Требования к результатам освоения основной образовательной программы




ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

I. Общие положения

1.1. Государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы основного общего образования (далее - основная образовательная программа).

Стандарт включает в себя требования к:

результатам освоения основной образовательной программы основного общего образования;

структуре основной образовательной программы как к комплексу основных характеристик образования (объему и содержанию, которые представлены в виде учебного плана, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, планируемых результатов),

в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательных отношений;

условиям реализации основной образовательной программы, в том числе к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.

Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся при получении основного общего образования,

включая образовательные потребности обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов, а также значимость основного общего образования для дальнейшего развития обучающихся.

1.2. Стандарт является основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших основную образовательную программу, независимо от формы получения образования и формы обучения.

1.3. Основное общее образование является обязательным уровнем общего образования.

Получение основного общего образования дает право на продолжение образования на уровне среднего общего образования, а также на уровне среднего профессионального образования.

Основное общее образование может быть получено:

в организациях, осуществляющих образовательную деятельность (далее – Организациях) в очной, в очно-заочной или в заочной форме;

вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность в форме семейного образования.

Допускается сочетание различных форм получения образования и форм обучения.

Лица, осужденные к лишению свободы и не достигшие возраста 30 лет, получают основное общее образование в организациях, осуществляющих образовательную деятельность и созданных при исправительных учреждениях уголовно-исполнительной системы. Лицам, осужденным к пожизненному лишению свободы, создаются условия для получения основного общего образования в форме самообразования, не противоречащие порядку и условиям отбывания наказания.

1.4. В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов применяется настоящий Государственный образовательный стандарт основного общего образования, который может быть реализован по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования в Организациях (как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах/группах, на дому по индивидуальным учебным планам), или в отдельных организациях, осуществляющих образовательную деятельность или обучение в специальных условиях (общеобразовательных организациях, имеющих интернат, медицинских организациях, санаторных организациях и других), а также вне организаций, осуществляющих образовательную деятельность (в форме семейного образования).

1.5. Нормативный срок освоения основной образовательной программы основного общего образования составляет пять лет.

Нормативный срок освоения основной образовательной программы для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов при обучении по адаптированным основным образовательным программам основного общего образования, в том числе в специальных условиях (в общеобразовательных организациях, имеющих интернат), независимо от применяемых образовательных технологий может быть увеличен не более чем на один год.

1.6. В Организации, реализующей интегрированные образовательные программы в области искусств, физической культуры и спорта, обеспечиваются условия для приобретения обучающимися знаний, умений и навыков, опыта творческой деятельности и осуществления подготовки обучающихся к получению профессионального образования в вышеуказанных областях.

1.7. Стандарт направлен на обеспечение:

единства образовательного пространства Донецкой Народной Республики посредством установления единых требований к содержанию основного общего образования и его результатам, объёму учебной нагрузки обучающихся, структуре и условиям реализации основной образовательной программы;

вариативности содержания образовательных программ соответствующего уровня образования, возможности формирования образовательных программ различных уровня сложности и направленности с учетом образовательных потребностей и способностей обучающихся;

государственных гарантий уровня и качества образования на основе единства обязательных требований к условиям реализации основных образовательных программ и результатам их освоения;

доступности получения качественного основного общего образования (в том числе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов);

сохранения и развития культурного разнообразия и языкового наследия многонационального народа Донецкой Народной Республики, реализации права на изучение родного языка, овладение духовными ценностями и культурой родного края;

преемственности основных образовательных программ дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, профессионального образования;

формирования гражданско-патриотической компетентности обучающихся, духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся и сохранения их здоровья;

создания условий для развития и самореализации обучающихся, для формирования здорового, безопасного и экологически целесообразного образа жизни;

развития государственно-общественного управления в образовании; формирования содержательно-критериальной основы оценки

результатов освоения обучающимися основной образовательной программы основного общего образования, деятельности педагогических работников, Организации, функционирования системы образования в целом;

условий создания социальной ситуации развития обучающихся, обеспечивающей их социальную самоидентификацию посредством личностно значимой деятельности.

1.8. В основу Стандарта положены принципы системно-

деятельностного, метапредметного, личностно-ориентированного, компетентностного подходов, реализованных в предметных областях и отраженных в результативных составляющих содержания основного общего образования.

Системно-деятельностный подход направлен на:

формирование готовности к саморазвитию и непрерывному образованию;

проектирование и конструирование социальной развивающей среды в системе образования;

обеспечение активной учебно-познавательной деятельности обучающихся; построение коррекционно-образовательного процесса с учётом индивидуальных возрастных, психологических и физиологических особенностей обучающихся.

Метапредметный подход направлен на формирование:

готовности применять систематизированные теоретические и практические знания различных наук для решения социальных и профессиональных задач;

умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы познавательной деятельности;

умения самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умения соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умения оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

основ самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умения определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно- следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умения создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;

умения организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умения осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ);

экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

Личностно-ориентированный подход к обучению обеспечивает развитие академических, социокультурных, социально-психологических и других способностей обучающихся.

Компетентностный подход способствует формированию ключевых и предметных компетентностей.

К ключевым компетентностям относятся: умение учиться, общаться на государственных, родном и иностранных языках, информационно-

коммуникационная, социальная, гражданская, общекультурная, предпринимательская, самообразовательная и здоровьесберегающая компетентности; к предметным - коммуникативная, литературная,


художественная, эстетическая, естественно-научная и математическая,

проектно-технологическая и информационно-коммуникационная, обществоведческая, историческая и здоровьесберегающая компетентности.

1.9. В соответствии со Стандартом при получении основного общего образования осуществляется:

гражданское и патриотическое воспитание обучающихся; формирование гражданской идентичности и мировоззрения обучающихся;

духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся, предусматривающее принятие ими нравственных норм и правил поведения, приобщение к культурному наследию, духовно-нравственным ценностям народа Донецкой Народной Республики;

трудовое, экологическое, физическое воспитание, формирование культуры здорового образа жизни обучающихся;

развитие познавательных интересов, ценностного отношения к образованию, опыта учебно-познавательной деятельности.

1.10. Стандарт ориентирован на становление и формирование личностных характеристик выпускника организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным образовательным программам основного общего образования:

любящего свой край и своё Отечество, знающего государственные и родной языки, уважающего свой народ, его культуру и духовные традиции;

осознающего и принимающего ценности человеческой жизни, семьи, гражданского общества, многонационального народа Донецкой Народной Республики, человечества;

активно и заинтересованно познающего мир, осознающего ценность труда, науки и творчества;

умеющего учиться, осознающего важность образования и самообразования для жизни и деятельности, способного критически осмысливать и творчески применять полученные знания на практике;

социально активного, уважающего закон и правопорядок, владеющего необходимым уровнем правовой культуры, соизмеряющего свои поступки с нравственными ценностями, осознающего свои обязанности перед семьёй, обществом, Отечеством;

уважающего других людей, умеющего вести конструктивный диалог, достигать взаимопонимания, сотрудничать для достижения общих результатов;

осознанно выполняющего правила здорового и экологически целесообразного образа жизни, безопасного для человека и окружающей среды;

ориентирующегося в мире профессий, понимающего значение профессиональной деятельности для человека в интересах устойчивого развития общества, государства и природы.


Требования к результатам освоения основной образовательной программы

2.1. Общие требования к уровню подготовки обучающихся обусловлены целями, задачами и осваиваемым предметным содержанием основного общего образования, учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся.

2.2. Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу основного общего образования:

личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности; социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы, способность к осознанию своей идентичности в поликультурном социуме;

метапредметным, включающим освоенные обучающимися межпредметные понятия и универсальные учебные действия (регулятивные, познавательные, коммуникативные), способность их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельность планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками, построение индивидуальной образовательной траектории;

предметным, включающим освоенные обучающимися в ходе изучения учебного предмета умения, специфические для данной образовательной области, виды деятельности по получению нового знания в рамках учебного предмета, его преобразованию и применению в учебных, учебно-проектных

социально-проектных ситуациях, формирование научного типа мышления, научных представлений о ключевых теориях, типах и видах отношений,

владение научной терминологией, ключевыми понятиями, методами и приемами.

2.3. Личностные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

воспитание гражданской идентичности: патриотизма, уважения к Отечеству, прошлому и настоящему народа Донецкой Народной Республики; осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия человечества; усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей Республики; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

формирование ответственного отношения к обучению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия в социально значимом труде;

формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, активной гражданской позиции, к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов Донецкой Народной Республики и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств

нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста,

взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения в транспорте и на дорогах;

формирование основ экологического мышления, развитие опыта экологически ориентированной рефлексивно-оценочной и практической деятельности в жизненных ситуациях;

осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народа Донецкой Народной Республики и народов мира, творческой деятельности эстетического характера.

2.3.1. Личностные результаты освоения адаптированной основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

1) для глухих, слабослышащих, позднооглохших обучающихся: способность к социальной адаптации и интеграции в обществе, в том

 

числе при реализации возможностей коммуникации на основе словесной речи (включая устную коммуникацию), а также, при желании, коммуникации на основе жестовой речи с лицами, имеющими нарушения слуха;

2) для слепых, слабовидящих обучающихся:

овладение навыками пространственной и социально-бытовой ориентировки;

способность к осмыслению и дифференциации картины мира, ее временно-пространственной организации;

3) для обучающихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата: умение самостоятельно и безопасно передвигаться в знакомом и

незнакомом пространстве с использованием специального оборудования; способность к осмыслению социального окружения, своего места в

нем, принятие соответствующих возрасту ценностей и социальных ролей;

4) для обучающихся с расстройствами аутистического спектра: формирование умения следовать отработанной системе правил

поведения и взаимодействия в привычных бытовых, учебных и социальных ситуациях, удерживать границы взаимодействия;

знание своих предпочтений (ограничений) в бытовой сфере и сфере интересов.

2.4. Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования должны отражать:

умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

умение определять понятия, создавать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач; смысловое чтение;

 

умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;

умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планировать и регулировать свою деятельность; владеть устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ– компетенции);

формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.

2.5. Предметные результаты освоения основной образовательной программы основного общего образования с учётом общих требований Стандарта и специфики изучаемых предметов, входящих в состав предметных областей, должны обеспечивать успешное обучение на следующем уровне общего образования.

Предметные результаты освоения интегрированных учебных предметов ориентированы на формирование целостных представлений о мире и общей культуры обучающихся путем освоения систематических научных знаний и способов действий на метапредметной основе.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы обеспечивают возможность обучения на уровне среднего общего или среднего профессионального образования.

2.5.1.4. Иностранный язык:

Предметные результаты освоения учебного предмета «Иностранный язык» на уровне основного общего образования должны быть ориентированы на сформированность коммуникативной иноязычной компетенции, необходимой для успешной социализации и самореализации, как инструмента межкультурного общения в современном поликультурном мире.

Предметные результаты отражают:

формирование дружелюбного и толерантного отношения к ценностям иных культур, оптимизма и выраженной личностной позиции в восприятии мира, в развитии национального самосознания на основе знакомства с жизнью своих сверстников в других странах, с образцами

зарубежной литературы разных жанров, с учётом достигнутого обучающимися уровня иноязычной компетентности;

формирование и совершенствование иноязычной коммуникативной компетенции; расширение и систематизация знаний о языке, расширение лингвистического кругозора и лексического запаса, дальнейшее овладение общей речевой культурой;

достижение допорогового уровня (в соответствии с общеевропейскими компетенциями А2 для базового курса, А2+ для общеобразовательных организаций/классов с углубленным изучением иностранных языков) иноязычной коммуникативной компетенции;

создание основы для формирования интереса к совершенствованию достигнутого уровня владения изучаемым иностранным языком, в том числе на основе самонаблюдения и самооценки, к изучению второго/третьего иностранного языка, к использованию иностранного языка как средства получения информации, позволяющей расширять свои знания в других предметных областях.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-06-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: