Лет.
Игра - ведущий тип деятельности ребенка. Ребенок вступает в мир взрослых отношений и стремится вести себя как взрослый, участвовать в жизни взрослых.
o Взрослый – носитель общественных отношений, которые ребенок активно усваивает через игру.
o Взрослый источник информации.
o Ребенок активно ориентируется на взрослых, получить одобрение взрослых.
o Важны этические нравственные проблемы(что хорошо, что плохо)
o Ребенок усваивает нормы и учится действовать по правилам
o Демонстративная взрослость.
o Обостренное внимание к внешнему облику.
o Самостоятельность в ходе занятий.
o Семейные привычки.
o Важен соревновательный характер игр.
o Высокий уровень активности
o Неумение сосредоточиться на одном объекте
o Легко отвлекаются на любой внешний раздражитель.
o Отсутствие чувства времени
o Травматизм, все попробовать на вкус, теряют вещи, слезы.
РЕЖИМ: Должны обязательно спать (днем тоже). Симптомы недосыпания: разбалансированное поведение, капризы, несговорчивость, отказ от еды, жалобы на тошноту и головную боль.
Младший школьник (9-11 лет)
o Энергичны, нуждаются в постоянной деятельности
o Смотрит на мир через призму оценок взрослых.
o Мальчики играют с мальчиками, девочки с девочками.
o Высокая активность, коллективные игры. Осознание себя в группе.
o Чувствительность к критике
o Влюбчивость9 один объект сразу у нескольких)
o Частая смена интересов.
o Развитие воли. Четкая внутренней дисциплин
o Появление тайн, секретиков,укромных мест.
o Формируется способность сосредоточивать внимание на малоинтересных вещах. 20 мин –максимум
Подросток (12-16лет)
Главная деятельность подростка – общение со сверстниками.
фазы в развитии подростка:
1) Стадия негативная – ребенок превращается в подростка. Превращение происходит через отрицание. Отрицательное отношение к миру, стране, учителю, родителю, себя. Неудовлетворенность всем.
Повышенная чувствительность и раздражительность.
Мальчики дерутся, девочки сплетничают. Подростковая жестокость – реактивные формы поведения. Тяга к вседозволенности(курение, суициды)
2) Стадия позитивная - перехода в юношеский возраст. Мотив дополнительности – нужен другой чтобы был выход напряжения через дополнение другим(любовь). Образы накладывают отпечаток на всю жизнь. Превращение характеризуется жизнеутверждению.
Это стадия мечтательности – пишут дневники, мальчики – поиск близкого друга, развитие романтики, воображения. Происходит активное самосознание, строит жизненные планы, создает свой иллюзорный мир, который служит ему защитой от реального мира.
Органическое развитие подростка.
Влияние на психику - период активной перестройки организма. Аспекты:
- эндокринный шторм (=гормональная буря) – организм созревает в половом плане, Гормональная перестройка ведет к изменениям нервной системы – возбудимость, агрессивность, утомляемость, снижается продуктивность в работе. Любые перегрузки подростка могут привести к нервным срывам.
- скачек роста – очень активно развиваются конечности, тело вытягивается, но позвоночник отстает в развитии.– дизморфофрбия – недовольство своим телом.
- Пубертатный период. Становление половозрелости. Для подростков характерны неуемные агрессивные черты. В этот период активно формируется сексуальная сфера. Разделены эротика и сексульаность. Мотивом не всегда бывает удовольствие, может быть просто любопытство. Переживание чувства страха и таинственности.
Особенности
- Хобби – реакция.(реакции увлечения) Тяга к коллекционированию. Собирательство носит коллективный характер. Одинаковость выбора.
- Реакция группирования со сверстниками: Главная деятельность подростка – общение со сверстниками. Сверстники для подростка- главная сфера социальной ситуации развития. Подросток все свои отношения через сверстников. Характеризуется развитием конформизма, повышенная требовательность и одобрении другими.
- Формирование самосознания- формируется образ собственного идеала.
- Реакция эмансипации – считать себя взрослым, оторваться от детства. Это достигается путем внешнего подражания. Стремление самостоятельности и опеки взрослых. Подростки требуют чтобы с ними считались, но это характеризуется повышенными требованиями к другим и пониженными к себе.
- Доминанта романтики: риск, неизвестность, авантюра Как следствие девиантное поведение.
Лет.
Ведущая деятельность – общение.
o Наблюдается ориентация на сверстников, отказ от ценностей взрослых.
o Самооценка неустойчива.
o Представление о себе размыто, что осложнено бурным физическим ростом и физиологическими изменениями.
o Подросток боится быть как все и не таким как все одновременно. Характерна жестокость, несговорчивость, пытки уйти из-под контроля, отрицание, нереальные требования (нет оценки, анализа ситуации).
o Самое большое наказание – изолирование от сверстников.
o Увеличение внимания к своим недостаткам.
o Неуемная фанатзия
o Некоторые подростки любят возиться с малышами. Важна благодарность, но не материальная!!!
Лет.
13-15 лет (старшие подростки). Самооценка более устойчива и ориентирована на себя. Оценка ситуации более реальна.
o права осознаются больше, чем обязанности.
o Противоречие:
- между нормами морали и поступками
- между потребностями и возможностями
- между идеалами и реальностью.
o Важно заявление о себе, психологическая независимость во всех сферах – нормах суждениях поведении критичность в отношении к окружающим. Потребность разобраться в себе. Поиск смысла жизни
o Резкое различие «Я-реальное» «Я-идеальное».
o Рост притязаний. Самоутверждение
o Автономия от семьи. Собственные манеры, правила поведения, нормы, ценности.
o Стремление к независимости
o Юношеский максимализм
Психологические особенности разновозрастного коллектива/отряда (РВО)
Есть такое мнение, что в безвозрастном отряде вполне можно добиться результатов, но есть одно «но» — дети никогда не станут единым организмом, коллективом, все части которого равноценны и равнозначны. Да, дети могут относиться друг к другу с уважением, поддерживать друг друга... Но вы не увидите в этом коллективе то, что называют «одной компанией». Отряд все равно будет делиться на разные слои.
На самом деле, существуют нехитрые приемы быстрой адаптации в отрядах с разным возрастом ребят:
1. В самом начале смены ребенку стоит предложить выполнить первое творческое поручение, требующее реализации творческих способностей — сконструировать самостоятельно маску для выступления на сцене.
2. Следующий этап – роль в общем ответственном задании. Деятельность принимает все более творческий характер и способствует проявлению задатков организатора, соответственно повышается и уровень ответственности за себя и других.
3. По мере накопления жизненного опыта в отряде ребенок поднимается на следующую ступеньку. Человечек представляет свой отряд на общем сборе, а значит, должен уметь отстоять решение перед другими, проявить свою волю и характер.
4. Следующий этап – помочь стать ответственным человеком, которому доверяет весь отряд. Это может быть как помощник вожатого (для малышей до 10 лет), так и руководитель спецгруппы (для 12–14 лет).
Важно отметить: как сами группы, так и их «предводители» должны меняться каждые 3–5 дней, это даст возможность всем попробовать свои силы и избежать деспотичности в отрядах.