Музеи, картинные галереи, выставки




Лучше всего обходить зал музея или любой другой выставки с правой стороны. Если галерея переполнена, то это облегчает передвижение всем посетителям, хотя вполне разумно и временно поменять направление, если требуется бросить еще один взгляд на какой-либо предмет. Завсегдатаи музеев обычно двигаются с правой стороны даже если галерея пуста, потому что именно в таком порядке выставляются для просмотра экспонаты. Следует помнить, что некоторые посетители рассматривают картину или скульптуру, отступив от нее на несколько шагов. Не нужно загораживать им вид, или же следует пройти перед ними так быстро, как это возможно. Свои комплименты следует произносить негромко и коротко.

При посещении музея с группой самым верным путем к тому, чтобы стать причиной всеобщего недовольства, является попытка привлечь внимание гида исключительно к своей особе или стремление выбирать экспонаты для объяснения их гидом по собственному усмотрению.

В США музейные гиды, обслуживающие группы по регулярному расписанию, имеют профессиональный статус и чаевых обычно не получают, в других странах музейные гиды склонны получать чаевые в добавление к фиксированному жалованью от музея.

Опера

Правила те же, что подробно описаны в разделе «Театр», со следующими добавлениями и исключениями.

Аплодисменты. Дирижеру аплодируют, когда он появляется в первый раз, и обычно при последующих возвращениях на свое место. Существует обычай аплодировать декорациям в начале каждой сцены, если аплодисменты не мешают музыке и не прерывают певца. Многие оперы были написаны и поставлены на сцене так, чтобы предоставить время для аплодисментов кому-либо из исполнителей одной из ведущих ролей. Аплодисменты в конце оперы следует отложить до самого окончания, которое наступает, когда замолкает не только певец, но и оркестр.

Принято, как и везде, аплодировать в конце некоторых арий, которые завершают действие, хотя никогда не следует аплодировать отдельной арии.

Аплодисменты в середине арии являются грубейшим нарушением правил хорошего тона, за ними непременно следует яростные выкрики и шипящее «Тише!». Когда у вас есть сомнения, приберегите свои аплодисменты до конца сцены или действия, за исключением «Парсифаля», который является единственной «священной» музыкальной драмой. Ни во время показа «Парсифаля», ни после него не аплодируют.

Крики «браво» допустимы, но следует заметить, что такие выкрики позволяют себе главным образом самые молодые энтузиасты, покупающие стоячие места или на галерке. «Браво» всегда применимо по отношению к мужчине, женщине или ансамблю исполнителей. Некоторые любители оперы демонстрируют свое знание итальянского, произнося «брава» для женщин и «брави» для более чем одного человека.

Одежда. На любое представление допустимо приходить в дорожной одежде. Однако обычно мужчины, чьи места находятся в партере, и многие из оркестрантов одеваются либо во фраки, либо в смокинги на открытие сезона и на другие торжественные вечера. В Нью-Йорке, к примеру, по понедельникам традиционно принято одеваться в театр модно.

Бисирование. В США не считается правильным вызывать на бис. В Европе певцы откликаются на требование исполнить что-либо повторно.

Вход и рассаживание. Любители оперы относятся к представлению очень серьезно, и потому здесь более важно, чем в театре, занять свое место вовремя.

Процедура входа, сдачи верхней одежды и рассаживания является аналогичной подробно описанной в разделе «Театр», хотя для занимающих места в ложе существуют некоторые отличия.

Ложи обычно рассчитаны на шесть – восемь человек. Те ложи, что обращены непосредственно к сцене, имеют в первом ряду три места. В ложах по сторонам зрительного зала три-четыре места располагаются вдоль поручня. Существует правило: «Ни одного мужчины в первом ряду», которое не соблюдается только тогда, когда на передние места нет женщин. Таким образом, если даже в ложе находится три-четыре женщины и трое-четверо мужчин, причем все присутствующие незнакомы друг с другом, то в ложе, обращенной к сцене, мужчины сидят позади женщин, а в ложах с правой и с левой стороны театра они сидят рядом с женщинами так, что каждая из них находится у поручня.

Уход. Любой, кому необходимо покинуть оперу до конца представления, должен делать это между действиями, но не во время их. В конце действия можно переместиться на какое-либо пустое место у прохода в заднем конце зрительного зала (если таковые имеются), чтобы до ухода посмотреть еще хотя бы часть представления.

Уход из ложи. В обычных обстоятельствах должно соблюдаться правило – женщина никогда не остается одна в ложе во время антракта, кто-либо из мужчин обязан остаться и составить ей компанию. Обычно женщина не оставляет ложу, если ее не сопровождает мужчина.

Театр

Следующие правила поведения зрителей применимы ко всем театральным и музыкальным представлениям.

Аплодисменты. При подъеме занавеса принято аплодировать хорошо изготовленным декорациям. Первое появление звезды или особо популярного исполнителя часто также сопровождается аплодисментами. Бывает, что очень эффектная сцена в ходе действия вызывает спонтанный всплеск аплодисментов, но, хотя это и лестно актерам, это сбивает их настрой и задерживает действие. Однако в музыкальной комедии такое выражение восхищения приветствуется, продолжительные хлопки и вызовы на бис даже желательны. Даже после явно неудачного шоу сидящие в первых рядах из элементарной вежливости – и снисходительности – должны похлопать, чтобы у исполнителей был предлог выйти на поклоны.

Смена места. Как правило, посетители театра на протяжении всего представления остаются на местах, обозначенных на их билетах. Если после первого антракта остаются пустые сиденья, они могут пересесть на те места, которые подходят им больше, но обычно при этом остаются в том же секторе зала, не меняя, к примеру, место на верхнем балконе на место в партере.

Одежда. Завсегдатаи театра, чьи места находятся рядом с оркестром, часто надевают смокинги и вечерние платья на открытие сезона, празднование в чью-либо честь и благотворительные вечера, но значительное число людей даже в подобных случаях приходят в менее официальной одежде, поскольку в любое время допустимо появляться в театре в обыденной одежде. Женскую шляпку, если только она не толще скальпа, следует в театре снимать, поскольку она загораживает вид сидящим сзади. Дама не должна спрашивать разрешения сидящего сзади – поскольку шляпа мешает зрителям нескольких рядов. Таким образом, снимать шляпу женщина должна без чьей-либо просьбы. Если же она этого не делает, достаточно корректной и тактичной является просьба: «Вы не хотели бы снять свою шляпу?»

Разговор. К сожалению, многие люди считают допустимым переговариваться друг с другом, словно они находятся у себя дома. Как только начинается представление, все разговоры следует прекратить. В ходе представления следует сделать все возможное, чтобы подавить желание жестикулировать, а также вздохи, стоны и прочие отвлекающие общее внимание звуки.

Вход и рассаживание. Запоздавшие отвлекают присутствующих от представления, и потому любое опоздание является проявлением неуважения по отношению как к зрителям, так и к исполнителям. Следует приложить все силы к тому, чтобы занять место до того, как занавес начнет подниматься.

Когда мужчина и женщина приходят в театр, мужчина занимает место ближе к проходу. Когда в театр приходят две пары, женщины садятся рядом друг с другом, а мужчины по краям. Если женщина из одной из двух пар идет первой по ряду, она становится у третьего по порядку места, но не садится, пока один из мужчин не пройдет на четвертое. Поскольку это несколько неудобно, первым обычно приглашают пройти мужчину. В случае с супружескими парами супруга одного мужчины обычно садится рядом с мужем другой.

Если кто-то должен пройти мимо занявших места, они могут либо убрать колени в сторону, либо подняться, чтобы дать дорогу. Новоприбывший говорит: «Спасибо» – или, если он опоздал: «Прошу прощения», – но в любом случае не проходит мимо без выражения признательности за оказанное ему внимание.

В США проходящие по ряду люди поворачиваются лицом к сцене, но в Англии театральные завсегдатаи поворачиваются лицом к тем, мимо которых они проходят. В обоих случаях от проходящих требуется не задеть сидящего рукавом или сумкой.

Антракты. Мужчина должен спросить у дамы, желает ли она выйти в коридор во время антракта. Если она не высказывает такого желания, с его стороны допустимо оставить даму одну. При посещении театра группой ожидается, что кто-либо из группы останется, чтобы составить даме компанию, однако в случае с дамой преклонных лет можно простить, если люди моложе ее уйдут все. Конечно, проходя мимо этой дамы, следует произнести: «Извините».

Сидящий у прохода мужчина выходит первым и отступает в сторону, пропуская вперед сидевшую рядом с ним даму. После этого он следует по проходу за ней следом. Сидевшие за ними также выходят парами. При возвращении дама так же идет по проходу первой. Вышедшие во время антракта должны помнить о необходимости вернуться в зал до подъема занавеса.

Уход. После окончания представления проходы заполняются толпой, и группе зрителей лучше выходить, когда это удобнее. Многие находят, что ничего не потеряют, оставаясь на местах до тех пор, пока не прекратится толкотня и большинство не удалится из зала. В любом случае каждый мужчина из группы должен выходить со своей дамой, чтобы защитить ее от давления толпы.

Если только в этом нет настоятельной необходимости, зрителям не следует покидать зал до тех пор, пока актеры не перестанут выходить на поклон, поскольку исполнителей весьма удручает, когда, выходя на аплодисменты, они вынуждены кланяться спешащей к выходу публике.

День открытия сезона. Цветы актерам лучше всего посылать в вазе или корзине. Время их доставки должно быть заказано до семи вечера. Вручаемый исполнительнице при выходе на поклоны большой букет цветов обычно дарится ей от руководства театра, остальные же цветы отсылаются в ее уборную. Большим удобством является возможность послать в день открытия сезона телеграмму главному исполнителю – и чем больше он получит таких телеграмм, тем лучше. Но не следует посылать каких-либо сообщений перед началом представления. Считается, что это приносит неудачу.

В день открытия сезона многие друзья звезды (и их гости) могут отправиться после последнего ее выхода к ней за кулисы, без того чтобы о них было сделано объявление. При этом они должны пользоваться дверью, ведущей из зала на сцену, а не внешней дверью на сцену. Подобные посещения обычно очень коротки и ограничиваются несколькими словами поздравления или выражением восторга.

Напитки и закуски. Приобретенные в перерыве сладости и напитки можно либо употребить по назначению на месте, либо взять в зрительный зал для того, кто там остался. Если есть желание съесть сладости во время представления, то до подъема занавеса следует заранее снять с них хрустящую обертку.

Визиты за кулисы. В антрактах визиты за кулисы не наносятся, однако исполнители обычно весьма рады коротким посещениям друзей в самом конце представления. Конечно, посторонний человек беспокоить актера или актрису не должен. Даже друзья – за исключением дня открытия сезона – не имеют права войти без предварительного объявления. Обычно для такого объявления вручается записка во время первого антракта. Подобным посланием вполне может быть предложение «Получил огромное удовольствие от твоего исполнительского искусства, надеюсь увидеть тебя после представления за кулисами», написанное на визитной карточке или листке из записной книжки. Во время следующего антракта распорядитель должен принести ответ.

Туалет. Если, войдя в помещение театра, мужчина спрашивает: «Ты хочешь отправиться в коридор?» – ответом должно быть «да», поскольку вопрос означает, что ваш спутник сам желает туда отправиться. Если женщина сама желает туда отправиться, все, что ей нужно, это, войдя в вестибюль, произнести что-то вроде «Я вернусь через короткое время». Обычно мужчина не оставляет даму одну во время антракта, однако, если ему требуется на время ее покинуть, он подводит ее ближе к женскому туалету и говорит что-то вроде «Встречусь с тобой здесь».

Вечеринки для детей

Для всех детей, вышедших из ясельного возраста, день рождения является самым ярким праздником. Для тех детей, кому меньше трех лет, этот день мало что значит, но не для старших по возрасту гостей, так что молодая мама должна помнить об их ожиданиях. До того как ребенку исполнится четыре, на день его рождения следует собирать не очень большой круг друзей, и даже в этом случае маме лучше пригласить своих самых закаленных друзей, способных выдержать атаку штурмового отряда и оказать помощь в удержании общего веселья под контролем.

Никто не в состоянии заранее предсказать, каким путем пойдет детская вечеринка, или предвидеть, до какой степени восторга дойдут как именинник, так и его гости. Совсем нелишне незадолго до начала вечеринки попытаться ее отрепетировать. Если именинника научить играть роль хозяина и правильно приветствовать каждого гостя, и если каждый гость будет знать, что от него ожидают поздравлений и вручения подарка, хорошо знакомой паники по прибытии гостей будет гораздо меньше. Гости же будут настолько удивлены своей галантностью при входе, что и при уходе могут вспомнить, что им надо попрощаться.

Развлечения. Организованные игры и другие развлечения жизненно необходимы для собравшихся на праздник малышей. В противном случае всего через несколько минут начнутся гомон и неразбериха. Лучшими играми являются те, в которых участвует вся группа, и самые застенчивые будут вовлечены в общее празднество, до того как привычно займут место где-нибудь в уголке. Конечно, лучший приз должен достаться победителю, но слез можно избежать, если каждый получит какую-либо награду – если не за умение и удачу, то за свои усилия. Платные клоуны и другие работники сферы развлечений доставляют радость детям и существенно облегчают жизнь их матерям. Однако не многие дети способны сосредоточиться на чем-либо длительное время, и потому важно не затянуть такого рода развлечения или спланировать их так, чтобы дети могли долгое время сидеть спокойно.

Угощение. День рождения не может обойтись без мороженого и торта, но поскольку маленькие дети обычно не способны после празднования дня рождения принимать обычную еду, часто на стол подается и что-то более существенное. Еда должна быть простой и съедаться легко. Широкие детские нагрудники для очень маленьких гостей и большие салфетки для старших помогут сохранить в чистоте если не стол и мебель, то хотя бы одежду. Поскольку большая часть гостей, несомненно, ожидает хорошего угощения, оно не должно заставлять себя ждать. Но вместе с тем вечеринка – это не то место, где от детей нужно требовать съесть то, чего они не хотят. Ожидание праздника, который превращается в наказание, может привести к самым грустным результатам.

Подарки. Каждый гость приносит подарок; хорошо при этом, чтобы его мать четко объяснила маленькому гостю, что его сверток – это подарок. Довольно часто ребенок не дает играть с «его подарком» и отправляется домой в слезах, потому что то, что он считал своей собственностью, ему приходится оставить. Любая мать, у которой есть опыт проведения детских вечеринок, снабжает каждого гостя каким-либо маленьким сувениром в качестве справедливого возмещения за тот подарок, который тот принес.

Приглашение. Ребенок проявляет горячий интерес к приглашениям иногда до такой степени, что желает видеть у себя всех, с кем он знаком. Даже если ребенок достиг вполне ответственного возраста, его устное приглашение, когда оно не сделано в присутствии его матери или матери приглашаемого, не следует считать официальным. Это приглашение должно быть подтверждено телефонным звонком одной матери другой или письменным приглашением.

Родители. Довольно часто матери именинника приходится принимать целых две группы гостей – дополнительную группу составляют матери приглашенных. Матери (или няни) малышей обычно присутствуют все время праздника, но матери более взрослых детей удаляются, если только не получают специального приглашения. Тактично избежать недоразумения на этот счет позволит указание в приглашении времени, когда за гостями можно прийти. В этом случае со стороны родителей учтиво являться только вовремя и не задерживаться с уходом. Если родителей приглашают остаться, то их следует усадить в другой комнате, если это возможно. Это изменяет поведение детей в лучшую сторону – просто потому, что мама находится здесь.

Время. Поздний приход на детскую вечеринку обычно не создает каких-либо проблем. Чаще всего гости стремятся явиться пораньше, и их приходится сдерживать. Самым удобным временем для начала праздника является три – пять часов дня: дети имеют возможность поспать, а их матери успевают приготовить ужин после того, как отведут домой участников вечеринки.

Дети и их поведение

Ребенок всегда должен говорить правду,

Отвечать, когда его спрашивают,

Правильно вести себя за столом —

По крайней мере, настолько,

насколько он способен.

Роберт Льюис Стивенсон. Все обязанности детей.

Основные правила хорошего тона для детей те же самые, что и для взрослых. Этим предложением можно было бы и завершить данный раздел, если бы поведение детей определялось только правилами, которые им говорят. Однако свое поведение дети напрямую заимствуют у взрослых. Доктор Бенджамин Спок сказал во время обсуждения поведения маленьких детей: «Возможно, самым важным для ребенка является, живет ли он в семье, все члены которой внимательны друг к другу. Тогда он впитает доброту. Он сам хочет сказать «Спасибо», потому что остальные члены его семьи говорят так, вкладывая в эти слова свои чувства».

Те истины, которые ребенок должен узнать первыми, не очень сложны. Ребенок непременно привыкнет употреблять слова «пожалуйста» и «спасибо» сразу после того, как научится говорить, если постоянно использовать при общении с ним эти слова. Даже трехлетний может усвоить следующие правила, если взрослые постоянно будут подтверждать их своим поведением.

1. Вежливо отвечать при обращении посторонних.

2. Вставать при появлении гостей дома.

3. Вежливо говорить «Здравствуй» и «До свидания».

4. Не начинать есть за столом первым.

5. Не прерывать других чересчур настойчиво или громко.

Редкий ребенок в возрасте четырех лет не способен запомнить точное время своей любимой телевизионной передачи и следующие основные правила поведения, особенно с наглядной помощью родителей.

6. Ешь молча и соблюдай опрятность.

7. Жуй с закрытым ртом.

8. Не спорь со взрослыми без оснований на это.

9. Говори «Извините» (один раз за один проступок).

10. Не прерывай собеседника.

Руководящие указания для родителей.

1. Не одергивайте ребенка без меры. Чаще всего промахи в поведении ребенка происходят из-за того, что он сталкивается с неожиданной ситуацией, в которой не знает, как себя вести, или же потому, что от него требуют сидеть молча и неподвижно явно чрезмерное время. Ребенок хочет показать себя, и не следует ему в этом мешать, однако следует его направлять, чтобы он показывал себя именно как вежливый и воспитанный человек; всякого рода вызывающее поведение следует пресекать. Обычно это нетрудно, поскольку дети стремятся выглядеть в лучшем свете и следовать хорошим примерам. Перед визитом гостя или каким-либо другим событием, способным стать для вашего ребенка серьезным испытанием его хороших манер, кратко напомните ему, как следует себя вести. А затем вверьте себя судьбе в надежде, что ваш гость не испортит вам все ваше воспитание тем, что станет нарушать те правила, соблюдать которые вы просили ребенка.

2. Обучая правилам хороших манер ребенка, не нарушайте их сами. Во многих случаях ребенка необходимо поправить или же остановить немедленно и решительно, например если ребенок начнет бегать на дороге. Оставив это незамеченным, вы будете поощрять невоспитанность. Есть вещи, которые должен знать каждый из нас, и чем раньше мы их усвоим, тем легче и безопаснее будет жизнь, как для окружающих, так и для нас самих.

С детьми, как и со взрослыми, лучших результатов можно добиться не постоянной критикой, а комплиментами и поощрениями. Лучше улыбнуться ребенку на его попытку сделать что-либо в соответствии с правилами хорошего тона, даже если это поначалу выходит не совсем удачно, чем поправлять его, особенно в присутствии взрослых.

3. Не наказывайте своего ребенка на людях. Иногда требуется поправить его, но на людях этим следует и ограничиться, поскольку серьезное наказание ребенка так или иначе становится наказанием и для гостя. Если ситуация совершенно выходит из-под вашего контроля, удалите ребенка, сделайте ему внушение и затем верните его в комнату, но настоящее наказание должно быть сделано только тогда, когда все ваши гости удалятся.

4. Ведите себя с ребенком настолько вежливо, насколько это вам позволяет ваш характер. Хорошим манерам учат в первую очередь личным примером. Не следует ожидать от ребенка, что он вспомнит о правилах хорошего тона, когда это от него потребуется, если он не получает уроки правильного поведения в каждодневной жизни.

Новорожденный

Помните, что не все рады приглашению подержать новорожденного. Гордая мать не в состоянии об этом и подумать и иногда приводит гостя в большое замешательство, когда вручает ему ребенка без предупреждения. С другой стороны, у матерей бывают проблемы с теми их подругами, которые протягивают руки, чтобы подержать или поцеловать ребенка, когда им этого не предлагают. Существует стандартное правило, когда вам показывают малыша, – «руками не трогать».

Подарки. Существует традиция, что близкие родственники и друзья дарят подарки для ребенка – как незадолго до его появления, так и вскоре после его рождения. Неплохо при этом захватить маленькую игрушку и для каждого старшего ребенка, чтобы дать ему понять, что и он не забыт.

Маленькие дети обычно получают от родителей все, что им необходимо, поэтому лучше всего подарить ребенку то, что понадобится ему в возрасте одного года или позже. Выбор здесь почти не ограничен – от горшка до облигаций.

По традиции считается, что подарок девочкам должен иметь розовый цвет, а мальчикам – голубой, но можно использовать и другие неяркие цвета. Белый является приемлемым во всех случаях.

Няня («бэби-ситтер»)

Няня является специалистом по уходу за ребенком, а совсем не горничной для всех домашних работ. От нее не следует ожидать выполнения работы по дому в то время, когда ее подопечные спят.

Если няню просят, к примеру, помыть посуду, она вправе вежливо объяснить, что не считает эту работу частью своих обязанностей. Конечно, можно договориться и об этом, но работодатель, желающий, чтобы няня выполняла домашнюю работу, должен оплачивать эту работу дополнительно.

Поскольку няня несет ответственность за детей и за дом, эта работа требует исключительного доверия. Этим доверием нельзя злоупотреблять, исследуя письменные столы, заглядывая в шкафы, примеряя чужую одежду или расспрашивая детей о подробностях жизни семьи. О полном отсутствии воспитания говорит поедание всех сладостей в доме, набеги на холодильник или приглашение друга в дом без специального разрешения.

Можно избежать большого числа недоразумений и проблем, если права и обязанности няни четко разъяснены, что следует разъяснить и детям. В любом случае родители обязаны оставить всем домашним работникам номера рабочих телефонов, по которым до них можно дозвониться в случае крайней необходимости, или же, если это невозможно, номер телефона соседа или родственника, который наверняка находится дома и способен оказать необходимую помощь.

Если родители задерживаются позже назначенного часа, им следует позвонить и предупредить няню.

Правила для посещающего ресторан как для собственного развлечения, так и для деловой беседы одинаковы.

Случайности. Если обедающий случайно разбивает стакан или тарелку, он не предлагает за них заплатить, поскольку считается, что такого рода потери компенсируются страховкой. Однако за умышленно произведенные разрушения администрация вполне вправе выставить счет, к примеру за разбитые стаканы после тоста за невесту на холостяцкой вечеринке.

Если посетитель становится причиной падения пищи или посуды с напитками, он просто извиняется перед официантом за причиненные неудобства и оставляет большие чаевые, чем обычно.

Если же за инцидент, в результате которого была повреждена одежда посетителя, несет ответственность работник, ожидается, что представитель администрации принесет свои глубочайшие извинения. Все, что может сделать в данном случае посетитель, – это принять извинение со всей учтивостью, на какую он только способен.

Если же причиной загрязнения одежды становится сидящий за столом, он должен сделать такое же предложение. Пострадавший обычно отказывается от компенсации – из философского рассуждения, что без неприятностей жизнь прожить все равно невозможно.

Кафетерии. Если все столы заняты, посетитель может перенести свой поднос на какое-нибудь пустое место. Но перед тем как занять свободный стул, следует спросить у сидящих за столом: «Это место не занято?»

Гардероб. Мужчина сдает в гардероб шляпу и верхнюю одежду. Женщина оставляет в гардеробе объемные свертки, но обычно не сдает верхнюю одежду, поскольку страховая компания не страхует от пропажи дорогих вещей; некоторые не берут женскую одежду из-за того, что не хватает места. Мужчина берет те предметы одежды, которые желает сдать женщина, вручает эти предметы служащему и хранит оба номерка у себя. Уходя, мужчина в первую очередь берет верхнюю одежду женщины и помогает ей одеться – до того как одеться самому. Он дает чаевые за обоих, даже если данная женщина является его начальником. Если в гардероб стоит очередь, женщина становится рядом с мужчиной, а не позади него.

Одежда. Во многих ресторанах не приветствуются посетители в рубашках с коротким рукавом и в бикини. Поскольку владелец ресторана имеет право устанавливать свои порядки, если это не противоречит закону, потенциальный посетитель, которого не пускают в ресторан по причине его чересчур неформальной одежды, не вправе чувствовать себя оскорбленным. Обычно в любом месте, где подают пищу, кроме самых неформальных, приняты галстук и пиджак.

Претензии. Если пища и обслуживание находятся на недопустимо низком уровне, лучшее, что следует сделать, – это молча их перетерпеть и никогда не возвращаться в данный ресторан. Конечно, на откровенную ошибку следует указать и вернуть пережаренный бифштекс, если заказан недожаренный. Однако не следует ругать официанта, если плоха кухня, – за эту оплошность несет ответственность шеф-повар. Если обслуживание столь скверно, что придется предъявить жалобу, пошлите за главным официантом и пожалуйтесь ему, а после этого не имейте никакого дела с официантом, который показал свое неумение.

Рестораны у дороги. Обычным сигналом официантке, что требуется обслуживание, служит мигание огнями машины. Если это не приводит к результату, максимум, что позволяют правила хорошего тона, – это короткий звуковой сигнал. Поскольку ресторан у дороги является совершенно неформальным предприятием, обязательно требуется соблюдать только одно правило: не отъезжайте, оставляя у дороги хлам в виде бумажных стаканчиков, салфеток, соломенных подставок, оберток и недоеденной пищи. Все это может испортить аппетит следующему посетителю или прибавит работы бедной официантке, которой придется все это подбирать.

Вход и рассаживание. Главное правило гласит: предоставьте инициативу хозяину и хозяйке. Когда несколько человек, обедающих вместе, делят между собой расходы, окончательный расчет с официантом обязан делать мужчина.

После сдачи верхней одежды в гардероб хозяин вечера выступает вперед, сообщает главному официанту число сопровождающих его людей и просит столик, зарезервированный на его имя. Женщины следуют за главным официантом или официантом, который отводит группу за столик. Если число людей велико, хозяйка отправляется первой, чтобы проследить, чтобы все расселись правильно. Если группа состоит из двух пар, хозяйка идет следом за гостьей. Хозяин замыкает группу, однако если же ему приходится развлекать большую по численности группу без хозяйки, он часто направляется первым, по той же причине – чтобы проследить, чтобы все устроились в надлежащем порядке. Когда развлечением гостей занимается семейная пара, супруга показывает гостям их места, после чего гости ждут от нее знака сесть (если хозяин развлекает гостей без супруги, то место указывает он). Исключение допустимо лишь тогда, когда садятся два человека. В этом случае официант либо отодвигает стул, с которого открывается лучший вид – либо из окна, либо на помещение, – и это место занимает женщина (в случае, если за столик садятся женщина и мужчина).

Если метрдотель или официант не провожают к столику, пара проходит сама так, как ей наиболее удобно. Если ресторан переполнен, первым идет мужчина. Он также может предложить направиться к какому-нибудь столику, а затем следовать к нему за своей спутницей. Дама обычно занимает место дальше от входа.

Если официант не помогает даме опуститься на стул, это делает ее спутник. Перед этим он же помогает ей снять верхнюю одежду (женщина-метрдотель или официант не отставляют стул, за исключением тех случаев, когда требуется очевидная помощь).

Мужчина, сопровождающий двух женщин, помогает сесть той, которая старше. Если же одна из этих дам является его женой, он усаживает гостью, хотя, если ей помогает официант, он помогает другой даме. Если же официанта рядом нет, вторая дама садится сама, а не ожидает, когда мужчина поспешит и к ней. Если ей требуется снять верхнюю одежду, мужчина может помочь ей только после того, как первая дама удобно разместится за столом.

За отдельно стоящим столом на четыре, шесть или десять человек хозяин и хозяйка садятся напротив друг друга, точно так же, как они должны сидеть и на званом обеде у себя дома. За столом на восемь или двенадцать человек напротив хозяина садится почетный гость-мужчина, слева от него располагается хозяйка. Если вместе обедают две пары, договорившиеся совместно оплатить счет, мужчины сидят напротив друг друга.

В кабинке двое сидят напротив друг друга. Если кабинку занимают две пары, дамы садятся на место у стены. Если пары супружеские (или же состоят из каким-либо образом связанных друг с другом людей), каждый мужчина располагается рядом с чужой женой. Если же пары не супружеские, мужчины могут сесть либо напротив друг друга, как это указано выше, либо расположиться рядом со своими спутницами.

В полукруглой кабинке мужчины занимают внешние сиденья. Порядок рассаживания двух супружеских пар следующий: хозяин, справа от него супруга гостя, хозяйка, гость. Пары могут сесть и иначе – мужчины садятся на внешних стульях. То же самое правило применяется и к большим группам.

На банкете мужчина и женщина садятся так, чтобы дама (или гость) находились справа от мужчины. В группе из четырех человек женщины садятся у стены, а мужчины – напротив; каждый мужчина – напротив супруги другого.

Сумочка и перчатки. На столе не должно находиться ничего, кроме пищи, необходимых для еды приборов и тех украшений, которые ставятся самими работниками ресторана. Сумочки и пакеты следует держать на коленях, вешать на спинку стула, класть на свободные сиденья или ставить на пол, но так, чтобы они не мешали ходить официанту. Перчатки также не кладутся на стол.

Покидание стола. В обычных обстоятельствах предложение удалиться первой высказывает хозяйка, хотя если пригласившее в ресторан лицо долго не спрашивает счет у официанта, его гость вправе сказать: «У меня назначена встреча…» – или привести какую-либо другую причину завершения вечера.

Туалетная комната. Когда пара входит в ресторан и мужчина спрашивает: «Ты не хочешь вымыть руки?» – не следует говорить «нет», поскольку вопрос является лишь предлогом. Если же после долгой поездки в ресторан заходит группа, обычно первым делом занимается стол; затем хозяйка говорит другим женщинам: «Вы хотите пойти со мной?» Те следуют за ней, предоставляя мужчинам возможность отыскать их собственный туалет. Если группа собирается после ресторана направиться в театр, хозяйка обращается с этим предложением к гостям после того, как хозяин обращается к официанту с просьбой выписать счет (если времени мало, она добавляет: «Встретимся в гардеробе»; если такого предложения нет, все возвращаются за стол).

Работники ресторана обязаны быть внимательными. Обычно достаточно ищущего взгляда, чтобы это было воспринято как просьба показать направление. Если же подсказки не оказывают, следует спросить о местоположении «комнаты для леди», «комнаты для мужчин», «умывальника» и так далее.

Как правило, мужчины не отходят от стола в одиночку, оставляя женщин сидеть за столом. Если возникает действительно большая необходимость покинуть стол, достаточно произнести «Прошу прощения. Я скоро вернусь». Конечно, если кто-либо отсутствует чрезмерно большое время, хозяйка должна выяснить, все ли в порядке с ее гостями: хозяину следует проверить, что происходит с гостями-мужчинами.

Встреча в ресторане. Обычно мужчина заезжает за женщиной и доставляет ее в ресторан. Это общее правило в определенных случаях может не соблюдаться, но причины для этого должны быть серьезными и за отступление от правил должно быть принесено извинение.

Хозяин (хозяйка) обязан прибыть на место за несколько минут до назначенного времени, а гостю следует прибыть точно в срок или не более чем на несколько минут позже. Если столик заказан, первый из прибывших может либо подождать у входа, либо попросить официанта проводить его к столику.

Обычно гость, который прибывает раньше хозяина, ждет, не заказывая напитков, но твердо установленных правил здесь не существует. Гость может подождать хозяина у бара или же просто встать там, где он не будет мешать проходу других посетителей.

Заказ. «А-ля карт» (согласно карте) означает, что каждое блюдо имеет отдельную цену. «Табльдот» (стол хозяина) указывает на то, что весь набор блюд имеет общую цену. Эта цена всегда меньше стоимости тех же блюд, заказанных «а-ля карт», но выбор блюд при этом ограничен, а порции меньше.

Обычно обед доставляет больше удовольствия и проходит с меньшей путаницей, если заказом руководит хозяин вечера и на стол подается набор блюд «а-ля карт». Если хозяин спрашивает: «Вы видите в меню что-либо, что бы вы хотели?» – это служит намеком на то, что он предпочел бы не делать заказ «а-ля карт» по причине его дороговизны, и от гостя ожидается, что он сделает выбор из меню, пропустив разные закуски и супы, которые предусматриваются перед первым блюдом при заказе «а-ля карт».

Если же хозяин не испытывает стеснения в средствах, а гость колеблется в выборе, не зная, может ли он заказать очень дорогое блюдо, хозяин может предложить: «Что бы вы предпочли первым? Устрицы здесь очень хороши», и так далее. В некоторых очень дорогих ресторанах даме дают специальное меню без указания цен (с ее стороны в этом случае благоразумнее всего подождать, когда пригласивший ее предложит «бифштекс Шатобриан» или «золотого фазана»); можно попросить его сделать заказ самому, сказав, если н



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-08-26 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: