Эммануил Сведенборг – Тайны небесные 13 глава




371.

Через слова "сказал Господь" наидревнейшие люди означивали внутреннее ощущение, ибо они чувствовали и мыслили, что Господь дал им способность воспринимать не только телесными чувствами, но и внутренне. Такое ощущение может продолжаться не дольше того, пока главенствует внутри у человека любовь. Когда любовь к Господу прекращается и, следовательно, милосердие к ближнему, внутреннее ощущение погибает, но, в какой мере или степени любовь остается, в такой мере остается и ощущение. Эта интуитивная способность была свойственна наидревнейшей церкви, но, когда вера стала отделенной от любви, как в людях после потопа, и милосердие было дано через веру, то была придана людям совесть или сознание, которая также дает внутреннее повеление, но в иной форме, о которой, по Божественной милости Господней, будет изложено в дальнейшем. Когда повелевает сознание (совесть), то говорится в Слове, что "говорит Господь (Иегова)", потому что сознание (совесть) формируется из ощущений и мыслей, открывшихся человеку, и затем из знаний памяти, и если в начале всего этого было Слово. А когда говорит или повелевает Слово, то это говорит сам Господь. И, следовательно, нет ничего более понятного, даже в наши дни, когда речь идет о голосе сознания (совести) или веры, чем сказать об этом: "Господь говорит".

372.

Что быть "хранителем" означает служить или быть полезным, ясно по подобию "стража (сторожа)" и "привратника" (то есть, охране у входа врат) в еврейской церкви. Вера названа "хранителем" милосердия потому, что она должна служить на пользу милосердию. Но это не соответствовало принципам духовности "Каина", по которому вера должна править над всем, как было сказано в стихе 7.

373.

Стих 10. И Он сказал: что ты сделал? Голос крови брата твоего вопиет ко Мне от земли. "Голос крови брата твоего" означает, что поругано милосердие (любовь к ближнему); "крик крови" является обвинением в грехе, а "земля" означает ложь, раскол или ересь.

374.

То, что "голос крови" означает, что поругано и отброшено милосердие, это видно из многих мест в Слове, в котором "голос" означает всякое внутреннее ощущение вины, а "кровь" - всякий грех, и особенно грех ненависти. Ибо кто несет в себе ненависть к брату, убивает его в своем сердце. Почему Господь учит: вы слышали, что было сказано к древним, не убивай, кто же убил - подпадает под суд, но Я скажу вам: всякий, кто сгоряча гневается на своего брата, подпадает под суд, кто же скажет брату своему, лгун, подпадает суду церкви; а кто скажет: безумец, подпадает геенне огненной (Матфея 5:21, 22), где посредством слов (лжец и безумец) выражены степени ненависти. Ненависть есть противоположность милосердия, и убивает любым способом, если не физически (собственной рукой), то мыслью и желанием в духе, и удерживается только внешними узами (ограничениями) от исполнения руками. Поэтому все ненависти есть "кровь", как у Иеремии: как можешь ты устремлять путь свой, чтобы снискать любовь? Даже на полах одежды твоей найдена кровь душ невинных и нуждающихся (Иер. 2:33-34). [2] И так как ненависть обозначается словом "кровь", так же и всякое зло обозначается, ибо ненависть это начало и источник всех зол. Как у Осии: клевещущие и лгущие, и убивающие, и ворующие, и прелюбодействующие, они грабят и кровоточат, на крови они помешаны, поэтому скорбит земля, и каждый живущий на ней страдает (Ос 4: 2-3). И у Иезекииля, говорящего о немилосердии: неужели слаб Ты судить город кровей, и сообщить ему (Сиону) о всех его мерзостях? город, который проливает кровь в середине его. Ты сделался виновным через твою кровь, которую ты пролил (Иез. 22:2-4, 6, 9). У него же: земля полна суда крови, и город полон насилий (Иез. 7:23). И у Иеремии: за грехи пророков Иерусалимских и беззакония священников его, которые проливали кровь праведников среди них, они бродят слепые по улицам, они загрязнены кровью (Плач. 4:13-14). В книге пророка Исаии: когда Господь смоет грязь с дочерей Сиона, и очистит кровь Иерусалима изнутри духом суда и духом огня (Исайя 4:4). И снова: ваши ладони осквернены кровью, а персты ваши - беззаконием (Исайя 59:3). У Иезекииля, говоря о мерзостях Иерусалима, которые названы также "кровью": Я прошел сквозь тебя и увидел тебя попираемого в твоей собственной крови, и Я сказал тебе, живи в своей крови, да, Я сказал тебе, живи в своей крови (Иез. 16:6, 22). [3] Немилосердие и ненависть последних времен также описаны через "кровь" в Откровении (16:3, 4). "Кровь" упоминается во множественном числе, потому что означает все лжи и мерзости зла, которые фонтанируют (проистекают) от ненависти, подобно, как и все доброе и святое, произведено из любви. Поэтому тот, кто чувствует ненависть к ближнему - желает убить его, если может, и действительно убивает его всяким способом, каким он может. И это есть насилие над ближним, которое в Слове свойственно обозначать, как "голос крови".

375.

"Глас вопиющего" и "голос плача" являются распространенными формами выражения в Слове, и применяются в каждом случае, где указывается на любой бунт, смятение или беспорядок, а также и в случае любого счастливого события (как в Исх. 32:17-18; Соф. 1:9-10; Исайя. 65:19; Иер. 48:3). В этом отрывке данные слова обозначают возглашение (обвинение) в грешности.

376.

Из этого следует, что "вопль кровей" означает оглашение вины, ибо те, кто применяет насилие, становятся греховными. Как у Давида: зло убьет нечестивого, а тот, кто ненавидит праведного грешен (виновен) (Пс. 34:21). У Иезекииля: твой город станет виновным через кровь, которую ты пролил (Иез. 22.4).

377.

То, что "земля" здесь означает раскольничество или ересь, видно из того факта, что "поле" означает духовность веры. И, следовательно, "земля", считающая поле своим, является ересью. Человек сам является "землей" и "полем", поскольку все ощущения веры и ереси внутри в нем и оплодотворяются, как семя. Ибо человек есть таков, каково внутри оплодотворение его: добрый и праведный - от плодов блага и истины, злой и лживый - от плодов зла и лжи. Каждый, кто живет в какой-либо расколотой (неполной, осколочной) вере или ереси, носит этой ереси (неполноты) имя, и поэтому в данном отрывке слово "земля" употребляется для обозначения недостаточной веры или ереси в человеке.

378.

Стих 11. А теперь проклятье породил ты от земли, которая отверзла уста свои принять кровь брата твоего от руки твоей. "Проклятье породил ты от земли" означает, что через неполноту веры он пришел к отвращению и ненависти, "которая отверзла уста свои" означает, что ересь привела к этому деянию его, что "принять кровь брата твоего от руки твоей" означает, что это было насилием к милосердию за неподчинение, до степени уничтожения его.

379.

Что эти ощущения и вещи понимаются здесь так, очевидно из того, что описано раньше, а что быть "проклятым" значит питать отвращение к благу, уже показано прежде (п. 245). Ибо беззакония и мерзости, или суть и формы ненависти, есть то, что поворачивает человека к злу (отворачивает от Бога и ближнего). Тогда он смотрит только вниз, то есть, на телесные и мирские ощущения и вещи, таким образом, на те, которые из ада. Это происходит тогда, когда милосердие изгоняется и уничтожается, ибо тогда узы, соединяющие человека с Господом, разрываются, так как только милосердие, или любовь и сострадание, есть то, что соединяет нас с Ним. И никогда вера без милосердия, так как она не есть вера, а лишь природные знания, какими и адские духи сами по себе могут обладать, и с помощью которых они могут обманом переворачивать благо во зло, и выдавать себя за ангелов света. Последним, подобны некоторые нечестивые проповедники, которые по привычке служат с таким рвением, как и благочестивые, хотя то, что исходит из их уст, совершенно далеко от их сердца. Может ли кто-нибудь судить настолько слабо и глупо, чтобы считать, что следование только по знаниям памяти или мыслям (выводам), полученным оттуда, может вообще быть жизнью и приносить пользу, когда всем известно из собственного опыта, что никто не принимает ни слов, ни дел другого, если те слова и дела не проходят сквозь свои собственные желания или намерения, где они оживляются? Именно собственные желания и намерения и есть то, что делает мысли и желания, слова и дела другого по нраву или приятными, и что, собственно, и соединяет одного человека с другим. Воля (ее желания и намерения) является реальным человеком, а не мысли или речи, которые он не желает. Человек обретает свою природу (характер) и расположения (нрав) от воли, потому что воля есть начало, которое возбуждает и ведет его. Но когда кто-то думает о благе, то центр или суть веры, которая есть милосердие, живет мыслями о благе, и воля проявляется тем, что находится в вере из милосердия. Но когда человек только говорит, что он думает о благе, он, тем не менее, живет злом, и так не может позволить проявится из воли ничему иному, кроме зла, тогда поэтому у него и нет истин (веры).

380.

Стих 12. Когда ты будешь теперь возделывать землю, она не станет отныне мгновенно давать тебе свою силу (плод); беглецом и скитальцем будешь ты на земле. Что "возделывать землю" означает облагораживать эту осколочную веру или ересь, "но она не даст тебе силу" означает, что она бесплодна. Что быть "изгнанником и скитальцем на земле" это означает - не знать, что такое благо и истина.

381.

Что "возделывать землю" означает культивировать эту не вполне веру или ересь, ясно из значения слова "земля", о котором мы сейчас говорили. А что слова "не дает тебе свою силу" значат бесплодность, видно из того, что было говорено о земле, и из самих слов, а также из того соображения, что те, кто исповедует веру без милосердия, не исповедуют вовсе никакой веры, как и было, сказано выше.

382.

Что быть "изгнанником и скитальцем на земле" означает не знать, что такое благо и истина, это видно из значений слов "скитаться" и "спасаться бегством" в Слове. Как и у Иеремии: пророки и священники слепые бродят по улицам, они загрязнены кровью, все к чему они прикасаются одеждами становится немощным (Плач. 4:13, 14), где "пророками" названы те, кто распространяют ереси, а "священниками" - те, кто живут по этим учениям ереси; "блуждать слепыми по улицам" это не знать, что есть истина и благо. [2] У Амоса: часть поля полита дождем, а часть – оказалась вне дождя и засыхает; так же и два-три города будут бродить к такому же городу для питья воды, и не смогут вполне напиться (Амос 4: 7, 8), где "часть поля, на которой шел дождь" означает веру из милосердия, а часть или обломок "поля, на котором не было дождя" - вероучение без милосердия. "Блуждать, чтобы напиться воды" означает искать истину. [3] У Осии: поражен Ефрем, корень его высох, он больше не принесет плодов, мой Бог отбросил их напрочь, потому что они не послушались Его, и они будут бродягами (изгнанниками) между народами (Ос. 9: 16, 17). "Ефрем" здесь означает заповеди (первоначала) истины, или веру, потому что он был первенец Иосифа. "Корень его высох" означает ослабшее милосердие, которое не может уже приносить плод; "бродяги между народами" - это те, кто не знает, что есть истина и благо. [4] У Иеремии: идите против Аравии и опустошайте сынов востока. Бегите, блуждайте до конца, жители Азора позвольте себе опуститься в бездну (Иер. 49:28, 30). "Аравия" и "сыны Востока" означают способности к небесным богатствам или ощущениям и вещам любви, которые, когда пропадают, говорят, "убегают" и "удаляются", то есть становятся "беглецами и странниками ", когда люди ничего не делают из того, что есть благо. О "жителях Азора", или тех, которые в духовных богатствах из их веры, сказано, что они "дали себя опустить в бездну", то есть, что они погибли. [5] В книге пророка Исаии: все твои первенцы бродили вместе, они были связаны лучниками прежде, чем сбежали далеко (Исайя 22:3), говоря о "долине видений" или фантазиях воображения человека, что вера возможна без милосердия. Отсюда видна причина (фантазии), почему сказано в последующих стихах (Исайя 22:14), что тот, кто исповедует веру без милосердия, есть "изгнанником и бродягой", то есть, ничего не знающим о благе и истине.

383.

Стих 13. И сказал Каин Господу, мое беззаконие больше, чем может быть удалено. "И сказал Каин Господу" означает ясное признание, что он во зле, вызванное от внутренней боли (страдания); "беззаконие мое больше, чем может быть удалено" означает отчаяние оттуда.

384.

Отсюда видно, что остаток блага еще присутствует у Каина, но что все благо милосердия потом погибнет видно из сказанного о Ламехе (стихи 19, 23, 24).

385.

Стих 14. Вот, Ты выбросил меня с этого дня с лиц земли, и от Лиц Твоих я буду сокрыт, и буду изгнанником и скитальцем на земле, и будет так, что каждый человек, который найдет меня, должен убить меня. Что быть "изгнанным (выброшенным) с лиц земли" означает быть отделенным от всех истин Церкви, а "от Лиц Твоих я буду сокрыт" означает быть отделенным от всех благ веры из любви, что быть "беглецом и скитальцем на земле" значит не знать, что есть истина и благо, а "каждый человек, который снискал меня, убьет меня" означает, что все зла и лжи желают погубить его.

386.

Что быть "изгнанным от лиц земли" значит, быть отделенным от всех истин церкви (духовности), это видно из значения слова "земля", которая, во внутреннем смысле, есть церковью или человеком Церкви, и потому любая церковь, исповедующая Господа, как показано выше. Значение слова неизбежно меняется в зависимости от описываемого ощущения или предмета и, потому, даже те, кто ложно исповедует веру, то есть, кто исповедует осколок веры или ересь, также называемы "землей". Здесь, однако, быть "вытесненными с лиц земли" означает быть недолго в истине Церкви.

387.

Что быть "сокрытым от Твоих Лиц" означает быть отделенным от всех благ веры из любви, это видно из значения "лица Господа". "Лицо Иеговы", как говорили прежде, есть милость, из которой исходят все блага веры из любви, и, следовательно, блага веры здесь означаются, как Его "лица".

388.

Что быть "изгнанником и скитальцем на земле" означает, как и ранее, не знать, что есть истина и благо.

389.

Что "каждый, найдя его, убьет его" означает, что всякое зло и ложь желает погубить Его, вытекает из того, что было сказано. Дело заключается в следующем. Когда человек лишает себя милосердия, он отделяет себя от Господа, так как главным образом милосердие есть любовь к ближнему, а милость есть то, что соединяет человека с Богом. Там, где нет милосердия, живет разделение (разобщение), а где есть разделение (смерть духовная), там человек предоставлен самому себе или произволу своего Собственного я, и тогда все, что он мыслит, является ложью, а все, что он желает, есть злом. Это то, что умерщвляет (убивает дух) человека или отнимает у него последние остатки оставшейся в мизере Божественности или жизни.

390.

Те, кто во зле и лжи, находятся в постоянном страхе быть убитыми (смерти), так как это описано у Моисея: будет земля ваша опустошена и города ваши заброшены, а тем, которые останутся из вас, Я принесу болезнь в их сердце на земле врагов их, и даже звук колышущегося листа погонит их, и будут спасаться, как от меча, и падут, когда никто не будет преследовать, и будет ошибаться каждый о брате своем, как ошибается о присутствии меча, когда нет никакой погони (Лев. 26:33, 36-37). В книге пророка Исаии: предатели обращаются предательски, даже, в среде предателей они предают. Такие, убегая от грохота (возбужденного злом) страха, падают в яму (преисподнюю), а тот, кто и выпрыгнет из ямы, попадет в петлю; перешагнуть это им будет очень тяжело, и это будет падением, а не подъемом (Исайя 24:16-20). У Иеремии: вот смотри, Я наведу на тебя страх, от всех твоих (возбужденных злом) страхов будешь ты избегать (бояться) каждого человека и его лиц, и никто не вернет утерянного (Иер. 49:5). В книге пророка Исаии: вы желаете убежать на коне, поэтому вскоре будете далеко, и вы желаете скакать на самых быстрых, поэтому преследующие вас окажутся быстрее; тысяча побежит от одного упрека, а от пяти упреков исчезнут все (Исайя 30:16-17). В этих и других местах Слова, те, кто во лжи и зле описываются как "убегающие" и находящиеся в "страхе быть убитыми (смерти)". Они боятся всех, потому что они не имеют того, что защитит их. Все, кто во зле и лжи ненавидят своего ближнего до такой степени, что желают поубивать друг друга.

391.

Состояние злых духов в другой жизни совершенно ясно показывает, что те, кто во зле и лжи боятся всех и каждого. Те, кто потерял имевшееся на земле милосердие, в том мире бродяжничают повсюду и постоянно убегают с одного места на другое. Куда бы они не попали, в любом обществе зла сразу мгновенно ощущают их дух (характер) по одному лишь их появлению, ибо ощущение в другой жизни существует тончайшее. И их не только отгоняют прочь, но и серьезно наказывают, даже с такой враждебностью, что если бы могли, то убили бы их. Злые духи испытывают наибольшее наслаждение от произведения мучений и наказания друг друга, это есть их наивысшее вознаграждение. Но до сих пор было неизвестно, что именно зло и ложь сами являются причиной этого, ибо все, что каждый желает другому возвращается к нему самому. Ложь содержит в себе кару или наказание в виде лжи, а зло содержит в себе наказание в виде зла, и, следовательно, они содержат в себе и страх этих наказаний.

392.

Стих 15. И Господь сказал ему: всякому, кто убьет Каина, отмщено будет всемеро больше. И Господь установил знак на Каине, чтобы кто найдет его, не смог убить его. Через слова "кто убьет Каина, отмщено ему будет всемеро больше" означено, что разрушать веру, даже отделенную от милосердия, есть конец всякой духовности; "и Господь установил знак на Каине, чтобы кто найдет его, не смог убить его" означает, что Господь распространил веру в урезанной, но четкой форме, с тем, чтобы она могла быть сохранена.

393.

Прежде чем пояснять внутренний смысл этого отрывка, необходимо выяснить место и значение веры. Наидревнейшая церковь была такого характера, что не признавала никакой веры, кроме той, что была из любви. Люди не признавали веру до такой степени, что не желали даже упоминать о ней, ибо из любви от Господа они ощущали все внутренние ощущения и вещи, которые принадлежали вере. Таковы есть небесные ангелы, о которых мы говорили выше. Но, как было усмотрено, что человеческий род не сможет быть такого характера и отделит веру от любви к Господу, сделав веру – верой в самого себя, было предустановлено, чтобы люди действительно стали разделенными в себе на рассудок и волю. Но, чтобы таким путем через рассудок, точнее через господство и умножение истины в рассудке, люди смогли принять от Господа милосердие в свою веру. Чтобы духовные корни или проводники (желания) божественности стали ведущими (господствующими), а затем через них, милосердие или любовь к ближнему, по милости Господней, смогло бы стать неотделимым от веры или стать главой (сутью, центром) или ядром веры. И таким образом вместо достижения интуитивного ощущения, что было у наидревнейшей церкви, при возрождении, человек после потопа стал достигать сознания (совести), приобретаемого через веру, соединившуюся с милосердием, которое не навязывает истину (как вера), но само есть чистая истина, и это, потому что Господь так сказал в Слове. Церкви после потопа были по большей части такого характера, такой же была и первородная или корневая церковь после пришествия Господа, и через то духовные ангелы стали проживать отдельно от небесных в отдельных небесах.

394.

Теперь, как это было предвидено, и так предустановлено, чтобы человеческий род не мог погибнуть в вечности духовного мира после смерти, именно здесь заявлено, чтобы никто не уничтожал Каина, через кого означена вера, отделенная от милосердия. И далее заявлено, что устанавливается метка (знак) на него, которая означает, что Господь укрепляет веру даже в такой форме для того, чтобы обеспечить ее сохранность. Эта тайна до сих пор не была открыта, и отражается словами Господа, в отношении супружества и скопцов, в Евангелии от Матфея: есть скопцы, которые были так рождены из чрева матери, а есть скопцы, которые сделались скопцами из людей, а есть скопцы, которые сделали себя такими для целей царства Господнего, тот, кто сможет принять, пусть примет это (Матфея 19:12). Те, кто в небесном супружестве называются "скопцами". Те, кто "рождаются от чрева" есть такие, которые на земле уже живут подобно небесным ангелам. Те, кто "сделались скопцами из людей" есть такие, которые живут, как духовные ангелы, а те, кто "сделались такими для целей царства Господнего" подобны ангелам нижнего неба, которые действуют не столько из милосердия, как из послушания (ощущения, веления) совести.

395.

Что слова "всякий, кто уничтожит Каина, отмщен будет всемеро", означают, что разрушать веру, даже отделенную от милосердия, есть конец всякой духовности. Это видно из значения слова "Каин", которое означает веру, отделенную от милосердия, и от значения слова "семь", которое означает то, что священно. Число "семь" почиталось священным, как известно, в связи с шестью божественными днями (временами) сотворения мира и седьмым днем, временем создания небесного человека, с появлением которого устанавливается мир (любовь), порядок (мудрость) и суббота (свобода, нирвана). Отсюда это число так часто встречается в обрядах еврейской церкви и повсюду считается священным. С тех пор как большие, так и меньшие периоды времени были разделены на седьмицы, и назывались "неделями", также как большие интервалы времени (свершение всех времен) были привязаны к моменту пришествия Мессии (Даниил 9:24-25); период в семь лет также называется "неделей" у Лавана и Иакова (Бытие 29:27-28). Следовательно, всегда там, где встречается число семь, оно обозначает святость, неприкосновенность или величие и множественность. Таким образом, у Давида: семь раз в день я восхваляю Тебя (Пс. 119:164). В книге пророка Исаии: свет луны будет как свет солнца, а свет солнца будет светлее всемеро, как свет семи дней (Исайя 30:26), где "солнце" обозначает любовь, а "луна" - веру из милосердия, которое подобно любви. Подобно, как время возрождения человека делится на шесть, до входа в седьмой период, то есть приход к небесному человеку, так разделено и время его опустошения, до того времени, когда ничего не остается в нем небесного. Это было представлено множеством пленений и рабством евреев, и через последний их плен или Вавилонский, который длился семь декад или семьдесят лет. Также, в Слове, многократно, заявлено о том, что земля (дух) в покое (порядке) во время ее (его) субботы (когда свободен, раскрепощен). Что также, как супротивное, представлено через образ Навуходоносора, о ком сказано у Даниила: его сердце желает стать нечеловеческим, и сердце зверя будет дано ему, лишь семь времен пройдут над ним (Даниил 4:16, 23, 32). А в Евангелии от Иоанна об опустошении сказано: увидел я иное знамение на небе, великое и чудесное, семь Ангелов, имеющих семь последних язв (Откр. 15:1, 6-8), а также: язычники будут глумиться над Святым городом сорок два месяца (шесть раз по семь) (Откр. 11:2). И еще: я видел книгу, внутри и снаружи, запечатанную семью печатями (Откр. 5:1). По той же причине умножение тягот и усиление наказаний были выражены числом семь, как у Моисея: если не будете при всем этом еще и повиноваться Мне, то Я накажу вас всемеро за грехи ваши (Лев. 26:18, 21, 24, 28). И у Давида: воздастся нашим ближним всемеро внутри (в грудях) их (Пс. 79:12). Так как разрушить веру было концом всякой духовности, то это и было раскрыто или сообщено, то есть говорится "кто уничтожит (убьет) Каина, тому отмщено будет всемеро".

396.

Что "Иегова установил знак на Каина, чтобы кто-нибудь не убил его" означает, что Господь распределил (разделил) веру на отдельные ветви или части с тем, чтобы вера могла быть сохранена по частицам (веточкам), это видно из значения "знак (метка)" и "установить знак (печать)" на кого-то, чтобы выделить, как средство для различения. Таким образом у Иезекииля: Иегова сказал: иди внутрь города, сквозь весь Иерусалим, и установи знак (чтобы выделить) на лбу каждого человека, стенающего и вздыхающего обо всех (своих) мерзостях (грехах) (Иез. 9:4), где под "меткой на лбу" не означает знак или черту на лбу, но черту духовную, чтобы выделить или отличить такого от других. Так же у Иоанна говорится о том, что саранча (жажда мирского) повреждает только тем людям, кто не отмечен знаком Божьим на челах их (Откр. 9:4), где также имеется в виду знак, выделяющий их духовность. [2] В той же книге вновь читаем: "метка на руке и на лбу" (Откр. 13:16). То же самое было представлено (соответствовало) в еврейской церкви, через укрепление повязки с первой и наибольшей заповедью на руке и на лбу, о чем читаем у Моисея: слушай, Израиль, Господь Бог наш есть Единый Иегова Господь (Всевышний), и ты люби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душею твоею, и всею крепостию твоею, и ты навяжи эти слова в знак на руку твою, и да будут они повязкой (меткой) над глазами твоими (центром мыслей и желаний твоих) (6:4 Втор., 8; 11: 13, 18). Через это соответствие (повязку) было представлено, что они выделяют (различат) заповедь любви выше всякой другой, и отсюда значение "метки на руке и на лбу" становится очевидной. [3] Так у Исаии: Я пришел, чтобы собрать все народы и языки, и они придут и увидят славу Мою, и установлю метки на них (Исайя 66:18-19). И у Давида: о, Господи, вернись ко мне, умилостивись ко мне, дай силу Твою слуге (рабу) Твоему, и спаси сына служанки (рабы) Твоей. Установи на меня метку во благо и те, кто ненавидят меня, увидят и устыдятся (Пс. 86:16-17). Из этих цитат значение метки знака теперь очевидно. Пусть никто теперь не воображает себе, что некий знак был установлен на конкретное лицо, называемое Каином, ибо во внутреннем смысле Слово содержит значения совсем не такие, которые содержатся в буквальном смысле написанного.

397.

Стих 16. И ушел Каин от лиц (ощущений) Господа и стал жить в земле Нод (сон, мираж, грезы), к востоку от Эдема. Словами "ушел Каин от лиц Иеговы" означено, что вера ушла (до крайней степени, отделилась) от благ веры, истекающих от любви; он стал жить в "земле Нод" означает – жить внешними, кажущимися, воображенными истинами и благами; "к востоку от Эдема" значит жить той частью рассудка (черствым рассудком, коркой его), которая замкнута от господства или влияния соков любви (ее благ).

398.

Что "уйти от лиц Иеговы" означает быть в вере, отделенной от благ любви, можно увидеть в объяснении к стиху 14; что "жить в земле Нод" означает жить вне божественных и духовных истин и благ, это видно из значения слова "Нод", которое также значит быть заброшенным бродягой и скрывающимся беглецом, а что быть "бомжом и беженцем" значит (не иметь пристанища) быть лишенным истины и блага, может быть видно выше. Что "к востоку от Эдема" означает жить потерянной и ослабевшей волей, в которой ранее царила (господствовала) любовь, а также потерянным и ослабевшим рассудком, в котором ранее царило милосердие, видно из сказанного о словах "к востоку от Эдема", а именно, что "восток" это Господь, а "Эдем" - любовь. У людей наидревнейшей церкви, дух или ум, состоящий из воли и рассудка, был единым, ибо воля была всем во всем духа и так, что рассудок происходил от воли. Это было потому, что они не создавали разделения между любовью, которая имеется в воле и милосердием веры, которое в рассудке, потому что любовь была едина и так всем во всем, и вера была милосердием из любви. Но впоследствии вера отделилась от любви, как это случилось с теми, которые были названы "Каином", не желавшие больше никакого господства, кроме как от себя, то в таком духе рассудок стал господствовать вместо воли или вера вместо любви. Поэтому и говорится, что он "стал жить к востоку от Эдема". Ибо, как было истинно сейчас усмотрено, вера была выделена и стала меткой или знаком у человека, или, в духовном смысле, на человека "установлен был знак", что он может быть сохранен человеком.

399.

Стих 17. И познал Каин жену свою, и она зачала и родила Еноха, и он построил город и назвал город по имени сына своего: Енох. Слова "познал Каин жену свою, и она зачала и родила Еноха" означают, что осколочная вера или ересь породила другие веры от себя, что названо "Енох". Через "город, который он построил" означено все, что в духе его было правильно и неправильно, и потому отделившаяся вера или ересь названа "Енох" и сказано, что "назвал город по имени сына своего: Енох".

400.

"Познал Каин жену свою и она зачала и родила Еноха" означает, что такая отделенная вера произвела еще от себя и последующие. Это видно из того, что было ранее сказано, а также из того, что сказано в первом стихе, что Адам и его жена Ева произвели Каина. Так что все происходящее с тех пор, подобно зачатому и рожденному оттуда, будь то церковь, или ереси, из которых они образовывают генеалогическое древо, ибо они являются взаимосвязаны друг с другом. От одной ереси, которая была зачата тогда, рождаются вновь и вновь воинства (множества) их.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-12-21 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: