Тема 17. Инвентаризация товарно-материальных ценностей в аптечных организациях.




Основные теоретические вопросы.

1. Инвентаризация товарно-материальных ценностей, понятие, задачи, виды, сроки проведения инвентаризации.

2. Порядок проведения инвентаризации товарно-материальных ценностей.

3. Порядок оформления документов по инвентаризации, определение результатов инвентаризации.

 

Инвентаризация — прием, используемый для выявления фактического состояния имущества и финансовых обязательств организации и его сопоставления с данными бухгалтерского учета.

Под имуществом организации понимаются основные средства, нематериальные активы, финансовые вложения, производствен­ные запасы, товары, прочие запасы, денежные средства и фи­нансовые активы, а под финансовыми обязательствами — креди­торская задолженность, кредиты банков, займы и резервы.

Порядок проведения инвентаризации имущества и финансовых обязательств установлен методическими указаниями, утвержден­ными Министерством финансов РФ (приказ № 49 от 13.06.95 г.) – действующий.

Основными целями инвентаризации являются: выявление фактического наличия имущества; сопоставление фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета; проверка полноты отражения в учете обязательств.

В соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчетности в РФ проведение инвентаризации обязательно:

при передаче имущества организации в аренду, выкупе, про­даже, а также в случаях, предусмотренных законодательством при преобразовании государственного или муниципального унитар­ного предприятия;

перед составлением годовой бухгалтерской отчетности, кроме имущества, инвентаризация которого проводилась не ранее 1 ок­тября отчетного года. Инвентаризация основных средств может проводиться 1 раз в 3 года. В районах Крайнего Севера и прирав­ненных к ним местностях инвентаризация товаров, сырья и мате­риалов может проводиться в период их наименьших остатков;

при смене материально ответственных лиц (на день приемки-передачи дел);

при установлении фактов хищений или злоупотреблений, а также порчи ценностей;

в случаях стихийных бедствий, пожаров, аварий или других чрезвычайных ситуаций, вызванных экстремальными условиями;

при ликвидации (реорганизации) предприятия, перед состав­лением ликвидационного (разделительного) баланса и в других случаях, предусматриваемых законодательством РФ или норма­тивными актами Министерства финансов РФ;

при коллективной (бригадной) материальной ответственности инвентаризации проводятся при смене руководителя коллектива (бригады), при выбытии из коллектива (бригады) более 50 % его членов, а также по требованию одного или нескольких членов коллектива (бригады).

Количество инвентаризаций в отчетном году, дата их проведения, перечень имущества и финансовых обязательств, проверяемых при каждой из них, устанавливаются руководителем самостоятельно (кроме случаев, требующих обязательного проведения инвентаризации).

Для проведения инвентаризации в организации создается постоянно действующая инвентаризационная комиссия, персональный состав которой утверждает руководитель. Документ о составе комиссии (приказ, постановление,
распоряжение регистрируют в «Журнале контроля за выполнением приказов о проведении инвентаризации»).

В состав инвентаризационной комиссии включаются представители администрации, работники бухгалтерии другие работники.

Отсутствие хотя бы одного члена комиссии при проведении инвентаризации служит основанием для признания её результатов недействительными.

До начала проверки фактического наличия имущества инвентаризационной комиссии надлежит получить последние на момент инвентаризации приходные и расходные документы или отчеты о движении материальных ценностей и денежных средств.
Председатель инвентаризационной комиссии визирует все приходные и расходные документы, приложенные к реестрам (отчетам), с указанием даты инвентаризации, что должно служит бухгалтерии основанием для определения остатков имущества
к началу инвентаризации по учетным данным.

Материально ответственные лица дают расписки о том, что
началу инвентаризации все расходные и приходные документы на
имущество сданы в бухгалтерию или переданы комиссии, и все
ценности, поступившие на их ответственность, оприходованы, а
выбывшие списаны в расход. Аналогичные расписки дают и лица, имеющие подотчетные суммы на приобретение или доверенности на получение имущества.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности учтенных финансовых обязательств записываются в инвентаризационные описи или акты инвентаризации не менее, чем в двух экземплярах.

Составляемые комиссией инвентаризационные описи могут быть
заполнены как с использованием средств вычислительной
и другой организационной техники, так и ручным способом

Наименования инвентаризуемых ценностей и объектов, их количество указывают в описях по номенклатуре и в единицах измерения, принятых в учете.

На каждой странице описи указывают прописью число порядковых номеров материальных ценностей и общий итог количества в натуральных показателях, записанного на данной странице, вне зависимости от того, в каких единицах измерения (штуках,' граммах, метрах и т.д.) эти ценности показаны.

Исправление ошибок производится во всех экземплярах опи­сей путем зачеркивания неправильных записей и проставления над зачеркнутыми правильных. Исправления должны быть огово­рены и подписаны всеми членами инвентаризационной комис­сии и материально ответственными лицами. Подчистки или по­марки в инвентаризационных описях не допускаются.

В описях запрещено оставлять незаполненные строки, на по­следних страницах незаполненные строки прочеркиваются.

На последней странице описи должна быть сделана отметка о проверке цен, таксировки и подсчета итогов за подписями лиц, производивших эту проверку.

Инвентаризационная комиссия обеспечивает полноту и точ­ность внесения в описи данных о фактических остатках основных средств, запасов, товаров, денежных средств, другого имущества и финансовых обязательств, а также правильность и своевремен­ность оформления материалов инвентаризации.

Фактическое наличие имущества при инвентаризации опреде­ляют путем обязательного подсчета, взвешивания, обмера. Кате­горически запрещается вносить в описи данные об остатках цен­ностей со слов материально ответственных лиц или по данным учета без проверки фактического наличия.

Во время перерывов в работе инвентаризационной комиссии (в обеденный перерыв, в ночное время, по другим причинам) описи должны храниться в ящике (шкафу, сейфе) в закрытом помещении, где проводится инвентаризация.

Описи подписывают все члены инвентаризационной комис­сии и материально ответственные лица. В конце описи материаль­но ответственные лица дают расписку, подтверждающую провер­ку комиссией имущества в их присутствии, об отсутствии к чле­нам комиссии каких-либо претензий и принятии перечисленного в описи имущества на ответственное хранение.

При проверке фактического наличия имущества, в случае сме­ны материально ответственных лиц, принявший имущество рас­писывается в описи в получении, а сдавший — в сдаче этого иму­щества.

На имущество, находящееся на ответственном хранении, арен­дованное или полученное для переработки, составляются отдель­ные описи.

Товарно-материальные ценности, поступающие во время ин­вентаризации, принимаются материально ответственными лица­ми в присутствии членов инвентаризационной комиссии и зано­сятся в отдельную опись под наименованием «Товарно-матери­альные ценности, поступившие во время инвентаризации».

В случаях обнаружения материально ответственными лицами после инвентаризации ошибок в описях, они должны немедлен­но (до открытия склада, аптеки, отдела и т.п.) заявить об этом председателю инвентаризационной комиссии. Инвентаризацион­ная комиссия осуществляет проверку указанных фактов и в слу­чае их подтверждения производит исправление выявленных оши­бок в установленном порядке.

Руководитель организации должен создать условия, обеспечи­вающие полную и точную проверку фактического наличия иму­щества в установленные сроки (обеспечить рабочей силой для пе­ревешивания и перемещения грузов, технически исправным ве­совым хозяйством, измерительными и контрольными прибора­ми, мерной тарой).

По материалам и товарам, хранящимся в неповрежденной упа­ковке поставщика, количество этих ценностей может определять­ся на основании документов при обязательной проверке в натуре (на выборку) части этих ценностей.

Проверка фактического наличия имущества производится при обязательном участии материально ответственных лиц.

Если инвентаризация имущества проводится в течение несколь­ких дней, то помещения, где хранятся материальные ценности, при уходе инвентаризационной комиссии должны быть опечатаны.

По окончании инвентаризации могут проводиться контрольные проверки правильности проведения инвентаризации. Их следует проводить с участием членов инвентаризационной комиссии и материально ответственных лиц обязательно до открытия аптеч­ной организации или отдела.

Для облегчения подсчета итогов инвентаризации аптечная орга­низация может составлять Сводные инвентаризационные описи по отделам и по аптеке.

Результаты инвентаризации оформляются в актах инвентари­зации по отдельным видам имущества и финансовых обязательств, а также сличительных ведомостях результатов инвентаризации.

Выявленные при инвентаризации расхождения фактического наличия имущества с данными бухгалтерского учета регулируют­ся в соответствии с Положением о бухгалтерском учете и отчет­ности в Российской Федерации в следующем порядке:

основные средства, материальные ценности, денежные сред­ства и другое имущество, оказавшееся в излишке, подлежат оп­риходованию и зачислению соответственно на финансовые ре­зультаты организации или увеличение финансирования (фондов) у бюджетной организации с последующим установлением при­чин возникновения излишка и выявления виновных лиц;

убыль ценностей в пределах норм, утвержденных в установ­ленном законодательством порядке, списывается по распоряже­нию руководителя организации соответственно на издержки про­изводства и обращения или на уменьшение финансирования (фон­дов) у бюджетной организации. Нормы убыли могут применяться лишь в случаях выявления фактических недостач;

недостачи материальных ценностей, денежных средств и дру­гого имущества, а также их порча сверх норм естественной убыли относятся на виновных лиц. В случаях, когда виновники не уста­новлены или во взыскании с виновных лиц отказано судом, убытки от недостач и порчи списываются на финансовые результаты (убыт­ки), а у бюджетной организации на уменьшение финансирования (фондов).

Результаты инвентаризации должны быть отражены в учете и отчетности того месяца, в котором закончена инвентаризация, а результаты годовой инвентаризации — в годовом бухгалтерском отчете.

Данные результатов проведенных в отчетном году инвентари­заций обобщаются в ведомости результатов, выявленных инвен­таризацией.

Имущество, обязательства и хозяйственные операции для от­ражения в бухгалтерском учете подлежат оценке.

Оценка — это придание объекту учета денежной стоимости.

Организация осуществляет оценку имущества, обязательств и хозяйственных операций в валюте, действующей на территории России, т.е. в рублях.

Определение денежной стоимости имущества, обязательств и хозяйственных операций путем суммирования затрат называется калькуляцией.

Бухгалтерский учет имущества, обязательств и хозяйственных операций допускается вести в суммах, округленных до целых руб­лей. Возникающие при этом суммовые разницы могут быть отне­сены на финансовые результаты организации.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-22 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: