ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ФАКТОРЫ ЗДОРОВЬЯ




Современные исследователи психологии здоровья выделяют три основные группы психологических факторов, коррелирующих со здоровьем и болезнью:

           
     


независимые факторы передающие факторы факторы-мотиваторы

Рассмотрим подробно каждую из групп факторов, раскроем их содержание.

К независимым факторам относятся:

· предрасполагающие (индивидуальные поведенческие и эмоциональные паттерны);

· когнитивные (представления о здоровье и болезни, воспринимаемый контроль за обстоятельствами жизни, самооценка здоровья);

· факторы социальной среды (социальная поддержка, профессиональное окружение);

· демографические переменные (пол, возраст, этническая и социальная группы).

Поведенческие паттерны относятся к группе предрасполагающих независимых факторов. В зарубежной медицинской психологии выделены два типа поведения – А и Б. Первый тип поведения демонстрируют люди, отличающиеся энергичностью, неугомонностью, нетерпением, амбициозностью, состязательностью и некоторой враждебностью. Они часто доминантны, самоуверенны, склонны к риску, быстро мыслят.

Второй тип поведения (Б) наблюдается у интровертированных, покорных, почтительных, добросовестных и чуть заторможенных людей. Различные поведенческие паттерны, по мнению исследователей, в определенной степени связаны с возникновением заболеваний. Так, лица группы А в большей степени подвержены заболеваниям сердечно-сосудистой системы. Лица типа Б редко страдают сердечными недугами до 70 лет, но чаще (по сравнению с представителями типа А) подвержены онкологическим и желудочно-кишечным заболеваниям.

Эмоциональные паттерны, относящиеся также к группе независимых факторов, изучаются в контексте трудностей, которые испытывает личность при выражении эмоционального опыта.

Когнитивные факторы – это представления о здоровье и болезни, о системах верований в лечение и профилактику, а также поддержание здорового образа жизни. Влияние когнитивных факторов исследуется в связи с подходами к самому здоровью, норме и патологии. К факторам социальной среды относятся социальная поддержка, семья (фактор пола) и профессиональное окружение (этнические группы и социальные классы).

Передающие факторы представляют собой специфическое поведение, возникающее как реакция на стресс. К этой группе можно отнести совладающее поведение; употребление и злоупотребление веществами;

Мотиваторы включают стрессоры (общий стресс) и существование в болезни как процессы адаптации к острым эпизодам болезни. Стресс как мотиватор может привести в действие многие другие факторы, активизируя механизмы копинга (совладания с проблемами разного уровня). Существование в болезни подразумевает процессы адаптации к эпизодам болезни, в том числе и к острым.

В целом, анализируя представленные системы критериев и факторов психического и социального здоровья, можно увидеть определенную повторяемость. Перечислим те из них, которые наиболее часто характеризуют психическое здоровье. Психически здоровый человек адекватно воспринимает себя, обладает адекватностью психического отражения и способностью концентрации внимания на предмете, удерживает информацию в памяти, способен к логической обработке информации, обладает критичностью мышления, креативностью (способностью к творчеству, умением пользоваться интеллектом) и дисциплиной ума.

В эмоциональной сфере личности необходимо выделить эмоциональную устойчивость (самообладание), зрелость чувств соответственно возрасту, совладание с негативными эмоциями, свободное, естественное проявление чувств и эмоций, способность радоваться жизни, сохранность привычного (оптимального) самочувствия.

Среди свойств и качеств личности наиболее ценными для сохранения психического здоровья являются:

· оптимизм;

· уравновешенность;

· нравственность (честность, совестливость и др.);

· адекватный уровень притязаний;

· чувство долга;

· уверенность в себе;

· не обидчивость (умение освобождаться от затаенных обид);

· высокая работоспособность и активность;

· энергичность, независимость;

· непосредственность,

· естественность;

· чувство юмора;

· доброжелательность;

· самоуважение;

· адекватная самооценка;

· самоконтроль;

· воля;

· целеустремленность и осмысленность.

Среди признаков, характерных для психического нездоровья, неблагополучия, руководствуясь приведенной выше логикой рассуждения, следует выделить следующие. В сфере психических процессов чаще упоминаются неадекватная самооценка (завышенная или заниженная); нелогичность; нарушения когнитивной активности; хаотичность, категоричность и не критичность мышления; высокая внушаемость.

В эмоциональной сфере психическое нездоровье может характеризоваться наличием аффективной тупости; беспричинной злости; враждебности; ослаблением высших и низших инстинктивных чувств; повышенной тревожностью.

Среди свойств и качеств личности можно отметить зависимость от вредных привычек; уход от ответственности за себя; утрату веры в себя, свои возможности; пассивность («духовное нездоровье»).

В целом нездоровая личность достаточно дезинтегрирована; пассивна, у нее отсутствуют интерес и любовь к близким, она обладает, как правило, неадекватной самооценкой, слабой волей и неадекватным (ослабленным или гипертрофированным) самоконтролем. Ее социальное неблагополучие проявляется в неадаптивном поведении; конфликтности; враждебности; эгоцентризме и др.

ПРОФИЛАКТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

Развиваемые в области психического здоровья профилактические программы преследуют три основные цели:

1) предотвращение или снижение частоты психических заболеваний;

2) облегчение их тяжести или сокращение длительности;

3) уменьшение их воздействия на трудоспособность.

Поскольку органические нарушения вызываются болезнями или травмами, направление профилактических программ здесь довольно ясно. Например, известно, что недоедание или энцефалит могут повреждать центральную нервную систему, что краснуха у беременной женщины оказывает такое же влияние на плод. Мерами по профилактике такого рода нарушений служат вакцинация и обеспечение соответствующего питания матерей и новорожденных. Программы по охране психического здоровья имеют дело и с такими проблемами, как алкоголизм, предупреждение несчастных случаев на производстве и отравления свинцом. Причины психогенных, или неорганических, расстройств менее ясны.

Как правило, их считают результатом взаимодействия конституциональных и семейных влияний, а также воздействия среды. В настоящее время роль генетических факторов интенсивно исследуется и не исключено, что удастся снизить распространенность некоторых типов расстройств с помощью генетического консультирования. Основные психотерапевтические школы значительно расходятся во взглядах на причины, а, значит, и на профилактику неврозов и личностных расстройств. Тем не менее, все они едины в том, что ребенок, родившийся со здоровой психической и физической наследственностью и воспитанный психически здоровыми родителями, имеет наибольшие шансы, вырасти психически здоровым. Более конкретно, есть убежденность в том, что ребенка следует любить, принимать его как самостоятельную личность и уважать, обеспечивать заботу и питание, эмоциональную и интеллектуальную стимуляцию, предохранять от сильных стрессов, связанных с бедностью, физическими и эмоциональными травмами, чрезмерно строгим воспитанием или жестким стилем семейной жизни. Для развития важен баланс между разрешенным и контролируемым, а также такие формы общественной поддержки, как хорошие школы, возможности для игры и нормальное жилье. При наличии соответствующих домашних и общественных условий ребенок придет к зрелости с верой в себя и свою способность справляться с жизненными трудностями.

Исследования показали, что низкая школьная успеваемость у детей из бедных семей или семей, принадлежащих к этническим меньшинствам, может быть обусловлена недостаточным питанием и плохим медицинским уходом в сочетании с эмоционально и интеллектуально обедненной средой. Поскольку нестабильная финансовая ситуация, скверные жилищные условия, расовые предрассудки и проблемы в семейной жизни приводят к трудностям обучения ребенка, их профилактика - задача внутренней политики, требующая сочетания экономических, социальных, медицинских и образовательных мер.

Проблема психологического здоровья личности, живущей в нестабильном, изменяющемся мире, сложных, экстремальных социо-экологических условиях, выступает на первый план в конце прожитого - начале нового, XXI века - века наук о человеке, среди которых и не только, на первый взгляд, консолидирующее место принадлежит психологии. Трудность обсуждаемой тематики состоит в том, что сам термин "здоровье" в менталитете жителей однозначно связан с медициной, а его нарушение - с обязательным лечением у врача, экстрасенса, ясновидящего, других различных направлений традиционной и нетрадиционной медициной. Психическое здоровье связывается обычно со специалистами в области психиатрии и психотерапии. К сожалению, пока далеко не все население нашей страны) уделяют надлежащее внимание исследованию других форм нарушения социализации личности - возникновению неадекватных самооценок, уровней притязаний, заниженной самоценности. Отдельные люди испытывают трудности в различных коммуникациях, другие - самопознании и саморазвитии, у третьих - доминирует развитие деструктивных качеств личности (агрессии, зависти, диссинхронии и др.) и форм

поведения (суицидальное, асоциальное, с различными психологическими зависимостями). Таких примеров можно привести множество. Но это все свойственно не больной, а нормальной личности и преодолеть возникающие трудности такого рода человеку может помочь не психиатр, а профессиональный психолог. Современная психология обладает целым арсеналом техник и технологий психологического консультирования, психологической терапии, психологической коррекции, психологической диагностики. Именно этот круг вопросов и относится, как мы в этом твердо убеждены, к сфере не медицины, а психологии, и его можно обозначить как психологическое здоровье, а не психическое (медицинский подход). Такая постановка проблемы является принципиальной, так как обозначает совершенно другой подход к оказанию помощи не "пациенту" (обозначает поиск болезни, которую надо лечить с помощью различных медикаментозных средств), а "клиенту" (которому нужно помочь сформировать мотивацию: желание измениться, решить свою проблему, помочь найти пути, наиболее отвечающие эффективному саморазвитию личности и др.). Такой подход приводит к иным критериям психологического здоровья. С этих позиций оно обеспечивает возможность личностного выбора и автономного развития. К его механизмам относятся: самопознание, способность к принятию решений в направлении будущего, готовность к изменениям и возможность выделять альтернативы, тенденции, исследовать и эффективно использовать свои ресурсы, нести ответственность за сделанный выбор и др.

ВЫВОДЫ

Психологическое здоровье можно рассматривать как феномен личности, включающий 3 основных аспекта:

· духовный

· эмоциональный

· социальный

Психически здоровый человек способен создавать душевное равновесие и социально адаптироваться к любым условиям, а психическое благополучие может характеризоваться гармоничностью, уравновешенностью и устойчивостью психики к различным факторам внутренней и внешней среды, что можно рассматривать в качестве оптимальной предпосылки для выполнения человеком «запредельных» жизненных целей и задач, связанных с поиском истины и смысла жизни.

Душа и тело взаимосвязаны. Психика и здоровье тоже. Недомогания тела влияют на настроение. Например, хронические или смертельные болезни могут повергнуть человека в депрессию. Но есть и обратная связь: психология человека влияет на его самочувствие и здоровье.

Итак, очевидны два процесса.

1. Тело влияет на психологию человека. Здоровое, красивое, молодое тело улучшает психологический комфорт в жизни. Повышается самооценка. Восхищение окружающих улучшает настроение и снижает вероятность возникновения депрессии. Здоровье, красота и молодость – это определенные, в том числе, психологические ресурсы для достижения успеха в личной и социальной жизни. Нельзя сказать, что только тело делает человека счастливым или несчастным. Но значительное влияние тела на психологию человека существует.

2. Психология человека влияет на его тело. В науке психологии существует целое направление, изучающее влияние психики на здоровье. Оно называется психосоматика. Болезни тела, вызванные психологическими причинами, называются психосоматическими заболеваниями. Не всегда психологические причины являются единственными. Ведь помимо психологии существуют еще другие реальные причины: травмы, эпидемии, старение и т.п. Но влияние психологии человека на возникновение у него болезней и на вероятность (скорость) излечения доказано теорией психосоматики. И практика профессиональных психологов это тоже подтверждает. Примерами заболеваний с высокой вероятностью возникновения с участием психологических причин являются некоторые виды онкологических заболеваний, язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, бронхиальная астма, сердечные заболевания (в том числе инфаркт), вегетососудистая дистония, воспаления женской половой сферы и многие другие. Поскольку именно психология человека явилась основной причиной этих заболеваний, то и вылечить их традиционными медикаментозными методами часто не удается. В таких случаях для получения эффективной помощи, человеку необходимо обратиться и к врачу, и к психологу.

Науке неизвестно, какое из двух вышеперечисленных влияний сильнее. Что важнее: влияние тела на психологию человека или влияние психологии на тело – это вопрос спорный. Ученые и философы не пришли к единому мнению, что первично: дух или материя, душа или тело? Но для практического психолога очевидно одно: влияние психологии человека на самочувствие и здоровье существует.

Таким образом, ситуация со здоровьем требует активизации оздоровительной работы на всех уровнях. Необходимо обеспечить сохранение здоровья детей, научить их вести здоровый образ жизни, правильно строить свои взаимоотношения с природой. Перед практикой образования поставлены задачи внедрить принципы новой научной области - науки об индивидуальном здоровье человека.

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Психология здоровья /Алиева М. Б., Бейбутова А.М., Чубанова Г.Р., Цахаева А.А. [текст]. — Киев.: Общество с ограниченной ответственностью "Финансовая Рада Украины" (Киев), 2017. — С. 100.

2. Психология здоровья: электрон. учебное пособие / Е.А. Денисова [и др.]. – Тольятти: Изд-во ТГУ, 2017. – С. 107.

3. Шувалов А.В. Антропологические аспекты психологии здоровья. // Национальный психологический журнал. Год. 2015. с. 23-36

4. Психология профессионального здоровья: Учебное пособие / Правдина Л.Р. - Рн/Д:Южный федеральный университет, 2016. - С. 208.

5. Психология личности: Учебное пособие для студентов вузов / Гуревич П.С. - М.:ЮНИТИ-ДАНА, 2015. - С. 559.

6. Психология здоровья – как новое научное понятие. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://science-medicine.ru/ru/article/view?id=955.

7. Психология здоровья в вашей повседневной практике. [Электронный ресурс] - Режим доступа: https://practicalhealthpsychology.com/ru/2017/08/using-health-psychology-in-your-everyday-practice/.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: