Термины
Истина – знания, соответствующие предмету познания.
Познание – деятельность, направленная на достижение истины.
Эмпирики – те, кто считает, что объективная истина существует и мир таков, каким мы его воспринимаем органами чувств.
Рационалисты - те, кто считает, что объективная истина существует и мир таков, каким мы его понимаем.
Агностики – те, кто считают, что объективной истины нет.
Относительная истина – неполное и неточное знание, которое со временем будет опровергнуто.
Абсолютная истина – полное и точное знание о предмете, которое никогда не будет опровергнуто и никогда не будет достигнуто.
Критерии истины – мерила, при помощи которых определяют истинность знания (важнейший критерий истины – практика).
Формы познания – чувственное, при помощи органов чувств, и рациональное – при помощи разума.
Ощущение – это чувственное отражение отдельных свойств предмета.
Восприятие – чувственное отражение предмета в целом.
Представление – целостный чувственный образ предмета, сохранённый в памяти и воспроизведённый без предмета.
Понятие – мысль, утверждающая общие и важные свойства предмета.
Суждение – мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете.
Умозаключение или вывод – выделение нового суждения на основе нескольких ранее сделанных.
Виды познания – научное, ненаучное и социальное
Научное познание – познание, которому свойственна объективность и доказательность.
Уровни научного познания – эмпирический (установление фактов) и теоретический (решение научной проблемы)
Эмпирические методы научного познания – наблюдение (проводиться в естественных условиях) и эксперимент (в искусственных).
Теоретические методы – выдвижение гипотезы (научного предположения) и построение теоретической модели (существует только в сознании учёного).
Ненаучное познание – познание, которому присуще разнообразные формы.
Миф – первая попытка человека познать окружающий мир, ей свойственна бездоказательная вера в повествование.
Народная мудрость – знания, передающиеся из поколения в поколение.
Знания, полученные в процессе практической деятельности.
Здравый смысл.
Мистика – знания – источник которых не известен.
Познание методами искусства – художественное осмысление действительности, основанное на восприятии художественного образа.
Художественный образ – обобщённое отображение действительности.
Социальное познание – познание общества, которому присуще совпадение субъекта и объекта познания.
Конкретно-исторический подход – оценка социальных явлений в их окружении и развитии.
Этика – наука о нравственности, о добре и зле.
Эстетика – наука о прекрасном и безобразном.
Тесты
Запишите слово, пропущенное в схеме.
Запишите словосочетание, пропущенное в схеме
Найдите соответствия между терминами и определениями. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго. Ответ запишите в виде последовательности букв.
Определения | Формы познания |
1) Чувственно-наглядный, обобщенный образ предмета, процесса, явления, сохраняемый и воспроизводимый в сознании. | А) ощущение |
2) Чувственный образ целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств. | Б) понятие |
3) Отражение отдельных свойств предмета, явления, процесса, возникающее в результате их непосредственного воздействия на органы чувств. | В) представление |
4) Мысль, утверждающая общие и существенные свойства предмета, процесса, явления. | Г) умозаключение |
5) Мысленная связь нескольких суждений и выделение из них нового суждения. | Д) суждение |
6) Мысль, утверждающая или отрицающая что-либо о предмете, процессе, явлении. | Е) восприятие |
Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов.
Мировоззрение может быть присуще как отдельному человеку, так и общностям людей. Историческими типами мировоззрения являются: мифологическое, А)_________, философское и научное. Интеллектуальный опыт человека связан с Б)________. В)______ уровень мировоззрения опирается на достижения наук и оперирует логическими доказательствами. Мировоззрение может быть религиозным и Г)___________. В основе теоцентризма лежит приоритет Д)________, в то время как в основе антропоцентризма лежит приоритет Е)________. Признание достоинства личности, равноправия различных мировоззрений характерно для Ж)_________ мировоззрения.
Начало формы
Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить в пропуски. Слова в списке даны в именительном падеже. Помните, что в списке слов больше, чем вам необходимо выбрать.
|
Выберите характеристики чувственного этапа познания и запишите цифры, под которыми они указаны.
Начало формы
- обобщение существенных свойств предметов в понятиях
- отражение в сознании отдельных внешних свойств предметов при контакте с ними
- формулирование выводов и умозаключений о предмете
- формирование в сознании целостного внешнего образа предмета без непосредственного контакта с предметом
- утверждение или отрицание определенных положений о предмете
- восприятие целостной картины предмета, процесса, явления, непосредственно воздействующих на органы чувств
Ниже приведён перечень характеристик. Все они, за исключением двух, относятся к формам познания.
1) поведение
2) ощущение
3) предложение
4) восприятие
5) понятие
6) суждение
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют методы научного познания мира.
1) наблюдение
2) ощущение
3) суждение
4) выдвижение гипотезы
5) проведение эксперимента
6) эмпирическое описание
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в ответ цифры, под которыми они указаны.
Ниже приведён перечень терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой виды знаний.
1) житейское
2) трудовое
3) научное
4) социальное
5) гипотетическое
6) религиозное
Найдите два термина, «выпадающих» из общего ряда, и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны.
Укажите в приведенном перечне эмпирические методы научного познания
1) Ученые-вулканологи наблюдают за активностью вулкана Этна
2) Ученые-историки выдвинули гипотезу происхождения названия «Русь» от прибалтийского племени ругов.
3) Экономисты теоретически обосновали перспективы развития глобальной экономики.
4) Экологи провели при помощи специального зонда замер прозрачности вод озера Байкал.
5) Опытно-экспериментальным путем специалисты в области генной инженерии выявили ген, способствующий заболеванию раком.
Найдите в приведённом ниже списке характеристики теоретического уровня научного познания. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) проведение контрольных измерений
2) выдвижение и обоснование гипотез
3) создание логической модели изучаемого объекта
4) описание изучаемых явлений
5) проведение научного эксперимента
6) объяснение существующих взаимосвязей
Найдите в приведённом ниже списке признаки, отличающие научное познание от других видов познания, и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) субъективный характер используемых суждений
2) доступная форма изложения
3) экспериментальная проверка результатов
4) опора на авторитет
5) взаимосвязь теоретического и эмпирического уровней
6) разработка специального понятийного аппарата
Выберите верные суждения о чувственном познании и запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Чувственное познание присуще всем живым существам.
2) Одной из форм чувственного познания является восприятие.
3) Чувственное познание дает полное и исчерпывающее знание о предмете.
4) Чувственное познание в сравнении с рациональным глубже и точнее отражает предмет изучения.
5) Исходным элементом чувственного познания является ощущение.
Установите соответствие между этапами познания и иллюстрирующими их конкретными операциями: к каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.
ОПЕРАЦИИ | ЭТАПЫПОЗНАНИЯ | ||||||||
A) отражение в сознании человека внешних свойств предмета
Б) отражение предметов и их свойств в виде целостного образа
B) фиксация существенных свойств предмета
Г) сохранение в памяти обобщенного образа предмета
Д) утверждение или отрицание наличия у предмета каких-либо свойств
Е) логический вывод новых суждений о предмете на основе имеющихся
Установите соответствие между характерными чертами и уровнями научного познания: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| 1) чувственное 2) логическое | ||||||||
Установите соответствие между философскими дисциплинами и их отличительными признаками: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца. ХАРАКТЕРИСТИКА | НАУКИ | ||||||||
А) изучаются формы, методы и законы интеллектуальной познавательной деятельности
Б) изучаются мораль и нравственность
В) изучаются сущность и формы прекрасного в художественном творчестве, в природе и в жизни
Г) наибольшее влияние оказывает на искусство
Д) наибольшее влияние оказывает на науку
Установите соответствие между методами и уровнями научного познания, которые они иллюстрируют: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.
| 1) этика 2) эстетика 3) логика | ||||||||
Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.
1) опора на данные наблюдений
2) экспериментальное подтверждение выводов
3) учет накопленного опыта
4) использование форм рационального познания
5) разработка обоснованных теорий
6) применение строго определенных понятий
Учёный биолог Петров изучает роль ядовитых грибов в жизни леса. Выберите из приведённого перечня эмпирические методы исследования, используемые Петровым. Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Выдвинул гипотезу о защитных функциях ядовитых грибов по отношению к некоторым видам растений.
2) Установил в лаборатории химический состав нескольких видов ядовитых грибов Подмосковья.
3) Изготовил модель развития грибницы в различных природных условиях.
4) Подготовил список основной литературы по изучаемой проблеме.
5) Подготовил иллюстрированный атлас с описанием наиболее распространённых видов ядовитых грибов.
6) Зафиксировал с помощью видеозаписи ареал распространения основных видов ядовитых грибов
Учёные обобщили результаты многолетнего исследования и написали книгу. По каким основаниям содержание книги можно отнести к научному знанию? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) Для подтверждения истинности суждений предложены доказательства.
2) Книга была напечатана в крупном издательстве.
3) Весь тираж книги был раскуплен в течение одного месяца.
4) Все гипотезы исследователей были обоснованы.
5) Книга сложна для самостоятельного изучения неспециалистами.
6) Содержание книги изложено профессиональным языком.
Группа астрономов-любителей разработала свою теорию происхождения Вселенной. Профессиональные астрономы не признали эту теорию научной. Какие из приведённых ниже оснований могли стать причиной такой профессиональной оценки? Запишите цифры, под которыми они указаны.
1) теорию разработали любители
2) теория не подтверждается практикой
3) выводы разработчиков нелогичны
4) теория опровергает принятые в науке представления
5) основные положения теории не обоснованы
6) разработчики теории рассматривают участие сверхъестественных сил
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «познание»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию o специфике знаний, получаемых с помощью чувственного познания, и одно предложение, раскрывающее различие между ощущением и восприятием как формами чувственного познания.
Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «истина»? Привлекая знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение, содержащее информацию о методах познания истины, и одно предложение, раскрывающее сущность абсолютной истины
Назовите и проиллюстрируйте примерами три отличительных признака научного познания.
В искусстве допускается художественный вымысел, привнесение от самого художника того, чего именно в таком виде нет, не было и, возможно, не будет в действительности. Почему же, несмотря на это, искусство считают одной из форм (путей) познания объективного мира?