостовых на цементобетонных основаниях. Сопротивление большинства конструктивных слоев нежестких дорожных одежд растягивающим напряжениям очень мало или вообще отсутствует. Все они классифицируются по типам, приведенным в табл. 9.2.

Жесткие одежды имеют один или несколько слоев, обладающих сравнительно большим сопротивлением изгибу и модулями упругости, практически не меняющимися при изменении температуры и влажности. Жесткие одежды работают по принципу плит на упругом основании, распределяя давление от внешних нагрузок на площадь грунта, значительно большую, чем нежесткие.

 

Т а б л и ц а 1.2

 

Типы дорожных одежд Основные виды покрытий Категория дорог
Капитальные Асфальтобетонные I и II марок I - IV
Облегченные Асфальтобетонные III марки III, IV и на первой стадии двухстадийного строительства дорог II категории
Переходные Из щебня, гравия, песка, обработанных вяжущими IV и V
Низшие Щебеночные и гравийные; из грунтов и местных малопрочных каменных материалов, обработанных вяжущими IV, V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог III категории
  Из грунтов, укрепленных или улучшенных добавками V и на первой стадии двухстадийного строительства дорог IV категории

 

Процедура конструирования дорожной одежды включает:

- выбор вида покрытия;

- назначение числа конструктивных слоев с выбором материалов для устройства слоев, размещение слоев в конструкции и назначение их ориентировочных толщин;

- предварительную оценку необходимости назначения дополнительных морозозащитных мер с учетом дорожно-климатической зоны, типа грунта рабочего слоя земляного полотна и схемы увлажнения рабочего слоя на различных участках;

- предварительную оценку необходимости назначения мер по осушению конструкции, а также по повышению трещиностойкости конструкции;

- оценку целесообразности укрепления или улучшения верхней части рабочего слоя земляного полотна;

- предварительный отбор конкурентоспособных вариантов с учетом местных природных и проектных условий работы.

 

Реконструкция – полная перестройка дороги и дорожных сооружений с доведением ее геометрических параметров до норм более высокой категории.

Ремонт – комплекс работ по восстановлению износа покрытия, улучшение ровности, сцепных качеств и шероховатости покрытия, усиление и уширение дорожной одежды и земляного полотна, восстановление изношенных конструкций или их замена на более прочные и экономичные.

Содержание – комплекс работ, проводимый в течение всего года по систематическому уходу за дорогой, сооружениями, полосой отвода, а также устранение мелких повреждений и деформаций по организации регулирования движения.

 

Деформации и разрушения покрытий дорожной одежды и всей дорожной конструкции в целом.

К деформациям и разрушениям дорожной конструкции относятся:

1. Просадки – выбоины, впадины глубиной 50-100мм и более с пологой поверхностью без выпучивания и образования трещин на прилегающих участках. Причинами просадок является:

-Пониженная прочность слоев дорожной одежды и грунта земляного полотна при увлажнении с одновременным воздействием тяжелых автомобилей.

2. Проломы– разрушение дор.од в виде прорезей глубиной более 100мм по полосам наката и выпучивание сбоку на высоту 50-100мм. Проломы бывают мокрые и сухие. Мокрые образуются вследствие переувлажнения и пластического течения материала слоев основания и грунта. Сухие образуются вследствие прорезания слоев дор.од вертикальной силой от транспорта при недостаточной толщине слоев и слабом уплотнении слоев.

3. Колеи– деформации и разрушения дор.од в виде небольших углублений по полосам наката. Причинами образования является – повышенный износ и накопление пластических деформаций дор.конструкций.

4. Разрушение кромок – отдельные трещины или сетки трещин вдоль кромок, прикромочных полос, что вызывает искажения поперечного профиля. К причинам можно отнести пониженную прочность прикромочных полос проезжей части и отсутствие укрепленных полос со стороны обочины.

5. Шелушение – отделение чешуек и частиц материала под воздействием колес автомобиля, температуры, воды. Глубина микронеровностей до 5мм.

6. Износ – уменьшение толщины покрытия по полосам наката из-за потери материала при воздействии колес автомобиля. Процесс образования связан с работой колес автомобиля, состава покрытия и состава движения.

7. Выкрашивание – отделение зерен минерального материала покрытия и образование мелких раковин глубиной до 20мм. Причина выкрашивания – нарушение технологии приготовления а/б смеси, климатические условия.

8. Выбоины – местное разрушение покрытия до 100мм глубиной, срезка очерченными краями. Причина в нарушении технологии подбора а/б смеси(необеспеченное сцепление между минеральными и органическими материалами); недоуплотнение покрытия; загрязнение трансмиссией из машины соляра, органика; приложение нагрузки. Активно процесс образования выбоин развивается в весенний период за счет воды, которая проникает в раковины, микротрещины, увеличивается в объеме при ее замерзании.

9. Сдвиги – неровности, вызванные смещением материала покрытия при устойчивом основании; образуются в местах торможения, резких поворотах, сопровождается образованием поперечных трещин на полосах наката. Причина: повышенная пластичность верхнего слоя покрытия, избыток вяжущего, недостаточная теплоустойчивость при повышении их температуры.

10. Температурные трещины – поперечные трещины на всю ширину покрытия перпендикулярной оси дороги. Причины возникновения возникают в результате неравномерного расширения и сжатия покрытия имеют определенный шаг в зависимости от теплофизических свойств материала покрытия.

11. Гололед - пленка стекловидного льда, вызванного замерзанием осадков

12. Снежный накат - снег, уплотненный колесами автомобилей

13. Зимняя скользкость - это гололед+снежный накат

 

Комплекс мер по зимнему содержанию автомобильных дорог

Комплекс мер включает в себя:

· Профилактические меры

К ним относятся работы по чистке снегозаносимости дорог, обработка покрытий противогололедными веществами и другими химическими реагентами. Целью является предупредить или максимально ослабить образование снежных и ледяных отложений.

· Защитные меры

Предупреждают доступ к дороге снега и льда, поступающего с прилегающей местности. Цель качества снегозащиты – полное исключение отложений метелевого снега на дороге.

· Меры по удалению уже возникших отложений – ледяных и снежных. Основная цель: очистка снега и льда на дорогах, а также по уменьшению их воздействия на автомобильное движение(например, посыпка фракционного материала на обледеневшее покрытие)

Патрульная очистка начинается после начала снегопада и заканчивается после полного удаления с покрытия снега. Для дорог с низким уровнем содержания работы и заканчиваются после того, когда достигнута допустимая толщина рыхлого снега на покрытии.

Борьбу с гололедом и зимней скользкостью начинают с момента их образования и обнаружения и ведут до полной ликвидации. Расчистку дорог от выпадающего и приносимого к ней снега необходимо производить на полную ширину проезжей части с учетом краевых укрепленных полос.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-06-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: