Конфессиональная история Беларуси.




СОДЕРЖАНИЕ

1.Конфессиональная история Беларуси 3

2.Новые религиозные движения 6

3.Литература 8

Конфессиональная история Беларуси.

 

Определяющую роль в конфессиональной истории Беларуси играет христианство.

Введение христианства в Беларуси датируется Х веком, а именно, 992 год – год основания Полоцкой епархии – считается датой крещения Беларуси. Белорусские земли в этот период находились под властью великого князя киевского. Вслед за Киевом и рядом других земель Древней Руси Беларусь приняла христианство по обрядам и уставам восточной, греческой церкви. С 14 века в Беларуси распространяется католицизм. Его развитие связано с Кревской унией 1385 года, деятельностью Ягайлы. «Кревская династическая уния», в результате которой Ягайло женился на польской королевне Ядвиге и соединил Великое княжество Литовское с Польшей, требовала от Ягайлы принятия католицизма, поддержку миссионерской деятельности католиков.

В 16 веке в Беларусь проникают идеи протестантизма, особенно широко распространился кальвинизм. Его главным апологетом в Беларуси этого периода был князь Николай Радзивил Черный, канцлер Великого Княжества Литовского. На протяжении 16 столетия кальвинизм принимают многие знатные белорусские фамилии, а также мелкая шляхта. Появившиеся в конце века на территории Беларуси иезуиты повели решительную и успешную борьбу с кальвинистами.

Заметным и сложным явлением конфессиональной истории Беларуси является Брестская церковная уния 1596 г. Униаты сохраняли Восточный (православный) обряд, по подчинялись Папе Римскому.

Характерной особенностью Беларуси является поликонфессиональная религиозная структура. Определяющую роль в социокультурном пространстве Беларуси играет христианство, прежде всего две основные христианские конфессии – православие и католицизм. История взаимоотношений этих конфессий сложна и противоречива. Беларусь в какой-то мере можно рассматривать как своеобразный геополитический и культурный «мост» между Востоком и Западом. С 14 века здесь проживают евреи, исповедующие иудаизм и татары-мусульмане. В 17 веке в Беларуси поселяются бежавшие из России старообрядцы, не признавшие церковной реформы и оставшиеся при «старой вере».

В последние годы наблюдается рост религиозности среди всех слоев населения. По официальным данным на 1 января 1999 года в РБ действовало 2427 религиозных организаций, относящихся к 26 зарегистрированным конфессиям. В их составе: 1081 община Белорусской православной церкви, 339 – Римско-католической, 883 – Протестанских, 36 – старообрядских, 21 – иудейских, 24 – мусульманских.

С 1988 по 1998 год наблюдалась четко выраженная тенденция увеличения количества общин данных конфессий. Так, например, в православной церкви в Беларуси число общин выросло в 2,7 раза, в католической церкви на Беларуси – в 3,3 раза, число протестанских деноминаций – в 3,9 раза. Наиболее высокие темпы роста у протестанских течений. Подобная динамика религиозности объясняется активной проповеднической деятельностью адептов протестантизма, а также литературной и финансовой помощью, получаемой ими от единоверцев из-за рубежа.

В структуре конфессий основную долю занимают православные (44,5 %), католические (16, 4 %) и протестантские (36, 4 %) общины.

1. Белорусская православная церковь имеет другое официальное название – Белорусский экзархат Русской православной церкви. Возглавляет ее Синод во главе с Митрополитом Минским и Слуцким, Патриаршим Экзархом всея Беларуси Филаретом. В состав ее входят 10 епархий. На начало 1997 г. в Беларуси насчитывалось 5 мужских и 6 женских монастырей. Семь православных братств проводят работу по строительству и ремонту храмов, оказывают помощь старикам, инвалидам, содействуют православному паломничеству, создают воскресные школы, братские библиотеки, периодические издания и т.п. Православные священники ведут работу в больницах, тюрьмах. Активно действуют в Минске два сестричества: во имя святой праведной Софии Слуцкой и во имя святых Марфы и Марии. Члены этих сестричеств ухаживают за больными, проводят миссионерскую работу. В 1989г. в Жировицах возобновила свою деятельность Минская духовная семинария, в 1995 году начала работу Минская духовная академия. В 1993 году при ЕГУ был открыт богословский факультет. Активизируется деятельность БПЦ. Издаются 4 журнала, 10 газет, церковные календари и другая религиозная литература. Проводятся научные конференции, «Минские епархальные чтения», Кирилло-Мифодиевские чтения и др.

2. Римско-католическая церковь на Беларуси

Активизирует свою деятельность римско-католическая церковь в Беларуси – это проявляется в росте общин, восстановлении и строительстве новых храмов. В 1997 г. был реконструирован в Минске кафедральный костел Девы Марии, еще в 1990 году католикам был возвращен «Красный костел» (костел Св. Сымона и Алены) и т.д. В Гродно, Новогрудке, Браславе действуют монашеские женские объединения, в Гродно и Барановичах функционируют курсы по подготовке преподавателей катехизиса.

В настоящее время на территории Беларуси находится 4 католических диоцезии(епископии): Гродненская, Пинская, Минско-Могилевская, Витебская. Гродненскую диоцезию и Минско-Могилевскую архидиоцезию возглавляет кардинал К. Свентэк. С целью активизации деятельности римско-католической церкви был открыт в 1996 году первый Синод римско-католической церкви на Беларуси, работа которого будет продолжаться несколько лет. В 1990 году в Гродно открыта Высшая духовная католическая семинария. Преподавание в ней осуществляется на польском языке. Существует проблема нехватки кадров священнослужителей. Поэтому широко привлекаются иностранные граждане (например, на начало 1997 года на Беларуси осуществляли свою деятельность 134 ксендза-иностранца, в их числе 126 гражданина Польши). При костеле Св. Сымона и Алены в Минске работает воскресная школа для детей и взрослых, товарищество молодежи, детский хор, театры одного актера. При костеле издается журнал «Вера и жизнь», имеется свой издательский центр. В Могилеве по инициативе католиков Могилева с 1993 года проводится международный фестиваль «Магутны Божа», целью которого является возрождение музыкальной культуры народов Европы, объединение христиан всех конфессий.

3. Протестантизм на Беларуси.

Протестантизм представлен в республике целым рядом деноминаций, течений и т.п. – пятидесятники, баптисты, адвентисты, свидетели Иеговы и др., которые в свою очередь подразделяются на более мелкие образования. Самым динамичным, быстро развивающимся из протестантских течений являются пятидесятники. Из направлений пятидесятничества самым крупным является Союз христиан веры евангельской (на 1997 год насчитывалось в республике 332 общины). Устойчивым и крупным протестантским течением в РБ являются такие евангельские христиане-баптисты – 192 общины. Адвентистов – 36 общин, Свидетелей Иеговы – 14.

Характерным в деятельности протестанских объединений является большое внимание работы с подростками и молодежью. При общинах действуют воскресные школы, проводятся молодежные конференции, семинары, фестивали духовной музыки, создаются летние лагеря отдыха и т.д. Кадры проповедников готовят 2 высших учебных заведения. Три факультета имеет созданный Библейский институт ЕХБ: пастырский готовит пресвитеров, регентский — руководителей хоров, педагогический – преподавателей воскресных школ.

4. Из нехристианских религиозных конфессий в Беларуси действуют иудаизм и ислам.

На начало 1997 года в Беларуси действовали 10 общин ортодоксального и 6 общин реформированного иудаизма. В 1993 году создано Белорусское иудейское религиозное объединение, действует духовное училище в Минске, функционируют воскресные школы и еврейские классы в средних школах. Поддерживаются тесные контакты с Израилем, получают материальную помощь от еврейских общин других стран.

Расширяется деятельность мусульманских общин. В 1997 г. их насчитывалось 23. В 1994 году состоялся первый Всебелорусский съезд мусульман, на котором было создано Мусульманское религиозное объединение Республики Беларусь. Возглавил его И. Александрович. В 1994 году начала действовать мечеть в Слониме, в 1996 г. – в Смиловичах. В честь 600-летия поселения татар на Беларуси была открыта мечеть в Новогрудке. Планируется постройка мечети а Минске.

 

 

Новые религиозные движения.

 

Современная нетрадиционная религиозность – явление сложное и неоднозначное. Это в какой-то степени отражается и в неопределенности терминов, названий, ее обозначающих. Новые религиозные движения квалифицируются по-разному: религии нового века, новые религиозные движения, нетрадиционные культы, неокультуры и т.п.

Эти движения в основной своей массе возникли в США и Западной Европе в 50-70-ые годы нашего столетия. В 90-ые годы они получили достаточно широкое распространение в России и других странах СНГ, в том числе и в РБ. В изучении этого сложного явления выявились две позиции – «антикультисты», выступают с резкой критикой деятельности неокультов, видя в их практике прежде всего угрозу психическому здоровью населения. Другие рассматривают феномен нетрадиционной религиозности как «альтернативную социализацию», набор молодежных субкультур. Деятельность ряда неокультистских образований в РБ запрещена.

Новые религиозные движения не имеют института церкви в традиционном понимании. В них практикуются такие формы организации как коммуны, «семьи», центры, миссии и т.п. Как правило, нет богослужения в собственном смысле слова. Акцент делается на различных формах практической деятельности – миссионерстве, финансовом обеспечении общины. Считается. что важнейшим условием спасения является реинтеграция в группу, исповедующую тот или иной культ. Поэтому активная работа по вовлечению в движение новых членов понимается как своего рода деятельность на ниве спасения лиц, незнакомых с основами вероучения. Религиозная деятельность эклектична, строится на основе разных источников, идей, разнообразных практик. Как правило, этот пестрый набор состоит из техник, заимствованных у индуизма, дзен-буддизма, постулатов гуманистической психологии, положений европейского мистицизма.

Нетрадиционные вероучения характеризуются следующими особенностями.

1. Поддерживая принципиальное отличие от традиционных религиозных систем, утверждают, что сами «не являются религией».

2. Создают новую каноническую литературу или по-новому интерпретируют старую.

3. Выражают свою альтернативную идеологическую направленность, что проявляется в конфронтации с господствующим социальным строем и его официальными религиозно-церковными институтами.

4. Большое место в идеологии и практике занимают идеи религиозно-философского мистицизма.

Доминирует установка на непосредственный контакт с божественным миром. Считается, что каждый человек есть элемент, часть Единого, содержит его частицу в той или иной форме (энергии, огня, субстанции разной плотности и т.п.). Индивид должен стремиться к тому, чтобы расширить в себе эту «божественную частичку». Для этого необходимо «расширение» сознания, поднятие его на новый уровень, в результате чего произойдет усвоение «истинного» знания, которым обладает тот или иной неокульт.

Выделяется три основных группы новых религиозных течений.

I. Религиозными движения «неохристианского» направления. Среди них наиболее известными являются Церковь Унификации С. Муна, «Семья любви» («Дети Бога»), Церковь последнего завета и др. Эти направления используют христианские образы и сюжеты, апокалиптические идеи конца света, страшного суда и т.п.

II. Движения неоориенталистской ориентации. Наиболее влиятельными из них является «Международное общество сознания Кришны», Лига духовного возрождения Санатана Дхарма, Центр мира Шри Чинмоя, «Всемирный духовный университет Брахма Кумарис (ВДУБК), существует Белорусский центр всемирного духовного университета Праджапита Брахма Кумарис и др. Эти объединения заимствуют идеи индуизма, буддизма, стремятся ассимилировать духовное наследие Востока. Зачастую свои идеи противопоставляют христианству, традиционным европейским ценностям и установкам.

III. Течения, опирающиеся на особую психотехнику. Иногда их определяют как оккультно-мистические. Наиболее известными среди них являются Церковь сайентологии и Общество трансцендентальной медитации. Сюда же относят большое количество групп и направлений, исповедующих астрологию, оккультизм, таро, спиритизм и т.п. Здесь широко используют практику медитаций, определенную систему физических упражнений, методик для достижения истинного состояния, укрепления физического здоровья на основе коррекции психических состояний и т.п.

 

ЛИТЕРАТУРА

1.Т.П. Короткая, О.А. Стаценко «Религиоведение» Учебно-практическое пособие - Минск 2001

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: