Тема 7. Психодиагностическое обслуживание общего образования.




Функции психодиагностики в образовании. Психодиагностическая оценка личностных качеств учащихся и дифференциальное педагогическое воздействие, диагностика и анализ причин эмоционально-личностной дезадаптации школьников, диагностика школьной неуспеваемости, диагностика отклонений в поведении подростков, психологическая диагностика суицидального поведения, психодиагностика в профессиональном ориентировании и консультировании.

Вопросы к обсуждению на практическом занятии:

1. Проблема психодиагностики самооценки.

2. Психологическое исследование эмоционально-волевой сферы младших школьников и подростков.

3. Психологическая диагностика мотивации обучающихся.

4. Диагностика экзистенциально-бытийной сферы обучающихся.

5. Патохарактерологическая диагностика подростков.

Список литературы:

1. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 384 c.

2. Практикум по возрастной психологии: Учебное пособие / Под ред. А.А. Головей, Е.Ф. Рыбалко. СПб.: Речь, 2002. 694 с.

3. Практикум по общей, экспериментальной и прикладной психологии / Под общей ред. А. А.Крылова, С. А. Маничева. 2-е изд., доп. и перераб. СПб. 560 с.

Тема 8. Тенденции развития психодиагностики в современной психологической науке.

Современные исследования в области психологической диагностики в образовании. Компьютерная психодиагностика: история возникновения данного направления в психодиагностике. Возможности и ограничения компьютерной психодиагностики. Области применения компьютерной диагностики. Использование компьютерных тестов в психодиагностике.

Вопросы к обсуждению на практическом занятии:

1. Разработка новых психодиагностических методик в образовании.

2. Улучшение качества психодиагностического инструментария.

3. Использование компьютерной диагностики в образовании.

Список литературы:

3. Бодалев А.А. Столин В.В. Аванесов В.С. Общая психодиагностика. СПб.: Изд-во «Речь», 2006. 440 с.

4. Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика: Учебник для вузов. СПб.: Питер, 2012. 384 c.

Образовательные технологии

В процессе изучения дисциплины «Психологическая диагностика в образовании» планируется проведение интерактивных методов обучения: а) круглый стол; б) разбор конкретных психолого-педагогических ситуаций, моделирование ситуаций психодиагностики, групповые дискуссии и др.

Фонд оценочных средств для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации по итогам освоения дисциплины и учебно-методическое обеспечение самостоятельной работы студентов

Текущими формами контроля являются: анализ нормативных документов, аннотирование научных публикаций и реферирование. Выполнение заданий следует проводить следующим образом:

1. Анализ нормативных документов, регламентирующих профессиональную деятельность психолого-педагогического направления. Структура анализа нормативных документов:

– полное название документа;

– предмет, объект и тема документа;

– характеристика содержания анализируемого документа;

– причины переиздания и отличительные особенности данного издания.

Перечень специальной документации, которую необходимо проанализировать:

1. Выписка из медицинской карты.

2. Карта психического развития ребенка.

3. Психологические заключения.

4. Выписки из психологических заключений и карт развития.

5. Протоколы обследования.

6. Организационно-методическая документация:

ü Хронометраж рабочего времени практического психолога.

ü График работы.

ü Годовой план работы

ü Дифференцированный план работы на месяц.

ü Бланки психологических запросов.

ü Журналы учета видов работы:

- диагностика;

- консультирование;

- развивающая и коррекционная работа (индивидуальная);

- развивающая и коррекционная работа (групповая);

- просветительская работа;

- организационно-методическая работа;

- экспертная работа.

ü Программы коррекционно-развивающих занятий и учебных курсов.

ü Альбом диагностических методик.

ü Тематические планы учебных курсов по психологии и журнал.

ü Справки по итогам мониторинга проводимых мероприятий и реализуемых программ.

ü Отчет и аналитическая справка практического психолога о проделанной работе по итогам года.

2. Аннотирование научных статей.

Аннотирование имеет целью сокращение физического объема первичного документа при сохранении его основного смыслового содержания. Аннотирование– процесс аналитико-синтетической переработки информации, целью которого является получение обобщенной характеристики документа, раскрывающей его логическую структуру и наиболее существенные стороны содержания; это вторичный документ, содержащий краткую обобщенную характеристику первичного документа с точки зрения его назначения, содержания, вида, формы и других особенностей. Обучающимся предлагается составить рекомендательные аннотации научных статей, целью которых является активное привлечение внимания к публикуемой проблеме.

В состав аннотации входят следующие элементы:

– основная тема, проблема, цель работы; результат работы; ее новизна по сравнению с другими, родственными по тематике и целевому назначению;

– сведения об авторе; указания на принадлежность автора к стране (на документы, переведенные с других языков);

– сведения о достоинствах аннотируемого произведения.

Процесс написания аннотаций предполагает осуществление трех этапов:

1) оценка информационной значимости документа и выбор вида библиографической характеристики;

2) анализ содержания с целью выявления существенных сведений;

3) обобщение наиболее значимой информации для составления аннотации.

План-макет аннотации научной статьи:

– сведения об авторе;

– характеристика аннотируемого объекта;

– его оценка;

– стилистические особенности произведения;

– характеристика художественно-полиграфического и редакционно-издательского оформления;

– целевое и читательское назначение документа.

Реферирование.

Реферат (от латинского «сообщать») – краткое изложение в письменной форме определенного научного материала: содержания книги, учения, научной проблемы и т.д. Эта форма научной работы студентов используется при изучении, как основных теоретических курсов, так и специальных прикладных дисциплин.

Реферат представляет собой итог самостоятельного изучения студентом одной (монографический реферат) или нескольких (обзорный реферат) научных работ и должен отражать их основное содержание. При его написании студент должен продемонстрировать умение выделять главное в научном тексте, видеть проблемы, которым посвящена работа, а также пути и способы их решения, используемые автором (или авторами).

Реферат должен иметь четкую структуру. Монографический реферат обычно включает небольшое введение, в котором обосновывается важность данного исследования; основную часть, раскрывающую собственно содержание книги, и заключение, где студент кратко представляет выводы автора работы, если они есть в ней, или сам их формулирует. Надо сказать, что заключение не является обязательной частью текста реферата, часто он заканчивается изложением содержания работы. Композиция основной части, может быть:

• конспективной, когда ее построение полностью соответствует структуре самой работы и отражает все или основные ее рубрики (разделы, главы, параграфы и т.д.);

• фрагментарной, когда рассматриваются только ее отдельные части (обычно, таким образом, реферируются большие по объему и многопроблемные источники);

• аналитической, когда содержание реферируемой работы раскрывается вне связи с ее структурой; в этом случае составляется план реферата, в соответствии с которым и излагается содержание.

Обзорный реферат в целом имеет аналогичную структуру; разница состоит лишь в том, что перед введением обязательно дается план реферата, а в конце его приводится список реферируемой литературы. Однако работа над таким рефератом гораздо сложнее, поскольку обычно он представляет собой обзор основной литературы одного или нескольких авторов по отдельной научной проблеме или теории. В этом случае требуется не просто выделить основное содержание изученных источников, но и сделать некоторые обобщения и сопоставления, показать, что их объединяет и в чем они различаются, какой аспект проблемы (теории) педагогики и/или психологии раскрывается в каждой из работ.

Композиционно такие рефераты также бывают различными. Источники могут рассматриваться каждый отдельно в определенной последовательности (по времени появления, по значимости работ и т.д.) или аналитически, т.е. по различным аспектам проблемы, нашедшим отражение в разных источниках.

Реферат как форма самостоятельной научной работы студента широко применяется в учебном процессе вуза. Рефераты могут быть обязательными для всех студентов или выполняться по желанию.

Написание реферата является обязательным при проведении практических или семинарских занятий. При этом студент в течение изучения курса по педагогике и/или психологии должен выбрать и написать один реферат, желательно выступить по нему на практическом занятии. Общее руководство работой над рефератами осуществляется преподавателем, ведущим учебный курс. Он предлагает студентам на выбор темы рефератов, сообщает единые требования по их написанию, консультирует в процессе подготовки реферата.

Рефераты используются также и в работе студентов на семинарских и практических занятиях. В этом случае обычно они выполняются по желанию и зачитываются на занятии с целью его дальнейшего обсуждения всеми студентами группы. В целом работа над рефератом позволяет студентам овладеть очень важными для исследователя умениями, а именно: научиться работать с научным текстом, выделять в нем главное, существенное, формулировать как свои, так и чужие высказывания кратко и своими словами, логично выстраивать и систематизировать изученный материал.

Реферат студента должен соответствовать следующим теоретико-методическим требованиям:

1. Объем реферата составляет 12-15 страниц печатного текста (формат А-4; поля: Левое – 3 см, остальные по 2 см; шрифт – Times New Roman, кегль 14 пт.; междустрочный интервал полуторный; выравнивание по ширине; отступ 1,25 см), номера страниц: положение – вверху страниц, выравнивание – по центру. Работа выполняется на русском языке.

2. Титульный лист оформляется в соответствии с требованиями учебного учреждения.

3. Составляется план реферата.

4. Структура реферата имеет вид: введение, основная часть, заключение, список литературы.

Во введении необходимо отразить обоснование выбора темы, ее актуальность, степень разработанности исследуемой проблемы, цель и задачи исследования.

В основной части выделяются несколько (не менее двух) разделов, формулировка названий которых должна соответствовать пунктам плана. В основной или главной части реферата раскрывается суть исследуемой проблемы, оценка существующих в литературе основных теоретических подходов к ее решению, изложение собственного взгляда на проблему и пути ее решения и т.д., кроме теоретической части реферат может включать практическую часть исследования. Проблематика, рассматриваемая в разделах реферата, должна быть теоретически и логически взаимосвязанной, а ее рассмотрение должно способствовать содержательному освещению темы.

В заключении необходимо подвести итоги анализа и сделать основные выводы.

5. Реферат завершается списком использованной литературы, включая оригинальные тексты, монографические исследования, статьи, учебные пособия и др. Список литературы оформляется в соответствии с ГОСТом 7.1-2008 (М.: ИПК Издательство стандартов. 2007). Минимальное количество использованной литературы – 10 источников.

6. Дополнительной частью реферата может быть приложение.

7. Текст должен быть тщательно выверен и соответствовать нормам научного литературного языка.

Примерные темы рефератов:

1. История возникновения и этапы развития психодиагностики.

2. Основные направления психодиагностических исследований.

3. Основные требования, предъявляемые к личности психодиагноста.

4. Профессионально-этический кодекс психодиагноста.

5. Место психодиагностики в системе психологических знаний.

6. Психологическая диагностика гендерных особенностей.

7. Психодиагностика семейных отношений.

8. Возможности использования проективных методик в дошкольном и младшем школьном возрасте.

9. Психодиагностика экзистенциально-бытийной сферы личности.

10. Проблема исследования креативности.

11. Изучение специальных способностей личности.

12. Самооценка и ее психологическая диагностика.

13. Психодиагностика функциональных состояний.

14. Компьютерная психодиагностика: ее возможности и ограничения.

15. Организация психологической службы в различных учреждениях.

16. Организация и проведение психологического обследования личности.

17. Психодиагностика эмоциональной сферы личности.

18. Психодиагностика отклоняющегося поведения подростков.

19. Психодиагностика патопсихологических проявлений личности.

20. Психодиагностика лидерских способностей.

21. Психологическая диагностика организаторских способностей.

22. Психодиагностика волевой сферы личности.

23. Психологическая диагностика морально-нравственной сферы личности.

24. Диагностика психологической готовности к обучению в школе.

25. Психодиагностика межличностных отношений.

26. Основные виды деятельности практического психолога.

27. Психодиагностические методы исследования темперамента.

28. Психодиагностические методы исследования характера.

29. Современные классификации психодиагностических средств.

30. Психологическая диагностика на современном этапе.

 

Итоговая оценка выставляется как среднее арифметическое: каче­ственная оценка за текущую работу и экзаменационная.

Вопросы к экзамену

1. Предмет, структура, задачи и область применения психодиагностики.

2. История развития психодиагностики в России и за рубежом.

3. Профессионально-этические и правовые аспекты психодиагностики.

4. Определение и виды валидности.

5. Надежность и точность психодиагностических методов.

6. Достоверность и однозначность в психологической диагностике.

7. Общее представление о методах практической психодиагностики.

8. Основания и критерии классификации психодиагностических методов.

9. Стандартизированные малоформализанные методы психодиагностики.

10. Теоретическое обоснование проективного подхода к диагностике личности.

11. Классификация проективных методик.

12. Тесты интеллекта.

13. Тесты учебных и профессиональных достижений.

14. Тесты способностей.

15. Личностные тесты.

16. Исследование ощущений и восприятия.

17. Психологическая диагностика внимания.

18. Исследование памяти.

19. Методы психодиагностического исследования мыслительных процессов и речи.

20. Общая характеристика свойств нервной системы и темперамента.

21. Диагностика свойств нервной системы.

22. Диагностика свойств темперамента.

23. Проблема изучения характера в психодиагностике.

24. Патохарактерологическая диагностика.

25. Типы черт и их соотношение между собой (конституциональные, индивидные, личностные).

26. Психодиагностическое исследование личностных особенностей

27. Понятие мотивационной сферы личности.

28. Психологическая диагностика мотивационной сферы дошкольников и младших школьников.

29. Психодиагностика мотивационной сферы подростков и взрослых.

30. Понятие эмоциональной сферы личности.

31. Психологическая диагностика эмоциональной сферы дошкольников и младших школьников.

32. Психодиагностика эмоциональной сферы подростков.

33. Методы диагностики эмоциональной сферы взрослых.

34. Понятие волевой сферы личности.

35. Психодиагностика волевой сферы дошкольников и младших школьников.

36. Основные психодиагностические методики волевой сферы подростков.

37. Психологическая диагностика волевой сферы взрослых.

38. Понятие нравственной сферы, ее компоненты.

39. Психодиагностика нравственной сферы дошкольников и младших школьников.

40. Психологические методы диагностики нравственной сферы подростков.

41. Основные методики диагностики нравственной сферы взрослых.

42. Философское и психологическое понимание экзистенциально-бытийной сферы личности.

43. Методики диагностики основных особенностей экзистенциально-бытийной сферы.

44. Характеристика креативности в отечественных и зарубежных исследованиях.

45. Основные психодиагностические методы креативности.

46. Самооценка в структуре личности.

47. Исследование самооценки дошкольников и младших школьников.

48. Исследование самооценки с помощью процедуры ранжирования.

49. Исследование самооценки с помощью процедуры тестирования.

50. Исследование самооценки с помощью методики, предложенной Дембо-Рубинштейн.

51. Определение понятия семейных отношений.

52. Психодиагностика супружеских отношений.

53. Психологическая диагностика родительско-детских отношений.

54. Межличностное взаимодействие как объект психодиагностического исследования.

55. Исследование социально-психологического климата.

56. Диагностические возможности и ограничения социометрического метода исследования коллектива.

57. Психодиагностика межличностных отношений в разных возрастных группах.

58. Организация и проведение профессионального отбора.

59. Методы психодиагностики, используемые при профессиональном отборе.

60. Диагностика специальных способностей при профессиональном тестировании.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-09-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: