Министерство образования и науки Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования
«Московский государственный юридический университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)» |
(Университет имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Северо-Западный институт (филиал) Университета имени О.Е. Кутафина (МГЮА)
Кафедра уголовного права и криминологии
Малышева Геннадия Андреевича
Реферат по дисциплине «Философия права»
Либертарно-юридическая концепция права
студента М3 14 группы 1 курса
заочной формы обучения
Научный руководитель:
Баскова Анна Валерьевна
Дата сдачи: _________________
Дата рецензирования: _________
Вологда 2021
Содержание
Основоположником либертарно-юридической концепции права выступает В.С. Нерсесянц. Далее будут приведены основные выдержки из его концепции понимания права и государства. В основе либертарно-юридического понимания права лежит принцип формального равенства.[1] По В.С. Нерсесянцу основанием и критерием правового уравнивания различных людей является свобода индивидов в социальных отношениях, признаваемая и утверждаемая в форме правоспособности и правосубъектности.[2] В социальной сфере равенство – это всегда правовое равенство, формально-правовое равенство.[3] «Фактическое равенство «имеет рациональный смысл лишь как отрицание (а именно – как отрицание формального, правового равенства), но как утверждение (как нечто позитивное) оно, «фактическое равенство», -величина иррациональная, «фантазм» типа «деревянного железа», вербальная конструкция, подразумевающая нечто совершенно иное, чем равенство.[4] История права –это история прогрессирующей эволюции содержания, объема, масштаба и меры формального (правового) равенства при сохранении самого этого принципа как принципа любой системы права вообще.[5] С учетом этого В.С. Нерсесянц выдвигает такое понимание права: право – это нормативная форма выражения свободы посредством принципа формального равенства людей в общественных отношениях.[6] Правовое равенство и правовое неравенство – однопорядковые (предполагающие и дополняющие друг друга) правовые определения, характеристики и понятия, в одинаковой степени противостоящие фактическим различиям и отличные от них.[7] Благодаря праву хаос фактических различий преобразуется в правовой порядок равенств и неравенств, согласованных по единому основанию и общей норме.[8] Формальное равенство свободных индивидов является наиболее абстрактным определением права и государства, общим для всякого права и всякого государства и специфичным для права и государства вообще.[9]
Свобода индивидов и свобода их воли – понятия тождественные. Свобода возможна лишь там, где люди не только ее адресаты, но и ее творцы и защитники, где они одновременно и субъекты права, и субъекты государства.[10] Свобода возможна лишь там, где люли не только ее адресаты, но и ее творцы и защитники, где они одновременно и субъекты права, и субъекты государства.[11] Свобода и равенство неотделимы и взаимно предполагают друг друга.[12] Право не просто всеобщий масштаб и равная мера именно и прежде всего свободы индивидов.[13] Таким образом резюмируя все вышеизложенное В.С. Нерсесянц выводит такое понимание права. Он считает, что право – это соответствующая принципам формального равенства система норм, установленных и санкционированных государством и обеспеченных возможностью государственного принуждения.[14]
Либертарно–юридическая концепция по А.В.Мелехину. При либертарно–юридическом подходе выделяют следующие основные характеристики (принципы), которые воспринимаются и марксистской теорией: формальное равенство; всеобщность; свобода; справедливость; общеобязательность. [15]
Каждый из перечисленных принципов, наряду с самостоятельным и обособленным значением, предназначен дополнять и придавать новые оттенки другим. Взятые в единстве они позволяют в более полной степени отразить сущность права в целом.
Формальное равенство. Выражение «равенство» считает А.В. Мелехин предполагает абстрагирование от различий, которыми обладают рассматриваемые объекты, при выборе критериев уравнивания придерживаются метода игнорирования несущественных различий между ними.[16] Такой же подход используется и при определении сущности формального правового равенства как одного из основополагающих качеств права.[17] Спецификой правового равенства (и в целом права) является то, что основанием соблюдения равенства между субъектами является признание условия свободы индивида в общественных отношениях через такие понятия как правоспособность, дееспособность и правосубъектность.[18] В тоже время, правовое равенство предполагает соблюдение условий соразмерности и эквивалентности между сторонами.[19]
Формальная определённость является одним из признаков права.[20] Принцип формального правового равенства предусматривает гарантируемое государством формализованное и упорядоченное право индивидам на единых и общих для всех основаниях иметь реальную возможность пользоваться «услугами права».[21] Его сущностная характеристика в различных исторических эпохах наполнялась новым содержанием.[22] Например, в эпоху рабовладения в Древнем Риме принцип формального правового равенства не распространялся на рабов (наряду с орудиями труда и сельскохозяйственными животными они приравнивались не к субъектам права, а к его объектам).[23] По Конституции РСФСР (1918 г.) избирательного права были лишены определенные категории граждан по факту их социальной принадлежности.[24]
Свобода. Личная свобода и свобода воли индивида по А.В. Мелехину в праве рассматриваются как тождественные понятия.[25] В той или иной интерпретации в праве всегда содержится волевой момент.[26] Он может быть выражен в свободном волеизъявлении индивида посредством вступления в правоотношение определённого вида.[27] Перечень определённых прав и свобод содержится в текстах конституций государств.[28] На примерах, признаваемых государствами за индивидами перечней прав и свобод можно судить о прогрессе мировой цивилизации в целом.[29]
Справедливость (Justitia). В системе социальных норм по А.В. Мелехину справедливость рассматривается как возможность воздаяния равным за равное.[30] Наряду с другими это одно из обязательных внутренних свойств и качеств права.[31] Справедливость в праве выполняет роль своеобразного образца (стандарта, эталона качества), на котором проверяется внутренне качество самого закона.[32]
Общеобязательность. В отличие от других видов социальных норм общеобязательность по А.В. Мелехину в праве всегда носит официально-властный характер.[33] Это означает, что нормативный правовой акт принимается (издаётся) от имени государства в установленном законом порядке уполномоченным органом государственного управления или должностным лицом.[34]
Сущность права в либертарно-юридической концепции права по А.А. Клишасу – это формальное равенство, свобода и справедливость.[35]
С.И Архипов в своей работе «Либертарная теория права В. С. Нерсесянца: достоинства и недостатки» указывает на недостатки данной теории. Он указывает следующе недостатки либертарно-юридической теории:
1. Во-первых, обратной стороной глубокого философско-исторического подхода к исследованию сущности права является относительно слабое внимание к собственно правовой «материи» – юридическим категориям, понятиям, конструкциям, определяющим правовое сознание современного юриста. Автор либертарной теории права, выделяя три сущностных аспекта (стороны) права, декларируя общие критерии правового закона, не углублялся в правовую сферу, не предлагал взамен существующих юридических представлений о субъекте, объекте права, правовом отношении, юридической ответственности и т. д. свою матрицу правовых понятий.[36]
2. Во-вторых, в либертарной концепции сущностная характеристика права сводится (повторим) к трем аспектам: свободе, равенству и справедливости. В связи с этим есть смысл обратить внимание на то, что, по Г. В. Ф. Гегелю, исследованию творчества которого В. С. Нерсесянц посвятил годы и идеи которого в той или иной мере легли в основание его концепции, система права есть «мир духа, порожденный им самим как некоторая вторая природа», в праве человек должен находить свой разум, «рассматривать разумность права»2. Следовательно, право можно трактовать не только как воплощение свободы, равенства и справедливости, но и как мир разума, рациональную систему. Почему бы не выделить еще один аспект понимания права, не дать четвертое «равнозначное» сущностное определение права или вывести юридическое равенство, свободу и справедливость из принципа разумности права?[37]
3. В-третьих, в теории В. С. Нерсесянца право – нечто (что-то), олицетворяющее свободу, равенство и справедливость, но что представляет собой это нечто? Особую систему социального регулирования или коммуникативную систему, совокупность норм или отношений, социокультурную реальность или новый социальный строй?[38]
4. В-четвертых, либертарная теория права была создана в период, когда появилось и получило широкое признание культурно-философское течение, именуемое пост модернизмом. Для постмодернизма характерно критическое отношение к идеалам, представлениям, сформированным в эпоху Просвещения, его сторонники ставят под сомнение способность человека преобразовать мир, построить идеальное общество, государство, право4. Поскольку в либертарной теории права получили развитие фундаментальные идеи о правовой свободе, равенстве, справедливости, в той или иной мере оспариваемые представителями данного течения, от ее автора можно было бы ожидать достойного ответа на «вызовы» постмодернизма. К сожалению, В. С. Нерсесянц игнорировал позицию его приверженцев.[39]
5. В-пятых, либертарная теория права, отметая «неправовое» прошлое общества, социалистическое, средневековое право и прочие «несправедливые», «несвободные», «не основанные на идее равенства» системы социальной регуляции, тем самым возводит непреодолимый забор между прошлым, настоящим и будущим права.[40]
6. В-шестых, предлагаемая В. С. Нерсесянцем модель гражданской собственности и основанный на ней цивилитарный строй представляют собой своего рода правовой суррогат коммунизма.[41]
О.И. Власова считает, что либертарная концепция права, сложившаяся на базе философско-правового осмысления трудного исторического опыта России и мировых достижений в исследовании права, а также логически связанная с ней концепция цивилизма могли бы стать основой эффективного «общественного договора» о принципах, основаниях и условиях перехода России к постсоциалистическому общественному устройству.[42]
Я считаю, что либертарно-юридическая концепция права является одной из самых лучших концепций права. Она не лишена недостатков, но принципы, которые в ней заложены, должны реализовываться в правовом государстве и быть его основой. Например, принцип формального равенства, ведь фактическое равенство, которое провозглашает марксисткая концепция права недостижим, а формального равенства можно достичь с помощью права. Поэтом вторая дефиниция данной концепции также представляется мне верной, право - мера свободы, то есть именно правом измеряет что дозволено человеку, а что нет. Еще один положение данной теории также представляется мне достаточно хорошо сформулированным и верным, это положении о связи государства и права. Право не создается государством, ведь общественные отношения возникают помимо государства (при отсутствии регулирования) и регулируются не правом, а людьми их поступками, а затем они выбирают наиболее подходящий способ, или ориентир и это складывается в обычай, далее это уже регулируется государством. То есть право возникает как обычай помимо воли государства, а затем им закрепляется в законах.
Источники
Книги, монографии, учебные пособия, статьи
1. Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2009. – 545 с.
2. Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: Инфра-М, 2012. – 560 с.
3. Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – 512 с.
4. Власова О. И. Либертарно-юридическая концепция В. С. Нерсесянца в контексте нашего времени // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. С. 362-368.
5. Архипов Сергей Иванович Либертарная теория права В. С. Нерсесянца: достоинства и недостатки [Электронный ресурс] // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2015. №5. С. 5-14. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/libertarnaya-teoriya-prava-v-s-nersesyantsa-dostoinstva-i-nedostatki (дата обращения: 21.01.2021).
[1] Общая теория права и государства: учебник / В.С. Нерсесянц. – М.: Норма: Инфра-М, 2012. – С. 53
[2] Там же. С. 53
[3] Там же. С. 54
[4] Там же. С. 54-55
[5] Там же. С. 55.
[6] Там же. С. 55.
[7] Там же. С. 56.
[8] Там же. С. 56.
[9] Нерсесянц В.С. Указ. соч. С.58.
[10] Там же. С. 59-60
[11] Там же. С. 60
[12] Там же. С. 64
[13] Там же. С. 64
[14] Там же. С. 75
[15] Мелехин А.В. Теория государства и права: Учебник с учебно-методическими материалами. — 2-е изд., доп. и перераб. — М., 2009. – С. 173
[16] Мелехин А.В. Указ. соч. С.173.
[17] Там же. С.173.
[18] Там же. С.173.
[19] Там же. С.173.
[20] Там же. С.173.
[21] Там же. С.173.
[22] Там же. С.173.
[23] Там же. С.173.
[24] Там же. С.173.
[25] Мелехин А.В. Указ. соч. С. 173.
[26] Там же. С. 173
[27] Там же. С. 173
[28] Там же. С. 173
[29] Там же. С. 173
[30] Там же. С. 174
[31] Там же. С. 174
[32] Там же. С. 174
[33] Там же. С. 174
[34] Там же. С. 174
[35] Теория государства и права: учебник / Российский университет дружбы народов, Юридический институт; под ред. д.ю.н., проф. А.А. Клишаса. – М.: Статут, 2019. – С. 257-258
[36] Архипов Сергей Иванович Либертарная теория права В. С. Нерсесянца: достоинства и недостатки [Электронный ресурс] // Электронное приложение к Российскому юридическому журналу. 2015. №5. С. 10-11. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/libertarnaya-teoriya-prava-v-s-nersesyantsa-dostoinstva-i-nedostatki (дата обращения: 21.01.2021).
[37] Архипов С.И. Указ. соч. С. 12.
[38] Там же. С. 12.
[39] Там же. С. 12.
[40] Там же. С. 12.
[41] Там же. С. 13.
[42] Власова О. И. Либертарно-юридическая концепция В. С. Нерсесянца в контексте нашего времени // Социально-экономические явления и процессы. 2011. №3-4. С. 368.