Понятие власти. Политическая власть как особая разновидность соц. власти.




Власть — необходимый элемент жизнедеятельности любой социальной системы. Вся политическая история человечества — это история борьбы за власть.

Для того чтобы разобраться в сущности понятия «политическая власть», необходимо уяснить, что такое «власть» вообще, т. е. нужно рассмотреть власть как общесоциологическую категорию. Политическая (государственная) власть — это не единственный вид общественной власти. Власть изначально присуща любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей.

Вообще, существуют следующие основные разновидности общественной власти:

1) власть рода, племени, общины,

2) политическая (государственная) власть,

3) экономическая власть,

4) власть различных общественных объединений,

5) родительская власть,

6) церковная власть.

Каждая из названных разновидностей власти обладает известным своеобразием, отличается от иных видов специфическими особенностями. Вместе с тем всем из перечисленных видов общественной власти присущи общие черты, совокупность которых позволяет определить власть как социальную категорию. При всем многообразии научных взглядов на понятие «власть» всем течениям общественной мысли присуща характеристика власти как авторитета, который обладает возможностью заставить повиноваться, подчинить своей воле волю других людей.

Итак, все разновидности общественной власти, несмотря на обширное многообразие, обладают следующими общими характеристиками:

1. Неотъемлемым элементом содержания любого вида власти является принуждение, которое в соответствии с исторической обстановкой и характером власти приобретает различные содержание и форму. Общественная власть немыслима без мер обеспечения выполнения распоряжений властвующих структур.

2. Отношения по поводу власти всякий раз будут носить волевой характер и с точки зрения своей структуры складываются из двух совокупных отношений: «власти-подчинения» и «руководства-подчинения». Однако в зависимости от конкретных исторических условий властные отношения могут строиться либо из совокупности указанных отношений, либо только на отношении «руководства-подчинения».

Власть является непосредственным воплощением разносторонних устойчивых связей между людьми, их устремлений к удовлетворению общих и личных интересов и смягчению при этом противоречий, а как следствие этого — к возможному компромиссу и определенному порядку управления. Таким образом, власть представляет собой объективно необходимое условие для участия членов общества в производстве и воспроизводстве общественной жизни. Кроме того, власть — это средство функционирования любой социальной общности, которое проявляется в виде отношения непосредственного подчинения лиц, входящих в данную социальную общность, единой руководящей воле.

Исходя из рассмотренного материала, можно дать следующее целостное определение любой общественной власти. Итак, власть — это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования любой социальной общности, которое заключается в отношении подчинения воли отдельных лиц и их объединений руководящей в данном сообществе воле.

Политическая (государственная) власть представляет собой особую разновидность общественной власти. Термины «политическая власть» и «государственная власть» являются синонимами. Политическая власть в собственном смысле этого слова и есть власть государственная, то есть такая, которая исходит непосредственно от государства и реализуется только при его прямом либо косвенном участии.

Как отмечал К. Маркс, политическая сущность всякого вопроса заключается в его отношении к власти государства. Государство и все его разнообразные институты есть политическое бытие гражданского общества. К. Маркс приравнивал понятия «политическая власть» и «государственная власть».

Однако сторонники разделения указанных понятий употребляют термин «политическая власть» в широком смысле этого слова, по их мнению синонимичное отождествление понятия «политическая власть» с понятием «государственная власть» с точки зрения научного подхода весьма условное, т. к. сама политическая власть, с одной стороны, и степень участия в ней, в ее реализации некоторых политических организаций (партий, массовых общественных объединений), с другой стороны, не одно и то же. Однако данная точка зрения нецелесообразна, т. к. даже в том случае, если политическая власть осуществляется некоторыми политическими объединениями, все равно она остается государственной, т. к. санкционируется самим государством.

Итак, политическая (государственная) власть — это такая разновидность общественной власти, которая или осуществляется непосредственно самим государством, или делегирована, или санкционирована им, т. е. проводится от имени государства, по его уполномочию и при его поддержке.

Ф. Энгельс отмечал следующие характерные черты политической власти, отличающие ее от общественной власти доклассового общества, т. е. власти в родовом строе:

1. При родовом устройстве власть выражала интересы всего общества, не поделенного на классы. Политическая же власть при классовом обществе выражает интересы определенных слоев населения — классов.

2. Родовая власть доклассового общества осуществлялась старейшинами, при этом не было какого-либо особого аппарата управления. Однако осуществление политической власти производится только специальным механизмом — аппаратом государственных служащих.

3. При общественной власти родового строя не было какого-либо аппарата принуждения, кроме как сила общественного мнения. Но политическая власть носит именно принудительный характер за счет специально созданных карательных либо правоохранительных государственных органов.

2. Признаки государства.

К их числу относятся характеристики, которыми обладают практически все государства. Отсутствие хотя бы одного из них означает по сути отсутствие государства как такового. Рассмотрим подробно основные признаки. Территория Государство обладает единым территориальным пространством. К территории страны относятся не только сухопутные участки, но и прибрежные воды, воздушное пространство, недра, континентальный шельф. Эти территории, как правило, активно используются для ведения хозяйственной деятельности.

Население - к населению государства относятся все граждане, постоянно проживающие на его территории. Это могут быть представители любой национальности, которых объединяет то, что все они живут в одной стране, подчиняются ее законам, платят налоги в ее бюджет и т.д.

Суверенитет - государственная власть является высшей властью в стране – это внутренний суверенитет. При осуществлении внешней политики суверенное государство действует самостоятельно, подчиняться требованиям других стран оно не обязано – это внешний суверенитет.

Аппарат управления - это система органов власти, которые наделены полномочиями в случае необходимости использовать силу государственного принуждения. Имеет четко выраженную иерархическую структуру. Такая власть действует на всей территории страны и распространяется на все население. Правовая система Государство осуществляет законотворческую деятельность, издавая нормативные акты, являющиеся обязательными для населения.

Система правоохранительных органов - сюда относятся органы правосудия и правопорядка, таможенная система, а также система государственной безопасности. Эти органы наделены обширными полномочиями по применению мер принуждения.

Единая система налогов - для содержания органов государственной власти, обеспечения безопасности страны, финансирования социальной сферы (здравоохранение, наука, образование), формирования резервного фонда на случай наступления непредвиденных обстоятельств или стихийных бедствий с населения любого государства взыскиваются обязательные платежи в виде налогов.

Армия - вооруженные силы необходимы прежде всего для сохранения территориальной целостности государства. Подавляющее большинство стран мира имеют свои армии. Однако имеются и исключения, в том числе Андорра, Панама, Коста-Рика, Федеративные Штаты Микронезии.

Дополнительные признаки: можно выделить и иные признаки государства, также характерные почти для всех современных стран, но не являющиеся ключевыми для признания общественной структуры государством.

Наиболее важными из них являются следующие:

Наличие единого государственного языка.

Во всех странах существует как минимум один язык, признанный государственным. В отдельных государствах таких языков может быть 2 или более.

Единая внешняя политика.

Государственная символика (флаг, герб, гимн).

Единая денежная единица.

Все государства имеют свою собственную денежную единицу (в странах, входящих в состав такой конфедерации, как Евросоюз, действует общая денежная единица – евро

Сущность государства.

Под сущностью любого явления в философии понимается совокупность наиболее важных, устойчивых, глубинных связей, отношений и внутренних закономерностей, присущих данному явлению и определяющих его главные черты и тенденции развития. Применительно к государству определить его сущность — значит установить, в чьих руках сосредоточена государственная власть, чьим интересам она служит, чью волю выражает.

Сущность государства — достаточно устойчивая категория. Это не означает неизменности данного качества государства. Как и другие основополагающие характеристики государства — содержание, форма, сущность под влиянием различных процессов, факторов может изменяться.

До поры до времени эти изменения могут не обнаруживать себя, и лишь по мере накопления качественных черт, отличительных особенностей возможен переход от сущности одного уровня к сущности иного качества и содержательной наполненности.

Так, первоначально возникшее раннеклассовое государство, по утверждению современной науки, имело своей сущностью представлять и выражать интересы всего общества. И лишь после того, как отдельные социальные группы и слои осознали уникальность государственной организации общества и попытались использовать ее в своих целях, произошло изменение сущности государства. Оно было приспособлено выражать интересы социальных сил, стоящих у власти.

В юридической литературе было высказано мнение, что сущность государства является составной частью его понятия (проф. А. Б. Венгеров, проф. В. Н. Протасов). Иначе говоря, сущность государства представляет собой один из его признаков, но признак сущностной значимости. Это означает, что он выделяется из других признаков государства своей сложностью и неоднозначностью.

Против этого следует возразить. Безусловно, сущностью государства определяются многие его характеристики, в том числе и само понятие государства. Однако сущность — самостоятельная категория, обобщающая ключевые проявления государственной власти, в том числе ее социальное назначение и направленность деятельности.

В настоящее время сложились два основных подхода к трактовке сущности любого государства.

Первый подход (так называемый классовый) состоит в том, что сущность государства определяется как выражение интересов и воли экономически господствующего класса и навязывание воли этого класса всему обществу. Данный подход присущ марксистскому пониманию государства, которое рассматривается как классовая организация тех, кто стоит у власти и осуществляет организованное насилие в отношении других классов общества. Следовательно, государство трактуется как аппарат насилия, принуждения, подавления, а его сущность составляет диктатура (господство) экономически господствующего класса.

Надо отметить, что основоположники марксистского учения признавали, что государство, будучи в первую очередь классовой организацией политической власти, выполняет одновременно некоторые «общие дела», присущие любому обществу и отражающие интересы всех или большинства его членов. К такого рода общим делам относятся оборона страны, поддержание общественного порядка, а на современном этапе — экологическая безопасность населения, социальная поддержка малоимущих слоев и др. Однако данное положение марксистской теории, вносящее серьезное уточнение в понимание сущности государства, не получило развития и было предано забвению.

Говоря о марксистском подходе к сущности государства, надо иметь в виду, что характеристика государства как средства насилия, подавления, принуждения использовалась исключительно в отношении эксплуататорских государств. Социалистическое же государство трактовалось «как орудие выражения интересов большинства населения». Действительность была иной: во всех бывших социалистических странах государство выражало и проводило в жизнь интересы партийной верхушки и одновременно выступало машиной подавления несогласных с установленным режимом.

Второй подход исходит из общесоциальной сущности государства, его назначения служить обществу. Соответственно, сущность государства видится в его способности объединять все общество, разрешать возникающие противоречия и конфликты, выступать средством достижения социального согласия и компромисса.

Поскольку любое общество состоит из различных групп и слоев населения, которые имеют нередко противоположные и даже антагонистические потребности и интересы, государство обязано всеми имеющимися в его распоряжении средствами устранять конфликты, опираясь в первую очередь на средства соглашения и компромисса. Такой компромисс не может удовлетворить всех и учесть все интересы. Но он способен устранить противостояние групп и слоев населения и предполагает демократические средства управления обществом взамен насилия и подавления.

Рассматриваемый подход к сущности государства обладает несомненными достоинствами по сравнению с классовым.

Во-первых, он основывается на общечеловеческой, общесоциальной природе государства, рассмотрении его как властной системы, управляющей обществом в интересах отдельного человека и общества в целом.

Во-вторых, он ориентирует на демократические методы управления обществом, поскольку социального компромисса невозможно достичь посредством принуждения и насилия.

В-третьих, подчеркивает ценность для общества государственной организации, поскольку человечество до сих пор не придумало более совершенной и рациональной организации жизнедеятельности людей. Антиподом государству может выступать самоуправление гражданского общества. Но переход к полному самоуправлению требует очень высокой ступени самоорганизации населения, прочных навыков профессионального управления, высокой правовой, политической и общей культуры, многих других условий и факторов, которыми в настоящее время не располагает ни одно общество в мире.

Несмотря на диаметральную противоположность указанных двух подходов к пониманию сущности государства, они не исключают друг друга. В юридической литературе утвердилось мнение о двойственной природе сущности государства. В ней присутствуют начала как так называемой классовости, т. е. стремления правящих выражать волю тех социальных сил, интересы которых они представляют, иначе не было бы ожесточенной борьбы за овладение государственной властью, так и значительная приверженность современного государства общечеловеческим идеалам, выполнение своего общесоциального назначения. Следовательно, обе характеристики присущи сущности любого государства, но удельный вес того или другого начала неодинаков в различных государствах и на разных этапах их развития. Это объясняется множеством факторов, среди которых ведущую роль играют национальные традиции, особенности исторического прогресса, религиозная, культурная специфика, географическое положение страны и т. п.

В то же время очевидно, что у демократически устроенного государства будут доминировать общесоциальные черты. У государства противоположной ориентации (например, тоталитарного) тоже имеются общесоциальные начала, но их удельный вес невелик, а основное содержание деятельности государственной власти составляет выражение воли и интересов стоящих у власти.

Функции государства.

Функции государства — это основные направления внутренней и внешней деятельности государства.

В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни — внутренней или внешней — осуществляются те или иные функции государства, разрешению каких задач они служат — внутриполитических или внешнеполитических — они подразделяются на внутренние и внешние.

К внутренним функциям, охватывающим сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, непосредственно касающимся каждого члена общества, относятся следующие виды функций:

1. Экономическая (выработка экономической стратегии, метода государственного регулирования, налоги, участие государства в экономической жизни).

2. Социальная (нормальные условия жизни, распределение социальных благ, пенсионное обеспечение, здравоохранение, образование).

3. Охрана правопорядка. Это функция государственной деятельности проявляется в обеспечении государством общественного и правового порядка, защите и охране прав и интересов граждан и организаций, защите конституционного строя и государства от противоправных

посягательств. Эта функция также направлена на охрану жизни, здоровья, чести и достоинства граждан, а также на охрану государственного и общественного имущества, на охрану частной собственности.

4. Природоохранительная функция. Охрана природы — дело всего общества, но только государство, обладающее необходимыми средствами и возможностями мобилизации усилий всех организаций и граждан, может обеспечить защиту окружающей среды.

5. Культурно-воспитательная функция. Общество в целом и государство заинтересованы в том, чтобы каждый гражданин имел образование. Государство поощряет и развивает искусство, обеспечивает для граждан свободу творческой деятельности. Большое значение имеет правовое воспитание. Каждый гражданин РФ обязан знать законы своего государства и строго соблюдать их.

К внешним функциям, направленным на обеспечение существования государства в мировом сообществе, относятся:

1. Защита государства от вооруженных нападений других государств (оборона страны). Данная функция является важнейшим направлением деятельности государства. Она нацелена на защиту суверенитета, территориальной целостности государства, укрепление оборонной

мощи государства, совершенствование вооруженных сил, охрану государственных границ.

2. Поддержание международных политических отношений (дипломатическая деятельность), экономических и культурных связей. Осуществляется защита граждан России, находящихся за рубежом. Функция сотрудничества и взаимопомощи выражает интересы всех

государств — сотрудничество с другими государствами, международное экономическое сотрудничество, политика, культурное и научно-техническое сотрудничество, сотрудничество в области охраны окружающей среды.

3. Борьба с международной преступностью. В последнее время все более широкие масштабы приобретает международная преступность. Торговля и контрабанда наркотиков, терроризм, незаконная торговля оружием — небольшой перечень наиболее опасных видов международных преступлений. Очевидна необходимость совместных действий государств по борьбе с международной преступностью.

4. Участие в международной охране окружающей среды. Роль государства в жизни общества заключается в следующем:

1) в осуществлении правотворческой деятельности.

Государство определяет потребность в юридической регламентации тех или иных отношений, определяет наилучшую рациональную юридическую форму (закон, акт исполнительной власти и др.) и таким образом придает отношениям всеобщий характер.

2) в санкционировании государством норм, которые не имеют прямого государственного характера (мусульманское право — государство санкционирует нормы, вырабатываемые мусульманской доктриной).

Государство обеспечивает развитие всей системы источников права. Достаточно значимой представляется роль государства в обеспечении реализации права. Государство также охраняет право и господствующие правоотношения (за государством стоит сила в виде аппарата принуждения).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: