Как объяснить начинающему скрипачу необходимость занятий сольфеджио?




Методический доклад

«Современные веяния скрипичной педагогики

по материалам интернет сайтов»

 

Преподавателя
по классу скрипки

Неклясы В.В.

 


пгт Черноморское

2021г.

СОДЕРЖАНИЕ:

 

1. Введение ………………………………………………….

2. Экскурс по сайтам ……………………………………….

3. Используемые сайты: ……….........................................

 


 

Введение

«Современные тенденции скрипичной педагогики по материалам интернет сайтов» была выбрана неспроста. Дозированное использование интернета в современной педагогике может дать хорошие результаты. Дополнительное образование все увереннее становится полноценной составляющей социальной сферы жизни общества. Оно отражает сегодня характерные признаки нашего времени – широкие возможности для индивидуального выбора человека, реализации его профессиональных и других потребностей; возрастающую роль субъекта в обеспечении собственных интересов и возможностей. Разнообразие моделей деятельности позволяет координировать образовательный процесс на всех уровнях взаимодействий, делая его более мобильным и личностно-ориентированным. Естественно, что такое сотрудничество невозможно без взаимоуважения, взаимодополнения, взаимообмена опытом, полученными результатами.

Проблемы обучения с интересом отражены в трудах выдающихся педагогов прошлого: К.Д.Ушинского, Л.Н. Толстого и др, однако, для решения старой проблемы следует находить другие пути решения. Ориентируясь на современные тенденции, нельзя было не коснуться темы интернет обеспечения информации музыкальных сайтов, интересуемых, в частности, струнников. Еще пару лет назад, в поисках нотной литературы для докладов, мною дана была ссылка на ряд интернет-адресов, которыми с удовольствием поделюсь, сделав некий экскурс и попытаюсь дать собственную оценку «полезности» полученной информации.

 

Экскурс по сайтам

 

Каждый из выбранных сайтов - кладезь информации, достойный кропотливого отдельного изучения с точки зрения уместности в работе педагога скрипача и как материал для совместной работы с родителями для большего вовлечения в процесс становления музыканта.

 

1.https://blagaya.ru/skripka/violin_azbuka/ -
Сайт blagaya.ru — крупнейший сайт о скрипке на русском языке (и, возможно, не только на нём: читатели из других стран пишут, что у них нет скрипичных сайтов с таким количеством информации и они пользуются этим сайтом). Сама Анна Благая из муз. семьи. Окончила Московскую консерваторию в 2001 г. с отличием, с дипломом концертного исполнителя (класс профессора М. Л. Яшвили), поступила в сольную аспирантуру Московской консерватории, где училась с 2001 по 2003 г. (класс проф. М. Л. Яшвили, затем — проф. С. И. Кравченко. В «Скрипичной азбуке» постепенно набралось уже почти 200 статей, здесь и:

Как объясняется то, что скрипка развивает ум и воображение

Интересные факты о скрипке

.Статьи о скрипке

Книги об истории скрипки

Документальные фильмы о скрипке

Ноты для скрипки

«Учебники» игры на скрипке

Книги, написанные скрипичными мастерами

Скрипичная фонотека (слушать скрипку)

Скрипичные легенды и мифы (скрипка в литературе)

Знаменитые персонажи (вымышленные и реальные), увлекавшиеся скрипкой

Пословицы и поговорки о скрипке

Сказки о скрипачах и скрипке

Скрипка в кино (художественные фильмы)

Внутри скрипки

Что же там внутри скрипки

Образы скрипки:

Ангелы со скрипками (фрески)

Звери-скрипачи на средневековых манускриптах

Музыка, фламандские коты и мыши

Скрипка и живопись

скрипка и фотография

скрипка на плакатах

скрипка в аниме (японских мультфильмах)

в советских мультиках

скрипка и Микки-Маус (скрипка в американских мультфильмах)

кузнечики-скрипачи в мультфильмах

Скрипка и граффити

Страдиварий в своей мастерской

Биографии скрипачей

2.https://www.geige2007.narod.ru

 

"Сайт Для струнников и не только..." создала Лущенкова Галина Ивановна, работает в ДМШ № 1 им. Глинки в г. Смоленске.

В 2007 году отметила 20-летие педагогической деятельности. На сайте можно ознакомиться:
с интересными переложениями для струнного квартета- https://www.geige2007.narod.ru/Perelozen.htm;
Методической художественной литературой о музыке - https://www.geige2007.narod.ru/Perelozen.htm;

Нотами для ансамбля скрипачей- https://www.geige2007.narod.ru/sheet.htm

 

 

3. https://vladimirgrigorev.ru/videomaterialy
Здесь хотелось бы еще раз порадоваться современным интернет-возможностям и тому, что мы можем буквально переноситься во времени и, к примеру, побывать на мастер-классах.
Владимир Григорьев был профессор кафедры истории и теории исполнительского искусства Московской консерватории, доктор искусствоведения и разносторонне увлеченный человек. (И, оказывается, потомок поэта Аполлона Григорьева). Он писал и говорил про скрипку очень глубокие и тонкие вещи.

Также предлагаю к прочтению его научные труды в области педагогики- https://vladimirgrigorev.ru/nauchnye-trudy-izdaniya-publikatsii/muzykalnaya-pedagogika

 

 

4. https://all-2music.com/ru/

 

Методика обучения игре на скрипке в вопросах и ответах.
Исакова Инн а ( Ализа Керен) - скрипачка, педагог, композитор, автор проекта "Музыканты о классической музыке и джазе". Училась в Cанкт-Петербургской консерватории по специальности скрипка.Занимается частной практикой - педагогикой и выступлениями. Её спрашивали: Возможно ли обучение взрослых на скрипке с нуля? Актуальный вопрос если учесть, что сегодня возрастной ценз при обучении инструменту отсутствует. Как правило, перед взрослыми не ставятся профессиональная цель - стать скрипачом, но при правильном методическом подходе взрослые начинающие вначале продвигаются даже быстрее детей за счет того, что обладают более развитой способностью логически (теоретически) осмыслить новый материал и, как правило, большей концентрацией.

Надо признаться, что исключения тоже бывают. Ученик, начавший занятия на скрипке в 26 лет с нуля не имел раньше никакой серьезной учебной базы - попросту не умел учиться. Его время сосредоточенной работы вначале равнялось 20 минутам (уровень 4-5 летнего ребенка). При этом слуховые способности - прекрасные, так же, как и общее знание музыки (он работает в магазине дисков, зная всю музыку, как классическую, так и эстрадную, наизусть). Желание и старание были, однако, огромные. Через год занятий он продуктивно работал час, играл очень красивым звуком с вибрацией, освоил 3 позицию, серьезная работа над чистотой интонации дала результаты, проявилась на скрипке природная способность к импровизации. Программа - концерт Вивальди A-moll 1я часть

Наработанное за годы умение читать дает также преимущество перед маленькими детьми в чтении нот. Возможна подача гораздо большего объема материала.

Психологические моменты: осознанное целенаправленное желание - безусловное преимущество. Общая зрелость чувств проявляется в более зрелых музыкальных трактовках.

Главные недостатки обучения взрослых учеников:
1. меньшая гибкость суставов по сравнению с детьми. Это проявляется в большей или в меньшей степени, от чего зависит общее техническое продвижение.
2. требуется больше времени для захождения нового материала в подсознание - автоматизации приобретенных навыков, то есть взрослый должен проявить гораздо больше терпения и прилежания для достижения устойчивых технических результатов.
3. психологическая неустойчивость, связанная с тем, что обучение начато не в детстве. Необходима постоянная поддержка, показ и подчеркивание собственных достижений, пусть небольших, но заметных глазу и уху.

Как объяснить начинающему скрипачу необходимость занятий сольфеджио?

Скрипка - инструмент, требующий очень тонкого слуха, потому что на нем нет ни определенных клавиш, ни ладов, как на гитаре. Если слух недостаточен от природы, то возможно и необходимо его развитие.
Голос наиболее близок скрипке возможностью движения глиссандо вверх и вниз, тонкой нюансировкой, что дает возможность наибольшей виртуозности и выразительности.

Мозг закладывает программу о будущей музыке, а голос - инструмент наиболее близкий к мозгу. Мозговые сигналы не должны проходить через все тело и руки, поэтому развитие слуха, ритма и других музыкальных представлений через пение наиболее просто для учащегося.
При игре на инструменте задействуются сложные механизмы нейронов мозга, преобразующие, образно говоря, мысли в движения-звуки и наоборот.

Педагог может контролировать развитие слуха через пение, а через молчание - не может!:).
Педагог также может через пение (самый короткий путь) закладывать нужную информацию о музыке: чистота интонации, чтение нот, постановка ритма, фразировка, нюансировка, характер и т.д.
Все это и есть сольфеджио.

Слово "сольфеджио" - оно правильное, но очень абстрактное, поэтому немного пугает новичков - нужна расшифровка, тогда обучение сольфеджио происходит сознательно и приносит наибольшие результаты.

Результатом правильных занятий станет чистая интонация при игре, развитие навыка глядя в ноты и не играя на музыкальном инструменте слышать написанную музыку и возможность работать над нотным текстом без инструмента.
Польза занятий сольфеджио в полной мере относится и к другим музыкальным инструментам.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: