Приёмы и формы организации познавательной дея- тельности учащихся




История 9 класс

Тема. Страны Азии и Латинская Америка в первой половине ХХ в.

Цель:

Образовательная:

· Систематизировать и углубить знания об историческом развитии стран Азии, Африки и Латинской Америки после Второй мировой войны;

· Подробно рассмотреть революционные процессы на примере отдельно взятой страны

Воспитательная:

· Продолжить формировать отрицательное отношение к насильственным способам решения проблем;

· Способствовать формированию чувства уважения к другим страна и народам.

Развивающая:

· Способствовать развитию умения выделять главное;

· Развивать аналитическое мышление;

· Продолжить развитие умения работы с таблицами.

Межпредметные связи с обществознанием. Материал урока является иллюстрацией понятий, изучаемых в кур- се обществознания: «традиционное общество», «модерни- зация», «восточная цивилизация», «реформы», «револю- ции», «авторитаризм».

Внутрипредметные связи. Колониальная политика ев- ропейских государств в начале ХХ в. Версальско-Вашинг- тонская система и судьба колоний.

Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):

1) Объяснять, какие задачи стояли перед Японией, Индией, Китаем в 1920—1930-е гг.

2) Сравнивать пути к модернизации в Японии, Китае и Индии.

3) Раскрывать смысл понятия «гандизм».

4) Выделять особенности общественного развития.

5) Объяснять сходство и различия в развитии стран континента.

6) Сравнивать развитие Мексики и Кубы.

Ключевые вопросы. 1. Традиции и модернизация.

2. Особенности развития Японии, Китая и Индии в первой половине ХХ в. 3. Пути развития стран Латинской Аме- рики в первой половине ХХ в.

Основные понятия и термины. Модернизация, ган- дизм, реставрация Мэйдзи, синтоизм, латифундисты.

Приёмы и формы организации познавательной дея- тельности учащихся

Традиции и модернизация

Первый вариант

Изложение материала может быть организовано в фор- ме эвристической беседы и объяснения учителя. Возмож- ны следующие вопросы для беседы:

1. Что такое традиционное общество? Назовите его при- знаки. 2. Почему восточную цивилизацию часто отождест- вляют с традиционным обществом? 3. Что такое модерни- зация? Каковы её признаки? Когда модернизация охвати- ла страны Запада? 4. Каковы были отношения стран За- пада со странами Востока в начале ХХ в.?

Рекомендуем также предложить учащимся работу с картой. Учащиеся выполняют по карте «Территориаль- ный раздел мира: метрополии и колонии к 1914 г.» (см. цветную вклейку в учебнике) следующие задания:

Найдите на карте такие государства, как Турция, Иран, Афганистан, Индия, Китай, Индокитай, Япония, и определите их статус: колония, метрополия или государ- ство, не имеющее колоний.

В зоне сфер влияния каких государств находился Китай?

При объяснении материала учителю следует акценти- ровать внимание учащихся на следующих особенностях развития стран Востока в первой половине ХХ в.:

Застойность политического, экономического и соци- ального развития стран Востока.

Проникновение европейских технологий, политиче- ских и социальных структур.

Сопротивление традиционных обществ Востока внеш- ним влияниям.

Колониальные и зависимые страны не получили свободы по итогам Первой мировой войны.

Главная задача колониальных и зависимых стран — освобождение от зависимости от стран Запада.

Второй вариант

Работа строится на основе изучения пункта «Традиции и модернизация» учебника (с. 108—109) и выполнения за- дания 1 рабочей тетради (с. 29—30).

 

Особенности развития Японии, Китая и Индии в первой половине ХХ в.

Рекомендуем построить изучение данного вопроса в форме групповой работы. Класс делится на три группы соответственно трём изучаемым странам: Япония, Китай и Индия. Каждая группа получает опережающее домаш- нее задание: подготовить сообщение о выбранной стране с электронной презентацией по приведённому ниже плану. В сообщении необходимо уделить внимание выдающим- ся историческим личностям: Сунь Ятсену, Чан Кайши, М. Ганди.

Япония (с. 110—111 учебника).

Реставрация Мейдзи и осуществление реформ по ев- ропейскому образцу.

Своеобразие сочетаний традиций и модернизации.

Внешняя экспансия и милитаризация. Китай (с. 112—115 учебника).

Попытки реформ и восстания первых десятилетий ХХ в.

«Три народных принципа» Сунь Ятсена.

Синьхайская революция 1911—1912 гг.

Революция 1920-х гг. и гражданская война. Чан Кайши. Индия (с. 115—118 учебника).

М. Ганди.

Гандизм.

Кампании ненасильственного сопротивления. Результаты работы групп представляются на уроке.

При обсуждении результатов работы можно использовать дополнительные задания 4—6 из рабочей тетради (с. 31). Для закрепления материала можно использовать зада- ния 2—3 рабочей тетради (с. 30—31).

Результаты работы групп можно оформить в виде таб- лицы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: